Тематическое планирование
Русский язык 1 класс
Тема урока | Кол-во часов | Результат | Деятельность учащихся | стр. учебника | |
1 | Наша речь | 1 | Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи | Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. | 6-7 |
2 | Устная и письменная речь | 1 | Понятие устная и письменная речь | Научатся распознавать устную и письменную речь | 7-8 |
3-4 | Текст, предложение | 2 | Дать первичное представление о видах предложений и тексте | Научить определять границы предложения, учиться распознавать текст | 9-13 |
5 | Диалог | 1 | Познакомить с понятием диалог, оформление предложений на письме | Научатся отличать диалог от других типов речи | 14-16 |
6 | Роль слов в речи.
| 1 | Роль слов в речи | Научатся составлять предложение по опорным словам | 18-20 |
7-8 | Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов. | 1 | Познакомить со словами — названия предметов, признаков предметов, действий предметов.
| Научатся классифицировать и объединять слова в тематические группы | 21-24 |
9 | Диктант 2 | 1 | Выявить умение грамотно писать под диктовку. | Контролировать и оценивать свою работу и ее результат |
|
10 | Слова однозначные и многозначные | 1 | Ознакомить с однозначными и многозначными , близкими и противоположными по значению словами | Научатся различать однозначные и многозначные слова | 25-29 |
11-12 | Слово и слог | 2 | Формировать умение делить слова на слоги | Научатся определять количество слогов в слове | 32-35 |
13-14 | Деление слов на слоги. Перенос слова | 2 | Формировать умение делить слова на слоги | Учащиеся научиться делить слова для переноса | 36-38 |
15-16 | Ударение. Ударные и безударные слоги. | 2 | Познакомить со случаями, когда ударение не ставится | Научатся определять ударные и безударные слоги в словах | 39-44 |
17-18 | Звуки и буквы | 2 | Уточнить представление о существенных признаках звуков и букв
| Научатся распознавать условные обозначения звуков речи | 46-51 |
19-20 | Русский алфавит или Азбука | 2 | Формировать умение располагать заданные слова в алфавитном порядке | Научатся применять знание алфавита при выполнение практических заданий | 52-57 |
21 | Диктант 3 | 1 | Выявить умение грамотно писать под диктовку. | Контролировать и оценивать свою работу и ее результат |
|
22 | Гласные звуки | 1 | Определение гласных звуков и букв | Научатся обозначать буквами гласные звуки | 58-59 |
23 | Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах | 1 | Соотносить количество звуков и букв в слове | Научатся объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах | 60-62 |
24 | Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э. | 1 | |||
25-28 | Ударные и безударные гласные звуки | 4 | Познакомить с правилом проверочного слова | Научатся определять ударные и безударные гласные звуки в слове | 63-73 |
29 | Диктант 4 | 1 | Выявить умение грамотно писать под диктовку. | Контролировать и оценивать свою работу и ее результат |
|
29-30 | Согласные звуки | 2 | Дать представление о переносе слова с удвоенными согласными | Научатся переносить слова с удвоенными буквами | 74-78 |
31 | Слова с буквой И и Й | 1 | Познакомить с правилами переноса слов с буквой Й | Научатся распознавать согласный звук [й,] и гласный звук [и] | 79-80 |
32-33 | Твёрдые и мягкие согласные звуки | 2 | Умение распознавать в слове мягкие и твердые согласные | Научатся обозначать на письме твердость и мягкость согласного | 81-86 |
34-35 | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | 2 | Обозначение мягкости согласных мягким знаком | Научатся переносить слова с мягким знаком | 87-90 |
36 | Диктант 5 | 1 | Выявить умение грамотно писать под диктовку. | Контролировать и оценивать свою работу и ее результат |
|
37 | Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | 1 | Развивать устную и письменную речь | Научатся составлять текст из предложений | 91 |
38-41 | Согласные звонкие и глухие | 4 | Формировать умение подбирать проверочные слова | Научатся соотносить произношение и написание парного согласного на конце слова | 92-103 |
42 | Шипящие согласные звуки | 1 | Распознавание шипящих согласных на конце | Научатся правильно произносить согласные звуки | 104-105 |
43-44 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ | 2 | Развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ | Научатся находить слова с сочетаниями | 106-109 |
45-46 | Буква сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 2 | Развивать навыки правописания слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу | Научатся находить слова с сочетаниями | 110-111 |
47 | Диктант 6 | 1 | Выявить умение грамотно писать под диктовку. | Контролировать и оценивать свою работу и ее результат |
|
46-48 | Заглавная буква в словах | 2 | Правила употребления заглавной буквы в именах собственных | Научатся распознавать имена собственные | 122-133 |
49 | Проект «Сказочная страничка» | 1 | Умение подбирать текстовую информацию | Умение представлять свой проект |
|
50 | Повторение и обобщение изученного материала | 1 | Повторить материал, изученный в 1-ом классе | Научатся систематизировать полученные знания |
|
Тематическое планирование
Русский язык 2 класс
Раздел. Название темы. | Кол-во часов | Элементы содержания.
