Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МОУ СОШ № 15 г. Ковров

Открытый урок по русскому языку в 3 классе.

Тема: «Понятие об окончании и основе слова».

( Образовательная модель «Школа 2100…»).

Учитель начальных классов: Коннова С. В.

2011

Цели урока:

1) Создать условия для творческого усвоения детьми понятия «окончание» и «основа» слова.

2) Совершенствовать умение «видеть» и проверять орфограммы в основе слова; на основе этого умения развивать орфографическую зоркость учеников.

3) Развивать и совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью.

4) Развивать интерес учащихся к предмету через познавательную деятельность.

5) Воспитывать взаимовыручку младших школьников.

Ход урока.

Ι. Оргмомент.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем грамотно писать,

Тайны слова «познавать».

— Сегодня на уроке мы будем опять «познавать» новое. Для этого нужно быть внимательными, наблюдательными, дружными. Я желаю вам удачи.

ΙΙ. Актуализация знаний.

  1. Рассказ учителя.

— Послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его.

Всё на свете из чего-то состоит: облака – из мельчайших капелек, лес – из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). Слова сделаны из своего «строительного материала». И каждый из «кирпичиков» вносит в слово свою часть смысла – « смыслиночку».

  1. Беседа.

— Из чего состоят слова? (Из букв, звуков) (Из частей слова.)

(Учитель вывешивает таблицы ¬ , ^ , ∩ .)

— Назвать тему урока вам помогут условные обозначения.

На доске.

ТЕМА: Части слова.

— Сегодня мы сделаем новое «открытие».

— Вспомнить главную часть слова поможет минутка чистописания.

Чистописание.

к о р е н ь

— Из чего состоит узор? ( Из букв, элементов).

— Какое слово спряталось в узоре?

— Напишите слово на строчке без элементов. Какие орфограммы «спрятались» в словах?

— Назовите главную часть слова. (Таблица главная часть)

— Давайте вспомним, что мы ещё знаем о частях слова. Послушайте задание. Образуйте группы.

Работа в группах.(6 групп).

— Возьмите карточку на столе. Подготовьте устный ответ по плану.

Приставка – это …

стоит …

служит …

Суффикс – это …

стоит …

служит …

Корень – это …

В корне заключён …

Проверка. Выступает ученика от группы, остальные дополняют ответ, показывают сигнал.

Учитель вывешивает таблицы – опоры. ¬ , служит для ^ , служит для

образования образования

новых слов новых слов

ΙΙΙ. Постанова учебной проблемы.

1) Игра «Соберём слово».

— Как мы много знаем о частях слова. Части слова приготовили вам задание.

(Ученик с обратной стороны доски внизу пишет слово).

  1. Запишите слово, в котором приставка, как в слове подбежал. Выделите приставку.

  2. Корень, как в слове сказочка. Выделите корень.

  3. Суффикс, как в слове берёзка. Выделите суффикс.

подсказк

Проверка.

— Покажите сигналом, как вы справились с этим заданием.

( На доске записать для р.н.ош. слова: подбежал сказочка берёзка)

— Прочитайте, что вы записали (подсказк). ( подсказ^ка)

— Получилось ли у вас слово? Почему? (Не хватает буквы. Не хватает окончания. Дописать букву на доске зелёным мелом, а дети в тетради — зелёной пастой – подсказка).

— Подчеркните орфограммы в этом слове.

Обратить внимание: какие части слова мы выделили в слове? (прист., корень, суффикс). Значит, буква а …тоже является частью слова.

— Что же это за часть слова?

1 вариант

Д.

— Это суффикс.

— Нет, это окончание.

У.

— Задание одно, а мнений много.

— Почему?

Д.

— Мы этого ещё не знаем.

У.

— Это же новая часть слова.

2 вариант

Все дети:

Окончание.

У.

— Молодцы! Это же новая часть слова.

Давайте с ней познакомимся.

3 вариант

Дети молчат.

У.

— Что случилось? Почему вы молчите?

Д.

— Мы не знаем этого.

У.

— Это же новая часть слова. Давайте с ней познакомимся.

4 вариант

Д.

— Суффикс.

У.

— Я с вами не согласна. Это же новая часть слова. Давайте познакомимся с ней.

ΙV. «Открытие» нового знания.

1) — Что мы должны узнать про новую часть слова?

ПЛАН.

Название.

Место в слове.

Обозначение.

Особенность.

Роль.

— Подумайте, как же называется эта часть в слове?

— В русском языке эту часть слова называют – (окончание).

— С какой частью слова мы будем знакомиться? (в тему).

— Как вы думаете, почему эту часть слова называют окончание? (Стоит в конце слова). Узнали место в слове. Как обозначается окончание поможет нам узнать карточка подсказка.

У. – Давайте воспользуемся подсказкой – карточкой.

— Возьмите карточку, прочтите задание, выполните его в парах.

