МБОУ ««Средняя общеобразовательная школа № 8»
г. Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект логопедического занятия
Во 2 классе VII вида
«Зима»
подготовила
учитель-логопед
Голякина Татьяна Николаевна
г. Новочебоксарск 2011
Открытое занятие во 2 классе VII вида.
Голякина Татьяна Николаевна,
учитель-логопед высшей категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»
Аннотация: На данном занятии систематизируются знания учащихся, полученные на предыдущих этапах обучения. В ходе занятия используются следующие методы и приемы – наблюдения, аналогии, аналитико-синтетический. В течение занятия применяются различные виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение. Преобладают активные формы работы, присутствует систематический выход на рефлексию. ИКТ технологии используются для закрепления и контроля знаний. Информационно-коммуникативное сопровождение на всех этапах занятия способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
Конспект занятия
Тема. Зима.
Цель. Закрепление знаний учащихся о признаках зимы, знакомство с народной традицией – празднованием «Масленицы».
Задачи.
-
Уточнение, расширение и обогащение словарного запаса по теме «Зима».
-
Стимулирование слуховой памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия, мышления.
-
Привитие интереса к происходящим вокруг явлениям природы, народным традициям.
Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, картинный материал на тему «Зима», «Масленица», вальс Г. Свиридова «Метель», кукла «Масленица», плакат с кроссвордом.
Используемая литература:
-
Карпенко М..Т. Сборник загадок. М: Просвещение, 1988.
-
Терещенко А.В. История культуры русского народа. М: ЭКСМО, 2006.
-
Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль: Академия развития, 2001.
Ход урока.
1. Речевая разминка.
Скороговорка.
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
2. Введение в тему.
Цель: Развитие слуховой памяти, внимания.
Логопед: Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия надо отгадать загадку.
Все укроет одеялом,
Все разгладит, приберет,
А потом земле усталой
Колыбельную споет. (Слайд 1)
Что это? Правильно, «Зима». (Слайд 2) Звучит вальс Г. Свиридова «Метель».
Ребята, а вы любите зиму? За что? (Слайд 3) Примерные ответы: За то, что можно кататься на санках, коньках, лыжах, играть в снежки, строить снеговика.
Сегодня на занятии мы вспомним признаки зимы.
3. Признаки зимы.
Цель: развитие слуховой памяти, внимания; развитие речи.
Логопед: Внимательно послушайте стихотворение И.С. Сурикова «Зима». (Слайд 4) (Читает ученик)
Зима
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И наутро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес — что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы,
И зима настала.
Логопед. О каких признаках зимы говорит автор в стихотворении?
Обобщение по ответам.
А теперь, ребята, я предлагаю вам игру «Скажи иначе».
4. Игра «Скажи иначе».
Цель: обогащение словаря через употребление синонимов.
а) зима НАСТАЛА. (Слайд 5)
Логопед: Как по-другому можно сказать?
Дети: наступила, пришла.
б) земля ПОКРЫТА снегом. (Слайд 6)
Дети: одета , принакрыта, окутана.
в) снег СВЕРКАЕТ на солнце. (Слайд 7)
Дети: сияет, блестит, светится, искрится, переливается.
г) часто бывает МЕТЕЛЬ. (Слайд 8)
Дети: вьюга, буран, пурга.
д) птицам не хватает ЕДЫ. (Слайд 9)
Дети: пищи, корма, пропитания.
Логопед: По этому что, ребята, надо делать? Дети: Птиц зимой надо подкармливать, делать кормушки.
е) дни КОРОТКИЕ. (Слайд 10)
Дети: краткие, непродолжительные, недолгие.
ж) на улице МОРОЗ. (Слайд 11)
Дети: стужа, холод.
Обобщение. Логопед: Назовите ещё раз, какие изменения происходят в природе зимой.
5. Физкультминутка
Цель: развитие внимания, общей моторики, снятие усталости. ( Слайд 12)
Снеговик.
Давай, дружок, смелей, дружок, (дети изображают движения лепки снеговика)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком, (показывают, какой ком у каждого получился)
И станет ком снеговиком. (изображают руками три кома снеговика)
Его улыбка так светла! (улыбаются)
Два глаза…шляпа… нос… метла… (дотрагиваются до глаз, головы, носа, изображают движение — взмах метлы.
Но солнце припечет слегка – (потягиваются, руки вверх)
Увы! – и нет снеговика. (разводят руками).
5. Пословицы и поговорки.
Цель: развитие речи, логического мышления, обобщение своего опыта.
Логопед: Народ, наблюдая за сезонными изменениями в природе, сложил немало пословиц и поговорок.
Чтение хором:
Много снега – много хлеба. (Слайд 13)
Логопед: Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей.)
Лето работает на зиму, а зима на лето. (Слайд 14)
Логопед: Объясните значение этой пословицы. (Ответы детей.)
Молодцы! Ответили правильно.