| Универсальные учебные действия. | |
I четверть – 45 часов Наша речь – 4 урока | ||||
1 | Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь. Отличие письменной речи от устной. | 1 | Восприятие и понимание звучащей речи. Речь устная, письменная. Восприятие и понимание звучащей речи. Речевой этикет. | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностью собственной речи и оценивать ее. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Работать с памяткой «Как правильно списывать предложение» |
2 | Язык – средство общения людей. | 1 | ||
3 | Диалог и монолог. | 1 | Отличать диалогическую и монологическую речь. Использовать в речи монолог и диалог. Участвовать в учебном диалоге. Работать со страничкой для любознательных. Составлять по рисунку диалог и монолог. | |
4 | Речевой этикет в ситуации общения. Тест. | 1 | ||
Текст – 5 уроков. | ||||
5 | Текст. Признаки текста. | 1 | Устное сочинение по рисункам, данному началу и опорным словам. Уточнение представлений о признаках текста. | Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к данному тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять рассказ по рисункам, данному началу и опорным словам. |
6 | Тема и главная мысль текста. | 1 | Определение темы текста, главной мысли, подбор заголовка. | |
7 | Текст. Части текста. | 1 | Знакомство со структурой текста. Определение темы текста, главной мысли. | |
8 | Диктант 1. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | |
9 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Предложение – 12 часов. | ||||
10 | Предложение. Различение предложения. | 1 | Воспроизведение знаний о предложении. Умение различать предложения. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Составлять предложения из слов. Писать слова в предложении раздельно. |
11 | Предложение состоит из слов, связанных по смыслу. | 1 | Ознакомление с ролью предложений в речи. | |
12 | Связь слов в предложении. Контрольное списывание. | 1 | Определение границ предложений, составление предложений из слов и их запись. | |
13-14 | Главные и второстепенные члены предложения. | 2 | Общее представление о главных и второстепенных членах предложения. | Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически правильно основу предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Различать распространенной (с второстепенными членами) и нераспространенные (без второстепенных членов) предложения. Составлять рассказ по репродукции картины И.С.Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. |
15 | Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. | 1 | Формирование общего представления о главных членах предложения. | |
16 | Простое распространённое и нераспространенное предложения. | 1 | Формирование представления о простом распространённом и нераспространенном предложении. | |
17 | Установление связи слов в предложении. | 1 | Установление связи слов в предложении. | |
18 | Развитие речи. Обучающее сочинение по картине | 1 | Рассматривание картины, составление описательного текста по вопросам учителя и данному началу. | |
19 | Анализ сочинений | 1 | ||
20 | Контрольный диктант 2. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | |
21 | Работа над ошибками | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Слова, слова, слова – 23 часа | ||||
22-23 | Слово и его лексическое значение. | 2 | Общее представление о лексическом значении слова. | Определять значение слова по словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Распознавать многозначные слова, слова с прямым и переносным значениях. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. |
24 | Слова однозначные и многозначные. | 1 | Уточнение представления об однозначных и многозначных словах. | |
25 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | Употребление слов в прямом и переносном значении. | |
26 | Синонимы. | 1 | Ознакомление со словами – синонимами. | Распознавать среди данных пар слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях. Определять смысловое значение пословиц с использованием в них языковых средств. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам. |
27-28 | Антонимы. | 2 | Ознакомление со словами – антонимами. | |
29 | Контрольный диктант 3 | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | |
30 | Работа над ошибками | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
31-32 | Общее представление о родственных словах. | 2
| Общее представление о родственных словах | Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять в однокоренных словах корень, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимическими корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. |
32-33 | Однокоренные слова. Корень слова – главная значимая часть слова. | 2 | Общее представление об однокоренных словах. Корень — главная значимая часть слова. | |
34 | Общее представление о слоге. Деление слов на слоги. | 1 | Общее представление о слоге. Слогообразующая роль гласных в слоге. Деление слов на слоги. | |
35 | Общее представление об ударении. Словесное ударение. | 1 | Общее представление об ударении. Определение ударения в словах. Словесное ударение. | Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над разноместностью и подвижностью ударения русского языка. |
36-37 | Общее представление об ударных и безударных слогах. | 2 | Проверка написания безударных гласных в слове. | |
38 | Перенос слов.
