План-конспект

урока русского языка

по теме

«Вежливые» слова

Составила учитель

I квалификационной

категории МКОУ

«Буканская СОШ»

Скорик Елена

Александровна

с. Буканское

2013 г

Тема: «Вежливые» слова

Цель: развивать умения употреблять в речи «вежливые» слова, распознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета.

Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать в речи «вежливые» слова.

  • Предметные: сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.

  • Метапредметные (под руководством учителя): овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; учиться слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

  • Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах; формировать эстетические потребности, ценности и чувства; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

  • Коммуникативные: объяснять свой выбор; выслушивать учителя, одноклассников; выражать свои мысли; формулировать ответы на вопросы.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку

2. Актуализация знаний

— Опишите, какие это животные. Постарайтесь описать животное с разных сторон: окрас, размер, повадки и т. д.

(приложение 1)

План-конспект урока русского языка «Вежливые слова» 1 класс (какой?) …, …, ….

План-конспект урока русского языка «Вежливые слова» 1 класс (какая?) …, …, … .

План-конспект урока русского языка «Вежливые слова» 1 класс(какой?) …, …, … .

План-конспект урока русского языка «Вежливые слова» 1 класс (какой?) …, …, … .

— На какой вопрос отвечают слова заяц, лисица, волк, медведь?

— Что они называют?

— Что называют слова, которые вы добавили?

— Что ещё могут называть слова?

— На какие вопросы они отвечают?

Учащиеся называют слова, обозначающие признаки предметов.

— Кто?

— Предметы

— Признаки предметов

— Действия предметов

— Что делает? Что делают?

3.Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)
СИ СПА БО

— Составьте из этих букв слово.

— Что означает это слово?

— Когда мы так говорим?

— Как называют такие слова?

— Какие ещё «вежливые» слова вы знаете?

— Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить сегодня на уроке?

— Во время урока мы с вами будем составлять цветок, на лепестках которого прочитаем слова.

План-конспект урока русского языка «Вежливые слова» 1 класс

(приложение 2)

— У вас на партах лежат лепесточки со словами,. После выполнения заданий вы будете находить «вежливые» слова и по одному лепесточку собирать наш цветок.

(Учащиеся составляют из букв слово)

— Спасибо

(Дети дают ответы на вопросы учителя)

4.Работа по теме урока

1. Работа по карточкам.

— Прочитайте текст на карточках.

(приложение 3)

-Найдите «вежливые» слова. Назовите их. Когда мы говорим эти слова? Как можно их назвать?

— Какие слова-приветствия вы ещё знаете? Запишите.

— А какие слова говорят, когда прощаются?

— Как называются такие слова?

-Найдите листочек с «вежливым» словом.

2. Работа по учебнику (с.25 № 14)

Прочитайте «вежливые» слова.

Когда употребляют эти слова?

Для чего нужны «вежливые» слова?

Как называют человека, который в своей речи употребляет «вежливые» слова?

-Найдите листочек с «вежливым» словом.

(с. 26 № 15)

Прочитайте.

Выполните задание.

Почему словарь называется толковым?

Что означает слово невежа? (В словаре Ожегова: Невежа — грубый, невоспитанный человек.

  1. Недостаточно и плохо отделанный, обработанный простым способом.

  2. Не получивший нужного воспитания, не умеющий вести себя.)

Что означает слово невежда? (По Ожегову: Невежда – человек несведущий (не обладающий познаниями) в какой-нибудь области).

Читают текст на карточках.

Находят «вежливые» слова.

— Слова-приветствия

Дети записывают слова-приветствия.

Учащиеся называют слова-прощания

(Работа в парах. Разыгрывание сценки.)

— Воспитанный

Читают задание, выполняют

— В нем дается толкование, объяснение слов

5. Физкультимнутка

Зайцы скачут:

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают,

Не идёт ли волк.

Раз — согнуться, разогнуться,

Два — нагнуться, потянуться.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Прыжки на месте

Приседания

Наклоны вперед

Наклоны в стороны

Хлопки в ладоши

6. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику (с.24 № 11)

Прочитайте текст.

Как называется сказка, отрывок из которой вы прочитали?

О ком и о чём идёт речь в этом тексте?

Найдите в тексте слова, которые называют действия жар-птицы. Прочитайте их.

Найдите в тексте слова, которые называют действия Ивана-царевича. Прочитайте их.

— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

Читают текст упражнения

-Иван царевич и серый волк.

Называют действующих героев.

Находят и прочитывают слова обозначающие действия жар-птицы.

Аналогично.

Списывают первое предложение.

7. Рефлексия

(На доске записаны слова.)

Спасибо, доброе утро, завтра, спокойной ночи, пожалуйста.

Найдите лишнее слово.

— Как называются все остальные слова?

— Для чего в речи нужно употреблять «вежливые» слова?

— Как называют человека, который употребляет в своей речи такие слова?

— Как называют грубого, невоспитанного человека?

— А кто такой невежда?

Послушайте стихотворение.

Малыша обидел Витя.

Перед школою в строю

Витя просит:

— Извините,

Я ошибку признаю.

На урок пришёл учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

— Извините,

Я немного опоздал.

Тихомиров!

Покажите

Нам на карте город Псков.

Извините, —

Шепчет Витя, —

Я к уроку не готов.

Мы поспорили с Наташей:

Вежлив Витя

Или нет?

Разберитесь в споре нашем

И пришлите нам ответ!

И. Антонов

— А как вы думаете, ребята, вежлив ли Витя?

— Составьте два предложения, используя слова вежливого общения.

— Какие предложения вам понравились больше всего?

— Оцените свою работу на уроке.

— Завтра

— «Вежливые» слова

Ответы учащихся

— Вежливый, воспитанный

— Невежа

Ответы детей

Составление предложений с использованием «вежливых» слов

Для оценивания работы используются смайлики

8. Подведение итогов урока

Какой словарь нам помогал на уроке?

— Толковый

Приложение 1

План-конспект урока русского языка «Вежливые слова» 1 класс

План-конспект урока русского языка «Вежливые слова» 1 класс

План-конспект урока русского языка «Вежливые слова» 1 класс

План-конспект урока русского языка «Вежливые слова» 1 класс

Приложение 2

План-конспект урока русского языка «Вежливые слова» 1 классПлан-конспект урока русского языка «Вежливые слова» 1 класс

План-конспект урока русского языка «Вежливые слова» 1 класс

План-конспект урока русского языка «Вежливые слова» 1 класс

План-конспект урока русского языка «Вежливые слова» 1 класс

План-конспект урока русского языка «Вежливые слова» 1 класс

План-конспект урока русского языка «Вежливые слова» 1 класс

План-конспект урока русского языка «Вежливые слова» 1 класс

План-конспект урока русского языка «Вежливые слова» 1 класс

План-конспект урока русского языка «Вежливые слова» 1 класс

Приложение 3

— Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

А.Цветков

— Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

А.Цветков

— Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

А.Цветков

— Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

А.Цветков

— Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

А.Цветков

— Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

А.Цветков

— Здравствуйте! Доброе утро!

Так на земле начинается день.

А.Цветков

Использованная литература:

  1. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2011г.

  2. Русский язык 1 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Москва «Просвещение» 2011г.

  3. Толковый словарь Ожегова.

  4. Источник иллюстраций:

Картинка зайца: http://images.yandex.ru

Картинка лисы: http://images.yandex.ru

Картинка волка: http://allforchildren.ru

Картинка медведя: http://allforchildren.ru

Картинка цветка: http://images.yandex.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here