Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа ХХI века» по теме: «Имена существительные собственные и нарицательные»
Кривохижина Евгения Николаевна, учитель начальных классов МОУ-СОШ № 35, г. Белгород
Цель урока: «Создать условия для формирования умений различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.
Содействовать развитию у учащихся кругозора, умение собирать, анализировать и систематизировать информацию, развивать навыки самостоятельного поиска решения поставленной задачи.
Воспитывать умение общаться.
Ход урока
Деятельность учащегося | Формируемые УУД | |||||
1. Орг. момент Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти, не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится в слове не зря и не просто. Буква такого высокого роста.
|
| Личностные — (самоопределение – мотивация учения) | ||||
2. Этап изучения новых знаний и способов деятельности. |
|
| ||||
Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные. |
|
| ||||
Сегодня мы начнём урок с того что попробуем определить тему урока по стихотворению Е.Измайлова и картинкам.
В случае затруднения можно воспользоваться карточкой «Имя существительное» и алгоритмом:
-Кто знает, как называются имена существительные, которые пишутся с большой буквы? А как называются имена существительные, которые не являются единичными?
Сверим свои выводы с учебником на стр. 54, 55 в рубрике «Тайны языка»
| Определяют, что изучили, находят новые понятия, определяют тему урока, ставят цели.
| Регулятивные УУД: Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
| ||||
3. Этап первичной проверки понимания изученного. |
|
| ||||
Выпишите название нашей страны, название городов, рек. (к.с.54, у.1)
| Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение, проверяют по образцу, самооценка.
| Познавательные УУД (общеучебные) Регулятивные УУД (оценка) | ||||
4. Этап закрепления изученного. |
|
| ||||
— Для расширения кругозора (урок 99 отмечен зелёным цветом) в географических понятиях, выполним упр.2. (коллективная работа)
! — Обратите внимание, что среди собственных имён существительных встречаются несклоняемые слова. Познакомьтесь с ними в рубрике
|
Находят географические названия на карте (учитель помогает).
|
Познавательные УУД. | ||||
Физкультминутка
| Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! Спинку бодро разогнули, Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два назад прогнуться. Вот и стали мы сильней, (показать «силу») Здоровей и веселей!
| Коммуникативные УУД
| ||||
5. Этап применения изученного (работа в 4 группах). |
|
| ||||
Решение проблемной задачи. На карточках написаны слова для каждой группы:
6. Этап контроля и самоконтроля
|
Дети отвечают на вопросы по карточке и сталкиваются с проблемой, разрешают её и делают вывод.
Читают правила в учебнике (стр.56)
| Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнерами, предвосхищение результатом уровня усвоения)
Познавательные УУД (логические)
Регулятивные УУД | ||||
Работа в парах (стр. 56,у. 3)
|
Взаимопроверка, оценка работ (пары меняются работами) . | Регулятивные УУД (оценка) Коммуникативные УУД | ||||
7. Итог урока |
|
| ||||
— Какие имена существительные называются нарицательными? Собственными? | Отвечают на вопросы, приводят примеры. | Регулятивные УУД | ||||
8. Этап информации о домашнем задании. |
|
| ||||
Заполнить таблицу примерами.
|
|
| ||||
9.Этап рефлексии. |
|
| ||||
— Какую цель мы ставили в начале урока? — Достигли мы этой цели?
— Если вы поняли тему урока, возьмите этот знак:
— А если не поняли – такой знак
|
| Регулятивные УУД Личностные УУД (нравственно -этическое оценивание) |