Урок русского языка в 3 классе по УМК «Школа России» по учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого по теме

« ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ

С НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ В КОРНЕ»

Дейнеко Раиса Александровна

учитель начальных классов

МБОУ Рунской основной общеобразовательной школы

п.Рунский

Пеновского района

Тверской области

email:raissa_dejneko@mail.ru

ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ

С НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ ЗВУКОМ В КОРНЕ

Класс: 3

Форма проведения: урок открытия нового знания, технология деятельностного метода;

Цель: формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными звуками; знакомить со способами проверки написания слов с непроизносимыми согласными способом подбора однокоренных слов.
Задачи: способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
• развитие орфографической зоркости и обогащение словарного запаса детей;
• воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать).
Формируемые УУД:

Коммуникативные

Учитывать разные мнения и учиться высказывать своё.

Овладение способами проверки.

Личностные

— развитие интереса к познанию русского языка, становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Познавательные

— пользоваться словарями и справочным материалом учебника, строить несложные суждения.

Регулятивные

— выполнять действия по намеченному плану, оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности

— Начинаем урок русского языка. Над чем работали на прошлом уроке? (Тренировались в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне)

— Сегодня вы продолжите открывать новые знания о правописании слов, как вы будете это делать? (Мы сначала выясним, что мы не знаем, а затем сами откроем новое.)

— Трудностей не боитесь?

— Как надо относиться к трудностям? (К трудностям надо относиться спокойно.)

— С чего начнем урок? (С повторения тех знаний, которые нам потребуются для открытия нового.)

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии

Задание 1. Работа с сигнальными карточками

Прочитайте слова: резкий голо., ши.ка, улы.ка.

-Как их проверить? (Изменить слово так, чтобы после согласного появился гласный или звук [н], чтобы согласный четко слышался.)

-Покажите сигнальной карточкой, какая буква пропущена?

Задание 2.

-Прочитайте слова:

Переск.зать, с.сновый, св.тильник.

— Что общего в этих словах? (Пропущена безударная гласная в корне слова.)

-Покажите сигнальной карточкой, какая безударная гласная пропущена. (Обучающиеся показывают.)

-Как проверить правописание безударных гласных в корне слова? (Подобрали однокоренное слово или изменили слово так, чтобы гласный в корне стал ударным.)

-Назовите эти изученные орфограммы. (Парные согласные в корнях слов, безударные гласные в корнях слов)

— Почему для проверки подбираем однокоренные слова? (Корень в однокоренных словах пишется одинаково).

Молодцы! Что вы повторили?

— А сейчас настало время пробного действия. А для чего оно нужно? (Чтобы выяснить чего пока мы не знаем.)

— Посмотрите на слайд. Кто это? (Сказочный персонаж, очень известный). Запишите на планшете. (Известный.)

-Поднимите планшетки, посмотрите, как написано слово известный? (Слова написаны по-разному)

-Что у вас возникло? (затруднение)

— Что надо сделать, если возникло затруднение? (Надо остановиться и подумать.)

3. Выявление места и причины затруднения

— Какое задание вы выполняли? (Надо было написать слово известный.)

-В чём возникло затруднение? (Написали по-разному)

— Почему вы пока не смогли выполнить задание? (Мы не знаем правила , по которому пишется это слово)

4. Построение проекта выхода из затруднения

-Какую цель поставим перед собой? (Найти способ проверки таких слов.)

-Сформулируйте тему урока. (Правописание новой орфограммы.)

-Что поможет вам открыть новый способ? (Актуализированные знания: проверка орфограмм в корне подбором однокоренных слов.)

— Как вы будете открывать новый способ? (Будем подбирать однокоренные слова к слову «известный», как и для других орфограмм в корне слова.)

-Построим план выхода из затруднения.

  1. Подобрать однокоренные слова.

  2. Выделить корень во всех словах.

  3. Сравнить написание корня во всех однокоренных словах.

  4. Сделать вывод.

  5. Зафиксировать новый алгоритм.

физкультминутка

5 этап. Реализация построенного проекта.

— Предлагаю вам поработать в группах. Но прежде повторим правила работы в группе.

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Если не понял, переспроси.

5. Свое несогласие высказывай вежливо.

—  Начинайте работать по плану. Даю вам 2 минуты.

По окончании отведенного времени ответственный из каждой группы зачитывает подобранные однокоренные слова, учитель открывает слайд со словами: весть, вестник, известие, известный, весточка, известно.

