Урок русского языка в 7 классе

по теме:

« Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация».

Учитель русского языка и литературы:

Харченко О.Е.

Тема урока: « Разделы науки о языке. Синтаксис и пунктуация».

Цели урока: 1. Повторить сведения из раздела « Синтаксис и пунктуация».

2. Закрепить умение ставить знаки препинания в простом и

сложном предложениях.

3. Воспитывать любовь к родной природе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

    1. Беседа с учащимися по материалу домашнего задания.

— В какую группу славянских языков входит русский язык?

-Какие доказательства их родственности вы можете привести?

— Как вы докажите , что язык – развивающееся явление?

— Как называется наука о языке?

— Какие разделы науки о языке вы изучали?

— Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация?

— Какие знаки препинания вы знаете?

2. Разбор предложения:

Семечко у клена с ветки сорвалось и на крепких крыльях быстро унеслось.

— Что является грамматической основой предложения?

— Какие словосочетания входят в предложения? Выпишите их.

— Какие члены предложения вы обозначили? Сколько всего членов

предложения в русском языке?

— Охарактеризуйте предложение. Поставили ли вы запятую перед и

Почему? Докажите.

3.Пока работает класс, несколько учащихся ( сильные) выполняют работу по карточке.

КАРТОЧКА:

1. Разобрать предложение: Туман струится в перелеске, уходит в неба синеву, и белоствольные березки роняют желтую листву.

2. Построить схему данного предложения.

3. Объяснить все изученные орфограммы.

III. Закрепление синтаксических навыков.

1. Работа с текстом.

— Устная работа. Угадайте времена года.

— Письменно. Объясните постановку запятых в предложениях.

Снежинки во двор прилетели, и лужицы стынут во льду. Скорей

закрывайте, метели, кусты и деревья в лесу.

Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер

прихотливый золотые лепестки.

    1. Упражнение на развитие.

На доске предложение: Вера видела, что её подруга шла по улице и поприветствовала её.

Задание: расставить знаки препинания так, чтобы стало ясно, кто кого поприветствовал.

( Выполнив задание, учащиеся приходят к выводу, что знак

препинания – смысловой знак.)

    1. Самостоятельная работа.

Учащиеся из простых предложений составляют сложные, используя подходящие по смыслу союзы и расставляя знаки препинания.

Мы остановились на ночлег. Наша лодка причалила к берегу .В саду падали и падали листья. Шелест травы не прекращался. Всё вокруг осветилось. Ствол березки стал серебряным. На опушке есть малинник. Мы взяли с собой кружки..

4. Упражнение №12 с. 7

IV. Итог урока.

  • Что изучает пунктуация?

  • Как связана пунктуация с синтаксисом?

  • Расскажите о знаках препинания в сложном предложении.

  • Приведите примеры сложных предложений.

V. Домашнее задание.

Упражнение №12, п. 2, стр.6-7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here