Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 1034
Южного административного округа города Москвы
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе
По теме ««Что такое родственные слова?»
подготовила
Гуцол Елена Вячеславовна,
учитель начальных классов
высшей категории
Москва
2013
Цели: формировать умение видеть и образовывать родственные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся .
Задачи:
-
Образовательные: различать родственные слова и формы слова, подбор родственных слов и деление на группы родственных слов, совершенствовать умение работать в паре, сравнивать и анализировать родственные слова
-
Развивающие: развивать умение вести диалог, отстаивая свою точку зрения, способность формулировать свои мысли в процессе подведения итогов, развивать представления об исторических родственниках слова ( о происхождении слов)
-
Воспитательные : воспитывать уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи, интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Познавательные: учащиеся научатся находить в тексте и образовывать родственные слова, употреблять их в речи.
Коммуникативные: научатся анализировать, делать выводы, сравнивать.
Личностные: научатся аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Этапы урока.
1. Организационный момент.
Создание спокойной деловой обстановки.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
2. Актуализация знаний.
1.) чистописание
сгс
го саг го са
2.) На доске слова
Садовый, горка, сад, горный, садовник, горняк, гора.
-Внимательно прочитайте слова , записанные на доске. С соседом по парте обсудите эти слова, разделите их на две группы. Какие группы у вас получились?
У: Какие слова можно отнести к первой группе? Почему?
Д: Садовый, сад, садовник
У: Какие слова отнесли ко второй группе ? Почему?
Д: Горка, горный, горняк, гора.
У: Сформулируйте тему нашего урока.
Д: На доске написаны две группы родственных слов . Значит тема нашего урока “Родственные слова”
Запишите в тетрадь одну группу родственных слов, выделите корень.
-
Работа по теме урока.
-
Прочитайте слова, можно назвать их родственными? Почему?
-
Курица лось
Петух лосиха
Цыпленок лосенок
Какие слова называют родственными?
-
Работа по учебнику
С 60 упр 82
Все ли слова в каждой строчке можно назвать родственными? Почему?
Запишите только родственные слова
|
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
Щипаем себя, как бы собирая складки.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
-
Закрепление изученного материала.
Какие родственные слова встретились нам во время зарядки?
Дополните каждую группу слов.
-
Рефлексия.
-Жили – были слова. За долгую жизнь обзавелись они родственниками, но видятся родственники редко. Однажды решили они собраться.
Давайте поможем словам найти «свою семью».
-Поселите слова « в семьи» к словам : ДОМ ГРИБ, ЛИСТ подберите родственные. Во время работы пользуйтесь схемой на доске.
Будьте внимательны, чтобы « в семье» не появился
«чужой».
Дети распределяются в группы ( по рядам) и записывают слова с доски: грибок, домик, грибник, листва, домище, грибница, листок, грибной, домашний./(ребята первого ряда к слову ДОМ; ребята второго ряда к слову ГРИБ; ребята третьего ряда к слову ЛИСТ.
-
Подведение итогов урока
Какие слова называют родственными?
Чем отличаются родственные слова, от слов-синонимов?
-
Домашнее задание с 62 учебника упр 87
Список использованной литературы
-
Гуцол Е.В. Словарные слова. 2 класс. – М, «Издательство «Экзамен», 2011
-
В.П. Канакина. Русский язык. 2класс. Ч.1,- М., ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
-
Словообразовательный словарь русского языка. М.: — «ЮНВЕС», 2006