6

Русский язык. 3 класс

Программа «Начальная школа XXI века»

по УМК Н.Ф. Виноградовой.

Учитель: Е.Н. Богатырь

Тема урока: повторяем правило правописания непроизносимых согласных в корне.

Тип урока: обобщение и систематизации знаний.

Цели урока:

  1. Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком.

  2. Обобщить, углубить, закрепить представление о непроизносимой согласной в корне слова.

  3. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

  4. Обобщение правила правописания проверяемых согласных в корне.

  5. Воспитание самостоятельности, творческой активности учащихся.

  6. Создать условия для обогащения словарного запаса; для расширения кругозора; развития логического мышления и внимания; развитие внимательного отношения к слову, его использованию в устной и письменной речи.Конец формы

I.Организационный момент.

— Прочитайте стихотворение, которое будет девизом нашего урока.

Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,

До ладони долетая?

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Видно, надо не лениться,

А учиться и учиться.

— Что нужно делать, чтобы знать ответы на вопросы?

— Сегодня мы будем опять открывать для себя что-то полезное, интересное. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний. А для этого нам необходимо повторить то, что мы уже узнали.

II. Повторение пройденного.

  • А сейчас поработаем над пройденным материалом.

  1. Четыре ученика работают по карточкам.

Б илиП?

шу…ка

тулу…чик

зу…ки

гри…ки

ры…ка

ла…ка

ро…кий

су…чик

Д или Т?

шу…ка

ре…кий

лопа…ка

пого…ка

селё…ка

сла…кий

гря…ка

зага…ка

  1. Один ученик работает возле доски.

Задание: выделить корень только в однокоренных словах:

пух лужок

пушок луга

пуховый лужа

пушка луговой

пушистый слуга

Вопросы к ученику:

— Что такое корень? (Общая главная часть слова)

— Какие слова мы называем однокоренными? (Слова, имеющие общее значение и общий корень)

— Что наблюдается в данных корнях? (чередование согласных).

3. Все остальные ребята работают в печатной тетради №1, с.10 упр.4 (фронтальная проверка).

III.Сообщение темы и целей урока.

Запишите в рабочую тетрадь сегодняшнее число, классная работа. Какая орфограмма встретилась в слове двадцать?(непроизносимая согласная) Второе? (непроверяемая согласная) Сентября? (словарное слово)

— Прочитайте предложение, написанное на доске.

Сердце матери лучше солнца греет.

— К какому литературному жанру относится данное предложение? (пословица). Объясните значение пословицы.

— Какую орфограмму вы видите в пословице? (непроизносимая согласная в корне слова).

— Запишите пословицу к себе в тетрадь, а_____________ подберёт и запишет проверочные слова на доске.

— Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока? (Непроизносимые согласные в корне слова).

— Итак, сегодня на уроке мы обобщим, углубим и закрепим знания о непроизносимой согласной в корне слова; будем учиться находить непроизносимые согласные в разных словах и проверять их.

IV. Постановка проблемного вопроса.

— Во время урока вы должны будете ответить на проблемный вопрос: «Соответствует ли в некоторых словах произношение написанию?»

V. Работа по теме урока.

Запись на доске:

Под сосной в хвоинках рыжих

Не ищи зимою рыжик.

Рыжий рыжик рыж не зря:

Рыжик – вестник октября.

— Прочитаем вслух. Какие слова вам не понятны? Можно ли это назвать текстом? Почему? К какому литературному жанру он относится? (стихотворение).

— Объясните значение слова вестник. (Можно обратиться к толковому словарю).

— Подберём однокоренные слова к слову вестник.

Вывешиваю на доску таблицу: вестник, весть, известие, известный, известно.

— Запишем в тетрадь эти слова, обозначим в них корень.

— Давайте ещё раз произнесём все вместе эти слова и скажем: все ли согласные звуки в них произносятся. В каких словах?

— Сколько букв и сколько звуков в слове вестник? (7б., 6 зв.) Почему букв больше?

ВЫВОД: Звуков меньше, чем букв, потому что в слове есть непроизносимый согласный.

— В какой части слова находится этот звук? (В корне)

— Как называется звук, который не произносится? (Непроизносимый)

— Значит, у нас появилась проблема: звука нет, а буква есть! Как узнать, надо ли писать букву Т? (Надо подобрать однокоренные родственные слова так, чтобы этот звук слышался чётко).

— На доске вы видите памятку с алгоритмом для проверки написания непроизносимых согласных в корне слова.

Памятка.

1. Произнеси слово. Определи, есть ли в нём непроизносимый согласный звук.

2. Подбери однокоренное родственное слово так, чтобы непроизносимый звук слышался чётко.

3. Определи, какую букву надо писать.

4. Напиши слово.

5. Подчеркни орфограмму.

— Какие же слова будут проверочными для слова вестник? (Весть, известие). Подчеркните в тетрадях эти слова.

— Ответьте на проблемный вопрос: «Соответствует ли в некоторых словах произношение написанию?» (Нет)

VI. Физкультминутка

VII. Творческие задания (внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь).

А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Замените выделенные слова подходящими по смыслу синонимами с непроизносимыми согласными. Можно пользоваться карточками – подсказками, чтобы проконтролировать свое решение. В тетради записать предложения.

— Перед началом работы, давайте вспомним, что такое синонимы.

1. Позади веселое лето. Прошла красивая золотая осень. Стоят дождливые дни глухой осени. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листья.

ненастные
поздней
яростный
радостное
чудесная

2.В лесу страшная грязь. Желтые и алые листья уже потемнели. Они лежат на земле отвратительной скользкой массой. Ночью редко можно увидеть необыкновенное в огнях небо.

красные
безобразной
прекрасное
звездное

3.Голубой свод скрывают серые тучи. Привет, утреннее солнышко! Но зря низкое светило хочет удержать теплую погоду. Часто случаются ночные заморозки – первые посланцы близкой зимы.

небесный
здравствуй
напрасно
солнце
вестники

4.Сегодня самый волшебный утренник глубокой осени. На аллеях группы людей сгребают огромные охапки листьев. Природа напевает прощальную тихую мелодию.

чудесный
праздник
поздней
гигантские
песню

Фронтальная проверка задания. Отвечает один представитель группы.

VIII. Гимнастика для глаз.

IX. Работа с учебником.

Выполнение упр.2 на с. 31. Один ученик работает возле доски, остальные – в тетрадях.

X. Работа с изученными орфограммами.

На карточке записаны слова:

Праз…ник, здра…ствуй, чу…ство, в…лна, цв…ток, тр…пинка, гла…ки, дож..ь, кни…ка, р…ка.

— Вставить пропущенные буквы и объяснить, какая орфограмма встретилась. Один ученик работает возле доски, остальные – в тетрадях.

XI. Итог урока.

— Над какой темой мы сегодня работали? (Непроизносимые согласные)

— Да, Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

— Кто скажет правило проверки слов с непроизносимой согласной в корне?

XII. Домашнее задание.

Повторить правило и выполнить в печатной тетради упражнение 1 на с.12.

XIII. Оценивание учащихся. Комментарии.

— Я благодарю вас всех за работу на уроке.

XIV. Рефлексия урока.

Закончите фразы:

  • Мне понравилось…

  • Я узнал…

  • Я вспомнил…

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here