Открытый урок по русскому языку в 11 классе
МБОУ «Сельцовская СОШ»
по подготовке к ЕГЭ часть С
Учимся писать сочинение.
Учитель Полевцова Лариса Юрьевна.
Цели урока:
-
учить интерпретировать исходный текст и создавать новый на основе его критического осмысления.
-
отрабатывать соответствующие умения и навыки:
-
понимать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
-
осознавать содержание исходного текста, фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов;
-
определять основную мысль, стиль и тип речи;
-
дифференцировать главную и второстепенную информацию, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
-
прогнозировать содержание по заглавию, по началу, предвосхищать возможное развитие сюжетной линии;
-
комментировать и оценивать информацию;
-
осознавать языковые особенности текста, смысловые трудности его восприятия.
Вступительное слово учителя.
По результатам контрольно-педагогических измерений (21.01.2013)
наш класс не смог прокомментировать проблему и за аргументацию получил
1 балл. Сегодня на уроке мы пройдем основные этапы написания сочинения.
Текст для анализа:
Чингиз Айтматов. Плаха.
А побоище длилось. Врезаясь на машинах в гущу загнанных, уже
выбивающихся из сил сайгаков, отстрельщики валили животных направо и налево, еще больше нагнетая панику и отчаяние. Страх достиг таких апокалипсических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце, беззвучно пылающее над головой, тоже гонимо вместе с ними в этой бешеной облаве, что оно тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам… А отстрельщики-автоматчики беззвучно палили с колена, с бортов «уазиков», и беззвучно мчались, взлетая над землей, машины, беззвучно неслись обезумевшие сайгаки и беззвучно валились под прошивающими их пулями, обливаясь кровью… И в этом апокалипсическом безмолвии волчице Акбаре явилось лицо человека. Явилось так близко и так страшно, с такой четкостью, что она ужаснулась и чуть не попала под колеса. «Уазик» же мчался бок о бок, рядом. А тот человек сидел впереди, высунувшись по пояс из машины. Он был в стеклянных защитных — от ветра — наглазниках, с иссиня-багровым, исхлестанным ветром лицом, у черного рта он держал микрофон и, привскакивая с места, что-то орал на всю степь, но слов его не было
слышно. Должно быть, он командовал облавой, и если бы в тот момент волчица могла услышать шумы и голоса и если бы она понимала человеческую речь, то услышала бы, что он кричал по рации: «Стреляйте по краям! Бейте по краям! Не стреляйте в середину, потопчут, чтоб вас!» Боялся, что туши убитых сайгаков будут истоптаны бегущим следом поголовьем…
Учимся писать сочинение:
-
Слайд 2. Определяем проблему текста
Проблема — это вопрос, требующий решения или обсуждения.
(В тексте может быть несколько проблем)
2.Слайд 3. К-1
3. Слайд 3 К-2 Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста
Как проследить развитие авторской мысли в тексте?
Для этого нужно
-
исходный текст разделить на микротемы — предложения, объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;
-
выделить основную мысль каждой микротемы;
-
сформулировать данную мысль;
-
записать её в виде пункта плана или составить тематическую сетку.
Слайд 6,7 — составление тематической сетки текста.