| 1 | Ознакомление с правилами переноса слов. | Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. Перенос слов по слогам. Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик). Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
39 | Упражнения в переносе слов. Употребление знака переноса. | 1 | Деление слов на слоги и перенос слов с одной строки на другую. | |
40 | Сочинение по серии сюжетных рисунков и вопросам. | 1 | Выделение в тексте темы и основной мысли. | |
41 | Работа над ошибками. | 1 | ||
42 | Контрольный диктант 4 | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | |
43 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Звуки и буквы – 34 часа | ||||
44 | Звуки и буквы, их обозначающие. | 1 | Представление о роли звуков в различии смысла слов. | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условное обозначение звуков. |
45 | Русский алфавит. |
| Правильное произношение букв алфавита. | |
II четверть – 35 часов | ||||
46 | Роль алфавита в жизни людей. | 1 | Использование алфавита при нахождении слов в словаре. | Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, которой они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу., называть соседние буквы по отношению к заданной. |
47 | Написание слов с большой буквы. | 1 | Случаи написания слов с большой буквы. | |
48 | Гласные звуки и буквы, их обозначающие. | 1 | Распознавание гласных звуков по их основным признакам. | |
49 | Контрольный диктант 5 | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | |
50 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
51 | Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне слова. | 1 | Гласные ударные и безударные. Правописание безударной гласной | Находить в слове гласные буквы. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. |
52 | Роль гласных букв е, ё , ю, я в словах. Письменные ответы на вопросы к тексту | 1 | Различение роли букв е, ё, ю, я в словах. Передача содержания текста с опорой на вопросы. | |
53 | Правописание безударных гласных. Особенности проверочного слова. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слово. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны-слон, слоник; трава – травы, травка). Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударными гласными в корне. Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове). Объяснять правописание слова с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки написания. |
54-55 | Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова. | 2 | ||
56 | Проверка правописания безударных гласных в корне. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
57 | Разные способы проверки правописания безударных гласных в корне. | 1 | ||
58 | Упражнение в написании слов с безударными гласными в корне. | 1 | Гласные ударные и безударные. Правописание безударной гласной. | |
59 | Правописание безударных гласных в корне слова. Восстановление деформированного текста. | 1 | Гласные ударные и безударные. Правописание безударной гласной. | |
60 | Контрольный диктант 6 | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы). Оценивать свои достижения при выполнении заданий. |
61 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
62 | Согласные звуки и буквы, их обозначающие | 1 | Звуки гласные и согласные; буквы, их обозначающие. Различие согласных звонких и глухих, мягких и твёрдых. | Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласный звук [й,] и гласный звук [и]. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ванн-на) |
63-64 | Согласный звук Й, и буква «и краткое». | 2 | Общее представление о согласном звуке Й,, обозначение его буквой. | |
65 | Правописание удвоенных согласных букв. | 1 | Уточнение представлений о словах с удвоенными согласными. | |
66 | Сочинение по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси». | 1 | Отличие письменной речи от устной. Определение темы текста и главной мысли. | Составлять рассказ по репродукции картины А.С.Степанова «Лоси» и опорными слова, записывать составленный рассказ. |
67 | Наши проекты. Работа над ошибками. | 1 | Создание нового информационного объекта – знаменательных заданий по русскому языку | Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания в учебнике). |
68 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения на письме. | 1 | Различение согласных мягких и твёрдых. Обозначение мягких и твёрдых согласных звуков на письме. | Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснить причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Пробирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким звуком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). Оценивать свои достижения при выполнении задания «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
69 | Различение согласных мягких и твёрдых звуков. Восстановление деформированного текста. | 1 | Различение согласных мягких и твёрдых. Обозначение мягких и твёрдых согласных звуков. | |
70 | Мягкий знак. Роль мягкого знака как показателя мягкости согласного звука в слове. | 1 | Употребление мягкого знака. Способы обозначения мягкости согласного звука. | |
71-72 | Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком. | 2 | Употребление мягкого знака. Способы обозначения мягкости согласного звука. | |
73 | Контрольный диктант 7 | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
74 | Проверочная работа. | 1 | ||
75 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
76 | Наши проекты | 1 | Защита проектов. | Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания в учебнике). |
77 | Обобщающий урок по теме. | 1 | Обобщить и систематизировать знания по теме. | |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками – 29 часов | ||||
78 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ | 1 | Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. | Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями ЧН, ЧТ (чтобы, скучно и др.). |
79 | Развитие речи. Обучающее сочинение. | 1 | Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. | |
80 | Повторение темы «Твердые и мягкие согласные» | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
III четверть – 50 часов | ||||
81 | Наши проекты. Рифма | 1 | Формировать мотивации к исследовательской и творческой работе. | Находить в тексте рифмующие строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы. |
82-83 | Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ | 2 | Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | Находить в словах буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, подбирать примеры с таким буквосочетанием. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. |
84 | Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ. Проверь себя. | 1 | ||
85-86 | Звонкие и глухие согласные. | 2 | Правописание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласными и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Формировать умение ставить перед собой орфографическую задачу при написании слов, определять пути ее решения, решать ее в соответствии с изученным правилом. | Различать глухие и звонкие согласные, парные и непарные. Характеризовать согласные звуки (глухой — звонкий, парный – непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные на конце слова и в конце перед другими согласными. Соотносить произношение и написание парного согласного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в конце пред согласным звуком. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которого надо проверить. Различать проверочное и проверяемое слово. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка – трава, мороз – морозы, морозный). |
87 | Проверка парных согласных в корне слова | 1 | ||
88 | Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных | 1 | ||
89 | Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста | 1 | ||
90-92 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 3 | ||
93-94 | Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана | 2 | ||
95 | Контрольный диктант 8. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
96 | Работа над ошибками. Обобщение изученного материала | 1 | Отличие письменной речи от устной. Определение темы текста и главной мысли. | |
97 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | Использование на письме разделительного мягкого знака. Наблюдать над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в словах. | Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Приводить примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком – показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Составлять устный рассказ по серии рисунков (под руководством учителя). |
98-99 | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 2 | ||
100-101 | Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала | 2 | ||
102 | Контрольное списывание | 1 | ||
103 | Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 1 | ||
104 | Обобщение знаний по теме. Работа над ошибками. | 1 | ||
105-106 | Обобщение изученного материала | 2 | ||
Части речи – 47 часов | ||||
107 | Части речи. | 2 | Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.
Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение.
Распознавать имена существительные среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу.
Объяснять лексическое значение слов – имен существительных.
Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.
Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам кто? и что?, подбирать примеры таких существительных.
Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.
Писать с заглавной буквы имена собственные.
Находить информацию ( с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернете, о происхождении своей фамилии и названии своего города.
Составлять устный рассказ о своем любимом животном на основе наблюдений и по вопросам учителя. |
108 | Имя существительное как часть речи. | 1 | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающие эти части и явления.
Заглавная буква в именах собственных.
Развитие познавательного интереса к происхождению имен и фамилий, история названия своего города.
Составление устного рассказа по репродукции картины.
Формирование чувства гордости за богатырей, защитников земли Русской, прославленных в былинах и картинах художников; воспитание патриотизма.
Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. | |
109 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | ||
110 | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | ||
111 | Правописание собственных имен существительных | 1 | ||
112 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей | 1 | ||
113 | Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет | 1 | ||
114 | Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи | 1 | ||
115 | Заглавная буква в географических названиях | 1 | ||
116 | Обучающее изложение | 1 | ||
117 | Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы | 1 | ||
118 | Контрольный диктант 9. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
119 | Работа над ошибками | 1 | Отличие письменной речи от устной. Определение темы текста и главной мысли. | |
120-122 | Единственное и множественное число имен существительных | 3 | Изменение существительных по числам. Имена существительные употребляемые только в одном числе (ножницы, молоко). | Определять число имен существительных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам (книга – книги). Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа. |
123-124 | Обобщение знаний по теме. Проверка знаний. | 2 | ||
125 | Контрольный диктант 10 | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
126 | Работа над ошибками | 1 | Отличие письменной речи от устной. Определение темы текста и главной мысли. | |
127-129 | Глагол как часть речи. | 3 | Синтаксическ5ая функция глагола в предложении. | Распознавать глаголы среди других частей речи. |
IV четверть – 40 часов | ||||
130-131 | Единственное и множественное число глаголов | 2 | Изменение глаголов по числам. Формирование навыка правильно употребления глаголов (одеть, надеть) в речи. Правописание частицы НЕ с глаголом. Понятие о тексте повествовании. Роль глаголов в тексте-повествовании. | Распознавать глагол среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употребленные в прямом и переносном значении. Определять каким членом предложения является глагол в предложении. Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, употреблять глаголы в определенном числе. |
132 | Правописание частицы НЕ с глаголами | 1 | ||
133 | Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» | 1 | ||
134-135 | Текст-повествование. | 2 | ||
136 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении. | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи по лексическому значению и вопросу. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Определять каким членом предложения является имя прилагательное. Определять число имен прилагательных, распределять имена прилагательные по группам в зависимости от числа, изменять имена прилагательные по числам. Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имен прилагательных в тексте-описании. Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовки работы). Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф.П.Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» (под руководством учителя) |
137 | Связь имени прилагательного с именем существительным | 1 | ||
138 | Прилагательные, близкие и противоположные по значению | 1 | ||
139 | Единственное и множественное число имен прилагательных | 1 | Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Понятие о тексте описании. Роль имен прилагательных в тексте-описании. | |
140-141 | Текст-описание. | 2 | ||
142 | Общее понятие о предлоге | 1 | ||
143 | Раздельное написание предлогов со словами | 1 | ||
144-145 | Восстановление предложений | 2 | ||
146 | Контрольный диктант 11. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
147 | Работа над ошибками | 1 | Отличие письменной речи от устной. Определение темы текста и главной мысли. | |
148-149 | Местоимение (личное) как часть речи. | 2 | Значение личного местоимения, употребление в речи (общее представление). Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. | Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов в предложении. Различать местоимения и имена существительные. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. |
150-151 | Текст-рассуждение. | 2 | ||
152-153 | Обобщение полученных знаний по теме «Части речи». | 2 | ||
Повторение – 17 часов | ||||
154 | Повторение по теме «Текст» | 1 | Повторить и обобщить знания по изученным темам за год. Закрепить знание понятия о предложении, слове. Закрепить знание о лексическом значении слова, его многозначности.
| Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения |
155 | Обобщение изученного. Сочинение по картине | 1 | ||
156-157 | Повторение по теме «Предложение» | 2 | ||
158 | Повторение по теме «Слово и его значение» | 1 | ||
159-160 | Повторение по теме «Части речи» | 2 | Систематизировать знания об изученных частях речи. Систематизировать изученные знания о правописании слов.
| Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и местоимения среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу.
|
161 | Повторение по теме «Звуки и буквы» | 1 | ||
162 | Повторение по теме «Правила правописания» | 1 | ||
163 | Контрольное списывание | 1 | ||
164 | Контрольный диктант 12. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
165 | Работа над ошибками | 1 | Отличие письменной речи от устной. Определение темы текста и главной мысли. | |
166-169 | Повторение и закрепление изученного материала | 4 | Систематизировать знания полученные за второй год обучения. | Систематизировать знания, полученные на уроках русского языка. Совершенствовать умение работать с учебником, справочной литературой. |
170 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс | 1 |
Тематическое планирование
Русский язык 3 класс
Раздел. Название темы. | Кол-во часов | Элементы содержания.
