Учительница русского языка и литературы Ахметова Дария Каламтаевна.
Русский язык — 3 класс с казахским языком обучения
Учебник «АТАМҰРА — 2014» авторы Бадамбаева Г.А, Тюлебаева М.А.
Тема: «Зима. Зимние забавы детей ».
Цели:
1.Формировать умения определять орфограммы жи-ши, ча-ща, чу-щу.
2.Развивать речь учащихся, самостоятельность, внимание, мышление, память,
орфографическую зоркость;
3. Воспитывать усидчивость, умение выслушивать ответы товарищей.
Тип урока: Урок формирования знаний.
Вид урока: Нестандартный. Урок – игра.
Методы: Словесный, иллюстрированный, частично-поисковый.
Формы: Групповая, в парах, фронтальная, групповая.
Оборудование: Карточки, сюжетные картинки, кроссворд, контрольные листы,
лестница успеха.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой
— Здравствуйте, ребята!
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
Давайте поприветствуем гостей, друг друга и пожелаем всем мирного безоблачного мира над головой.
Загадка про снежинку
Покружилась в воздухе
Звёздочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Деление на группы 2 или 3 группы. (снежинки по размеру : большие-1 группа, средние – 2 группа, маленькие – 3 группа).
2. Актуализация знаний
Опрос домашнего задания.
К нашему уроку вы подготовили много стихов о зиме. Какие поэты писали о зиме? Давайте послушаем эти стихотворения.(Ученики читают стихи наизусть.)
2. а) Каждой группе выдаются картинки «Времена года»
— Разложить по приметам.
1 группа — Зима
2 группа – Весна
3 группа – Осень
-Сейчас какое время года ?
-Зима.
— Докажите мне, что сейчас зима?
— А сейчас какой идёт месяц? (запись числа и классной работы)
Тринадцатое февраля.
Классная работа.
Зимние забавы детей.
3. Ознакомление с новым материалом. Зимние забавы.
— Что такое забавы?
— Что относится к зимним забавам? ( игра в снежки, катание на горке, лепка снежных фигур)
Сегодня, ребята, выполнять упражнения с орфограммами «жи-ши, ча-ща, чу-щу» Какое у них правописание?
3.1) Работа по учебнику.
Прочитайте. Озаглавьте текст. Ответьте на вопросы: Упр.1, с.116
Что сделали ребята?
У кого санки?
У кого лыжи?
Кто упал?
Кто еще смеется?
1 группа — выписать слова отвечающие на вопрос кто?
2 группа – выписать слова отвечающие на вопрос что?
3 группа – выписать слова, которые относятся к теме «Зима».
3.2) Работа по картинке. Каждой группе выдаётся по картинке.
Составь рассказ.
3.3) Физкульминутка:
1,2- стоит ракета, 3,4 — самолет.
1,2- хлопок в ладоши, а потом на каждый счет.
1,2,3,4- руки выше, плечи шире.
1, 2, 3,4 — и на месте походили.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой — раз, правой — два,
Посмотрите все на нас!
3. 4) Работа по карточке.
Спиши, вставь пропущенние орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Щука.
__вёт в пруду __ка. Там же плавают ер__ и лещи. Прячутся рыбы от __ки. Но __ка хитра. Она караулит свою добы__. __ка — рыба хитрая.
3.5) Творческое задание .Каждой группе выдаётся по кроссворду.
Угадай кроссворд «Зимний калейдоскоп».
4. Итог урока.
-Чем был для вас полезен урок ?
— Что нового сегодня мы узнали?
— Как пишутся жи-ши, ча-ща, чу-щу?
— В какие игры можно играть зимой?
5. Оценки.
Проверка контрольных листов.
6. Домашнее задание
Упражнение 5, стр.118
Вот, ребята, и подошёл к концу наш урок о зиме. Я желаю вам самого доброго: здоровья, отличного настроения, вдоволь накататься на санках, на коньках, на лыжах.
7.Рефлексия.
