Урок русского языка в 7 классе
по теме:
« Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация».
Учитель русского языка и литературы:
Харченко О.Е.
Тема урока: « Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация».
Цели урока: 1. Повторить сведения из раздела « Синтаксис и пунктуация».
2. Закрепить умение ставить знаки препинания в простом и
сложном предложениях.
3. Воспитывать любовь к родной природе.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний учащихся.
-
Беседа с учащимися по материалу домашнего задания.
-
— В какую группу славянских языков входит русский язык?
-Какие доказательства их родственности вы можете привести?
— Как вы докажите , что язык – развивающееся явление?
— Как называется наука о языке?
— Какие разделы науки о языке вы изучали?
— Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?
— Какие знаки препинания вы знаете?
2. Разбор предложения:
Семечко у клена с ветки сорвалось и на крепких крыльях быстро унеслось.
— Что является грамматической основой предложения?
— Какие словосочетания входят в предложения? Выпишите их.
— Какие члены предложения вы обозначили? Сколько всего членов
предложения в русском языке?
— Охарактеризуйте предложение. Поставили ли вы запятую перед и
Почему? Докажите.
3.Пока работает класс, несколько учащихся ( сильные) выполняют работу по карточке.
КАРТОЧКА:
1. Разобрать предложение: Туман струится в перелеске, уходит в неба синеву, и белоствольные березки роняют желтую листву.
2. Построить схему данного предложения.
3. Объяснить все изученные орфограммы.
III. Закрепление синтаксических навыков.
1. Работа с текстом.
— Устная работа. Угадайте времена года.
— Письменно. Объясните постановку запятых в предложениях.
Снежинки во двор прилетели, и лужицы стынут во льду. Скорей
закрывайте, метели, кусты и деревья в лесу.
Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер
прихотливый золотые лепестки.
-
Упражнение на развитие.
На доске предложение: Вера видела, что её подруга шла по улице и поприветствовала её.
Задание: расставить знаки препинания так, чтобы стало ясно, кто кого поприветствовал.
( Выполнив задание, учащиеся приходят к выводу, что знак
препинания – смысловой знак.)
-
Самостоятельная работа.
Учащиеся из простых предложений составляют сложные, используя подходящие по смыслу союзы и расставляя знаки препинания.
Мы остановились на ночлег. Наша лодка причалила к берегу .В саду падали и падали листья. Шелест травы не прекращался. Всё вокруг осветилось. Ствол березки стал серебряным. На опушке есть малинник. Мы взяли с собой кружки..
4. Упражнение №12 с. 7
IV. Итог урока.
-
Что изучает пунктуация?
-
Как связана пунктуация с синтаксисом?
-
Расскажите о знаках препинания в сложном предложении.
-
Приведите примеры сложных предложений.
V. Домашнее задание.
Упражнение №12, п. 2, стр.6-7