МБОУ ««Средняя общеобразовательная школа № 8»

г. Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект логопедического занятия

Во 2 классе VII вида

«Зима»

подготовила

учитель-логопед

Голякина Татьяна Николаевна

г. Новочебоксарск 2011

Открытое занятие во 2 классе VII вида.

Голякина Татьяна Николаевна,

учитель-логопед высшей категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»

Аннотация: На данном занятии систематизируются знания учащихся, полученные на предыдущих этапах обучения. В ходе занятия используются следующие методы и приемы – наблюдения, аналогии, аналитико-синтетический. В течение занятия применяются различные виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение. Преобладают активные формы работы, присутствует систематический выход на рефлексию. ИКТ технологии используются для закрепления и контроля знаний. Информационно-коммуникативное сопровождение на всех этапах занятия способствует активизации познавательной деятельности учащихся.

Конспект занятия

Тема. Зима.

Цель. Закрепление знаний учащихся о признаках зимы, знакомство с народной традицией – празднованием «Масленицы».

Задачи.

  1. Уточнение, расширение и обогащение словарного запаса по теме «Зима».

  2. Стимулирование слуховой памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, мышления.

  3. Привитие интереса к происходящим вокруг явлениям природы, народным традициям.

Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, картинный материал на тему «Зима», «Масленица», вальс Г. Свиридова «Метель», кукла «Масленица», плакат с кроссвордом.

Используемая литература:

  1. Карпенко М..Т. Сборник загадок. М: Просвещение, 1988.

  2. Терещенко А.В. История культуры русского народа. М: ЭКСМО, 2006.

  3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль: Академия развития, 2001.

Ход урока.

1. Речевая разминка.

Скороговорка.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

2. Введение в тему.

Цель: Развитие слуховой памяти, внимания.

Логопед: Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия надо отгадать загадку.

Все укроет одеялом,

Все разгладит, приберет,

А потом земле усталой

Колыбельную споет. (Слайд 1)

Что это? Правильно, «Зима». (Слайд 2) Звучит вальс Г. Свиридова «Метель».

Ребята, а вы любите зиму? За что? (Слайд 3) Примерные ответы: За то, что можно кататься на санках, коньках, лыжах, играть в снежки, строить снеговика.

Сегодня на занятии мы вспомним признаки зимы.

3. Признаки зимы.

Цель: развитие слуховой памяти, внимания; развитие речи.

Логопед: Внимательно послушайте стихотворение И.С. Сурикова «Зима». (Слайд 4) (Читает ученик)

Зима

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И наутро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес — что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозы,

И зима настала.

Логопед. О каких признаках зимы говорит автор в стихотворении?

Обобщение по ответам.

А теперь, ребята, я предлагаю вам игру «Скажи иначе».

4. Игра «Скажи иначе».

Цель: обогащение словаря через употребление синонимов.

а) зима НАСТАЛА. (Слайд 5)

Логопед: Как по-другому можно сказать?

Дети: наступила, пришла.

б) земля ПОКРЫТА снегом. (Слайд 6)

Дети: одета , принакрыта, окутана.

в) снег СВЕРКАЕТ на солнце. (Слайд 7)

Дети: сияет, блестит, светится, искрится, переливается.

г) часто бывает МЕТЕЛЬ. (Слайд 8)

Дети: вьюга, буран, пурга.

д) птицам не хватает ЕДЫ. (Слайд 9)

Дети: пищи, корма, пропитания.

Логопед: По этому что, ребята, надо делать? Дети: Птиц зимой надо подкармливать, делать кормушки.

е) дни КОРОТКИЕ. (Слайд 10)

Дети: краткие, непродолжительные, недолгие.

ж) на улице МОРОЗ. (Слайд 11)

Дети: стужа, холод.

Обобщение. Логопед: Назовите ещё раз, какие изменения происходят в природе зимой.

5. Физкультминутка

Цель: развитие внимания, общей моторики, снятие усталости. ( Слайд 12)

Снеговик.

Давай, дружок, смелей, дружок, (дети изображают движения лепки снеговика)

Кати по снегу свой снежок –

Он превратится в толстый ком, (показывают, какой ком у каждого получился)

И станет ком снеговиком. (изображают руками три кома снеговика)

Его улыбка так светла! (улыбаются)

Два глаза…шляпа… нос… метла… (дотрагиваются до глаз, головы, носа, изображают движение — взмах метлы.

Но солнце припечет слегка – (потягиваются, руки вверх)

Увы! – и нет снеговика. (разводят руками).

5. Пословицы и поговорки.

Цель: развитие речи, логического мышления, обобщение своего опыта.

Логопед: Народ, наблюдая за сезонными изменениями в природе, сложил немало пословиц и поговорок.

Чтение хором:

Много снега – много хлеба. (Слайд 13)

Логопед: Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей.)

Лето работает на зиму, а зима на лето. (Слайд 14)

Логопед: Объясните значение этой пословицы. (Ответы детей.)

