Урок по русскому языку в 3 классе на тему:
Правописание суффиксов –ек-, -ик-.
Тема: Правописание суффиксов –ек-, -ик-.
Цель: формирование представления о написании суффиксов -ек, -ик.
Задачи урока:
-
развивать самостоятельность мышления и познавательной потребности;
-
формирование представления о написании суффиксов –ек, -ик;
-
тренаж в применении правила.
Оборудование:
Учебник, раздаточный материал.
Литература:
Н.В. Нечаева, С.Г. Яковлева. Русский язык. 3 класс. Издательский дом «Федоров» — Самара, 2008.
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | ||
момент.
|
Чистописание: на доске написаны элементы букв и слова, с выделенными орфограммами: театр, тембр, теннис. Словарная работа: автомобиль, тарелка, лестница, земляника, морковь, капель, комната, воскресенье. Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет. Доска: ключик, замочек. Спишите слова. Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем. (-ик, -ек. В суффиксе -ик – безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный). Почему же мы в слове ключик пишем суффикс – ик, а слове замочек – ек? Почему возникло затруднение? Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме? Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ек, -ик? Молодцы! Вы правильно сделали вывод.
На доске: в один ряд прикреплены карточки со словами: Кузнеч…к, сыноч…к, мяч…к, ореш…к, кузнечики, сыночки, мячики, орешки. На какие две группы можно разделить эти слова? Разделите слова на два столбика: один — много. На доске:
Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили?
Как вы думаете, от чего зависит написание суффиксов –ик, -ек-?
Давайте сравним ваше предположение с правилом в учебнике. Молодцы, вы сами смогли вывести правило написания суффиксов –ик- и –ек-.
Давайте проверим, как вы усвоили новое правило. Лучик, стульчик, кусочек, пальчик, платочек, одуванчик, комочек, замочек, ключик, грибочек.
Выполните самостоятельно упражнение 488. Запиши в две группы названия нарисованных предметов, придавая им уменьшительно-ласкательный оттенок значения при помощи суффиксов –ек, -ик. Расскажите, что надо знать и уметь, чтобы правильно выбирать букву гласного в суффиксе этих слов.
Что мы с вами узнали сегодня? Вспомните правило написания суффиксов –ек-, -ик-. Упражнение 489, словарь.
|
Учащиеся выполняют работу по карточкам на закрепление умения определять падеж имен существительных.
Записывают слова, данные на доске в тетрадь.
Дети записывают слова в тетрадь с комментированием.
Дети списывают слова и выделяют в каждом слове суффикс, ставят ударение.
В слове «ключик» – совпадает, а в слове «замочек» – расходится.
Гласные в суффиксах -ек, -ик надо проверять.
Один – много
Дети по одному выходят к доске и располагают карточки в два столбика.
В одних словах суффикс –ик-, а в других –к-. Если при изменении формы слова гласный [и] остается, то его и надо писать в суффиксе -ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек.
Работа у доски. Дети записывают слова под диктовку, проверяют с помощью правила. Лучик – лучика; Стульчик – стульчика; Кусочек – кусочка; Пальчик – пальчика; Платочек – платочка; Одуванчик – одуванчика; Комочек – комочка; Замочек – замочка; Ключик – ключика; Грибочек – грибочка. |