Средняя общеобразовательная школа № 17
с углубленным изучением отдельных предметов
Основы русской словесности.
Модифицированная программа элективного курса
для учащихся 9 класса.
Ведет курс
учитель русского языка и литературы
Большакова Ирина Петровна.
МО Рузаевка, 2008
Пояснительная записка.
Элективный курс «Основы русской словесности» ставит задачу сблизить преподавание русского языка и литературы, показать литературные произведения как творения словесного искусства, увидеть и раскрыть их богатейшее содержание и художественное совершенство «посредством тщательного анализа самой словесной ткани литературного произведения».
Данный курс призван объединить и обобщить сведения о языке как «материале словесности», «первоэлементе литературы» и о словесном произведении как целостном единстве идейно-смыслового и эстетического содержания и его словесного выражения. Часть этих сведений содержится в различных разделах действующих программ и учебников по русскому языку и по литературе и стала уже привычной, а часть только входит в обиход. Но главное не в наборе сведений, а в том, чтобы они были представлены в виде систематического курса. Предложенный подзаголовок – «От слова к словесности»- обозначает и путь создания словесного произведения, его языковую природу, и последовательность построения курса «Основы русской словесности».
Во вводной части раскрывается содержание понятий «слово» и «словесность».
В первой части описывается лексико-фразеологические, грамматические и фонетические элементы языка, а также сложившиеся и устоявшиеся виды и способы их соединения, которые выступают как материал, из которого создаются произведения словесности.
Во второй части рассматривается произведение словесности как словесно-художественное единство, в котором отдельные элементы языка организуются «в одно и качественно новое целое».
«Основы русской словесности» не являются механическим соединением двух учебных дисциплин – русского языка и теории литературы. В словесности объектом выступает язык «не как система знаков в отвлечении от конкретного смысла, а как последовательность тех же знаков, конкретный смысл формирующая и выражающая». Литературный текст, в свою очередь, выступает объектом словесности прежде всего как словесное (языковое) произведение. Таким образом, предмет словесности можно определить как изучение единства содержания литературного произведения и способов языкового выражения этого содержания.
Изучив определенную тему курса, ребята выполняют либо практическую работу, либо сдают зачет в виде теста.
Курс имеет практическую направленность. Во-первых, ребята более осмысленно используют языковые средства, богатства языка в устной и письменной речи: в сочинениях, изложениях, докладах, рефератах, монологических высказываниях. Во-вторых, занятия помогают подготовиться к ЕГЭ, так как задания блока B и C предполагают частичный лингвистический анализ текста и написание эссе. В-третьих, позволяют выявить склонности и способности школьников и определиться с выбором будущей специальности.
Курс рассчитан на 34 часа.
Учебно-тематический план.
Тема | Кол-во часов | Виды деятельности учащихся. | |
1 | Введение. Что такое словесность. | 1 | Лекция учителя. |
2 | Русский язык и разновидности его употребления. | 8 | Работа со словарями, таблицами. Практическая работа с художественными текстами. Зачет. |
3 | Стилистические возможности языковых средств | 7 | Лингвистический анализ художественных текстов, индивидуальная работа. |
4 | Формы и качества словесного выражения. | 4 | Составление планов, работа со схемами, рецензирование. Зачет. |
5 | Средства художественной изобразительности. | 8 | Лингвистический анализ текстов. Написание рецензий. Индивидуальная работа. |
6 | Русское стихосложение. | 4 | Анализ поэтического текста. Зачетная работа. |
Содержание изучаемого курса.
Введение.
Слово и словесность.
Слово – не только единица языка, но и сам язык, способность человека выражать словесно мысли и чувства, охватывая все многообразие материальной и духовной жизни. «Слово есть воссоздание внутри себя мира».
Словесность – дар слова, способность выражать мысли словами.
Словесность – все, что составлено, создано из слов, все словесные произведения какого-либо народа, словесное творчество, словесное искусство. Словесность народная (устное народное творчество) и словесность книжная (литература).