—   Вы выделили корень во всех словах и понаблюдали за написанием этих слов.

—   Сделайте в группах вывод, как правильно написать слово известный и почему.

Ответственный из каждой группы называет свой вариант правила. После обобщения делаем единый вывод.

—   Вывод: корень в однокоренных словах пишется одинаково. Чтобы написать слово известный, нужно подобрать однокоренные слова и выделить в них корень вест-, а затем написать в слове известный такой же корень, т.е. с буквой т.

— Как бы вы назвали такие согласные? (Варианты: молчаливые, беззвучные, неслышные, незвучные, скрытные…)
-Подчеркните одной чертой те слова, которые, по вашему мнению, являются проверочными.
2. Постановка темы урока.
Работа с учебником. Соотнесение своей точки зрения с научной.
— Откройте учебники на странице 117 и сравните свои предположения с тем, что предлагают нам авторы учебника.
Дети читают про себя текст в рамочке.
— Так как по-научному называются такие согласные звуки? (Непроизносимые.)
— Так над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные в словах.)
— Зная тему урока, дополните цель.
Учимся грамотно писать какие слова? С чем? (С непроизносимыми согласными в корне слова.)
— Что ещё узнали из учебника? Какие согласные звуки могут быть непроизносимыми?
( [д],[т],[ф],[л] )
— Значит на какие согласные мы должны обратить внимание при письме, чтоб не
допускать ошибок. (д,т,в,л)
Вывешиваются карточки с непроизносимыми согласными.
Д Т В Л
— Когда в слове появляются непроизносимые согласные звуки? ( Когда в слове есть
сочетание трёх согласных звуков и один из них не произносится.)
— Молодцы! Выполним упражнение 223 стр.117.

— Прочитайте данные слова.

— Какие звуки произносятся на месте выделенных буквосочетаний в словах?

— Какой согласный звук не произносится, но буквой обозначается?

— Подберите проверочное слово к слову солнце.

— Сделайте вывод, как проверить написание буквы непроизносимого согласного? (Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук.)

— Спишите слова. Подчеркните буквы, которыми обозначены согласные звуки.

(Если мы встретили в слове стечение нескольких согласных звуков, то надо подобрать такое однокоренное слово, в котором эти согласные четко произносятся. Тогда мы узнаем, есть ли в слове непроизносимый согласный.)

-Проверим наш вывод по учебнику. Прочитайте сведения по русскому языку на стр.118, 119.

Обучающиеся открывают учебники и читают новое правило.

-Вернемся к нашему пробному заданию. Какой вариант записи слова известный будет правильным и почему? (С буквой т, т.к. однокоренное проверочное слово – весть.)

-Смогли мы преодолеть затруднение? (Да.)

-Что вы можете теперь делать? (Писать слова с непроизносимыми согласными в корне.)

-Какой следующий шаг учебной деятельности мы выполним на уроке? (Будем закреплять новое знание.)

— Все верно, но я предлагаю прежде отдохнуть. Нас ждет физминутка.

6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

— Выполним упражнение 224.

— Прочитайте. (Д. св.данья, красно лето,

Здра.ствуй, зиму.ка-зима!)

— В каком из слов пропущенная буква обозначает непроизносимый согласный звук?

К доске приглашается ученик, который комментирует вслух, остальные слушают, сверяются по правилу и записывают в тетради упражнение.

Работа по карточкам.

Вставить пропущенные буквы. Подобрать проверочное слово.
Работа в группах.
1 вариант Чес…ный , чудес…ный .
2 вариант Хрус…нуть , прекрас…ный.
— Проверьте по образцу.

(1 вариант: Честен, честь – честный, чудесен – чудесный.

2 вариант: хрустеть, хрустит – хрустнуть, прекрасен — прекрасный)

— Кто из вас ошибся? Поставьте на полях вопросительный знак.

-В чем ошибка? (Ученики называют, в чем ошиблись.)

—  Исправьте ошибки.

-Далее последует самостоятельная работа.

7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по правилу.

-Открываем рабочую тетрадь стр.61 упражнение 154.

-вставьте пропущенные буквы в первых трёх словах.

— Проверьте себя по образцу. (Доблестный, честный, звёздное)

-У кого возникли затруднения?

— В каком шаге алгоритма вы ошиблись?

-В чем причина вашей ошибки? (Не смог правильно подобрать проверочное слово; проверочное слово подобрал, но корень в слове написал не такой, как в проверочном слове.)

— Исправьте ошибки. Сделайте вывод. (Нужно ещё потренироваться.)

