План-конспект
урока русского языка
по теме
«Вежливые» слова
Составила учитель
I квалификационной
категории МКОУ
«Буканская СОШ»
Скорик Елена
Александровна
с. Буканское
2013 г
Тема: «Вежливые» слова
Цель: развивать умения употреблять в речи «вежливые» слова, распознавать слова, называющие предмет, признак предмета, действие предмета.
Планируемые результаты: учащиеся научатся использовать в речи «вежливые» слова.
-
Предметные: сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладеть первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета.
-
Метапредметные (под руководством учителя): овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; учиться слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
-
Личностные: формировать уважительное отношение к иному мнению; развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах; формировать эстетические потребности, ценности и чувства; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.
-
Коммуникативные: объяснять свой выбор; выслушивать учителя, одноклассников; выражать свои мысли; формулировать ответы на вопросы.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Организационный момент | Проверка готовности учащихся к уроку |
|
2. Актуализация знаний | — Опишите, какие это животные. Постарайтесь описать животное с разных сторон: окрас, размер, повадки и т. д. (приложение 1) — На какой вопрос отвечают слова заяц, лисица, волк, медведь? — Что они называют? — Что называют слова, которые вы добавили? — Что ещё могут называть слова? — На какие вопросы они отвечают?
| Учащиеся называют слова, обозначающие признаки предметов.
— Кто?
— Предметы — Признаки предметов
— Действия предметов — Что делает? Что делают? |
3.Самоопределение к деятельности | (На доске запись.) — Составьте из этих букв слово.
— Что означает это слово? — Когда мы так говорим? — Как называют такие слова? — Какие ещё «вежливые» слова вы знаете? — Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить сегодня на уроке? — Во время урока мы с вами будем составлять цветок, на лепестках которого прочитаем слова. (приложение 2) — У вас на партах лежат лепесточки со словами,. После выполнения заданий вы будете находить «вежливые» слова и по одному лепесточку собирать наш цветок.
|
(Учащиеся составляют из букв слово) — Спасибо (Дети дают ответы на вопросы учителя) |
4.Работа по теме урока | 1. Работа по карточкам. — Прочитайте текст на карточках. (приложение 3) -Найдите «вежливые» слова. Назовите их. Когда мы говорим эти слова? Как можно их назвать? — Какие слова-приветствия вы ещё знаете? Запишите. — А какие слова говорят, когда прощаются? — Как называются такие слова? -Найдите листочек с «вежливым» словом. 2. Работа по учебнику (с.25 № 14) — Прочитайте «вежливые» слова. — Когда употребляют эти слова? — Для чего нужны «вежливые» слова? — Как называют человека, который в своей речи употребляет «вежливые» слова? -Найдите листочек с «вежливым» словом. (с. 26 № 15) — Прочитайте. — Выполните задание. — Почему словарь называется толковым? — Что означает слово невежа? (В словаре Ожегова: Невежа — грубый, невоспитанный человек.
— Что означает слово невежда? (По Ожегову: Невежда – человек несведущий (не обладающий познаниями) в какой-нибудь области).
| Читают текст на карточках. Находят «вежливые» слова. — Слова-приветствия Дети записывают слова-приветствия. Учащиеся называют слова-прощания
(Работа в парах. Разыгрывание сценки.)
— Воспитанный
Читают задание, выполняют
— В нем дается толкование, объяснение слов
|
5. Физкультимнутка | Зайцы скачут: Скок-скок-скок! Да на беленький снежок. Приседают, слушают, Не идёт ли волк. Раз — согнуться, разогнуться, Два — нагнуться, потянуться. Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. | Прыжки на месте
Приседания
Наклоны вперед Наклоны в стороны Хлопки в ладоши |
6. Закрепление изученного материала | Работа по учебнику (с.24 № 11) — Прочитайте текст.
— Как называется сказка, отрывок из которой вы прочитали? — О ком и о чём идёт речь в этом тексте? — Найдите в тексте слова, которые называют действия жар-птицы. Прочитайте их.
— Найдите в тексте слова, которые называют действия Ивана-царевича. Прочитайте их.
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
|
Читают текст упражнения -Иван царевич и серый волк. Называют действующих героев. Находят и прочитывают слова обозначающие действия жар-птицы. Аналогично.
Списывают первое предложение. |
7. Рефлексия | (На доске записаны слова.) Спасибо, доброе утро, завтра, спокойной ночи, пожалуйста. — Найдите лишнее слово. — Как называются все остальные слова? — Для чего в речи нужно употреблять «вежливые» слова? — Как называют человека, который употребляет в своей речи такие слова? — Как называют грубого, невоспитанного человека? — А кто такой невежда? Послушайте стихотворение. Малыша обидел Витя. Перед школою в строю Витя просит: — Извините, Я ошибку признаю. На урок пришёл учитель, Положил на стол журнал, Следом Витя: — Извините, Я немного опоздал. — Тихомиров! Покажите Нам на карте город Псков. — Извините, — Шепчет Витя, — Я к уроку не готов. Мы поспорили с Наташей: Вежлив Витя Или нет? Разберитесь в споре нашем И пришлите нам ответ! И. Антонов — А как вы думаете, ребята, вежлив ли Витя? — Составьте два предложения, используя слова вежливого общения.
— Какие предложения вам понравились больше всего? — Оцените свою работу на уроке.
|
— Завтра — «Вежливые» слова
Ответы учащихся
— Вежливый, воспитанный
— Невежа
Ответы детей
Составление предложений с использованием «вежливых» слов
Для оценивания работы используются смайлики |
8. Подведение итогов урока | — Какой словарь нам помогал на уроке? | — Толковый |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
— Здравствуйте! Доброе утро! Так на земле начинается день. А.Цветков
|
— Здравствуйте! Доброе утро! Так на земле начинается день. А.Цветков
|
— Здравствуйте! Доброе утро! Так на земле начинается день. А.Цветков
|
— Здравствуйте! Доброе утро! Так на земле начинается день. А.Цветков
|
— Здравствуйте! Доброе утро! Так на земле начинается день. А.Цветков
|
— Здравствуйте! Доброе утро! Так на земле начинается день. А.Цветков
|
Использованная литература:
-
Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2011г.
-
Русский язык 1 класс. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. Москва «Просвещение» 2011г.
-
Толковый словарь Ожегова.
-
Источник иллюстраций:
Картинка зайца: http://images.yandex.ru
Картинка лисы: http://images.yandex.ru
Картинка волка: http://allforchildren.ru
Картинка медведя: http://allforchildren.ru
Картинка цветка: http://images.yandex.ru