Конспект урока русского языка в 6 классе «Причастный оборот»
Цели:
знакомство с причастным оборотом,
анализ синтаксических связей между определяемым словом и причастным оборотом,
внутри причастного оборота (согласование, управление).
Задачи:
конструировать предложения с причастным оборотом, правильно употреблять причастный оборот в речи (согласовывать с определяемым словом).
-
Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
-
Повторение.
-
Что такое причастие?
-
Назовите признаки прилагательного у причастия.
-
Назовите признаки глагола у причастия.
-
Выпишите из записанных на доске слов причастия.
Уставший, глубокий, растерять, нахмуренный, выступавший, ночующий.
Назовите признаки прилагательного и глагола в записанных причастиях.
III. Определение проблемы урока.
Ученики сравнивают словосочетания, устанавливают зависимость между причастием и существительным, формулируют основной вопрос (проблему) урока и сравнивают с формулировкой в конце учебника.
Читающий мальчик ———- читающий книгу.
Чем отличаются эти словосочетания?
Читающий мальчик: главное слово – мальчик (какой?) читающий. Способ связи слов в словосочетании – согласование.
Читающий книгу: главное слово – читающий (что?) книгу. Способ связи слов в словосочетании – управление.
IV. Открытие новых знаний.
1. Упр. 520 – наблюдение над графическими обозначениями связи причастия с именами существительными.
– В каком предложении само причастие может быть главным словом? (Во 2, 3).
Формулирование первого предварительного вывода.
Учитель сообщает, что во втором и третьем предложениях смысловой отрезок называется причастным оборотом.
2. Упр. 521 – чтение текста в рамочке.
– Сколько в тексте частей?
– Задайте вопрос к каждой части.
– Запишите ключевые слова. (Причастный оборот, смысловой отрезок, один член предложения.)
– Как вы поняли, что такое определяемое слово? (От которого зависит причастие, главное для него.)
– А может ли зависимое слово быть именем существительным?
– Расскажите, как вы поняли текст (с опорой на схему и ключевые слова).
3. Упр. 522.
Ученики записывают словосочетания в два столбика: с определяемым словом и с зависимым словом при причастии.
4. Упр. 523 – наблюдение связи слов в словосочетаниях, где причастие является зависимым словом и где главным, выявление известного (вид связи – согласование) и нового.
5. Чтение текста в рамке (упр. 523).
Беседа на осмысление прочитанного:
– Какую новую информацию вы получили?
– Какое слово управляет в приведённых примерах? А какое является управляемым? Как по-другому мы называли его в причастном обороте? (Зависимым.)
V. Упр. 524. Развивается умение конструировать причастные обороты, устанавливать тип подчинительной связи в причастном обороте.
Упр. 525. Развивается умение конструировать предложения с причастными оборотами, графически обозначать причастный оборот и определяемое слово.
Выполняется в парах. Проверка коллективная.
Упр. 526 – анализ алгоритма нахождения причастного оборота.
Упр. 527 – развивается умение находить в предложении причастный оборот с опорой на алгоритм.
VII. Итог урока.
Солнце, заглянувшее в окно, заставило нас улыбнуться.
Придуманная история оказалась очень смешной.
В каком предложении использован причастный оборот? Докажите свой ответ.
VIII. Д/З. Упр. 528. Выучить правило.