| Универсальные учебные действия. | |
I четверть – 45 часов Язык и речь – 2часа. | ||||
1 | Виды речи. Речь – отражение культуры человека. | 1 | Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Составление текста по рисунку. | Различать язык и речь. Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Рассказать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. |
2 | Язык – основа национального самосознания. | 1 | ||
Текст. Предложение. Словосочетание. – 14 часов. | ||||
3 | Текст. Признаки текста. | 1 | Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. |
4 | Типы текстов: повествование, описание и рассуждение. | 1 | ||
5 | Предложение. Диалог. | 1 | Повторение и углубление представлений о предложении и диалоге. | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать не пунктированный текст, выделять в нем предложение. |
6-7 | Повествовательное, вопросительное, побудительное предложения. | 2 | Различать предложения по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения. | Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. |
8 | Восклицательные и невосклицательные предложения. | 1 | ||
9 | Предложение с обращением. | 1 | Общее представление об обращении. | Находить обращение в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. |
10 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | Главные и второстепенные члены предложения (без терминов). Разбор предложения по членам. | Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения, распространенные и нераспространенные предложения. Распространять нераспространенные предложения второстепенными членами. |
11 | Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 | ||
12 | Простое и сложное предложение. | 1 | Запятая в нутрии сложного предложения. | Различать простое и сложное предложение, объяснять знаки внутри сложного предложения. |
13-14 | Словосочетание. | 2 | Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетание главного и зависимого слова. | Различать словосочетание и предложение. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами и словосочетаниями. |
15 | Контрольный диктант 1. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
16 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Слово в языке и речи – 19 часов. | ||||
17-18 | Лексическое значение слова. | 2 | Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения. Однозначные и многозначные слова. | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначность слова, слова в прямом и переносном значении. |
19 | Омонимы. | 1 | Использование омонимов в речи. Работа со словарем омонимов. | Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. |
20 | Слово и словосочетание. | 1 | Установление связи слов в предложении. | Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. |
21-22 | Фразеологизмы. | 2 | Значение фразеологизмов и их использование в речи. | Находить в тексте и предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизмы от неустойчивого словосочетания. |
23-25 | Части речи. Общее и углубленное представление. | 3 | Обобщить знания об имени существительном, глаголе, имени прилагательном, местоимении. | Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки, изученных частей речи. |
26-27 | Имя числительное. | 2 | Дать общее представление об имени числительном. | |
28 | Контрольный диктант 2. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
29 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
30 | Слово и слог. | 1 | Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. | Различать слово и слог, звуки букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа роса, мороз, коньки, ёж. |
31-32 | Звуки и буквы. | 2 | ||
33 | Контрольный диктант 3. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
34 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
35 | Проект «Рассказ о слове» | 1 | Подбирать из разных источников информацию о слове и его окружении. Составлять словарную статью о слове, участвовать в ее презентации. | |
Состав слова – 16 часов. | ||||
35 | Корень слова. Однокоренные слова. | 1 | Совершенствовать умение определять корень слова, подбирать однокоренные слова. Работа со словарем однокоренных слов. | Формулировать определение однокоренные слова и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общем корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. |
36 | Чередование согласных в корне. | 1 | ||
37 | Сложные слова. | 1 | ||
38-39 | Формы слова. Окончание. | 2 | Познакомить с окончанием, его функцией в слове. | Находить окончание слова, путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов. |
40 | Контрольный диктант 4. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
41 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
42-43 | Приставка. | 2 | Формулировать определение приставки | Объяснить значение приставки в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставок. |
44-45 | Суффикс. | 2 | Формулировать определение суффикс. | Объяснить значение суффикса в слове. Выделять в словах суффикс. Образовывать слова с помощью суффикса. |
II четверть – 35 часов | ||||
46 | Основа слова. | 1 | Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарем. | Выделять в словах основу слова. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слова по составу |
47-49 | Обобщение знаний о составе слова | 3 | ||
50 | Проект «Семья слов» | 1 | Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом, участвовать в презентации своей работы. | |
Правописание частей слова – 30 часов. | ||||
51 | Правописание слов с орфограммами в значимых частях слова. | 1 | Формировать умение ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути ее решения. | Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действия для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. |
52-56 | Правописание слов с безударными гласными в корне. | 5 | Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формировать уважительное отношение к истории языка. | Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слов с изученными орфограммами. |
57-61 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. | 5 | Систематизировать знания о правописании слов с парными согласными по глухости – звонкости. | Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. |
62-66 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 5 | Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный. | Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы. |
67-69 | Правописание слов с удвоенными согласными. | 3 | Перенос слова с удвоенными согласными | Работать с орфографическим словарем. Составлять словарик слов с определенной орфограммой. |
70 | Контрольный диктант 5. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий.
