Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5»
города Мурманска
Конспект урока по русскому языку
во 2 классе
«Связь слов в предложении»
подготовила
учитель начальной школы
Гамаюнова Марина Клавдиевна
г. Мурманск
2011
Урок русского языка во 2 классе.
«Связь слов в предложении.»
Цели:
— сформировать у учащихся теоретическое понятие о предложении, раскрывая его существенные признаки: законченность мысли; интонационная законченность; главные члены, связь слов в предложении;
— учить строить предложения, вырабатывая навык грамотного письма;
— провести исследовательскую работу с целью установления связи слов в предложении по смыслу, форме, интонации;
— подвести учащихся к выводу после проверки гипотезы;
— сделать обобщение по щели исследования.
Объект исследования: предложение.
Цель исследования: установление связи слов в предложении.
Вывод, обобщение: слова в предложении связаны между собой по смыслу, форме, интонации.
Методы исследования: наблюдение работе в парах; выдвижение гипотезы; проверка гипотезы.
-
Чистописание.
— Что растёт вниз головой? (сосулька)
— Запишите первую букву этого слова (строчную). С
— Запишите последнюю букву в слове МЕДВЕДЬ. Ь
— С какой буквы начинается второй день недели? В
— Как зовут полосатую лошадку? ЗЕБРА.
— Запишите букву, с которой начинается это слово. З
— Напишите последнюю букву русского алфавита. Я
— Проверьте записанные буквы. СЛАЙД 1
С Ь В З Я
— Посоветовавшись с соседом составьте из них слово.
— Проверьте. СЛАЙД 2
— Запишите справа от букв слово СВЯЗЬ.
— Что обозначает это слово? (взаимную зависимость кого-то с кем-то, с чем-то, какие-то отношения)
— В словаре русского языка С.Ожегова значение слова «связь» трактуется так:
СЛАЙД 3
Связь – отношение взаимной зависимости.
— Какая связь существует у нас с вами? (учитель – ученик; одноклассники, все обучаемся в гимназии №5 г. Мурманска)
— Приведите примеры взаимосвязи в природе (цветок – мотылёк, весна – капель,
лиса – заяц, мать – дитя).
— Живые и неживые объекты природы зависят друг от друга.
СЛАЙД 4
— Прочитайте слова.
связной
связь
связать
скрепить
связист
— Какое слово можно исключить из этой группы? (СКРЕПИТЬ)
— Почему? (другой корень)
СЛАЙД 5
— Спишите слова в столбик, выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне слова.
— Проверяем. Корень связь, связ; безударная гласная в корне О, проверяемая ударением.
— Решите в парах, какое слово является проверочным (связь).
— Почему? (Мы считаем, что в слове «связь» гласная Я стоит с сильной позиции, на неё падает ударение)
— Слово «связь» — проверочное, ключевое.
Физминутка.
-
Словарная работа.
— Возьмите маленькие конверты. В них задания каждому в паре. Прочитайте слова про себя.
СЛАЙД 6.
— Прочитайте слова с экрана.
в . р . бей
в . рона
с . бака
с . рока
гор . д
— Какие слова можно связать, объединить в одну группу? (птиц)
— А ещё? ( всех животных; одушевлённые – неодушевлённые; все слова, кроме СОБАКИ, т.к. нет буквосочетания –ОРО- )
— Но что связывает все эти слова? (безударная гласная О)
— А теперь обратите внимание на второй столбик слов. (клик мышью)
злая
оранжевое
родной
белобока
сладкий
маленький
серая
— К какой части речи относятся они? (имена прилагательные)
— Подберите к каждому существительному подходящее по смыслу имя прилагательное и соедините их стрелками. Обсуждайте с товарищем по парте.
— Проверяем. СЛАЙД 7.
— Есть ошибки?
— Какие слова не использовали? (сладкий, оранжевое)
— Почему не пригодились они? ( не подходят по смыслу)
-
Работа над предложением.
