НОУ Центр образования «РОСТ»
ГОУ гимназии № 74
Программа рассмотрена на Утверждаю
Педагогическом совете Директор НОУ «ЦО «РОСТ»
Протокол №________от_________ «____»_____________20____
Образовательная программа
«Стилистика. Культура речи»
Составитель
Дудинская Н.Ю.
Санкт-Петербург
Пояснительная записка к программе дополнительного образования детей «Стилистика. Культура речи» для 8 класса.
Направленность образовательной программы.
Программа, предназначенная для расширения знаний учащихся 8 класса по русскому языку, имеет социально-педагогическую направленность:
-
Ставя перед собой задачу систематизации знаний по культуре речи, предполагается учитывать особенности различных способов восприятия материала, известного и нового, учащимися, обращая большее внимание на речевые нормы. В процессе обучения идти не от правила к тренировочным текстам и упражнениям, а, наоборот, от текста к правилу, тем самым способствуя развитию стилистической зоркости и лексического запаса детей.
-
Педагогическая целесообразность.
Тренировочная дополнительная деятельность учеников по трудным вопросам речеведения способствует развитию стилистической зоркости, позволяет получить более прочные знания по русскому языку. Стимулирует желание работать самостоятельно.
-
Актуальность программы.
Программа не только даёт учащимся необходимые сведения по стилистике русского языка, но и развивает практические умения и навыки.
Новизна состоит в подходах и методах обучения.
-
Цель обучения:
— изложение теоретического материала подчинено цели научить учащегося стилистическому подходу к использованию речевых средств;
— выработать у начинающих филологов лингвистическое чутьё, любовь к хорошей, правильной русской речи и нетерпимость к порче языка, пристрастию к штампам, ложному пафосу, неоправданному снижению стиля.
-
Задачи:
— дать типологию речевых ошибок при изучении лексической стилистики, научить стилистическому анализу письменных текстов;
— наглядно показать, как используются языковые ресурсы при редактировании сочинений;
— привить навыки стилистической правки текста, основанной на чётком определении характера речевых ошибок и умелом их устранении;
— выработать нетерпимость к стилистическим недочётам в словоупотреблении, звуковой организации текста, словообразовании, использовании частей речи и синтаксических конструкций.
-
Условия реализации:
— программа предназначена для учащихся 8 класса, детей 13-14 лет
— срок реализации – 1 год
— условия набора – по желанию учеников и родителей
— режим работы – один час в неделю, 45 мин., в год – 34 часа
-
Формы проведения занятий:
— групповая
— в парах сменного состава
— индивидуальная
— самостоятельная
Основные методы проведения занятий:
— практические
— поисковые
— самостоятельная работа
— игры-задачи
-
Ожидаемые результаты:
к концу учебного года ученик 8 класса, посещающий дополнительные занятия по русскому языку
— будет знать типологию речевых ошибок;
— познакомится со стилистическими нормами использования слов в устной и письменной речи;
— получит опыт самостоятельной работы по созданию текстов;
— будет способен написать итоговую работу – сочинение на публицистическую тему.
-
Способы определения результативности:
— педагогическое наблюдение;
— тестирование;
— итоговая практическая работа;
Учебно-тематический план:
-
Слово – основа для понимания текста. Поиск нужного слова.
-
Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова.
-
Лексическая сочетаемость.
-
Нарушение лексической сочетаемости как стилистический приём. Нарушение лексической сочетаемости как речевая ошибка.
-
Речевая недостаточность.
-
Речевая избыточность.
-
Повторение слов.
-
Лексическая синонимия. Типы лексических синонимов.
-
Стилистические функции синонимов. Стилистически не оправданное употребление синонимов.
-
Лексическая антонимия. Стилистические функции антонимов.
-
Стилистически не оправданное употребление антонимов.
-
Полисемия.
-
Омонимия.
-
Стилистические функции многозначных слов и омонимов.
-
Идивидуально-авторская омонимия.
-
Паронимы.
-
Стилистические функции паронимов и сходных по звучанию разнокоренных слов.
-
Лексические ошибки, вызванные смешением паронимов.
-
Функционально-стилевое расслоение лексики.
-
Эмоционально-экспрессивная окраска слов.
-
Использование в речи стилистически окрашенной лексики.
-
– 23. Неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской. Смешение стилей.
-
Канцеляризмы и речевые штампы.
-
Диалектная лексика. Проникновение диалектной лексики в литературный язык.
-
Диалектизмы в художественной речи.
-
Стилистически не оправданное употребление диалектизмов.
-
Профессиональная лексика.
-
Использование профессиональной лексики в литературном языке.
-
Стилистически не оправданное употребление профессионализмов.
-
Устаревшие слова и их функции в художественной речи.
-
Типы неологизмов.
-
Приток иноязычной лексики в 90-е годы 20 века. Варваризмы.
-
Итоговое занятие. Круглый стол.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Смысловая точность речи. Выбор слова (7 часов)
Употребление слов в соответствии с их семантикой. Стилистическая правка текста. Неограниченная и ограниченная лексическая сочетаемость слов. Использование повторов в художественном стиле речи.
Стилистическое использование в речи синонимов (2часа)
Лексические и контекстные синонимы. Градация. Ошибки в построении градации.
Стилистическое использование в речи антонимов (2 часа)
Лексические и контекстные антонимы. Антитеза и оксюморон. Ошибки в построении антонимической пары.
Стилистическое использование в речи многозначных слов и омонимов (4 часа)
Изменение значения слова в зависимости от контекста. Словесная игра – парадокс. Неуместный комизм, возникающий при употреблении омонимов.
Паронимы (3 часа)
Разновидности паронимов. Роль паронимов в передаче тонких смысловых оттенков текста.
Стилистическая окраска слов (6 часов)
Общеупотребительная и книжная лексика. Слова с ярким оценочным значением. Многозначные слова в метафорическом употреблении. Слова с суффиксами субъективной оценки. Ошибки, вызванные неоправданным употреблением стилистически окрашенной лексики. Речевые штампы и речевые стандарты.
Лексика, имеющая ограниченную сферу распространения (6 часов)
Диалектизмы в литературном языке и в языке художественной литературы. Использование профессионализмов в СМИ.
Устаревшие слова (1 час)
Состав устаревших слов. Стилистические функции устаревших слов.
Новые слова (2 часа)
Пополнение лексики новыми словами. Типы неологизмов. Заимствованные слова. Варваризмы.
Итоговое занятие (1 час)
Литература для учителя
А.И.Горшков. Русская словесность. М. Просвещение, 1996.
Г.Я.Солганик. Стилистика русского языка. М. Дрофа. 1996
Литература для учащихся
С.И.Львова. Уроки словесности. 5-9 классы. М. Дрофа. 1996