|
71 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
72-75 | Правописание суффиксов и приставок. | 4 | Систематизировать знания о правописание безударных гласных и парных согласных в приставках и суффиксах. Различать приставку и предлог. | Познакомить с правописанием безударных гласных в приставке и суффиксе, доказывать правильность выбора правописания орфограммы. Взаимопроверка и самопроверка выполненной письменной работы. |
76-78 | Правописание приставок и предлогов. | 3 | ||
79-80 | Обобщение знаний о правописании значимых частей слова | 2 | ||
III четверть – 50 часов | ||||
Части речи – 76 часов | ||||
81 | Части речи. | 1 | Повторение и углубление знаний о частях речи | Определять по изученным признакам слова различных частей речи |
Имя существительное – 30 часов. | ||||
82 | Имя существительное как часть речи | 1 | Значение и употребление имен существительных в речи. Представление об устаревших словах в русском языке. Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану. Правописание имен собственных. | Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имен существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова – имена существительные. Выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
83-84 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 2 | ||
85-86 | Собственные и нарицательные имена существительные | 2 | ||
87 | Проект «Тайна имени» | 1 | Развитие интереса к тайнам имен, тайна своего имени; развитие мотивов к проведению исследовательских работ. | Наблюдать над толкованием значения некоторых имен. Составлять (с помощью взрослых) рассказ о собственном имени. |
88-89 | Число имен существительных. | 2 | Изменение имен существительных по числам. | Определять число имен существительных. Изменять форму числа имен существительных |
90 | Род имен существительных (первое представление) | 1 | Формировать нравственные представления о качествах и свойствах личности (жадности, неряшливости, невежестве, ябедничестве, лжи и т.д.). мягкий знак после шипящих на конце имен существительных женского рода. Составление устного рассказа по серии картинок. | Определение рода имен существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. |
91-92 | Мужской род имени существительного. | 2 | ||
93 | Женский род имени существительного. | 1 | ||
94 | Средний род имени существительного. | 1 | ||
95 | Контрольный диктант 6. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
96 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
97 | Падеж имен существительных. | 1 | Изменение имен существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные. Составление рассказа по репродукции И.Я.Билинина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | Анализировать таблицу «Склонение имен существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать название падежей. Работать с памяткой «Как определять падеж имени существительного». Определять падеж имен существительных. Составлять рассказ по репродукции картины. Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное. |
98-99 | Именительный падеж имен существительных. | 2 | ||
100-101 | Родительный падеж имен существительных. | 2 | ||
102-103 | Дательный падеж имен существительных. | 2 | ||
104-105 | Винительный падеж имен существительных. | 2 | ||
106-107 | Творительный падеж имен существительных. | 2 | ||
108-109 | Дательный падеж имени существительного | 2 | ||
110 | Контрольный диктант 7. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
111 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Имя прилагательное – 19 часов. | ||||
112 | Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Лексическое значение имен прилагательных. Обогащение словарного запаса именами прилагательными. Связь имени прилагательного с именем существительным. Роль имен прилагательных в тексте. | Распознавать имена прилагательные среди других частей речи. Определять лексическое значение имен прилагательных. Выделять словосочетания с именами прилагательными. Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные. |
113-114 | Повторение и обобщение знаний об имени прилагательном как части речи. | 2 | ||
115-116 | Сложные имена прилагательные. Текст- описание. | 2 | Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов. | Распознавать научное и художественное описания, наблюдать над употреблением имен прилагательных в таких текстах. |
117-118 | Форма имен прилагательных. | 2 | Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имен прилагательных от рода имен существительных. | Определение рода имен прилагательных, классификация имен прилагательных. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. |
119-120 | Род имен прилагательных. | 2 | ||
121-122 | Падеж имен прилагательных. | 2 | Изменение имен прилагательных, кроме имен прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин, по падежам. | Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имен прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам. |
123 | Контрольный диктант 8. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
124 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
125-129 | Обобщение знаний об именах прилагательных. | 3 | Морфологический разбор имени прилагательного. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А.Серова «Девочка с персиками» | Определять начальную форму имени прилагательного. Определять падеж имен прилагательных по падежу имен существительных. Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. |
IV четверть – 40 часов | ||||
130 | Проект «Имена прилагательные в загадках». | 1 | Развитие мотивов к проведению исследовательских работ. | Наблюдать над именами прилагательными в загадках, подбирать свои загадки с именами прилагательными, участвовать в конкурсе загадок. |
Местоимение – 5 часов | ||||
131-133 | Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-его лица. | 3 | Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3-его лица. | Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-его лица единственного числа). |
134 | Контрольный диктант 9. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
135 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Глагол – 21 час | ||||
136 | Глагол как часть речи. | 1 | Значение и употребление в речи глагола. Число. Изменение глагола по числам. Составление текста по сюжетным картинкам. Глагольные вопросы: что делать? и что сделать? | Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на неопределенный вопрос. Узнавать неопределенную форму глагола по вопросам. Образовывать от глагола в неопределенной форме однокоренные слова. |
137-138 | Изменение глаголов по числам. | 2 | ||
139 | Начальная (неопределенная) форма глагола. | 1 | ||
140141 | Число глаголов. | 2 | ||
142 | Контрольный диктант 10. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
143 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
144-146 | Время глагола. | 3 | Изменение глагола по временам. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану. | Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределенной формы глагола временные формы глагола Определять род и число глаголов прошедшего времени. |
147-148 | Род глагола в прошедшем времени. | 2 | ||
149-150 | Правописание НЕ с глаголами. | 2 | ||
151-153 | Обобщение знаний о глаголе. | 3 | ||
154 | Контрольный диктант 11. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
155 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
156 | Конференцию на тему «Части речи русского языка» | 1 | Развитие мотивов к проведению исследовательских работ. | Самостоятельно выбирать тему и подготавливать материал для доклада на конференции. |
Повторение – 13 часов | ||||
157-159 | Текст. | 3 | Определение темы текста, главной мысли, подбор заголовка. | Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. |
160-162 | Предложение. Главные и второстепенные члены предложение. | 3 | Различать предложения по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения | |
163 | Контрольный диктант 12. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
164 | Работа над ошибками. Обобщение знаний о тексте. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
165-169 | Части речи. | 5 | Повторение и обобщение знаний о частях речи | Определять по изученным признакам слова различных частей речи |
170 | Обобщение знаний по курсу русского языка за 3 класс | 1 | Систематизировать знания полученные за третий год обучения. | Систематизировать знания, полученные на уроках русского языка. Совершенствовать умение работать с учебником, справочной литературой. |
Тематическое планирование
Русский язык 4 класс
Раздел. Название темы. | Кол-во часов | Элементы содержания.
