Бартель Екатерина Николаевна

ГУ СОШ №34 г. Павлодар

учитель начальных классов

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Тема: Имя существительное.

Цель: Обобщение и закрепление знаний об имени существительном как о части речи. Развитие умения определять морфологические признаки данной части речи. Развитие словарного запаса учащихся. Воспитание аккуратности, умения работать в паре.

Ход урока:

1.Организационный этап. Психологический настрой.

Колокольчик наш звенит

И урок начать велит.

Слышишь звонкий голосок?

Нам пора начать урок.

— Ребята, посмотрите внимательно на облака (на доске 3 облака -серое с дождем, голубое, с солнцем).

— Какое вам больше нравится?

— Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь к концу урока хорошее настроение будет у всех, потому что мы с вами отправляемся в путешествие.

— На чем можно путешествовать?

— Мы совершим путешествие на поезде. А отправимся на удивительный остров МОРФОЛОГИЮ.

2.Операционный этап.

— Что такое морфология?

— На какие 2 группы можно разделить все части речи? (кластер)

Морфология

Имя существительное Союз

Имя прилагательное Предлог

Глагол Частица

Наречие

— Остров МОРФОЛОГИЯ состоит из различных царств. Мы с вами отправимся в самое крупное царство. Угадайте в какое?

Обозначаю я предмет,

Всему опора- спору нет.

Ведь солнце, воздух и вода,

Земля, леса и города,

Заводы, люди и планеты-

Все это разные предметы.

Значит, я всех важней,

Значит, я всех нужней! (имя существительное)

-Какова будет тема урока?

— Цель нашего урока обобщить и закрепить полученные знания об имени существительном.

— Данную тему мы изучали в течение года, но есть моменты, которые нужно повторить.

— Какие трудности вы испытываете? Где затрудняетесь?

— Поставьте себе задачу на этот урок.

— Наш паровоз готов отправиться в путь!

Карта путешествия:

Умейкино

Распределялкино

Рассуждалкино

Проверялкино

— Первая станция Проверялкино.

— На этой станции проверим на сколько хорошо вы знаете имя существительное.

1) Тестирование. (каждый работает самостоятельно)

Взаимопроверка. Ключ на доске

0 ош.- «5»

1 ош.- «4»

2 ош.- «3»

3 и более ош.- «2»

— Кто выполнил задание без ошибок?

— У кого 1 ошибка?2 ошибки?

— Где испытывали затруднения?

2) Работа по кластеру.

Существительное

Предмет

Кто? Что?

Одушевленное Неодушевленное

Собственное Нарицательное

Сделайте вывод. Что знаете об имени существительном?

3) Работа в тетрадях.

— Народная мудрость гласит «Красиво писать- красоту творить». Запишите дату, классная работа.

4) Словарная работа.

— Отправляемся к следующей станции Рассуждалкино.

На этой станции добрая хозяюшка приготовила корзину.

— Назовите одним словом предметы. (овощи)

— Помогите хозяюшке, какие овощи необходимо взять

для приготовления борща?

— Я показываю предмет, вы записываете его название в тетрадь.

Проверка по ключу.

— Что общего у всех слов? (имена существительные, непрове-

ряемая безударная гласная, в И.п.)

-Чем отличаются слова? (род)

— Распределите эти слова по родам.

— Как определить род существительного?

м.р. ж.р. ср.р.

— Образуйте от этих существительных форму мн.ч.

— От каких существительных невозможно образовать форму мн.ч.? Приведите еще примеры.

— Есть ли существительные, имеющие форму только мн.ч. Приведите примеры.

— Какой вывод можем сделать? (существительные изменяются по числам, имеет категорию рода)

5) Работа по кластеру.

Род

м.р. ж.р. ср.р.

Число

ед.ч. мн.ч.

6) КАРТОЧКА №1

7)- Отправляемся дальше на станцию Распределялкино! Эта станция находится в волшебном лесу.

— Распределите названия деревьев, которые встретятся в тексте по склонениям. (в тетрадях).

Тихо в лесу. Только береза шелестит листочками. Могучий дуб раскинул свои ветви. Одиноко на опушке стоит высокая ель. А рябина, какая красавица! Ярким пламенем горят ее гроздья. Возвышается над лесом стройный тополь.

1скл. 2скл. 3скл.

береза дуб ель

рябина тополь

— Какие слова вы отнесли к 1скл? Докажи.

— Какие слова вы отнесли к 2скл? Докажи.

— Какие слова вы отнесли к 3скл? Докажи.

— Какой вывод можем сделать? (существительные бывают 1, 2, 3скл.)

8) Работа по кластеру.

Склонение

1скл. 2скл. 3скл.

9) КАРТОЧКА №2

10) Физминутка.

11)-Нас ждет на пути последняя станция. Но поезд не может двинуться без пассажиров. Распределите слова по вагонам. (работа в группах)

телефона друзьям

салфеткой гимназия

историю учеников

о доме о формуле

— Какой вывод можем сделать? (существительные изменяются по падежам).

12) Работа по кластеру.

Падеж

13) КАРТОЧКА №3

14) — Чтобы машинист отвез нас домой, он приготовил последнее задание:

Облака, по, летели, легкие, небу.

-Составьте предложение. Разберите по членам предложения.

— Какой вывод можем сделать? (существительные в предложении являются подлежащим или дополнением)

15) Работа по кластеру.

Подлежащее

Дополнение

3.Итог. Рефлексия

— Над какой темой работали на уроке?

— Добились ли вы той задачи, которую ставили в начале урока?

— Какие возникали трудности?

— В чем были затруднения?

— Что бы вы еще хотели узнать об имени существительном?

Оценивание.

— Каждый из вас получит оценку за работу над карточками. На уроке мне особенно помогли….

Настроение.

— Поднимите, пожалуйста ту карточку, которая соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке. (поднимают облачка)

В конце урока кластер должен иметь следующий вид:

Существительное

Предмет

Кто? Что?

Одушевленное Неодушевленное

Собственное Нарицательное

Род

м.р. ж.р. ср.р.

Число

ед.ч. мн.ч.

Склонение

1скл. 2скл. 3скл.

Падеж

Подлежащее Дополнение

Приложение.

Карточка №1

1.Исключи лишнее:

а) картина, метель, адрес, чашка.

б) солнце, утро, дождь, дело.

2.Найди закономерность и допиши еще одно слово.

Ковер, дом, ключ, снегирь,…

Свечи, книги, друзья, цветы,…

Карточка №2

1.Выпиши существительные 2 склонения.

Страна, конь, Москва, парта, огород, тень, лошадь, пень, земля, ведро, трактор, рожь.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Составьте словосочетания с этими существительными.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №3

1.Составь правильно словосочетания. Определи падеж существительных.

Справиться с (задача) _____________________________________

накормить (завтрак) _____________________________________

сидели на (диван) _____________________________________

говорить (дедушка) _____________________________________

чешуя (рыба) _____________________________________

2. Составь предложение с одним из данных словосочетаний.

__________________________________________________________________

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here