(На доске закрыт образец).

2) Задание:

  1. Вставь слово лиса в словосочетание,

изменяя по смыслу.

  1. Выдели корень.

  2. Подчеркни оставшуюся часть.

Лиса

пушистый хвост у ___________,

долго выслеживал ___________,

любовался ___________,

много сказок о ___________,

Проверка.

— Прочитайте слова, которые у вас получились. Назовите орфограмму в слове.

— Какой корень выделили?

— Какую часть слова подчеркнули? (Окончание).Сравните с образцом на доске. (Сигнал).

3) Обозначение.

— В русском языке окончание обозначают квадратом (Ученик на доске обозначает окончание в слове подсказка).

У. в схеме фиксирует обозначение(¬, ∩, ^, )

  1. Самостоятельная работа.

— Выделите окончания в записанных словах на карточке.

(1 ученик на доске, ученики на карточках обозначают окончание). Сравните. Сигнал.

— Прочитайте слова. Скажите, это одно и тоже слово с разными окончаниями или три разных слова? (Это одно и тоже слово, которое обозначает один и тот же предмет)

5) Особенность окончания.

— Понаблюдаем за окончаниями. Что вы заметили?

(Слово одно и тоже, а вот окончания разные). Что происходило с окончанием?

( Оно изменялось.)

— Правильно, окончание – это изменяемая часть слова. В чём же особенность окончания?

У. фиксирует таблицей в схеме.

— Проговорим вместе.

5) Роль окончания.

Работа с учебником. Упражнение № 175, с. 121.

— Прочитайте задание.

— Прочитайте слова 1 строчки.

— Понятен ли смысл каждого из них?

— Можно ли считать, что здесь записано предложение? (Нет. Слова между собой не связаны.)

— Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложение? (Изменить окончания).

— Составьте предложение. (Звучит нежная мелодия вальса.) карточка какая?

1 ученик на доске пишет предложение с комментированием.

— Выделите окончания в словах, которые вы изменяли. Почему вы их изменяли?

— Прочитайте слова на 2 строчке.

— Что вы можете сказать?

— Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? (Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении.)

— Составьте (и запишите) предложение. (Она пробуждает в душе светлые чувства.) 2 ученик записывает предложение с обратной стороны доски, обозначает орфограммы. (Возможно устная работа: см. по времени).

(- Записали, проверяем. Сигнал).

— Почему же вы изменяли окончания слов? ( Чтоб был понятен смысл, для связи слов в предложении.)

— Так для чего служит окончание? ( Для изменения слова и связи слов в предложении.)

У. фиксирует таблицей в схеме. ( Служит связи слов в предложении.)

6) Вывод.

— Итак, что мы узнали про окончание?

  1. Работа с правилом с. 122.

— Сравните свой вывод с правилом в учебнике.

Дети читают правило.

8) Ответы на вопросы.

— Что такое окончание?

— Для чего служит?

— Как обозначается?
— Про какую часть слова вы ещё узнали? (Основа слова.) в тему.

— Что такое основа? (Неизменяемая часть слова.)

— Найдите в тексте правила как обозначается основа(________)

— Входит ли окончание в основу?

– Какие части слова входят в основу? (¬∩^ )

У. фиксирует в схеме.

— Итак, о какой части слова мы ещё узнали? (Основа.)

Что вы запомнили про основу слова? (Неизменяемая часть.)

V. Первичное закрепление.

1) Вернёмся к слову лиса на карточке.

— Подчеркните основу в словах про лису.

1 ученик на доске.

VΙ. Самостоятельная работа.

— Выделите основу в словах предложения. Взаимопроверка.

Дополнительно:

VΙΙ. Творческое воспроизведение.

— Прочитайте словосочетание (много сказок о лисе)

— Какие сказки о лисе вы знаете?

Задание: Составьте и запишите любое предложение со словом лиса.

— Какое предложение записали?

VΙΙΙ. Итог. Рефлексия учебной деятельности.

— С какими частями слова мы познакомились? Вернуться к слову подсказка.

— Какой частью слова является буква а? Какую часть нужно ещё выделить?

— Напомните тему урока.

— Что общего у окончания и …

а) … облака (изменяют форму);

б) … предлога (служат для связи

слов в предложении);

в) … приставки (являются частью

слова.)

— Ответьте при помощи сигналов +, —

— Окончание – часть слова?

— Окончание – изменяемая часть

слова?

— Окончание – часть основы?

— Окончание служит для связи слов в предложении?

— У одного и того же слова могут быть разные окончания?

— С помощью окончания образуются новые слова?

— Что такое основа слова? Приведите примеры.

— У кого затруднение? У кого всё получилось?

ΙX. Домашнее задание.

Записать 2 предложение из упр. № 175, выделить окончание, основу.

Творческое задание: Сочинить стихотворение, загадку или сказку о новых частях слова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here