Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Азовская средняя общеобразовательная школа №2»
Азовского немецкого национального муниципального района
Омской области
ИГРА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»
(между учителями и обучающимися 11 класса)
В рамках проведения Недели русского языка
подготовила
учитель русского языка и литературы
Письменных Елена Алексеевна
С. Азово
2012
В игре принимают участие две команды: учителя и обучающиеся. Им предлагаются для выбора различные темы, каждая предполагает несколько заданий. Командам необходимо справиться (по очереди) с выбором и продвинуться вперед.
ФРАЗЕОЛОГИЯ
-
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМ
— хоть караул кричи… — как баран…
— биться как рыба… — хоть волком…
— душа уходит … — ушки на…
— мастер на… — курам…
— как корова языком… — вставлять палки…
— вешать… — ни маковой…
— делу время… — крокодиловы…
-
ЖИВЫЕ КАРТИНКИ (команде надо изобразить, а соперникам угадать фразеологизм)
Галопом по Европе | |
Вставлять палки в колеса | Язык чешется |
Делать из мухи слона | Делить шкуру неубитого медведя |
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
-
Соберите слово (кто быстрее ответит)
— Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Вся же – в дневнике я и в тетради. (оценка)
— В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом, по мне на уроки пойдете. (расписание)
— Какое слово имеет корень такой же, как в слове сказка, суффикс – извозчик, приставка в расходе. (рассказчик)
РЕЧЬ
-
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…
— вас посадили в лужу — вам подложили свинью
— вам суют палки в колеса — перед вами ломают комедию
— вам пустили пыль в глаза — вы вылетели в трубу
— вас держат в ежовых рукавицах — вы съели собаку
— вы попали пальцем в небо — в ваш огород пустили козла
-
ИСПРАВЬТЕ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Лекция для бездетных родителей переносится на четверг. | |
Выпас собак запрещается. | Он еще в глубокой юности начат писать стихи. |
Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов. | Я вчера взял самолет и прилетел в Москву. |
Наблюдается чудовищное улучшение жизни людей. | |
Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам. | Ученики нашего класса добились ухудшения дисциплины и успеваемости в этом полугодии |
В зоопарке маленький кенгуру сидел и чистил перышки. | Дети произносили стихотворения, стоя врассыпную. |
ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
-
ОТВЕТЬ ОДНИМ СЛОВОМ (кто быстрее)
— глухой шум от трения (шорох)
— место соединения сшитых кусков (шов)
— детеныш галки (галчонок)
— сделанный из холста (холщовый)
— колючий кустарник с кисло-сладкими ягодами зеленого цвета (крыжовник)
— Какое правило объединяет эти слова?
2. ПРОИЗНЕСТИ СКОРОГОВОРКИ
У пенька опять пять опят. | |
Дятел дуб долбил, да не продолбил. | Три дроворуба на трех дворах рубят. |
Жук жужжит над абажуром. | Уже и ужи в луже. |
3.ПОСТАВЬТЕ УДАРЕНИЯ В СЛОВАХ.
— Баржа, древко, коклюш, лосось, щавель, творог, иначе, таможня, сажень, феномен, цепочка, опека, обеспечение, форзац, газопровод.
— арахис, хаос, община, договор, каталог, сироты, досуг, эксперт, присказка, ржаветь, знахарка, рудник, планер, откупорить, тефтели.
МОРФОЛОГИЯ
1.ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ К ГЛАГОЛАМ
— бояться (трусить) — найти (обрести)
— бранить (ругать) — покупать (приобретать)
— закрывать (запирать) — работать (трудиться)
— плакать (рыдать) — медлить (задерживаться)
— приглашать (звать) — спасти (выручить)
2. ПРОЧИТАЙТЕ, НАЙДИТЕ ГЛАГОЛ, КОТОРЫЙ МОЖНО БЫЛО БЫ ПОСТАВИТЬ ВМЕСТО ЦИФРЫ В ПЕРВОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ, ОТНИМАЯ ПО ОДНОЙ БУКВЕ ОТ ЭТОГО ГЛАГОЛА, ЗАПОЛНИТЕ И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ.
Охотники (1) в лесу дерево и вскоре двинулись в путь. Передние (2) ветки , которые мешали идти. В пути охотники (3) двух гадюк, (4) их палками. «А гадюки ядовитые (5) нет?» — спросил молодой охотник. « Ты (6) это спрашиваешь? – укоризненно покачал головой старый охотник. – Пора бы (7) самому знать».
(срубили)
ОРФОГРАФИЯ
-
ИСПРАВЬ ОШИБКИ
Дядя, прашу тебя, памаги твоей племяннице оле, а то не будет ее наги в этой пративной школе. Мне вчера за дектант на слава учитель поставил два, а сам сказал, что маю работу даже несмок прочитать. Попраси его, дядя, исправить двойку и паставить мне пять.
Список использованной литературы
1. Внеклассная работа по русскому языку в школе. Челябинск, 1999 г.
2. Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина «Русский язык» (10-11 классы). М.: «Слово», 2010 г.
3. М.М.Разумовская «Русский язык» 5 — 9 классы. М.: «Дрофа», 2006 – 2009 гг.