МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ИМ. Л.В. РЯБИНИНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ШАРЬЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Методическое объединение учителей русского языка и литературы
Русский язык и литература
Разработка урока русского языка на тему
«Проблемы современного русского языка» 7 класс
Работу выполнила: Кубасова Е.С., учитель русского языка и литературы
г. Шарья, 2014 год
Конспект урока русского языка в 7 классе
Предмет: русский язык
Область: филология
Тема «Проблемы современного русского языка»
Цель: Выявить роль языка в формировании личности человека через знакомство с текстами о русском языке.
Методы обучения: кейс – метод, метод анализа.
Формы организации деятельности учащихся: анализ, формулирование проблемы, комментирование, беседа.
Оборудование: компьютер, проектор, конверты с заданиями для групп, толковый словарь
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формы организации деятельности учеников |
Делит класс на 3 группы
Начало обсуждения: Найдите в толковом словаре лексическое значение слова « нормально» Язык – показатель развития личности. Что же мешает нам прекрасно владеть своим родным языком? Вариантов решения этой проблемы несколько. Выявить эти проблемы, сформулировать пути их решения – такова цель нашего сегодняшнего урока.
-У каждой группы на столах лежат конверты с заданиями. Откройте их и прочитайте.
Предлагает задания учащимся, контролирует деятельность групп.
Корректирует ответы учащихся, комментирует, даёт оценку
Закончить занятие хочется словами Н. М. Карамзина « Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, есть ли надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!»
Выпишите высказывания выдающихся писателей о русском языке
| Анализ диалога (разыграть сценку).
Встретились два приятеля. — Как живёшь? — Нормально. — А с учёбой как? — Нормально. — Ты, говорят, болел. Теперь – всё в порядке? — Нормально. — Странно ты говоришь… — Почему? Нормально. — Ты считаешь – нормально? — Нормально.
Выполняют задание
Задания группам
Языковой материал первой группе.
1)« Русский язык – четвертый из самых распространённых языков в мире. На нем общаются более 160 народов и национальностей России. Для 170 миллионов человек русский язык является родным, в том числе для 30 миллионов, проживающих за рубежом России. В настоящее время около 180 миллионов человек по всему миру изучают русский язык и 350 миллионов человек понимают его.»
2)- Раз уж вы меня спросили, (Хоть кого, иди, спроси) Я отвечу: Да, засилье, Слов нерусских на Руси.
Взять, к примеру, слово хакер – Не по нашему уму, Дистребютор, брокер, байкер –Кто такие? Не пойму. В. Пахомов «Монолог о проблеме русского языка»
3) Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. ( М. Горький )
Языковой материал второй группе.
1)Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
2)Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи. ( Н. В. Гоголь )
3) Наш русский язык, более всех новых, может быть, способен приблизиться к языкам классическим по своему богатству, силе, свободе расположения, обилию форм. (Добролюбов )
Языковой материал третьей группе.
Выступление групп
Работают в группах
Записывают домашнее задание | Формулирование проблемы
Беседа
Формулировка проблемы, комментирование, анализ
Формулировка проблемы, комментирование, анализ
Формулировка проблемы, комментирование, анализ
Анализируют, приводят аргументы, оценивают ответы друг друга
Комментируют высказывание
|