МБОУ Сетраковская СОШ
(по УМК под ред. М.М.Разумовской)
Учитель русского языка
и литературы
Бобылева Е.Д.
2011г.
Тип урока: изучение нового материала (Первый урок в теме».
Целеполагание для учителя.
Познавательный аспект: дать понятие о синтаксической единице – словосочетании; признаках, структуре и видах словосочетаний по способу выражения главного слова и основных грамматических средствах связи слов в словосочетаниях.
Развивающий аспект: развитие общеучебных навыков и умений, овладение интеллектуальными умениями, необходимыми для работы с предложением, словосочетанием: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, сравнение.
Воспитательный аспект: воспитание внимательного отношения к слову; формирование умения высказывать, используя специальную лексику, свои предположения, аргументировать их; воспитание тактичного отношения к чужому мнению.
Коррекционный аспект: работа по ликвидации пробелов в знаниях, выявленных в ходе выполнения последней контрольной работы.
Целеполагание для обучающихся.
Знать: понятие словосочетание; признаки и структуру словосочетания;
виды словосочетаний по способу выражения главного слова.
Уметь: находить главное и зависимое слово в словосочетаниях и определять способ их выражения; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетаниях; выполнять синтаксический разбор словосочетания.
Методы обучения: частично-поисковые, репродуктивные
Оборудование урока: презентация «Словосочетание», тренажёр «Правописание слов русского языка», мультимедийное оборудование, «светофоры»
Содержание урока
-
Организованное начало урока. Определение темы и задач урока
— В течение предыдущих уроков мы начали работу по новому разделу «Лингвистики». Вспомните его название? Что он изучает?
(«Синтаксис и пунктуация» изучают словосочетание, предложение, их особенности и основные правила пунктуации)
— Тема нашего урока «Словосочетание». Попробуйте предположить, что мы должны сегодня узнать и чему научиться? (Дети высказывают свои предположения, которые уточняются и конкретизируются учителем)
-
Актуализация знаний обучающихся. Работа по ликвидации пробелов
-
Индивидуальная работа по ликвидации пробелов в знаниях:
-
синтаксический разбор предложения – упр.377 (1-е предл.) – работа на доске; проверка «светофорами»;
-
работа на тренажёре «Правописание слов русского языка» — на компьютере под контролем учителя.
-
Класс: составить предложение из слов, записанных на доске, выделить внем грамматическую основу.
Класс, на, природа, день, проводить, целый, наш.
(Наш класс провел целый день на природе.)
-
Изучение нового материала
-
Понятие о словосочетании, его структуре (Кадры 1-4) и синтаксических единицах, которые не являются словосочетаниями
-
Запись ОК в «Книжку-малышку»
-
Первичное закрепление и дальнейшее изучение нового материала
1. — Докажите, что это словосочетание (Кадры 5-6)
2. Понятие об именном и глагольном словосочетании, определение их типа в записанных сочетаниях
3. Понятие о грамматических средствах связи (Кадр 7)
V. Закрепление нового материала
Составить словосочетания – кадры 8 – 9 – «цепочкой»;
— кадр 10 – самостоятельно, группа «А» — с указанием типа и средств грамматической связи слов в словосочетании.
VI. Подведение итогов урока.
— Удалось ли нам решить поставленные в начале урока цели?
— Что мы узнали о словосочетании? Какие они бывают? От чего это зависит?
— Какие грамматические средства связи слов встречаются в словосочетаниях?
VII. Домашнее задание не дается, т.к. это первый урок из двух проводимых по расписанию в этот день.