Урок по русскому язык
Тема: « Правописание
сочетаний ЧК, ЧН »
2 класс
Учитель начальных классов: Козаченко И.Н.
ГОУ СОШ №367 г.Москвы
Цели: 1. Повторять знания о том, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно обозначать;
2. Закреплять знания детей по правописанию слов с сочетаниями чк, чн;
3. Развивать речь, мышление, память, внимание;
4. Воспитывать любовь к родному языку, аккуратность, усидчивость.
Оборудование: учебник « Русский язык » 2 класс Т.Г.Рамзаева, иллюстрации « изображение тучки », « изображение берёзы », рисунок – девочка, карточки в форме облачка, карточки с нарисованным домиком.
Ход урока:
1. Организационный момент.
— Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.
— Давайте посмотрим за окно. Какая сегодня погода? А теперь улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.
2. Чистописание.
— Мне, кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? ( учитель показывает иллюстрацию тучки )
— Что закрыла тучка?
— Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе. ( учащиеся вместе с учителем произносят это слово )
— Тучка
— Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)
— Давайте найдём эту букву на нашей помощнице – Ленте букв.
— Что мы знаем о букве Ч? ( Согласная. )
— А о звуке [ч]? ( Непарный, глухой, всегда мягкий. )
— Молодцы! Тучка открыла нам задание.
— Напишем заглавную и строчную буквы Ч, ч.
— Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.
— Ребята, а тучка всё равно не уходит. Наверное нам ещё что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось в слове тучка? ( Сочетание чк пишется без ь. )
— Почему мы не пишем мягкий знак? ( Звук [ч] – всегда мягкий).
— С какой ещё согласной буквой дружит буква ч? ( С буквой н. Получается сочетание чн. )
— Запишем эти два сочетания.
— Что вы написали на второй строчке? ( Сочетания чк, чн. )
— Слова с сочетаниями чк, чн – это и есть тема нашего урока.
3. Словарная работа.
— Подул ветерок. Наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят желтые листочки. А от какого дерева, мы узнаем, отгадав загадку.
В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза)
— Правильно, это берёза. Как вы догадались?
— Произнесём слова по слогам. Запишем это словарное слово. ( Учащиеся записывают новое словарное слово в словарик. )
— Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? ( Слог с гласной буквой ё всегда ударный. )
— Какую букву мы должны запомнить?(Безударную гласную букву е)
— Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? ( Учащиеся называют слово – девочка. )
( Учитель показывает карточку с закрытой буквой о. )
— Запишите это слово. Поставьте ударение. Выделите гласную, которую нужно запомнить.
— Проверьте то, что вы написали.
4. Работа над пройденным материалом.
— Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели листочки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн.
— Слова не могут попасть в дом, их не пускает “Ь”, который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда “Ь” пропадёт.
— Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.
чн точно срочно ночной |
— Проверим.
5. Физминутка.
“Бывает – не бывает”
Веточка съела девочку (садимся)
Леночка взяла скалочку (руки вверх, голову вниз)
Сказочный домик из шоколада.
6. Упражнения по развитию устной и письменной речи.
— Посмотрите! Озорник — ветер не только с листочками играет. Он перемешал слова в предложении. Оказывается, сочетания чк, чн важны и при записи предложений.
— Давайте вернём слова на свои места. ( На доске записаны слова: Ряба снесла яичко курочка.)
— Какое предложение у нас получится? (Курочка Ряба снесла яичко.)
— Какие правила мы должны помнить при записи предложения? ( Начало предложения пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка. )
— Какие правила встретились в словах этого предложения?( В словах – курочка и яичко сочетание чк. Ряба – это кличка, значит, пишется с большой буквы. )
— Подчеркните эти орфограммы.
— Из какой сказки это предложение? ( Из сказки « Курочка Ряба ». )
— Молодцы! А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? ( Из сказки « Репка » ).
— А чем закончилась эта сказка?
— Что помогло героям сказки вытащить репку? ( Герои сказки работали вместе, дружно. )
7. Работа с карточками в парах.
— Вот и мы работаем дружно. Поэтому у нас всё получается.
— А сейчас мы будем работать в парах.
— На стол к вам опустилось облачко, а на нём задание. Внимательно прочитайте задание. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.
Слова: синички, птички, червячки, кусочки, сучки.
— Проверьте друг у друга.
8. Дидактическая игра.
— Мы хорошо поработали, а теперь отдохнём. Поиграем,а играя, поучимся. ( На доске слово ТОЧКА )
— Измените первую букву, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка – бочка.
— Чем похожи по написанию эти слова? ( точка – бочка — кочка – почка – ночка )
9. Подведение итогов урока.
— Чему мы учились сегодня на уроке?
-У вас на столе листочки с домиками. Найдите ошибки в рисунках. Исправьте эти ошибки. Работу вложите в тетрадь. ( Домик с тремя окошками: чк , чн , ь . )
— Вывод. ( Мягкий знак не может жить в одном доме с чк и чн! )
( оценивание учащихся )
10. Домашнее задание.
— Выучить правописание сочетаний чк,чн в словах.