Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная Школа № 50

с углубленным изучением отдельных предметов

г.о. Самара

План-конспект урока по русскому языку

в 7 классе.

«Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Водякова Елена Васильевна.

Самара 2010

Тема урока: «Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени».

Водякова Елена Васильевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МОУ средняя общеобразовательная Школа № 50

с углубленным изучением отдельных предметов

г.о. Самара

(Тема «Причастие». 28-й урок по данной теме.)

Тип урока: комбинированный.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке: устный и письменный.

Коллективная, групповая, индивидуальная.

Цели урока:

Обучающие:

ознакомить с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени;

научить находить орфограмму «Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий»;

повторить орфограмму «О, Е и Ё после шипящих в разных частях речи».

Развивающие:

создание ситуации для развития внимания, памяти, развитие орфографической зоркости учащихся;

развитие навыка грамотной устной и письменной связной речи;

развитие общей культуры, кругозора учащихся.

Воспитательные:

формирование чувства уверенности в своих силах;

воспитание бережного, внимательного отношения к родному языку;

формирование умения работать в коллективе.

Оборудование: карточки, таблицы на вспомогательной доске, компьютерная техника,

учебник, варианты игровых полей, рабочие тетради.

Доска: число.

Структура урока:

1. Организационный этап.

2. Этап всесторонней проверки знаний, полученных ранее.

3. Этап усвоения новых знаний.

4. Этап закрепления новых знаний.

5. Подведение итогов урока.

6. Игра.

7. Этап информации учащимся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ход урока

1. Организационный этап.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Организация внимания.

2. Сообщение темы и целей урока.

Урок начинается с успешной мотивации на обучение.

2. Этап всесторонней проверки знаний, полученных ранее.

Учитель: Скажите, пожалуйста, о словах какой части речи вы говорили на прошлом уроке.

Ученики: О причастии.

Учитель: А какие ещё части речи вы знаете?

Ученики: Существительное, прилагательное, глагол, наречие и др.

Учитель: Я не случайно вас об этом спросила. Знание частей речи пригодится вам при выполнении первого задания нашего урока. Посмотрите на экран компьютера.

На экране появилось первое задание:

тихий ш…пот,

ровный ш…в,

солнечным луч…м,

тёмной туч…й,

выпал снеж…к,

плюш…вый медведь,

освещ…нный светом,

выкраш…нная скамейка.

Записываем в тетрадь и графически обозначаем.

Прокомментируйте записанное.

Какие правила применялись для выполнения задания?

Учащиеся отвечают.

Учитель: Скажите, пожалуйста, почему два последних словосочетания выделены чёрным цветом?

(Ученики узнают причастия).

Учитель: Назовите разряд причастий.

Ученики называют (причастия прошедшего времени).

Учитель: А может кто-то сказать, какие буквы надо писать после шипящих в данных причастиях? (ученики дают разные ответы, но близкие к правильному).

Учитель: Итак, попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Тема урока записывается на доске.

3. Этап усвоения новых знаний.

Цель нашего урока заключается в том, чтобы познакомиться с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Учитель: Давайте вспомним, какие условия мы соблюдали, чтобы правильно записать гласные после шипящих в существительных, прилагательных и глаголах.

Ученики вспоминают, что ставили ударение и выделяли морфемы.

Учитель: Давайте применим данные требования и к нашим словам.

Что вы заметили?

Ученики сообщают, что ударение падает на разные морфемы.

Учитель: Сформулируйте правило написания гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Учитель: проверьте себя. Открываем учебники на стр. 67.

Выполнение упр. № 139 (по цепочке — на доске и в тетрадях).

4. Этап закрепления новых знаний.

На партах у каждого ученика лежат листочки с текстом.

Мы вошли в лес, освещённый лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, поражённые яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Берёзы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце.

Очень красивы клёны, одетые в багряную листву. Часто мы видим жёлтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окружённая деревянным выкрашенным забором.

Текст учитель читает вслух, а потом учащиеся читают про себя и определяют, к какому типу относится текст. ( Подсказать, если сразу не отвечают, что это описание).

Учитель: какие части речи делают текст более выразительным?

(Ученики отвечают, что это прилагательные и причастия).

Задание: найти и выписать из текста слова, которые соответствуют теме урока, объясняя орфограмму.

(На экране появляется слайд с правильно выполненным заданием)

освещённый

расчищенный

поражённые

окружённая

выкрашенным

Проверьте правильность выполнения вами задания. Оцените работу товарища. (Взаимопроверка).

Выполнение упр. 142 (на доске).

Распределить слова по видам орфограмм на месте пропусков; устно объяснить условия выбора букв о, е, ё после шипящих.

Двое учеников в это время работают по карточкам.

Карточка 1.

Ж…сткий диван, искусственный ш…лк, лесные трущ…бы, чугунная реш…тка ,спелый крыж…вник, тяж…лый ожог, подж…г сарая, сж…г руку, деш…вый товар,вооруж…нное нападение, увлеч…ный работой, стереж…т дом, полож…нный срок, посаж…нное дерево.

Карточка 2.

Пунц…вая ленточка, склониться над колодц…м, загорож…ны реш…ткою, с холщ…вой сумкой через плеч…,приш…л доктор, ш…л точно ш…рох, таинственный ш…пот, перевязал мне ож…г, милая девч…ка, с ож…сточ…ным сердц…м.

Выполнение упражнения № 140.

Списать текст упражнения и вставить буквы. Объяснить условия выбора букв е — ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени (самостоятельно);

Один ученик выписывает словосочетания на доске молча, не объясняя правописания гласных.

Ученики, выполнившие работу первыми, получают оценки.

Один из них оценивает работу товарища, выполнявшего на доске, исправляя ошибки, если они есть.

5. Подведение итогов урока.

Учитель: Чему учились? Что помогало?

Ученики отвечают, а на экране компьютера появляется запись с выводами урока.

Подведём итоги:

Учились писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Помогала постановка ударения.

6. Игра «Крестики-нолики».

Мы славно поработали, а теперь поиграем, чтобы закрепить полученные знания.

(Учащиеся получают разные варианты игровых полей).

Условия игры:

Возьмите игровые поля, там написаны слова с пропущенными буквами.

Вставив пропущенные буквы, вы должны найти, по диагонали, по вертикали или по горизонтали, все вставленные буквы одинаковые и зачеркнуть их.

(На экране появляется возможный вариант)

(Если по каким — либо причинам нет возможности провести урок в компьютерном классе, то чертим образец на вспомогательной доске).

трубачом

пищей

шов

стрижет

врачом

освещена

поражённый

освещённый

девчонка

7. Этап информации учащимся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

§ 25, стр.67.(выучить правило); упражнение № 141, 143 (домашний диктант).

Список использованной литературы

1. «Русский язык»: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Баранов М.Т. и др. -29-е изд.-М.: Просвещение, 2008.

2. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе.-М. 2004

3. Шадрина С. Б. «Русский язык. 7 класс». Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова.

4. Костяева Т. А. Проверочные материалы по русскому языку для 5-8 классов.

5. Никитина Е. А.Уроки развития речи: к учебному пособию «Русская речь».- М.Дрофа, 2005 г.

6. Блинов Г, И. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-9 классы.- М. , Просвещение,1992

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here