Открытый урок по русскому языку в 11 классе

МБОУ «Сельцовская СОШ»

по подготовке к ЕГЭ часть С

Учимся писать сочинение.

Учитель Полевцова Лариса Юрьевна.

Цели урока:

  • учить интерпретировать исходный текст и создавать новый на основе его критического осмысления.

  • отрабатывать соответствующие умения и навыки:

  • понимать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

  • осознавать содержание исходного текста, фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов;

  • определять основную мысль, стиль и тип речи;

  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;

  • прогнозировать содержание по заглавию, по началу, предвосхищать возможное развитие сюжетной линии;

  • комментировать и оценивать информацию;

  • осознавать языковые особенности текста, смысловые трудности его восприятия.

Вступительное слово учителя.

По результатам контрольно-педагогических измерений (21.01.2013)

наш класс не смог прокомментировать проблему и за аргументацию получил

1 балл. Сегодня на уроке мы пройдем основные этапы написания сочинения.

Текст для анализа:

Чингиз Айтматов. Плаха.

А побоище длилось. Врезаясь на машинах в гущу загнанных, уже

выбивающихся из сил сайгаков, отстрельщики валили животных направо и налево, еще больше нагнетая панику и отчаяние. Страх достиг таких апокалипсических размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох и онемел, что везде воцарился хаос и само солнце, беззвучно пылающее над головой, тоже гонимо вместе с ними в этой бешеной облаве, что оно тоже мечется и ищет спасения и что даже вертолеты вдруг онемели и уже без грохота и свиста беззвучно кружатся над уходящей в бездну степью, подобно гигантским безмолвным коршунам… А отстрельщики-автоматчики беззвучно палили с колена, с бортов «уазиков», и беззвучно мчались, взлетая над землей, машины, беззвучно неслись обезумевшие сайгаки и беззвучно валились под прошивающими их пулями, обливаясь кровью… И в этом апокалипсическом безмолвии волчице Акбаре явилось лицо человека. Явилось так близко и так страшно, с такой четкостью, что она ужаснулась и чуть не попала под колеса. «Уазик» же мчался бок о бок, рядом. А тот человек сидел впереди, высунувшись по пояс из машины. Он был в стеклянных защитных — от ветра — наглазниках, с иссиня-багровым, исхлестанным ветром лицом, у черного рта он держал микрофон и, привскакивая с места, что-то орал на всю степь, но слов его не было

слышно. Должно быть, он командовал облавой, и если бы в тот момент волчица могла услышать шумы и голоса и если бы она понимала человеческую речь, то услышала бы, что он кричал по рации: «Стреляйте по краям! Бейте по краям! Не стреляйте в середину, потопчут, чтоб вас!» Боялся, что туши убитых сайгаков будут истоптаны бегущим следом поголовьем…

Учимся писать сочинение:

  1. Слайд 2. Определяем проблему текста

Проблема — это вопрос, требующий решения или обсуждения.

(В тексте может быть несколько проблем)

2.Слайд 3. К-1

3. Слайд 3 К-2 Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста

Как проследить развитие авторской мысли в тексте?

Для этого нужно

  • исходный текст разделить на микротемы — предложения, объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;

  • выделить основную мысль каждой микротемы;

  • сформулировать данную мысль;

  • записать её в виде пункта плана или составить тематическую сетку.

Слайд 6,7 — составление тематической сетки текста.

11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here