Олимпиада по русскому языку для обучающихся
9 -11 классов по русскому языку
Задание 1 Расставьте ударение в словах:
Дремота, включим, облегчишь, черпать, углубят, братание, созвонимся, премировать, свекла, завидно
(за каждый правильный ответ 0,5 баллов)
Задание 2. Что означает выражение «битый час»? Каково его происхождение? (2 балла)
Задание 3.Предложите вариант (ты) раскрытия скобок при написании слова (с,сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.
(6 баллов)
Задание 4.
Заполните левый столбик соответствующими словами из приведенных ниже; вставьте в них пропущенные буквы.
— список литературы по теме –
— доходы от акций –
-художественное произведение малого объема-
— общий вид местности –
— художественная литература-
-изменение тела под воздействием внешних сил –
-противостояние –
— изъян, недостаток –
-обжалование –
— короткое сатирическое стихотворение –
-нехватка, недостаток чего-либо –
— вежливый –юж.
М…н..рал, д…в..ден…ы, тру(п,пп)а, э(ф,фф)ект, дра(м,мм)а, д…(ф,фф)ект, библ…ография, ж…ргон,д…(ф,фф)ормация, ко(м,мм)ентарий, эп…грамма,
к…(м,мм)ерсант, к…(р,рр)ектный,м…н…атюра, л…ндшафт, о(п,пп)озиция,
а(п,пп)еляция, пробле(м,мм)а, д…ф…цит, б…(л,лл)…тристика.
(12 баллов)
Задание 5. В некоторых русских поговорках упоминаются старинные меры веса или длины. Назовите эти поговорки. Какой смысл каждой из них?
(1 поговорка – 1 балл)
(толкование 1 пословицы-1 балл)
Задание 6. Допишите пословицы об учении, языке, речи (5 баллов)
-Кто хочет много знать, тому надо мало _______
— Грамоте учиться – всегда ___________
— Идти в науку –терпеть _________
— У кого что болит, тот про то и ________
— Для красного словца не пожалеет ни мать, ни__________
— Как тут говорить, когда не дадут и рта___________
— За твоим языком не поспеешь___________
-Учился читать да писать, а выучился петь да______________
— Мелет день до вечера, только слушать __________
— На чужой роток не накинешь_______________
— Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи_______________
— Говоришь по секрету, а выйдет по всему____________
Какие ещё пословицы вы можете привести. Объясните смысл последних 3 пословиц.
Задание 7. В следующих группах грецизмов и латинизмов выделите общую морфему и определите её значение (5 баллов)
— агроном, агрокультура, агротехника, агробиология
-акварель, акваланг, аквариум
— аэродинамика, аэродром, аэропорт
— гипербола, гипертония, гиперболоид, гипервитаминоз
-гипотония, ,гиподинамия, гипоксия
Задание 8.
Назовите 2 русских глагола, образованных с помощью приставок от мужских имён Кузьма и Егор, имеющих переносное значение. Объясните, что обозначают данные глаголы.
(5 баллов)
Задание 9.
Что такое пядь и почему фразу: «У него семь пядей во лбу» нужно понимать не в буквальном смысле?
Задание 10.
Какой стилистический приём использовал А.П. Чехов в предложении для создания комического эффекта?
Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.
(2 балла)
Задание 11.Замечательное слово «привет». Приведите как можно больше однокоренных слов к слову «привет». Проиллюстрируйте их примерами.
(5 баллов)
Задание12.Объясни значение фразеологизмов:
— Водить за нос –
— Во весь дух-
— Капля в море-
-Поминай как звали –
-Засучив рукава-
-лезть на рожон-
— к шапочному разбору –
-Остаться с носом –
— висеть на хвосте-
-зелёная улица-
(за каждый правильный ответ -0,5 баллов)
Задание 13.Напиши краткую речь на тему «Я желаю счастья вам!» (10 баллов0
-как ты понимаешь счастье?
-Какое оно бывает? (виды счастья)
— Сформулируй главную мысль и обоснуй своё понимание.
-С чем бы ты сравнил счастье?
-Если вспомнишь приведи какой-нибудь афоризм…
Задание 14. Придумай самостоятельно 1 вопрос для олимпиады по русскому языку.
Желаем тебе удачи!