— Внимание на доску. (на доске карточки со словами)
у городском парке громко расчирикались тихо воробья
— Можно ли данную группу слов назвать предложением? (нет)
— Почему? (слова не связаны по смыслу, нет заглавной буквы, точки)
— Составьте из этих слов предложение.
В городском парке громко расчирикались воробьи.
— Запишите это предложение в тетрадь.
— Что содержит это предложение? (вопрос, призыв, сообщение)
— Значит, оно по цели высказывания повествовательное. По интонации – невосклицательное.
— Наша цель: установить, как связаны слова в предложении между собой.
— Вы можете ответить на этот вопрос? ( по смыслу)
— Ваши предположения или гипотезы мы проверим в ходе наблюдения. Мы узнаем, верны ли ваши предположения.
— Что вы первоначально исправили, чтобы из слов получилось предложение? (заменили предлог, убрали лишнее слово, исправили окончание слова)
— Вывод: слова в предложении связаны по форме, СЛАЙД 8
— Выделите грамматическую основу в предложении. (В предложении говорится о….)
— Воробьи расчирикались – это взаимозаменяемые главные члены предложения.
— Можно ли установить связь между главными и второстепенными членами предложения?
— С помощью чего? (вопроса)
— Поставим вопросы от главного члена предложения – сказуемого.
расчирикались (как?) громко
— Стрелкой установите связь.
расчирикались (где? в чём?) в парке
— Установите связь между самими второстепенными членами предложениями.
в парке (каком?) городском
— Связь устанавливали между словами в предложении с помощью вопросов. Это смысловая связь.
СЛАЙД 8
— Слова в предложении связаны по смыслу.
— С помощью значка // (логическое ударение) попробуйте по разному прочитать предложение. ( При чтении значок ставится над каждым словом.)
— Состав предложения менялся? (нет)
— А что менялось? (интонация)
СЛАЙД 8.
— Слова в предложении связаны по интонации.
— Подтвердились ли ваши предположения (гипотезы)?
— Значит, вы на верном пути.
— Проверим, верны ли ваши предположения о связи слов в предложении.
— Обратимся к учебнику – источнику знаний. Страница 96. Прочитайте вывод.
СЛАЙД 8
— Слова в предложении связаны по:
— ФОРМЕ
— СМЫСЛУ
— ИНТОНАЦИИ
-
Работа с текстом.
СЛАЙД 9
— Возьмите большие конверты, там для вас задания.
— Прочитайте.
— Можно ли эти предложения назвать текстом? (да)
— Почему? (Предложения связаны по смыслу.)
— Какие задания могут быть предложены к тексту? Обсудите в паре.
— Текст можно озаглавить, продолжить, списать, подчеркнуть главные члены предложения, установить связь между словами предложения, определить вид текста.
— Подберите заголовок к тексту. (Весна в парке. Весна.) Обсудите в паре.
— Напишите сверху над текстом.
— Во всех предложениях есть связь по форме между словами? Не надо исправлять форму слов? (нет)
— Установите связь слов в предложениях:
1 вариант – во 2 предложении;
2 вариант – в 3 предложении.
— Подчеркните в них главные члены предложения.
— Установите связь между второстепенными членами предложения.
— Проверяем.
-
Домашнее задание.
— Закончить работу с этим текстом. (продолжить текст)
-
На доске шарики.
— Представьте, что это слова. Как их связать в предложение? С помощью каких узелков? (форма, смысл, интонация)
— Шарики с секретом.
— Урок подходит к концу. Мне понравилось как вы работали, ведь ….
СЛАЙД 10.(Вы работали замечательно)
Список использованной литературы
1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. — Гуманитарный издательский центр. Москва. «Владос»,2003.
2. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку для 2 класса по русскому языку к учебному комплекту Зелениной Л.М. – Москва: «Вако», 2007.