| Универсальные учебные действия. | |
I четверть – 45 часов | ||||
повторение – 11 часов. | ||||
1 | Наша речь и наш язык. | 1 | Диалогическая и монологическая речь | Анализировать высказывания о русском языке. |
2-4 | Текст. | 3 | Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. | Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. |
5-6 | Предложение. | 2 | Виды предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительные и побудительные. | Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания. Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи. |
7 | Обращение. | 1 | Нахождение в предложение обращения в начале, середине, конце. | Выделять обращение на письме. |
8 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. | Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении. |
9 | Основа предложения. | 1 | ||
10 | Контрольный диктант 1. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
11 | Работа над ошибками. Словосочетание. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Предложение – 9 часов. | ||||
12-14 | Однородные члены предложения. | 3 | Представление о предложении с однородными членами. Запятая между однородными членами предложения. Различение простых и сложных предложений. Союзы в сложном предложении. | Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте. Определять какими членами предложения являются однородные члены. Различать простое предложения с однородными членами и сложное предложение. |
15-18 | Простые и сложные предложения | 4 | ||
19 | Контрольный диктант 2. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
20 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Слово в языке и речи – 21 час. | ||||
21-24 | Лексическое значение слова. | 4 | Понимание слова как единства звучания и значения. Выделение слов, значение которые следует уточнить. | Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Объяснять принцип построения толкового словаря. Распознавать многозначность слова, слова в прямом и переносном смысле. |
Состав слова – 10 часов. | ||||
25-27 | Значимые части слова | 3 | Корень, приставка, суффикс. Значение суффиксов и приставок. | Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова и слова с омонимическими корнями. |
28-30 | Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. | 3 | Правописание слов с безударными гласными, с парными по глухости-звонкости согласными, с непроизносимыми согласными. | Устанавливать наличие изученных орфограмм в словах, обосновывать их написание. Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове. |
31-32 | Правописание Ъ и Ь разделительных знаков. | 2 | Правила правописания разделительных Ъ и Ь знаков в словах. | Работать с орфографическим словарем. |
33 | Контрольный диктант 3. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
34 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Части речи – 7 часов | ||||
35-36 | Повторен6ие и углубление представлений о частях речи. | 2 | Деление частей речи на самостоятельные и служебные. | Различать изученные части речи. Классифицировать слова по частям речи. |
37-39 | Наречие. | 3 | Общее представление о наречие. Употребление в речи. | Находить наречия среди слов в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. |
40 | Контрольный диктант 4. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
41 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Имя существительное – 43 часа | ||||
42-45 | Имя существительное. Изменение по падежам. | 4 | Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. | Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительного. Изменение имен существительных по падежам. |
II четверть – 35 часов | ||||
46-48 | Падежные окончания имен существительных первого склонения. | 3 | Падежные окончания имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонений. Составление сочинения по репродукции картины художника А.А.Пластова «Первый снег» (сочинение-описание) | Анализировать таблицу «Падежные окончания имен существительных 1-го, 2-го и 3-его склонения». Классифицировать имена существительные по склонениям. Составлять текст-отзыв по репродукции картины. |
49-51 | 2-ое склонение имен существительных. | 3 | ||
52-53 | 3-е склонение имен существительных. | 2 | ||
54 | Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. | 1 | Определять падеж в котором употреблено имя существительное. Различать падежи имен существительных во множественном и единственном числах. Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц. Сопоставление падежных окончаний имен существительных в единственном числе. | Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способы его проверки. Анализировать разные способы проверки безударного гласного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании. Сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончания Е и И. Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Использовать правило при написании имен существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачов – задачей). |
55 | Именительный и винительный падежи имен существительных. | 1 | ||
56-57 | Родительный падеж имен существительных | 2 | ||
58-59 | Именительный, родительный и винительный падежи имен существительных. | 2 | ||
60-62 | Дательный падеж имен существительных. | 3 | ||
63-64 | Творительный падеж имен существительных. | 2 | ||
65-66 | Предложный падеж имен существительных. | 2 | ||
67 | Контрольный диктант 5. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
68 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
69 | Общее представление о склонении имен существительных во множественном числе. | 1 | Лексические и грамматические нормы употребления имен существительных во множественном числе. Сопоставление падежных окончаний имен существительных во множественном числе. | Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных в формах множественного числа. Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. |
70 | Именительный падеж множественного числа имен существительных. | 1 | ||
71-72 | Родительный падеж множественного числа имен существительных. | 2 | ||
73 | Винительный падеж одушевленных имен существительных | 1 | ||
74 | Контрольный диктант 6. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
75 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
76-78 | Дательный, творительный, предложный падежи множественного числа имен существительных. | 3 | Лексические и грамматические нормы употребления имен существительных во множественном числе. Сопоставление падежных окончаний имен существительных во множественном числе. | Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных в формах множественного числа. Контролировать правильность записи в тексте имен существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. |
79-80 | Обобщение знаний о падежах имен существительных множественного числа. | 2 | ||
III четверть – 50 часов | ||||
