Конспект урока русского языка в 6 классе «Причастный оборот»

Цели:

знакомство с причастным оборотом,

анализ синтаксических связей между определяемым словом и причастным оборотом,

внутри причастного оборота (согласование, управление).

Задачи:

конструировать предложения с причастным оборотом, правильно употреблять причастный оборот в речи (согласовывать с определяемым словом).

  1. Оргмомент. Проверка готовности к уроку.

  2. Повторение.

  1. Что такое причастие?

  2. Назовите признаки прилагательного у причастия.

  3. Назовите признаки глагола у причастия.

  4. Выпишите из записанных на доске слов причастия.

Уставший, глубокий, растерять, нахмуренный, выступавший, ночующий.

Назовите признаки прилагательного и глагола в записанных причастиях.

III. Определение проблемы урока.

Ученики сравнивают словосочетания, устанавливают зависимость между причастием и существительным, формулируют основной вопрос (проблему) урока и сравнивают с формулировкой в конце учебника.

Читающий мальчик ———- читающий книгу.

Чем отличаются эти словосочетания?

Читающий мальчик: главное слово – мальчик (какой?) читающий. Способ связи слов в словосочетании – согласование.

Читающий книгу: главное слово – читающий (что?) книгу. Способ связи слов в словосочетании – управление.

IV. Открытие новых знаний.

1. Упр. 520 – наблюдение над графическими обозначениями связи причастия с именами существительными.

В каком предложении само причастие может быть главным словом? (Во 2, 3).

Формулирование первого предварительного вывода.

Учитель сообщает, что во втором и третьем предложениях смысловой отрезок называется причастным оборотом.

2. Упр. 521 – чтение текста в рамочке.

Сколько в тексте частей?

Задайте вопрос к каждой части.

Запишите ключевые слова. (Причастный оборот, смысловой отрезок, один член предложения.)

Как вы поняли, что такое определяемое слово? (От которого зависит причастие, главное для него.)

А может ли зависимое слово быть именем существительным?

Расскажите, как вы поняли текст (с опорой на схему и ключевые слова).

3. Упр. 522.

Ученики записывают словосочетания в два столбика: с определяемым словом и с зависимым словом при причастии.

4. Упр. 523 – наблюдение связи слов в словосочетаниях, где причастие является зависимым словом и где главным, выявление известного (вид связи – согласование) и нового.

5. Чтение текста в рамке (упр. 523).

Беседа на осмысление прочитанного:

Какую новую информацию вы получили?

Какое слово управляет в приведённых примерах? А какое является управляемым? Как по-другому мы называли его в причастном обороте? (Зависимым.)

V. Упр. 524. Развивается умение конструировать причастные обороты, устанавливать тип подчинительной связи в причастном обороте.

Упр. 525. Развивается умение конструировать предложения с причастными оборотами, графически обозначать причастный оборот и определяемое слово.

Выполняется в парах. Проверка коллективная.

Упр. 526 – анализ алгоритма нахождения причастного оборота.

Упр. 527 – развивается умение находить в предложении причастный оборот с опорой на алгоритм.

VII. Итог урока.

Солнце, заглянувшее в окно, заставило нас улыбнуться.

Придуманная история оказалась очень смешной.

В каком предложении использован причастный оборот? Докажите свой ответ.

VIII. Д/З. Упр. 528. Выучить правило.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here