Данилейко Татьяна Аркадьевна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Бабежская СОШ»

Конспект урока русского языка в 7 классе на тему: «Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».

Цели:

1.Закрепить сведения о деепричастии и деепричастном обороте.

2.Выработать умение находить деепричастный оборот, правильно ставить знаки препинания при нём. Учить отличать причастия от деепричастий, причастный оборот от деепричастного.

3.Воспитывать любовь к родному языку, вызвать интерес к изучаемой теме.

Оборудование. ТСО, слайды, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока.

1.Синтаксическая пятиминутка.

— Выполнить синтаксический разбор предложения.

Д..ревья радос..но тр..пещут, купаясь в небе, заполнен..ом солнечным светом.

-Образовать все возможные формы причастий (1 вариант) и деепричастий ( 2 вариант) от данных глаголов :

Решить, писать, читать, входить, сесть, встать, выйти, дышать, сердиться, думать, слушать, сделать.

2.Теоретическая пятиминутка.

-Что такое причастие?

-Что такое деепричастие?

-Что называется причастным и деепричастным оборотом?

-Чем отличается причастный оборот от деепричастного?

3.Игра «Кто быстрее?» (слайд №1)

-Кто быстрее и правильнее образует причастия и деепричастия от данных глаголов?

4. Работа с сигнальными карточками. Учитель читает предложения, а ученики поднимают карточки, красный цвет-сигнал деепричастного оборота, зелёный-причастного.

1) Сапёры, управляющие лодкой, не бросали вёсел.

2) Сапёры, управляя лодкой, не бросали вёсел.

3) Палка, торчавшая из воды, служила ориентиром.

4)Палка, торча из воды, служила ориентиром.

5) Лодка, управляемая твёрдыми и сильными руками, чиркнула плоским днищем о песчаную отмель.

6) Струи пуль тяжёлого пулемёта, установленного на лодке, просвистели поверх голов.

7) Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.

8)Приехав в Оренбург, я прямо явился к генералу.

5.Какой схеме соответствует данное предложение: Спустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. (слайд №2).

6.По страницам художественных произведений.

-Найти деепричастные обороты. Указать авторов и названия данных произведений.(отрывки на слайдах).

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет.

То заплачет, как дитя. (А. С. Пушкин «Зимний вечер»).

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит. (А. С. Пушкин «Зимнее утро»).

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей. (А. С. Пушкин «Пророк»).

На руль склонясь, наш кормщик умный

В молчанье правил грузный чёлн;

А я – беспечной веры полн –

Пловцам я пел… (А. С. Пушкин «Арион»).

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой…» (М. Ю. Лермонтов «Бородино»).

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус. (М. Ю. Лермонтов «Бородино»).

У Чёрного моря чинара стоит молодая;

С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская;

На ветвях зелёных качаются райские птицы;

Поют они песни про славу морской царь-девицы. (М. Ю. Лермонтов «Листок»).

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается. (М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова»).

7.Самостоятельная работа.

Текст проецируется на экран или учащимся раздаются карточки с текстом.

-Списать текст, образовать от глаголов в скобках деепричастия или причастия; расставить знаки препинания, вставив пропущенные буквы (по вариантам).

1 вариант.

По ясному небу н..слись (не закрыть) со..нца низкие дымчатые тучи. (Запыхаться) мчится вдоль дороги мартовский ветерок. (Извиниться) за майскую погоду черёмуха пригласила всех знакомых на ча..питие. (Думать) о звёздах мы думаем и о земном.

2 вариант.

Если прищ..рить глаза то высоко (мерцать) звёздоч..ки пр..близят..ся. (Разогнать) обл..ка прокатился по небу тонким колесом позолоче(н,нн)ый мес..ц. Обл..ка (задевать) за рыжую бороду молодого мес..ца сд..рают с неё позолоту и плывут дальше уже (окрасить).

8. Тестирование (из материалов ЕГЭ).

-Выберите грамматически правильно построенное предложение.

Прочитав этот рассказ,…

а)…меня, как живые, окружали его герои;

б)…я много думал о событиях, описанных в нём;

в)…мне стало грустно;

г)…он мне понравился.

-Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:

а) Пуля визжа и свистя пролетела над головой.

б) Моя собака, почуяв зайца, насторожилась.

в) Осветив край леса и согревая утренний воздух, медленно поднимается запоздалое солнце.

г) Я осторожно спустился к ручью и, набрав воды в котелок, внимательно осмотрелся.

-Найдите слова с ударением на втором слоге:

а) заняв;

б) начав;

в) начал;

г) приняв.

9.Итог урока. Игра «Третий лишний».

1) сбегая, провожая, трепещущий;

2) весело, обдумав, решая;

3) желая, хотеть, любя;

4) зная, действуя, земная.

Домашнее задание. Подобрать примеры из прозаических произведений А. С. Пушкина с причастными и деепричастными оборотами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here