81-83 | Обобщение знаний об имени существительном. | 3 | Обобщение знаний о падежных окончаниях имен существительных. | Обосновывать написание безударного падежного окончания имен существительных в формах множественного числа. |
84 | Проект «Говорите правильно» | 1 | Развитие мотивов к проведению исследовательских работ. | Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употреблению некоторых форм имен существительных. |
Имя прилагательное – 30 часов. | ||||
85-88 | Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. | 4 | Род и число имен прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам (в единственном числе). | Определять род и число имен прилагательных. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное». |
89 | Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. | 1 | Развитие мотивов к проведению исследовательских работ | Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль. Проводить лексический анализ слов – имен прилагательных. |
90-91 | Изменение по падежам имен прилагательных. | 2 | Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе. Зависимость формы имени прилагательного от формы слова имени существительного. | Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин). |
92 | Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. | 1 | ||
93 | Именительный падеж имен прилагательных. | 1 | Окончание имен прилагательных мужского и среднего рода в каждом из падежей. Развитие чувства любви к родному краю – частичке своей большой родины на основе содержания текстов. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания. | Сравнивать падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода по таблице. Работать с памяткой «Как правильно написать безударного падежного окончания имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного. Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца. |
94 | Родительный падеж имен прилагательных | 1 | ||
95 | Дательный падеж имен прилагательных | 1 | ||
96 | Винительный падеж имен прилагательных | 1 | ||
97 | Творительный падеж имен прилагательных | 1 | ||
98 | Предложный падеж имен прилагательных | 1 | ||
99 | Обобщение о склонение имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа. | 1 | ||
100 | Контрольный диктант 7. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
101 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
102-104 | Именительный и винительный падежи имени прилагательного женского рода. | 3 | Окончание имен прилагательных женского рода в каждом из падежей. Формировать уважение к национальному достоинству Российского государства, древним архитектурным памятникам, а также к национальному достоянию других стран и народов. | Сравнивать падежные окончания имен прилагательных женского рода по таблице. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имен прилагательных женского рода, проверять правильность написанного. Записывать текст по памяти. Находить информацию о достопримечательностях своего города, обобщать ее и составлять сообщение. |
105-108 | Родительный, дательный, творительный падежи имени прилагательного женского рода. | 4 | ||
108112 | Склонение имен прилагательных во множественном числе. | 5 | ||
113 | Контрольный диктант 7. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
114 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Личные местоимения – 7 часов. | ||||
115 | Местоимение как часть речи. | 1 | Роль личных местоимений. Склонение личных местоимений 1-го, 2-го и 3-его лица в единственном и множественном числе. | Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицей склонение личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. |
116-119 | Изменение по падежам личных местоимений. | 4 | ||
120 | Контрольный диктант 8. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
121 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
Глагол – 34 часа | ||||
123125 | Глагол как часть речи. | 3 | Значение глагола в языке и речи. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее). | Различать глаголы среди других слов в тексте. Определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении). |
126-129 | Неопределенная форма глагола. | 4 | ||
IV четверть – 40 часов | ||||
130134 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам | 5 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Спряжение глаголов в настоящем времени. Способы определения I и II спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. | Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжения. Группировать найденные в тексте глаголы, записывать их в соответствующий столбец «I и II спряжение глаголов». |
135-138 | I и II спряжение глаголов. | 4 | ||
139143 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями | 5 | ||
144 | Контрольный диктант 9. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
145 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
145-147 | Правописание глаголов в прошедшем времени. | 3 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени и суффиксов глаголов. | Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. |
148150 | Обобщение по теме глагол | 3 | ||
151 | Контрольный диктант 10. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
152 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
153-154 | Правописание глаголов в настоящем времени. | 2 | Совершенствовать умение изменять глаголы по временам. Определять время глагола. | Работать с таблицами спряжения глаголов в настоящем и будущем времени; наблюдать над написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжения.
|
155-156 | Правописание глаголов в будущем времени. | 1 | ||
Повторение – 14 часов. | ||||
157-159 | Повторение и обобщение сведений о тексте и предложении. | 3 | Определение темы текста, главной мысли, подбор заголовка. Различать предложения по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения | Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. |
160 | Контрольный диктант 11. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
161 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
162-165 | Повторение и обобщение сведений о частях речи. | 4 | Систематизировать знания об изученных частях речи. Систематизировать изученные знания о правописании слов.
| Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и местоимения среди других частей речи по обобщенному лексическому значению и вопросу. |
166 | Контрольный диктант 12. | 1 | Письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. | Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Записывать текст под диктовку и проверять написанное. |
167 | Работа над ошибками. | 1 | Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов. | |
168-170 | Обобщение и закрепление материала изученного за 4 класс | 3 | Систематизировать знания полученные за четыре года обучения. | Систематизировать знания, полученные на уроках русского языка. Совершенствовать умение работать с учебником, справочной литературой. |