Планируемые результаты обучения по курсу «Русский язык» 3 класс
Личностные результаты
Обучающийся научится:
-
испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
-
осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
-
относиться с уважением к представителям других народов;
-
уважительно относиться к иному мнению;
-
понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
-
соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
-
развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
-
конструктивно разрешать проблемные ситуации;
-
оценивать свои успехи в освоении языка.
Обучающийся получит возможность:
-
сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
-
эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в обществе;
-
сформировать и использовать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
-
осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
-
стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
-
сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
-
ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
-
понимать цели и задачи учебной деятельности;
-
находить ответы на проблемные вопросы;
-
пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
-
самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
-
пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок-схема состава слова, рисунок-схема частей речи);
-
пользоваться справочной литературой (словарями);
-
развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
-
развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
делать самостоятельные выводы;
-
находить выход из проблемных ситуаций;
-
определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
-
выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями;
Предметные результаты
Развитие речи. Речевое общение
Обучающийся научится:
-
понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающее выразить мысли и чувства;
-
относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
-
анализировать речевую модель общения: речь партнера (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
-
понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
-
выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
-
контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
-
правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;
-
различать диалогическую и монологическую речь;
-
составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
-
составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
-
пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
-
писать изложения по составленному плану;
-
составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
-
говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
-
делать полный и краткий пересказ текста;
-
устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к высказанному;
-
исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «здоровенный» и др.);
-
совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
-
соблюдать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.
Главный помощник в общении — родной язык
Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
-
проводить звукобуквенный анализ слов;
-
определять ударение в словах;
-
делить слова на слоги и на части для переноса;
-
находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфограмм;
-
верно употреблять мягкий знак на конце имен существительных после шипящих с учётом рода имен существительных;
-
правильно писать «не» с глаголами;
-
использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;
-
писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемым по орфоэпическому словарю;
-
формировать представление о единообразии написания слова, морфем;
-
писать мягкий знак на конце глаголов неопределенной формы после буквы ч.
Лексика
Обучающийся научится:
-
различать лексическое значение и звукобуквенную форму слова;
-
сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
-
распознавать в тексте синонимы и антонимы;
-
находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
-
сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
-
объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
понимать различие основной функции имён и личных местоимений;
-
объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
-
различать мотивированные и немотивированные названия.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
-
разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;
-
выделять в слове основу и окончание;
-
составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
-
различать однокоренные слова и разные формы одного слова;
-
объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;
-
образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;
-
правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;
-
понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);
-
образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
-
определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
-
правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях.
Имя существительное
Обучающийся научится:
-
различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
-
определять число имён существительных;
-
определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;
-
определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму;
-
изменять имена существительные по падежам.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;
-
сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;
-
образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;
-
разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).
Местоимение
Обучающийся научится:
-
сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;
-
употреблять личные местоимения в речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.
Глагол
Обучающийся научится:
-
распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
-
определять времена глаголов;
-
образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;
-
определять число глаголов;
-
верно писать частицу «не» с глаголами;
-
писать мягкий знак в глаголах неопределенной формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
обоснованно применять нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи.
Имя прилагательное
Обучающийся научится:
-
находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
-
определять связь имени прилагательного с именем существительным;
-
верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;
-
объяснять роль имён прилагательных в речи;
-
использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях.
Синтаксис
Словосочетание
Обучающийся научится:
-
объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;
-
составлять словосочетания по заданным моделям;
-
находить словосочетания в предложении.
Предложение
Обучающийся научится:
-
определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
-
находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
-
находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
-
устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
-
находить в предложении однородные члены.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.
Текст
Обучающийся научится:
-
отличать текст от простого набора предложений;
-
устанавливать связь между предложениями в тексте;
-
определять тему и основную мысль текста;
-
озаглавливать текст;
-
выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
-
составлять план текста;
-
распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).
Обучающийся получит возможность научиться:
-
различать художественные и научные тексты;
-
составлять тексты разных типов.