Молодцы! Ответили правильно.

Какие пословицы о зиме вы знаете еще? (Ответы детей.)

6. Краски зимы.

Цель: развитие логического мышления.

Логопед: У каждого времени года свой любимый цвет. Какого цвета зима, мы узнаем, разгадав кроссворд. Модель кроссворда на доске. Вопросы – загадки на слайдах.

1.д

е

к

а

б

р

ь

2.м

е

т

е

л

ь

3.с

о

с

у

л

ь

к

а

4.с

н

е

ж

и

н

к

а

 

5.я

н

в

а

р

ь

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год. (Декабрь) (Слайд 15)

2.

Гуляю в поле, летаю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу,

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю. (Метель) (Слайд 16)

3.

Растет вниз головой,

Не летом растет, а зимой.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька) (Слайд 17)

4.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка) (Слайд 18)

5.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это. (Январь) (Слайд 19)

Логопед: Какое слово получилось по вертикали?

Прочитаем хором. (Слово «Белая» в кроссворде пишется белым цветом.) (Слайд 20)

7. Названия месяцев.

Цель: развитие техники чтения, зрительного восприятия, памяти, расширение словаря.

Логопед: Назовите последовательно зимние месяцы. Раньше эти месяцы имели другие названия. Чтение хором. (Слайд 21)

Сейчас нам ребята рассажут, почему они так назывались.

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

СТУДЕНЬ

ПРОСИНЕЦ

СНЕЖЕНЬ, ВЬЮГОВЕЙ

СТУДНЫЙ

ПЕРЕЛОМ ЗИМЫ

БОКОГРЕЙ

СТУЖАЙЛО

ПЕРЕЗИМЬЕ

МЕЖЕНЬ

(Выступления учеников)

ДЕКАБРЬ

Декабрь завершает год и начи­нает зиму. Не сырую и слякот­ную — малоснежье, а студеную, морозную, метелистую, с твер­дым, глубоким снегом. Конечно, возможны продолжительные от­тепели, даже дожди, но все равно суровая зимняя погода крепко ус­тановится на все три месяца.

ЯНВАРЬ

«Январь — всей зимы госу­дарь», январь — перелом зимы. Январь — году начало и зиме середка. В январе день прибавляется. Январь называют еще «просинем» за синее небо, которое с каждым днем становится все ярче и ярче.

ФЕВРАЛЬ

Февраль силен метелью, Потому вьюговей, снежень. Переламывается зима, дольше светят и греют лучи солнца — это и есть теплинка бокогрея. В феврале день увеличивает­ся уже на два часа. Много снега, много солнца, появляются сереб­ристые сосульки, ощущается при­ближение весны. Недаром этот ме­сяц называют еще и «межень» — межа между зимой и весной.

9. Игра «Составь слово».

Цель: развитие звукового анализа и синтеза.

Логопед: Перед вами анаграммы. Составьте слова, меняя буквы местами. (Слайд 22)

Рагуп – пурга рубан – буран

Агювь – вьюга льепак – капель

Льемет – метель сапогнед – снегопад

Логопед: Какое слово лишнее? Почему? Когда бывает капель?

10. Обобщение. Логопед: Капель бывает весной, а мы на занятии говорили о зиме. Что нового о зиме вы узнали?

  1. Проводы «Зимы»

Цель: знакомство с традицией проводов русской зимы, развитие кругозора.

Логопед: А, как вы думаете, скоро ли придет весна? (Ответы детей.)

Логопед: Знаете, как в России провожают зиму? Издавна на Руси устраивают проводы зимы – справляют «Масленицу». Для древних славян этот праздник был встречей нового года, ведь раньше год начинался с весны. В масленичную неделю провожали длинную, темную, холодную зиму и встречали ласковую красавицу весну. И обычай сжигать на костре чучело зимы вместе со старым ненужным хламом и олицетворяет как раз проводы старого года и встречу нового. Народ прославлял солнце, а горячий, круглый, румяный блин — его символ. В старину на «Масленицу» устраивались катанья, кулачные бои, борьба, приходили бродячие скоморохи с медведями и козой, кукольник с Петрушкой. Повсюду раздавались песни. Как в старину справляли Масленицу, вы видите на картинах художников Грузинского П.Н, Кустодиева Б.М., Бенуа А.Н. (Слайды 23 – 26) В наше время сохранилась традиция проводов русской зимы. (Слайд 27) (Демонстрируется кукла «Масленица») Совсем скоро и мы будем справлять Масленицу. А на прощанье я хочу вас угостить масленичными блинами.

Логопед угощает детей блинами. Читает стихи.

Встречайте Масленицу, нам любезную

И к весельям нашим быть полезную.

Вот здесь уже раствор

Блины и оладьи подпекать;

А вы готовьте

Более масла подливать.

Не жалейте притом

Яиц, сметаны и творогов

Для напечения

Масленичных пирогов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here