На доске – бумажная лестница: Дети должны оценить свои знания по теме «Зима. Зимние забавы» и прикрепить своё солнышко на определённую ступеньку.
Татьяна Шатских «Ах-ты, зимушка-зима».
И.Черницкая «Пришла зима».
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
Сергей Есенин «Зима».
Вот уж осень улетела,
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей «спасибо» за труды.
Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты
Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится вялой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.
В.Коркин «Пришла веселая зима».
Кругом снежинок кутерьма.
Не спи, пораньше встань,
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!
Примерзло солнышко ко льду,
Я на каток с утра иду.
И щиплет больно нос
Сердитый Дед Мороз.
Примерзло солнышко ко льду.
Снежки стремительно летят —
Никто не трусит из ребят.
И вспыхнул жаркий бой,
Хоть мы друзья с тобой.
Снежки стремительно летят.
Пришла веселая зима —
Кругом снежинок кутерьма.
Не спи, пораньше встань.
Коньки скорей достань.
Коньки скорей достань.
Пришла веселая зима!
3.6) Работа по карточке
Спиши, вставь пропущенные орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Щука.
…вёт в пруду …ка. Там же плавают ер… и лещи. Прячутся рыбы от …ки. Но …ка хитра. Она караулит свою добы… . …ка — рыба хитрая.
3.6) Работа по карточке
Спиши, вставь пропущенные орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Щука.
…вёт в пруду …ка. Там же плавают ер… и лещи. Прячутся рыбы от …ки. Но …ка хитра. Она караулит свою добы… . …ка — рыба хитрая.
3.6) Работа по карточке
Спиши, вставь пропущенные орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Щука.
…вёт в пруду …ка. Там же плавают ер… и лещи. Прячутся рыбы от …ки. Но …ка хитра. Она караулит свою добы… . …ка — рыба хитрая.
3.6) Работа по карточке
Спиши, вставь пропущенные орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Щука.
…вёт в пруду …ка. Там же плавают ер… и лещи. Прячутся рыбы от …ки. Но …ка хитра. Она караулит свою добы… . …ка — рыба хитрая.
А сколько загадок о зиме. Давайте мы их отгадаем!
Лежало одеяло, мягкое, белое,
Землю грело.
Ветер подул, одеяло согнул.
Солнце припекло, одеяло потекло. (Зима)
Кто поляны белым белит,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Мороз)
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц тот пройдет –
Все встречают новый год! (Декабрь)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки Моро.
Брызнешь воду – упадет –
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Как зовется месяц этот? (Январь)
Снег мешками валит с неба,
В дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревни налетели.
По ночам мороз силен.
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Как зовется месяц этот? (Февраль)
Невидимкой осторожно
Он является ко мне,
Он рисует, как художник,
Все узоры на окне
Это клен, а это ива.
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной! (Мороз)
Стоит колючая, как еж
Зимою в платье летнем.
А к нам придет
Под новый год –
Ребята будут рады
Хлопот веселых хоровод.
Готовят ей наряды (Елка)
Бегут по дорожке
Доски да ножки (Лыжи)
Кручу, верчу, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель)
В круглом окне
Днем стекло разбито,
К вечеру вставлено (Прорубь)
Кто никуда и никогда не опаздывает? (Новый год)
Я, как песчинка, мал,
А землю покрываю.
Я из воды ,а в воздухе летаю.
Как пух, лежу я на полях,
И, как алмаз, блещу
При солнечных лучах. (Снег)
У подъезда плакал мальчик
— Укусил мне кто-то пальчик!
А другой малыш орал:
— Кто-то уши мне подрал!
Третий трогал нос и щеки:
— Кто меня так больно щелкнул?
Стало ясно детворе
Невидимка во дворе. (Мороз)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни _ (Машина).
***
По полям бегут ручьи,
На дорогах (лужи)…
Скоро выйдут муравьи
После зимней _(Стужи).
***
Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка).