Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 40 г. Воронежа

Материалы для уроков русского языка в 5 классе

по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

Подготовила

учитель русского языка и литературы Чернышова Лариса Сергеевна

г. Воронеж

2011

В методике преподавания русского языка в настоящее время «происходит актуализация современных подходов в обучении»1. Особое внимание уделяется использованию учителем современных способов проверки знаний школьников, освоению «критериального подхода к оценке творческих работ учащихся»2, «формированию и развитию коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций»3. Подход к обучению, предусматривающий усиление практической направленности, заставляет учителей задуматься и о новых формах контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Намечая «предмет» контроля, учитель должен исходить прежде всего из перечня «Основных умений и навыков», помещенных в программе по русскому языку, которые ориентируют процесс обучения на конечный результат, являющийся основным критерием оценки эффективности современного урока русского языка. Поэтому, планируя прохождение той или иной темы, необходимо выделить из указанного перечня то, на овладение чего должно быть обращено все внимание.

Когда я составляю тематическое планирование, то параллельно продумываю систему контроля знаний, умений и навыков учащихся, опираясь на программу по русскому языку (авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) и учитывая индивидуальные различия учащихся, уровень их развития и способностей к учению, и отражаю это в своих планах.

Как строится система контроля на уроке?

    1. Проверка домашнего задания. Формы проверки могут быть разные, в зависимости от его объема, сложности темы и других факторов.

    2. В начале урока учащиеся задают вопросы по пройденному материалу, на которые вместо учителя могут ответить устно или письменно на доске сильные ученики. То есть происходит повторение ключевых моментов пройденного материала.

Также можно провести небольшую словарную работу или синтаксический разбор предложения с попутным обозначением всех встретившихся орфограмм. На это затрачивается всего 3-5 минут. Ученики объясняют написание слов, выполняют попутно частичный фонетический и морфемный разборы, повторяют правила о постановке знаков препинания, находят грамматические основы, составляют схему предложения.

    1. Контроль усвоения нового материала. В конце урока проводится короткая письменная контрольная работа на листочках по новому материалу, рассчитанная на 7-10 минут, это может быть программированный контроль. В неё можно включить задания по ранее пройденному материалу в качестве попутного повторения. Это могут быть словарные слова или слова на какое-нибудь правило. Такие работы проверяются быстро, и уже в конце урока учителю будет известен уровень усвоения учащимися нового материала, а это поможет спланировать следующий урок.

    2. Задание на дом состоит из правила, которое ученики уже выучили на уроке, и упражнения, подобного тем, которые выполнялись в классе.

В качестве примера хочу предложить материалы для уроков русского языка в 5 классе по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи» (программа под ред. Т.А. Ладыженской).

Урок 1. Фонетика. Гласные звуки.

    1. Начало урока

  • Словарная работа.

Апельсин, апельсиновый, апельсинчик; лимон, лимонный, лимончик, лимонад, лимонадный.

Вопросы и задания:

  1. Какие это слова по отношению друг к другу?

  2. Как образовалось каждое слово?

  3. Составьте с 1 словом предложения, чтобы в нем были а) однородные члены; б) обобщающее слово при однородных членах.

    1. Проверочная работа в конце урока.

Ι. Подчеркните в словах буквы, обозначающие гласный звук

[á] – морковь, молоко, надпись, корова;

[ó] – окошко, коллекция, корзина, нашёл;

[у] – будильник, люк, музыка, полюс;

[ы] – мышь, шишка, живопись, рыжий;

[ú] – мишень, жилет, кинематограф, линейка;

[э] – репродукция, ветер, шёпот, вешалка.

ΙΙ. Напишите, сколько букв и звуков в словах: 1 в. юг, мячик; 2 в. ключ, поёт.

ΙΙΙ. Составьте с одним из слов предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения.

    1. Домашнее задание. § 49, 50, № 259.

Урок 2. Согласные звуки.

      1. Начало урока

  • «Третий лишний» (гласные звуки)

    Пить

    Жить

    Шить

    Лаять

    Махать

    Колоть

    Нёс

    Мел

    Нос

  • Работа по карточкам.

    Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

    Скр…петь

    Обязательная часть

    Скр…пить

    Кл…вать

    Про…снить

    Ск…ростной

    строумие

    Прил…скать

    Укр…пить

    Ум…лчать

    Сокр…щение

    Оч…ровать

    Пож…леть

    Пож…лать

    Исц…ление

    Укор…тить

    Нак…лить

    Нак…лоть

    Выр…зать

    Сч…стливый

    Зас…дание

    Соед…нение

    Согл…ситься

  • Словарный диктант.

Дать характеристику гласным звукам.

Очаровательный щенок, посидеть на скамейке, смотреть на закат, сказать негромко, сохранять спокойствие, отправляться в поход.

  • Синтаксический разбор предложения.

Рано утром ребята отправились в поход.4

      1. Проверочная работа в конце урока

Задание: 1) списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть шипящие согласные, вставить пропущенные буквы и объяснить их написание; 2) построить схему последнего предложения; 3) переделать прямую речь из последнего предложения в предложение с обращением, построить его схему.

Шесть шустрых мышат целый день (под) полом пищат. Ж..лтый цыпленок наш..л червяка. Четыре ч..рных кота мурчали тихо (у) окна. Еж..к (на) ушко з..йчонку шепнул Тихо (в) л..су лес осенний уснул.

      1. Домашнее задание. § 51, № 266.

Урок 3. Позиционные чередования гласных и согласных.

  1. Начало урока

  • Проверка домашнего задания (правила чтения вслух)

  • Работа по карточкам.

Карточка

Списать, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.

З..свищут скоро1 с..ловьи и лес оден..тся2 л..ствою.4

  • Словарная работа.

Компьютер, компьютерный, компьютеризация, компьютеризировать; принтер, сканер, ксерокс.

У нас в школе1 есть компьютерный2 кабинет.4

  1. Проверочная работа в конце урока.

К каждому слову с пропущенной буквой в корне подберите проверочное слово по числу клеточек, и в вертикальных выделенных строках прочитайте название таких гласных.

Од..брять

Укр..плять

Р..звиться

Руб..жи

Об..дрять

Сокр..тить

Угр..жать

Обн..влять

Выс..та

Осл..пить

Согл..шение

Поп..лнение

Опр..вдание

Изв..щение

Осн..вной

К..вать

Созр..вать

  1. Домашнее задание. § 52, № 269.

Урок 4. Согласные твердые и мягкие.

    1. Начало урока.

  • Работа по карточкам.

Карточка

Прелес..ная крас..та1 водяной2 лили.. соед..няется с пр..красным ар..матом.4

  • Словарный диктант.

Мощность, ателье, шоссе, хорош, лебедь, здесь, здание, здоровье.

В чём трудность написания этих слов? (Правописание твердых и мягких согласных).

Летели лебеди с лебедятами.4

Есть ли твердые согласные звуки в этой скороговорке?

    1. Проверочная работа в конце урока.

Задание: вставьте пропущенные буквы, подчеркните в словах буквы, обозначающие твёрдый согласный звук, одной чертой, а мягкий – двумя.

Весло, кл..довка, укр..щать, зеленеть, х..лода, орёл, гн.здо, щавель, походка, моток, просл..влять, семья, еловый, м..сленка, боязнь, зверь, ясень, т..нуть, м..рщинка, вода, коса, девять, ездок, г..лосок, к..сель, питьё, х..щенье, ч..ща, сядь.

  1. Домашнее задание. § 53, № 274, подобрать загадки, в которых есть мягкие согл. звуки.

Урок 5. Рр. Повествование.

    1. Начало урока.

  • Проверка домашнего задания: чтение загадок, отгадывание, нахождение в них мягких согласных звуков.

  • Синтаксический разбор предложения.

Раздался стеклянный2 переливающийся звон, будто кто-то ударял1 маленькими молоточками по колокольчикам.4

    1. Закрепление изученного.

Прочитайте текст, озаглавьте его, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните глаголы, которые показывают последовательность событий. Подчеркните волнистой линией те части текста, в которых описывается зимний вечер. Как они включаются в повествование?

Я всегда уд..влялся, как изм..няет природу снег. Чтобы вполне насл..диться этой к..ртиной, я вышел в поле. Наступали зимние сумерки, и белый мрак одевал землю. Небеса рассыпались снежным пухом и наполнили всё пор..зительной т..шиной.

Я воротился домой и с насл..ждением х..дил по белым д..рожкам сада. Засв..тились огоньки в избах, и бледные лучи л..гли поперек улицы. Предметы см..шались и ут..нули в пот..мневшем воздухе. Когда высыпались снежные тучи, на землю падали только ре..кие снеж..нки.

    1. Домашнее задание. § 54, подобрать из любимой книги текст повествовательного характера, записать его в тетрадь, подчеркнуть глаголы.

Урок 6. Рр. Изложение. Описание музыкальной шкатулки.

  1. Начало урока

  • Проверка домашнего задания. Чтение по тетради текстов повествовательного характера.

  • Объяснительный диктант.

Шкатулка играла2 долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом1 таинственным звоном.

  1. Домашнее задание. Выписать из художественного произведения описание предмета.

Урок 7. Согласные звонкие и глухие.

  1. Начало урока

  • Фронтальный опрос.

      • На какие группы делятся звуки речи?

      • Назовите гласные звуки.

      • По какому признаку делятся согласные звуки?

      • Назовите согласные, которые не имеют пары по мягкости.

      • Назовите согласные, которые не имеют пары по твёрдости.

  • Словарный диктант.

Вкусный картофель, ненастная погода, резкий ветер, поздняя осень, прелестный рисунок, прекрасный пейзаж, интересная брошюра, участвовать в соревнованиях, чувствовать аромат.

Была ненастная погода, дул резкий ветер.4

Задание: переделать это предложение а) в сложносочиненное, б) в сложноподчиненное.

  1. Проверочная работа в конце урока.

Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

Мес..ность

Обязательная часть

Ги..кий

Пла..кий

Ко…вкий

Гиган..ский

Извес..ный

Е..кий

Грус..ный

Ре..кий

Вя..кий

Упако..ка

Зимо..ка

Дер..кий

Вес..ник

Завис..ливый

Ло..кий

Ненас..ный

Облас..ной

Свис..нуть

Хрус..нуть

Чес..ный

Скорос..ной

  1. Домашнее задание. § 55, согласные на стр. 110 наизусть, № 281, придумать сказку о звонких и глухих согласных.

Урок 8. Графика. Алфавит.

  1. Начало урока

  • Проверка домашнего задания. Чтение сказок о звонких и глухих согласных.

  • Самостоятельная работа на листочках.

Задание: напишите парные и непарные согл. по звонкости-глухости, твердости-мягкости.

  1. Проверочная работа в конце урока.

  • Записать фамилии учеников по алфавиту.

Щукин, Абрамова, Смирнова, Александров, Валеев, Николаев, Смирнов, Гусев, Мошкин, Алексеев, Семенов, Вершинин, Сурков, Шипилов, Царёв, Чулков, Чуев, Цаплин.

  1. Домашнее задание. § 56, 57. Алфавит наизусть. Составить карточки с заданием, аналогичным заданию проверочной работы, ответ по карточке записать в тетради.

Урок 9. Рр. Описание предмета. Сочинение-миниатюра (описание предмета).

1. Начало урока.

  • Работа (в парах) по карточкам, составленным дома, взаимопроверка.

  • Чтение и анализ работ из альбома (домашнее задание урока № 6)

2. Описание предмета.

Урок 10. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

        1. Начало урока

  • Фронтальный опрос.

      • На какие группы делятся звуки речи?

      • Назовите гласные звуки.

      • По какому признаку делятся согласные звуки?

      • Назовите согласные, которые не имеют пары по мягкости.

      • Назовите согласные, которые не имеют пары по твёрдости.

      • Назовите парные звонкие и глухие согласные.

      • Назовите непарные звонкие согласные.

      • Назовите непарные глухие согласные.

  • Фонетический разбор слов на доске (индивидуальный опрос).

Мороз, снег, сугроб, зима.

  • Словарный диктант.

Косьба, молотьба, просьба1, везти (на машине), вести (за руку), честный1, известный, опасный, местный, жюри1, чудо, пришёл1, коллекция, гербарий.

        1. Закрепление изученного.

  • Выборочный диктант.

Задание: выпишите из стихотворения О. Высотской «Мягкий знак» слова с Ь. Подчеркните Ь, который употребляется для обозначения мягкости предыдущего согласного.

Он в слове «мать», и в слове «дочь»,

И в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить:

Отрежь – отрежьте!

Поешь – поешьте!

        1. Проверочная работа в конце урока.

Укрощат.., камен..щик, скажеш.., борщ.., мор..щинка, сдаш.., хищ..ник, кон..чик, батон..чик, свар..щик, вагон..чик, колюч.., здес.., ден..ги, кровел..щик, мал..чик, рож.., жен..щина, хвощ.., ноч..ной, муж..чина, разжеч.., напишеш.., гореч.., вос..мой.

Задания:

            1. впишите в слова, если нужно, мягкий знак;

            2. подчеркните в словах Ь, обозначающий мягкость предыдущего согласного;

            3. приведите свои примеры, когда мягкий знак обозначает форму слова (существительное, прилагательное, глагол)

    1. Домашнее задание. § 59, № 302, 303

Урок 11. Двойная роль букв е, ё, ю, я.

  1. Начало урока

  • Словарный диктант.

Барабанщик, каменщик, помощник, кончать, мечтать, лучше, бесконечный.

Как приятно летом глядеть1 на облака мечтать2! 4

Какие звуки обозначают выделенные буквы?

  1. Закрепление изученного.

  • Какие звуки обозначают буквы е, ё, ю, я в словах съезд, ружьё, серьёзный, объявление?

  1. Проверочная работа в конце урока.

  • Записать слова в две колонки: 1) е, ё, ю, я обозначают один звук, 2) е, ё, ю, я обозначают два звука.

Снег, маяк, коляска, мячик, шёл, ёжик, мюсли, ягода, юнга, плёс, обезьяна, подъезд, каюта, мел, объём, клёв, яблоко, боярин, колье, люк, шляпа.

  1. Домашнее задание. § 60, №308. Составить картинки (пазлы) со словами, имеющими в своем составе буквы Е, Ё, Ю, Я.

Урок 12. Орфоэпия.

        1. Начало урока.

  • Проверка домашнего задания. Работа с пазлами (индивидуальный опрос).

  • Сделайте фонетическую запись слов, произнесите звуки в обратном порядке. Запишите слова, которые получились. Сделайте вывод.

Лён, яр, люк, дог, код, кот, лоб, шёл, шей, араб.

        1. Самостоятельная работа в конце урока (по словарю).

Поставьте ударения в словах, проверьте себя по словарю. Составьте с тремя словами словосочетания.

Колосс, сливовый, арбуз, созыв, корысть, портфель, кашлянуть, аналог, бахча, задолго, боязнь, полог, плато, принять, пурпур, атлет, бряцать, гражданство, кладовая, ломота, мельком, силос, договор, досуг, километр.

        1. Домашнее задание. § 61, слова в рамочке учить. № 312.

Урок 13. Фонетический разбор.

  1. Начало урока

    • Словарная работа.

Декорация, декоративный, декор (из франц. – от лат. «красота»)

Космос, космический, космонавт, космолёт, космодром, космонавтика, косметика (от греч. «космос» — порядок).

Составить словосочетания с каждым словом, обозначить в них главное слово.

  1. Закрепление изученного.

  • Выполнить фонетический разбор слов: парус, форма, чай, лететь, стог, ружьё, влево, космос, мечта, пошёл, парад, чья, ей, её, клён, яд, собака, книжка, степь, юла.

  1. Проверочная работа в конце урока.

  • Зрительный диктант (по картинкам). Задание: записать слова, выполнить их фонетический разбор.

Берёза, помидор, собака, лебедь, яблоко.

  1. Домашнее задание. § 62, № 315, стр. 124 вопросы.

Урок 14. Рр. Описание предметов (по картине И.И. Машкова «Натюрморт с маками и васильками»).

  • Проверка домашнего задания (№ 315). Чтение вслух и объяснение орфограмм.

  • Собирание материалов, подготовка к сочинению.

  • Написание сочинения.

Урок 15. Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика».

        1. Начало урока.

  • Ответ на контрольные вопросы на стр. 124.

  • Проверочная работа «Разделительные Ъ и Ь»

  1. нес..едобный

  2. пред..юбилейный

  3. доб..ётся

  4. с..ёжиться

  5. лист..я

  6. об..единил

  7. соб..ются

  8. необ..ятный

  9. мурав..и

  10. пис..менный

  1. об..ёмный

  2. руж..ё

  3. под..ём

  4. мурав..и

  5. л.ётся

  6. под..ехал

  7. в..ётся

  8. об..яснить

  9. вз..ерошить

  10. соб..ются

  1. сер..ёзно

  2. необ..ятный

  3. пред..явить

  4. вз..ерошить

  5. с..ездить

  6. прол..ёт

  7. об..явление

  8. в..юга

  9. бар..ер

  10. обез..яна

        1. Комплексное повторение

    • Письменная работа с взаимопроверкой.

Поэт А. Шибаев написал стихотворение «Грустные вести». Исправьте в письме ошибки. Объясните их причину. Запишите слова, в которых Мишка допустил ошибки, правильно, подберите проверочные слова.

Пришло письмишко мне,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

«Здесь чудный лук, и я лижу»,

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса!

Наверно, шутит плут…

Читаю дальше:

«Здесь – лиса, красивый длинный прут».

И что такое он плетёт –

Не разберусь, хоть тресни:

«Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…

На днях в лису нашёл я грусть и очень был доволен…»

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся – надо подлечить:

Заставить правила учить…

  • Работа с презентацией «Фонетика. Графика. Орфография». Повторение теоретических сведений.

  • Отгадать слова, написанные на доске: [й,ук], [л,ук], [вдрук], [й,олка].

  • Тест.

1. Гласные звуки состоят из:

  1. шума;

  2. голоса;

  3. шума и голоса.

2. Эти согласные звуки называются шипящими:

    1. [с], [о], [щ,],[й,];

    2. [с], [т], [ц],[ш];

    3. [ж], [ч,], [ш], [щ,].

3. В этих словах безударную гласную в корне можно проверить ударением:

  1. удивительно, поляна, шоколад;

  2. наряжать, проверять, багаж;

  3. посидеть, следить, пароход.

4. В каком слове все согласные мягкие?

  1. след;

  2. переживать;

  3. синий.

5.В каком слове все согласные глухие?

  1. отыграть;

  2. усыпан;

  3. шёпот.

6. В каком слове букв больше, чем звуков?

  1. обход;

  2. подбегать;

  3. яблоко.

        1. Домашнее задание. № 318, подготовиться к контрольному диктанту.

Урок 16. Контрольный диктант.

Небо было почти черным, а снег от лунного света казался голубым.

Подо льдом спало море, под землёй спали мелкие зверушки и насекомые.

В чудесной долине Муми-троллей стоял дом, он выглядел очень одиноким. Внутри дома было тепло, потому что в печке горел огонь. Лунный свет освещал мебель, часы и письменный стол. В большой комнате всё семейство муми-троллей спало зимним сном.

Когда рассвело, тяжелый сугроб на крыше вдруг сдвинулся и пополз, а потом мягко шлёпнулся на землю.

Муми-тролль посидел и подошёл к окну. Оно было покрыто прекрасными ледяными узорами. Он распахнул окошко, и его обдала волна холодного воздуха. Что-то кольнуло его бархатную шкурку, а нос почувствовал необычный запах зимы. (По Туве Янссон)

Урок 17. Работа над ошибками.

Список использованной литературы

1. Арсирий А.Т. В Страну знаний – с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: 2004.

2. Ивченков П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка. – М.: 1987.

3. Казаков В. П., Багге М. Б., Мичурин С. В., Брысов В. Л. Результаты единого государственного экзамена 2004/2005 учебного года как отражение качества подготовки учащихся по русскому языку в Санкт-Петербурге. // РЯШ. – 2006. — № 2. – С. 18.

4. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: 2008

5. Методическое письмо «О преподавании русского языка в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена 2005 года». // РЯШ. – 2006. — № 3. – С. 3.

6. Стандарт основного общего образования по русскому языку.

1 Методическое письмо «О преподавании русского языка в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена 2005 года». // РЯШ. – 2006. — № 3. – С. 3.

2 Казаков В. П., Багге М. Б., Мичурин С. В., Брысов В. Л. Результаты единого государственного экзамена 2004/2005 учебного года как отражение качества подготовки учащихся по русскому языку в Санкт-Петербурге. // РЯШ. – 2006. — № 2. – С. 18.

3 Стандарт основного общего образования по русскому языку

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here