— Кому все удалось, поднимите руку. Молодцы! Поставьте на полях «плюс».

—   Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)

8 этап. Включение в систему знаний и повторение.

-При выполнении каких заданий вы можете использовать новое правило? (При записи словосочетаний, предложений, текстов, т.е. в письменной речи.)

— Предлагаю вам потренироваться и записать стихотворение, это у нас упражнение 228(1).

1.Мороз и со(?)нце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг преле(?)ный-

Пора, красавица, проснись…

-Спишите стихотворение.

Встретилось ли нам слово на новое правило? (Да, это слово солнце, прелестный.)

  Как вы можете их проверить? (Подобрать проверочные однокоренные слова.)

-В каких словах с пропущенными буквами нет непроизносимого согласного звука? (чудесный)

— Как его проверить? (Тоже подобрать однокоренное проверочное слово)

—   С такими словами мы будем работать на следующем уроке.

9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

—  Какую цель ставили перед собой? (Найти способ проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.)

—  Достигли мы цели? (Да.)

— Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне? (Чтобы проверить непроизносимый согласный, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный четко слышится.)

—  Теперь я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.

-Кто смог открыть новое знание сам?

-Докажите. (Находили буквосочетания из нескольких согласных, подбирали проверочные слова, сами построили план проекта выхода из затруднения.)

-Кто не смог? Почему? (Не смог подобрать проверочные слова.)

Самоанализ

Допишите предложения.

На уроке по теме «Слова с удвоенными и непроизносимыми со_гласными» я узнал(а) …, понял(а) …, научился(лась) … .

Наибольшего успеха я достиг(ла) в … .

Самооценка

«Я полностью справился с заданием самостоятельно».

«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…»

«Я не справился с заданием так, как хотелось бы. Мне надо ещё поучиться…»

Домашнее задание №228 (2,3)

Технические средства обучения: проектор, компьютер, интерактивная доска; 
Методическая литература: Образовательные технологии. Сборник материалов. – М. :

Баласс, 2008. – 160 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Интернет-ресурсы: сайт «Школа 2100»,сайт «Школа 2000»; 

Самоанализ урока русского языка

Тема урока: «Непроизносимые согласные».

3 класс

Оборудование урока:

  1. проектор, компьютер, интерактивная доска;

  2. презентация;

  3. карточки;

Образовательные задачи урока:

распознавать и проверять орфограммы в слове; различать написание сочетаний;

подбирать слова на данную орфограмму; проверить уровень первичной сформированности предметных и метапредметных компетенций.

Развивающие задачи урока:

развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, обогащать словарный запас, умение работать в паре и группе, обосновывать свою точку зрения.

Воспитательные задачи урока:

воспитывать интерес к русскому языку, любознательность, прилежание, аккуратность;

формировать личностные компетентности (самоопределение).

Открытый урок «Непроизносимые согласные» проводится 3 классе в конце второй четверти по УМК «Школа России». Это первый по счету урок в теме «Непроизносимые согласные». Всего на изучение данной темы отводится 7 часов. Усвоению этого материала предшествовало знакомство обучающихся с правописанием парных звонких и глухих согласных

Начало урока прошло целенаправленно и кратко.

Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение триединой цели, этому способствовала единая тематическая направленность.

Урок построен с позиции целостности и системности, оперативности, доступности. Урок активизирует познавательную деятельность учащихся.

Урок разработан в технологии системно-деятельностного метода.

На уроке я использовала различные методы учебной деятельности: словесные (обсуждение), наглядные (карточки с тестовыми заданиями, мультимедийный проектор,), продуктивно – ориентационные (сказочный элемент), опытно — экспериментальные (игра), рефлексивные (самооценка). С целью недопущения перегрузок детей на уроке я меняла виды деятельности через каждые 7 – 10 минут. Для поддерживания мотивации использовала такие приёмы как: обсуждение, анализ ситуации, выбор способов проверки, классификация, кроссворд, проблемные ситуации. Разнообразные приёмы и методы работы способствуют актуализации, стимулированию и активизации обучающихся, развивают познавательную активность на уроке.

Материал урока научный, доступный, логичный. Создание мотивационного обеспечения урока направлено на развитие ситуации успеха и комфортных психолого-педагогических условий, что обеспечивает самореализацию и саморазвитие каждого ребёнка.

Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока.

Все поставленные мною задачи урока были реализованы, благодаря сотрудничеству учителя и учащихся. Самоценность урока заключается в использовании современных технологий и самоопределении обучающихся.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here