Урок по русскому язык

Тема: « Правописание
сочетаний ЧК, ЧН »

2 класс

Учитель начальных классов: Козаченко И.Н.

ГОУ СОШ №367 г.Москвы

Цели: 1. Повторять знания о том, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать;

2. Закреплять знания детей по правописанию слов с сочетаниями чк, чн;

3. Развивать речь, мышление, память, внимание;

4. Воспитывать любовь к родному языку, аккуратность, усидчивость.

Оборудование: учебник « Русский язык » 2 класс Т.Г.Рамзаева, иллюстрации « изображение тучки », « изображение берёзы », рисунок – девочка, карточки в форме облачка, карточки с нарисованным домиком.

Ход урока:

1. Организационный момент.

— Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.

Давайте посмотрим за окно. Какая сегодня погода? А теперь улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

2. Чистописание.

— Мне, кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? ( учитель показывает иллюстрацию тучки )

— Что закрыла тучка?

— Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе. ( учащиеся вместе с учителем произносят это слово )

Тучка

— Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)

— Давайте найдём эту букву на нашей помощнице – Ленте букв.

— Что мы знаем о букве Ч? ( Согласная. )

— А о звуке [ч]? ( Непарный, глухой, всегда мягкий. )

— Молодцы! Тучка открыла нам задание.

— Напишем заглавную и строчную буквы Ч, ч.

— Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.

— Ребята, а тучка всё равно не уходит. Наверное нам ещё что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось в слове тучка? ( Сочетание чк пишется без ь. )

— Почему мы не пишем мягкий знак? ( Звук [ч] – всегда мягкий).

— С какой ещё согласной буквой дружит буква ч? ( С буквой н. Получается сочетание чн. )

— Запишем эти два сочетания.

— Что вы написали на второй строчке? ( Сочетания чк, чн. )

— Слова с сочетаниями чк, чн – это и есть тема нашего урока.

3. Словарная работа.

— Подул ветерок. Наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят желтые листочки. А от какого дерева, мы узнаем, отгадав загадку.

В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза)

Правильно, это берёза. Как вы догадались?

— Произнесём слова по слогам. Запишем это словарное слово. ( Учащиеся записывают новое словарное слово в словарик. )

Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? ( Слог с гласной буквой ё всегда ударный. )

— Какую букву мы должны запомнить?(Безударную гласную букву е)

— Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? ( Учащиеся называют слово – девочка. )

( Учитель показывает карточку с закрытой буквой о. )

— Запишите это слово. Поставьте ударение. Выделите гласную, которую нужно запомнить.

— Проверьте то, что вы написали.

4. Работа над пройденным материалом.

— Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели листочки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн.

— Слова не могут попасть в дом, их не пускает “Ь”, который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда “Ь” пропадёт.

— Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.

чк

точка

ночка

печка

чн

точно

срочно

ночной

— Проверим.

5. Физминутка.

Бывает – не бывает”

Веточка съела девочку (садимся)

Леночка взяла скалочку (руки вверх, голову вниз)

Сказочный домик из шоколада.

6. Упражнения по развитию устной и письменной речи.

— Посмотрите! Озорник — ветер не только с листочками играет. Он перемешал слова в предложении. Оказывается, сочетания чк, чн важны и при записи предложений.

— Давайте вернём слова на свои места. ( На доске записаны слова: Ряба снесла яичко курочка.)

— Какое предложение у нас получится? (Курочка Ряба снесла яичко.)

— Какие правила мы должны помнить при записи предложения? ( Начало предложения пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка. )

— Какие правила встретились в словах этого предложения?( В словах – курочка и яичко сочетание чк. Ряба – это кличка, значит, пишется с большой буквы. )

— Подчеркните эти орфограммы.

— Из какой сказки это предложение? ( Из сказки « Курочка Ряба ». )

— Молодцы! А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? ( Из сказки « Репка » ).

— А чем закончилась эта сказка?

— Что помогло героям сказки вытащить репку? ( Герои сказки работали вместе, дружно. )

7. Работа с карточками в парах.

— Вот и мы работаем дружно. Поэтому у нас всё получается.

— А сейчас мы будем работать в парах.

— На стол к вам опустилось облачко, а на нём задание. Внимательно прочитайте задание. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.

Слова: синички, птички, червячки, кусочки, сучки.

— Проверьте друг у друга.

8. Дидактическая игра.

— Мы хорошо поработали, а теперь отдохнём. Поиграем,а играя, поучимся. ( На доске слово ТОЧКА )

— Измените первую букву, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка – бочка.

— Чем похожи по написанию эти слова? ( точка – бочка — кочка – почка – ночка )

9. Подведение итогов урока.

— Чему мы учились сегодня на уроке?

-У вас на столе листочки с домиками. Найдите ошибки в рисунках. Исправьте эти ошибки. Работу вложите в тетрадь. ( Домик с тремя окошками: чк , чн , ь . )

— Вывод. ( Мягкий знак не может жить в одном доме с чк и чн! )

( оценивание учащихся )

10. Домашнее задание.

— Выучить правописание сочетаний чк,чн в словах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here