Какие пословицы о зиме вы знаете еще? (Ответы детей.)
6. Краски зимы.
Цель: развитие логического мышления.
Логопед: У каждого времени года свой любимый цвет. Какого цвета зима, мы узнаем, разгадав кроссворд. Модель кроссворда на доске. Вопросы – загадки на слайдах.
|
| 1.д | е | к | а | б | р | ь |
|
|
| |
|
|
|
|
|
| 2.м | е | т | е | л | ь |
|
|
|
| 3.с | о | с | у | л | ь | к | а |
|
|
4.с | н | е | ж | и | н | к | а |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.я | н | в | а | р | ь |
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь) (Слайд 15)
2.
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу,
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (Метель) (Слайд 16)
3.
Растет вниз головой,
Не летом растет, а зимой.
Чуть солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (Сосулька) (Слайд 17)
4.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка) (Слайд 18)
5.
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это. (Январь) (Слайд 19)
Логопед: Какое слово получилось по вертикали?
Прочитаем хором. (Слово «Белая» в кроссворде пишется белым цветом.) (Слайд 20)
7. Названия месяцев.
Цель: развитие техники чтения, зрительного восприятия, памяти, расширение словаря.
Логопед: Назовите последовательно зимние месяцы. Раньше эти месяцы имели другие названия. Чтение хором. (Слайд 21)
Сейчас нам ребята рассажут, почему они так назывались.
ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ | |
СТУДЕНЬ | ПРОСИНЕЦ | СНЕЖЕНЬ, ВЬЮГОВЕЙ |
СТУДНЫЙ | ПЕРЕЛОМ ЗИМЫ | БОКОГРЕЙ |
СТУЖАЙЛО | ПЕРЕЗИМЬЕ | МЕЖЕНЬ |
(Выступления учеников)
ДЕКАБРЬ
Декабрь завершает год и начинает зиму. Не сырую и слякотную — малоснежье, а студеную, морозную, метелистую, с твердым, глубоким снегом. Конечно, возможны продолжительные оттепели, даже дожди, но все равно суровая зимняя погода крепко установится на все три месяца.
ЯНВАРЬ
«Январь — всей зимы государь», январь — перелом зимы. Январь — году начало и зиме середка. В январе день прибавляется. Январь называют еще «просинем» за синее небо, которое с каждым днем становится все ярче и ярче.
ФЕВРАЛЬ
Февраль силен метелью, Потому вьюговей, снежень. Переламывается зима, дольше светят и греют лучи солнца — это и есть теплинка бокогрея. В феврале день увеличивается уже на два часа. Много снега, много солнца, появляются серебристые сосульки, ощущается приближение весны. Недаром этот месяц называют еще и «межень» — межа между зимой и весной.
9. Игра «Составь слово».
Цель: развитие звукового анализа и синтеза.
Логопед: Перед вами анаграммы. Составьте слова, меняя буквы местами. (Слайд 22)
Рагуп – пурга рубан – буран
Агювь – вьюга льепак – капель
Льемет – метель сапогнед – снегопад
Логопед: Какое слово лишнее? Почему? Когда бывает капель?
10. Обобщение. Логопед: Капель бывает весной, а мы на занятии говорили о зиме. Что нового о зиме вы узнали?
-
Проводы «Зимы»
Цель: знакомство с традицией проводов русской зимы, развитие кругозора.
Логопед: А, как вы думаете, скоро ли придет весна? (Ответы детей.)
Логопед: Знаете, как в России провожают зиму? Издавна на Руси устраивают проводы зимы – справляют «Масленицу». Для древних славян этот праздник был встречей нового года, ведь раньше год начинался с весны. В масленичную неделю провожали длинную, темную, холодную зиму и встречали ласковую красавицу весну. И обычай сжигать на костре чучело зимы вместе со старым ненужным хламом и олицетворяет как раз проводы старого года и встречу нового. Народ прославлял солнце, а горячий, круглый, румяный блин — его символ. В старину на «Масленицу» устраивались катанья, кулачные бои, борьба, приходили бродячие скоморохи с медведями и козой, кукольник с Петрушкой. Повсюду раздавались песни. Как в старину справляли Масленицу, вы видите на картинах художников Грузинского П.Н, Кустодиева Б.М., Бенуа А.Н. (Слайды 23 – 26) В наше время сохранилась традиция проводов русской зимы. (Слайд 27) (Демонстрируется кукла «Масленица») Совсем скоро и мы будем справлять Масленицу. А на прощанье я хочу вас угостить масленичными блинами.
Логопед угощает детей блинами. Читает стихи.
Встречайте Масленицу, нам любезную
И к весельям нашим быть полезную.
Вот здесь уже раствор
Блины и оладьи подпекать;
А вы готовьте
Более масла подливать.
Не жалейте притом
Яиц, сметаны и творогов
Для напечения
Масленичных пирогов.