Предмет: Русский язык

Класс: 3 «В» класс

Дата проведения: 06.09.2013год.

Преподаватель: Жилина Т.Н.

Тема: Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова)

Цель:

развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами согласных в конце и середине слова, формулировать обобщённое правило написания букв, обозначающих парные согласные звуки в конце и середине слова, находить орфограмму-букву согласного в середине слова.

Символы:

П – повышенный уровень

М – максимальный уровень

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

Ι. Актуализация знаний.

Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Какую запись должны сделать дальше?

Напишите слова «Классная работа».

1. Анализ творческих работ. Работа над ошибками.

2. Введение в тему урока.

Прочитайте слова. Какая орфограмма есть в большинстве слов?

Есть ли среди них лишние слова? (Последняя пара.)

Повязка – коляска, гриб – хрип, подружка – ватрушка, клюв – жираф, круг – крюк, городки – молотки, лимон – бульон.

Выпишите пары согласных по глухости – звонкости.

В какой части слова они находятся? (В корне.)

Нарисуйте над буквами знак корня.

Образец записи: з–с, б–п, ж–ш, в–ф, г–к, д–т.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.

Сформулируйте тему урока. (Правописание букв согласных в корне слова.)

Составим план урока.

План (примерный).

Учитель составляет план вместе с детьми.

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

1. Наблюдение над произношением согласных звуков и написанием букв согласных в корнях с чередованием.

Упр. 46.

Как называются пары записанных слов? (Однокоренные слова.)

В чём особенность этих корней? (В них есть чередование согласных.)

Какой звук обозначает каждая выделенная буква?

В каких словах есть знакомая вам орфограмма? (С буквой согласного в конце слова.)

Что происходит с согласным звуком в конце слова? (Оглушается.)

А в середине слова? (Тоже оглушается.)

Назовите соответствующие пары. ([ж//ш], [з//с])

На какой согласный меняется звук, обозначенный буквой с в слове просьба? ([з])

Как вы думаете, почему это происходит? Подсказка: сравните по глухости/звонкости рядом стоящие звуки.

В каких ещё случаях может происходить оглушение? (Перед глухим согласным.)

Попробуйте сформулировать, что такое озвончение. (Замена глухого согласного на звонкий перед звонким.)

Можно ли, используя знакомое правило, проверить правописание букв согласных в середине слова?

Ученики пробуют: снежки – снежок, подружка – подружек, сказка – сказать, лужки – лужок.

2. Ответы на вопросы на с. 46 с выведением общего правила написания букв для обозначения парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце и середине слова.

Чтобы проверить букву согласного в середине слова, нужно подобрать проверочное слово, в котором после согласного будет гласный звук.

3. Проверка выводов.

Упр. 47 – поиск новой орфограммы-буквы согласного в середине слова по признаку – соседству парных по глухости-звонкости звуков в слове.

Запись слов с комментированием, обозначение орфограммы.

4. Работа над правилом.

Прочитайте правило (с. 47).

Когда мы сомневаемся, какую букву согласного надо писать?

Какие именно согласные звуки требуют проверки?

Как можно проверить написание согласных? Приведите свои примеры.

Как можно подобрать проверочное слово? Прочитайте эту часть правила. Сравните с выводом в серой рамке на этой же странице учебника.

Назовите проверочные слова из выполненных упражнений: когда мы подбирали их, изменяя само это слово; когда подбирали однокоренные.

5. Цифровой диктант.

Есть два способа подбора проверочных слов. Прочитайте первый, а затем второй способ.

Будьте внимательны: я называю два слова с орфограммой и проверочное слово. Вам надо определить способ проверки и написать в

тетради цифру «1» или «2».

Пышка – пышечка, зуб – зубы, холод – холода, лодка – лодочка, сливки – сливочный.

В тетради запись: 2, 1, 1, 2, 2.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

Работа по учебнику.

Упр. 48. Выполняется по инструкции.

Образец выполнения:

1. Произнесём слово скользкий. В этом слове мы слышим три согласных звука подряд в середине слова: [л’], [с], [к’]. Среди них есть парный глухой согласный [с] перед глухим [к’]. Это означает, что в слове есть орфограмма. Написание буквы согласного нужно проверять.

2. Подбираем проверочное слово. Скользит, перед гласным [и] слышим [з’].

3. Пишем букву з.

4. Записываем слово, обозначаем орфограмму.

Скользит – скользкий.

Слово озноб. В конце слова слышим парный глухой согласный звук [п].

Проверочное слово знобит. Перед [и] слышим [б’]. Пишем букву б.

Обозначаем орфограмму.

Знобит – озноб.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

Что тебе нужно было сделать?

Удалось тебе выполнить задание?

Ты сделал всё правильно или были недочёты?

Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Какой был уровень задания?

Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

ΙV. Итог урока.

Выполнение задания № 3, №2 в «Рабочей тетради».

Докажите, что в выбранном вами варианте ответа есть изученная сегодня на уроке орфограмма.

Какие два условия должны выполняться, чтобы в середине слова была орфограмма-буква согласного? (Соседство двух согласных, эти согласные должны быть парными по глухости-звонкости.)

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Кто сегодня получил отметку в дневник?

За что?

V. Домашнее задание.

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here