Ткаченко Наталья Максимовна
МОУ гимназия №13, г. Волгограда
План-конспект урока русского языка в 4 классе
Программа «Школа 2100»
ТЕМА: Порядок разбора глагола по составу.
Знакомство с алгоритмом.
ЦЕЛЬ: формирование умения разбирать глагол по составу,
ЗАДАЧИ: познакомить с алгоритмом разбора глагола по составу;
создать условия для формирования полноценных умственных действий;
научно-теоретического стиля мышления; положительной мотивации, развития
рефлектирующей деятельности обучающихся.
ХОД УРОКА:
-
– Здравствуйте! Все ли готовы к уроку? Садитесь. Начнём урок. Нас ждет серьёзная и интересная работа. Запишите дату, кл. работа.
-
– Спишите слова и разберите их по составу.
перегрузка пёстенькие (птенчики)
иголочки загородный (дом)
у школьницы розовое (платье)
– Какую модель используем для разбора?
или
2 1
-
– Обратите внимание на то, как сгруппированы слова в столбиках. Что скажете? (сущ. и прил.) Какую часть речи мы проходим сейчас?(глагол) Как, вы думаете, будет звучать тема сегодняшнего урока? Припомните, изучали ли мы с вами отдельно разбор других частей речи? Как вы думаете, почему разбор глагола выделяется в отдельную тему? (в этом разборе есть какая-то особенность)
-
– Откроем учебники и проверим наше предположение (с.111) . В чем особенность разбора глагола? ( в суффиксах, некоторые из них не входят в основу)
-
– Какая модель это может отразить?
-а-, -о-, -и-, -е-, -у-,- я-, — сь, ся
— ти, — ть, -л-
– Чем нужно дополнить эту модель?
-а-, -о-, -и-, -е-, -у-, -я-, — сь, ся
— ти, — ть, -л-
– Что дальше? (нужно установить порядок разбора)
– Каким, по-вашему, он будет? Сравним с памяткой в учебнике. Как вы думаете в чем будет основная проблема при использовании памятки? ( она слишком большая, трудно будет запомнить) Какой выход предлагаете? (удобнее записать сокращенно)
-
форма
-
, не входят в
-
– Устроит ли вас такая модель? (нужно доработать первую модель, она короче).
-
форма
-а-, -о-, -и-, -е-, -у-, -я-, — сь, ся
— ти, — ть, -л-
6 5 7
4 3 2
– Готово! Начнем отработку.
-
Упр. 292
Роняет, сребрит, проглянет, скроется.
– Что заметили? (в нашей модели неточность, суффиксы –сь, -ся, – возвратные, они стоят после окончания)
-
форма
-а-, -о-, -и-, -е-, -у-, -я-
— ти, — ть, -л- -сь, -ся
6 5 7
4 3 2 8
– Теперь просто замечательно! Мы молодцы!!! (аплодисменты).
-
Упр. 293.
– Прочитайте вопросы после упражнения? Как вы на них ответите?(форму глагола нужно выяснить до разбора, потому что она подскажет нам какие суффиксы могут быть в глаголе и как их следует выделять)
-
Упр. 295 (сначала посмотрим на суффиксы и окончания)
-
– Что на уроке было интереснее всего? Труднее? Что помогло достичь цели? Что нужно будет сделать дома?(потренироваться, сделать памятку)
-
Д.з. упр. 294, 296, сделать памятку.