Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №5»

города Мурманска

Конспект урока по русскому языку

во 2 классе

«Связь слов в предложении»

подготовила

учитель начальной школы

Гамаюнова Марина Клавдиевна

г. Мурманск

2011

Урок русского языка во 2 классе.

«Связь слов в предложении.»

Цели:

— сформировать у учащихся теоретическое понятие о предложении, раскрывая его существенные признаки: законченность мысли; интонационная законченность; главные члены, связь слов в предложении;

— учить строить предложения, вырабатывая навык грамотного письма;

— провести исследовательскую работу с целью установления связи слов в предложении по смыслу, форме, интонации;

— подвести учащихся к выводу после проверки гипотезы;

— сделать обобщение по щели исследования.

Объект исследования: предложение.

Цель исследования: установление связи слов в предложении.

Вывод, обобщение: слова в предложении связаны между собой по смыслу, форме, интонации.

Методы исследования: наблюдение работе в парах; выдвижение гипотезы; проверка гипотезы.

  1. Чистописание.

— Что растёт вниз головой? (сосулька)

— Запишите первую букву этого слова (строчную). С

— Запишите последнюю букву в слове МЕДВЕДЬ. Ь

— С какой буквы начинается второй день недели? В

— Как зовут полосатую лошадку? ЗЕБРА.

— Запишите букву, с которой начинается это слово. З

— Напишите последнюю букву русского алфавита. Я

— Проверьте записанные буквы. СЛАЙД 1

С Ь В З Я

— Посоветовавшись с соседом составьте из них слово.

— Проверьте. СЛАЙД 2

— Запишите справа от букв слово СВЯЗЬ.

— Что обозначает это слово? (взаимную зависимость кого-то с кем-то, с чем-то, какие-то отношения)

— В словаре русского языка С.Ожегова значение слова «связь» трактуется так:

СЛАЙД 3

Связь – отношение взаимной зависимости.

— Какая связь существует у нас с вами? (учитель – ученик; одноклассники, все обучаемся в гимназии №5 г. Мурманска)

— Приведите примеры взаимосвязи в природе (цветок – мотылёк, весна – капель,

лиса – заяц, мать – дитя).

— Живые и неживые объекты природы зависят друг от друга.

СЛАЙД 4

— Прочитайте слова.

связной

связь

связать

скрепить

связист

— Какое слово можно исключить из этой группы? (СКРЕПИТЬ)

— Почему? (другой корень)

СЛАЙД 5

— Спишите слова в столбик, выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне слова.

— Проверяем. Корень связь, связ; безударная гласная в корне О, проверяемая ударением.

— Решите в парах, какое слово является проверочным (связь).

— Почему? (Мы считаем, что в слове «связь» гласная Я стоит с сильной позиции, на неё падает ударение)

— Слово «связь» — проверочное, ключевое.

Физминутка.

  1. Словарная работа.

— Возьмите маленькие конверты. В них задания каждому в паре. Прочитайте слова про себя.

СЛАЙД 6.

— Прочитайте слова с экрана.

в . р . бей

в . рона

с . бака

с . рока

гор . д

— Какие слова можно связать, объединить в одну группу? (птиц)

— А ещё? ( всех животных; одушевлённые – неодушевлённые; все слова, кроме СОБАКИ, т.к. нет буквосочетания –ОРО- )

— Но что связывает все эти слова? (безударная гласная О)

— А теперь обратите внимание на второй столбик слов. (клик мышью)

злая

оранжевое

родной

белобока

сладкий

маленький

серая

— К какой части речи относятся они? (имена прилагательные)

— Подберите к каждому существительному подходящее по смыслу имя прилагательное и соедините их стрелками. Обсуждайте с товарищем по парте.

— Проверяем. СЛАЙД 7.

— Есть ошибки?

— Какие слова не использовали? (сладкий, оранжевое)

— Почему не пригодились они? ( не подходят по смыслу)

  1. Работа над предложением.

— Внимание на доску. (на доске карточки со словами)

у городском парке громко расчирикались тихо воробья

— Можно ли данную группу слов назвать предложением? (нет)

— Почему? (слова не связаны по смыслу, нет заглавной буквы, точки)

— Составьте из этих слов предложение.

В городском парке громко расчирикались воробьи.

— Запишите это предложение в тетрадь.

— Что содержит это предложение? (вопрос, призыв, сообщение)

— Значит, оно по цели высказывания повествовательное. По интонации – невосклицательное.

— Наша цель: установить, как связаны слова в предложении между собой.

— Вы можете ответить на этот вопрос? ( по смыслу)

— Ваши предположения или гипотезы мы проверим в ходе наблюдения. Мы узнаем, верны ли ваши предположения.

— Что вы первоначально исправили, чтобы из слов получилось предложение? (заменили предлог, убрали лишнее слово, исправили окончание слова)

— Вывод: слова в предложении связаны по форме, СЛАЙД 8

— Выделите грамматическую основу в предложении. (В предложении говорится о….)

— Воробьи расчирикались – это взаимозаменяемые главные члены предложения.

— Можно ли установить связь между главными и второстепенными членами предложения?

— С помощью чего? (вопроса)

— Поставим вопросы от главного члена предложения – сказуемого.

расчирикались (как?) громко

— Стрелкой установите связь.

расчирикались (где? в чём?) в парке

— Установите связь между самими второстепенными членами предложениями.

в парке (каком?) городском

— Связь устанавливали между словами в предложении с помощью вопросов. Это смысловая связь.

СЛАЙД 8

— Слова в предложении связаны по смыслу.

— С помощью значка // (логическое ударение) попробуйте по разному прочитать предложение. ( При чтении значок ставится над каждым словом.)

— Состав предложения менялся? (нет)

— А что менялось? (интонация)

СЛАЙД 8.

— Слова в предложении связаны по интонации.

— Подтвердились ли ваши предположения (гипотезы)?

— Значит, вы на верном пути.

— Проверим, верны ли ваши предположения о связи слов в предложении.

— Обратимся к учебнику – источнику знаний. Страница 96. Прочитайте вывод.

СЛАЙД 8

— Слова в предложении связаны по:

— ФОРМЕ

— СМЫСЛУ

— ИНТОНАЦИИ

  1. Работа с текстом.

СЛАЙД 9

— Возьмите большие конверты, там для вас задания.

— Прочитайте.

— Можно ли эти предложения назвать текстом? (да)

— Почему? (Предложения связаны по смыслу.)

— Какие задания могут быть предложены к тексту? Обсудите в паре.

— Текст можно озаглавить, продолжить, списать, подчеркнуть главные члены предложения, установить связь между словами предложения, определить вид текста.

— Подберите заголовок к тексту. (Весна в парке. Весна.) Обсудите в паре.

— Напишите сверху над текстом.

— Во всех предложениях есть связь по форме между словами? Не надо исправлять форму слов? (нет)

— Установите связь слов в предложениях:

1 вариант – во 2 предложении;

2 вариант – в 3 предложении.

— Подчеркните в них главные члены предложения.

— Установите связь между второстепенными членами предложения.

— Проверяем.

  1. Домашнее задание.

— Закончить работу с этим текстом. (продолжить текст)

  1. На доске шарики.

— Представьте, что это слова. Как их связать в предложение? С помощью каких узелков? (форма, смысл, интонация)

— Шарики с секретом.

— Урок подходит к концу. Мне понравилось как вы работали, ведь ….

СЛАЙД 10.(Вы работали замечательно)

Список использованной литературы

1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. — Гуманитарный издательский центр. Москва. «Владос»,2003.

2. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по русскому языку для 2 класса по русскому языку к учебному комплекту Зелениной Л.М. – Москва: «Вако», 2007.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here