Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема урока: Обобщающее повторение по теме «Части речи».

Цель урока: совершенствовать знания учащихся об особенностях изученных частей речи – имён существительных, имён прилагательных, глаголах

Задачи урока:

1). Совершенствовать умение уч-ся сравнивать части речи по их существенным признакам, распознавать их.

2). Совершенствовать умение в употреблении различных частей речи в предложениях, текстах.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи

Словарная работа

-в какой из строчек все существительные?

-выпишите

Автобус, восток, багаж

-прилагательные

чёрный, хороший, прекрасный

глаголы

желтеть, желать. сверкать

Тема урока « Части речи»

3.Сообщение цели урока

Сравнить существенные признаки изученных частей речи, уметь распознавать их и употреблять в предложениях и текстах.

4. Работа по теме урока. Имя существительное

-Давайте вспомним, какие знаете части речи.

-Что вы знаете об имени существительном

(Что называется именем существительным? На какие вопросы отвечает? Что обозначает имя существительное? Изменяется по…. Роль в предложении.)

( Дети, поднимая руки, рассказывают об этой части речи)

Заполняем таблицу

Упражнение в определении грамм. признаков сущ.

На экране слова.

На какие группы можно разделить слова?

-На какие 3 группы можно разделить?( по склонениям)

-Какие слова относятся к 1,2,3 склонению?

Малина, морковь, лимон, огурец, фасоль, помидор, слива, жимолость, вишня

Запишите слова в 3 столбика

Проверка

-Для чего нам нужно знать склонение сущ.?(писать безударные окончания )

Работа над предложением ( по составу, определить падежи сущ.)

-Записать по диктовку

В солнечном луче на ветке гигантской ели заиграли капли росы

-Какое это предложение? ( простое, повествовательное, распространённое)

-Назовите существительные.

-Объясните написание окончаний.

-Разобрать по членам предложения и частям речи

-Какими членами предложения могут быть существительные( подлежащим, дополнением, обстоятельством)

5.Работа над именем прилагательным

Определяю я предметы

Они со мной всегда приметны

Я украшаю вашу речь

Меня вам нужно знать, беречь.

-о какой части речи идёт речь? (прилагательное)

-выпишите номера утверждений, где верно указаны признаки прилагательных

1.Обозначает признак предмета

2.Изменяется по числам, по падежам, по лицам

3.Часть речи

4.Бывает мужского, женского и среднего рода

5.Его падеж , число, род зависит от имени существительного

6.В предложении чаще всего выполняет роль определения

Проверка: 1,3,4,5,6

-Назовите словосочетания в предложении (сущ+прил)

-Определите род, число и падеж.

Упражнение в подборе антонимов

-Дополните пословицы подходящими по смыслу прилагательными

-Какие это прилагательные ( антонимы)

-Запишите, определите падеж

….друг, лучше…..двух

дело лучше … безделья.

всегда становится … .

На … собака лает, а … кусает.

Тайное, явным, маленькое, большого, старый, новых, смелого, трусливого

Заполняем таблицу

7.Работа над глаголом.

Замени крылатое выражение близким по значению словом (работа в парах)

Бить баклуши

Вешать нос

Воды в рот набрать

Клевать носом

Морочить голову

(обманывать, бездельничать, унывать, молчать, засыпать)

Проверка

-Какой частью речи вы заменили крылатые выражения. (Глаголами).

-Что можно сказать об этих глаголах?

Что ещё знаете о глаголе?(работа в парах)

Выполнить тест

. а) Глагол – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?».

б) Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «что делает?», «что сделает?».

2. а) Глаголы изменяются по временам.

б) Глаголы не изменяются по временам.

3. а) В предложении глагол чаще всего является обстоятельством.

б) В предложении глагол чаще всего является сказуемым.

4. У глаголов II спряжения 2-го лица окончания:

а) -ешь, -ете;

б) -ишь, -ите.

5. Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы:

а) что делает? что сделает?

б) что делать? что сделать?

6. В неопределенной форме после буквы ч:

а) не пишется ь;

б) пишется ь.

7. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются:

а) по лицам и числам;

б) по родам и числам.

8. Если глагол отвечает на вопрос «что делает?» или «что сделает?», то перед -ся:

а) ь пишется;

б) ь не пишется.

9. Укажите, в каких словах пишется окончание -ет:

а) гон..; в) леч..;

б) сине..; г) стел.. .

10. Укажите, в каких словах пишется окончание -ешь:

а) леч..; в) се..;

б) дыш..; г) гон.. .

Самооценка

Заполняем таблицу

Спишите текст. Поставьте глаголы, данные в скобках, в форму настоящего времени, выделите окончания, укажите спряжение.

(Наступить) ясное утро. Со_нце ярко (сиять) в г_лубом неб_. Алмаз_ми (сверкать) роса на тр_ве, на лист_ях д_рев_ев. Кругом (стоять) т_шина.

Таблица частей речи и их грамматических признаков

Существительное

Прилагательное

Глагол

ЗНАЧЕНИЕ

Предмет

Признак

предмета

Действие, состояние

ВОПРОСЫ

К

ТО?

Ч

ОЙ?

АЯ?

КАК ОЕ?

ИЕ?

ЧТО ДЕЛАТЬ?
ЧТО СДЕЛАТЬ?

ЧИСЛО

изменяется

изменяется

изменяется

РОД муж.

Жен.

Ср.

постоянный

изменяется

Изменяется в прош. вр. ед.ч.

СКЛОНЕНИЕ

+

ПАДЕЖ

+

+

спряжение

+

лицо

+

Изменяется

в наст. и буд. врем.

ВРЕМЯ

+

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here