Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме:
«Спряжение глаголов»
Цели:
1. Совершенствование умений по инфинитиву определять спряжение глаголов.
2. Освоение алгоритма применения правила правописания гласной в личных окончаниях глагола.
3. Сопоставление гласного-суффикса глагола перед -л- и -ть- и гласными в личных окончаниях глагола.
4. Повторение орфографии.
5. Воспитание любви к художественному слову, поэзии А.С. Пушкина.
Оборудование: таблицы, карточки с текстами, карточки по развитию речи.
“И обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей”.
А.С. Пушкин.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы.
II. Синтаксическая пятиминутка (два ученика у доски разбирают предложения).
Сквозь волнистые туманы пробирается луна. ( Повест., невоскл., прост., двусост., распр.)
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (Повест., невоскл., слож., сл/соч.)
III. Фронтальный опрос.
-
Что называется спряжением?
-
Сколько спряжений имеет глагол?
-
Для чего нужно знать спряжение глаголов?
-
Как определить спряжение глаголов?
— Вспомним стихотворение подсказку.
Ко II же спряженью отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить
Исключая брить, стелить
А ещё: смотреть, обидеть
Слышать, видеть, ненавидеть
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть
Вы запомните, друзья,
Их на -я спрягать нельзя.
Какую ошибку можно допустить, ставя глагол в инфинитив?
IV. Проверка синтаксического разбора на доске.
V. Тренировочные упражнения.
1. Из отрывка выпишите глагол, поставьте в инфинитив, определите спряжение.
Мороз и солнце. День чудесный. Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
— В какой форме стоит глагол?
— Что нужно знать о правописании данной формы?
2. В тексте под номером один вставьте гласную в личностное окончание глагола.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь (1) стаи туч,
Ты волнуешь(2) сине море
Всюду веешь(3) на просторе.
3. Разобрать слова под цифрами.
4. Запишите глаголы по памяти, выделите окончания, определите спряжение.
У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днём и ночью кот учёный
Всё … по цепи кругом,
… направо – песнь …,
Налево – сказку …
Там чудеса, там леший …
Русалка на ветвях …
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей
Избушка там на курьих ножках
… без окон, без дверей.
Там лес и дол видений полны,
Там о заре … волны
На брег песчаный и пустой,
И 30 витязей прекрасных
Чредой из вод … ясных
И с ними дядька их морской.
— Вспомним какие окончания имеют глаголы в 3 лице?
— Откуда этот отрывок, кто автор?
VI. Работа с текстом.
1. Посмотрите на текст №2.
— В какой форме стоит глагол?
— Какая морфема на это указывает?
И там я был, и мёд я пил,
У моря видел дуб зелёный,
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил…
Выпишем глагол видел, поставим его в инфинитив и в форму 3-го лица ед. ч.
Видел – видеть – видит
— Какую закономерность вы заметили? Какую гласную мы пишем в форме прошедшего времени перед суффиксом -л?
-
Упражнение 125.
-
Морфемный разбор слов: увидеться, рассмотрел
5. Выпишите из текста №3 глаголы в прошедшем времени, проверьте написание гласной перед -л.
“Свет ты мой —
Красно солнце отвечало, —
Я царевны не видало.
Знать, её в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь её да встретил
Или след её заметил.”
6. Развития речи учащихся. Работа по карточкам.
— По карточкам составьте несколько связных предложений, используя глаголы прошедшего времени.
— Какие типы речи вы использовали?
VII. Вывод по уроку.
— Что нового мы узнали сегодня на уроке?
— Почему же перед -л- пишется та же гласная, что и в инфинитиве перед -ть.
VIII. Домашнее задание.
Из стихотворения Пушкина “Зимнее утро” выписать по 3 глагола прошедшем времени, настоящего времени 1-3 лица.
Определить спряжение, проверить гласный-суффикса в форме прошедшего времени.
IX. Мотивация оценок.