Словесность – словесные науки, «все, что относится к изучению здравого сужденья, правильного и изящного выражения». Словесность и филология. Словесные науки – основа филологии, изучающей историю и сущность духовной культуры народа через анализ текстов – произведений словесности.
Материал словесности.
Русский язык и разновидности его употребления.
А.С.Пушкин о славяно-русском языке как материале словесности.
Строй и употребление языка. «Грамматическое» и «стилистическое» изучение языка. Соотносительность (вариативность) средств и способов языкового выражения.
Стиль. Стиль в общеискусствоведческом плане. Стиль как категория словесности.
Разговорный язык и литературный язык. Их взаимосвязь и различия. Разновидности разговорного языка: территориальный диалект, социально-профессиональный диалект, жаргон, арго, просторечие, «полудиалект», «общий» разговорный язык. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили, язык художественной литературы («художественный стиль»).
Стилистические возможности языковых средств.
Лексика. Многозначность слова. Омонимы. Синонимы и антонимы. Паронимы. Архаизмы, историзмы и неологизмы. Славянизмы. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Профессиональные слова. Жаргонные слова. Заимствованные слова. «Макаронический язык». Эмоционально окрашенные слова. «Поэтическая лексика». Прямое и переносное значения слов.
Фразеология. Крылатые слова. Их источники: античная мифология, античные авторы, Ветхий и Новый Завет, произведения русских и зарубежных писателей. Важность знания источников и подлинного значения крылатых слов для правильного понимания произведений словесности.
Морфология. Стилистическое использование морфологических форм существительных, прилагательных, местоимений. Выразительные возможности глагола. Виды и времена. «Переносное употребление» времен. Наклонения. Причастия и деепричастия.
Синтаксис. Типы предложений, их соотносительность. Соотносительность способов выражения главных и второстепенных членов предложения. Бессоюзная и союзная связь, сочинение и подчинение. Порядок слов – «главная сокровищница синтаксической синонимики русского языка».
Формы и качества словесного выражения.
Выражение устное и письменное. Различие понятий устный и разговорный, письменный и книжный (литературный). Выражение диалогическое и монологическое. Выражение прозаическое и стихотворное. Различие понятий стихотворный и поэтический.
Повествование, описание и рассуждение как типичные виды словесного выражения. Особенности их строения. Жанры, в которых выступают повествование, описание и рассуждение.
Общие требования ко всем видам словесного выражения: правильность, точность, последовательность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие).
Языковые средства, обеспечивающие или, наоборот, нарушающие эти качества.
Уместность того или иного способа словесного выражения.
Средства художественной изобразительности.
Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и переносном значении (металогия). Эпитет. Сравнение. Аллегория. Перифраза. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, гипербола, литота, ирония. Фигуры: анафора, антитеза, градация, оксюморон, «острые речи», параллелизм, повторение, риторическое обращение, восклицание, вопрос, умолчание, хиазм, эллипсис, эпифора.
«Звуковой символизм» и звукоподражание как основа специальной звуковой организации («словесной инструментовки») произведений словесности. Основные формы «словесной инструментовки»: аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись. «Поэтическая этимология». Каламбур.
Ритм и интонация в прозе и в стихах.
Русское стихосложение.
Система стихосложения. Устный народный стих. Силлабическое, тоническое и силлабо-тоническое стихосложение. Стихотворные размеры силлабо-тонического стиха. Стопа. Двухсложные и трехсложные стопы. Рифма, ее виды. Рифмованные и безрифмованные стихи. Свободный стих. Строфа. Главные виды строф.
Литература.
Для учителя.
-
Виноградов В.В. О теории художественной речи. – М., 1971.
-
Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. – М., 1981.
-
Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М., 1963.
-
Винокур Г.О. О задачах истории языка. Понятие поэтического языка//Избранные работы по русскому языку. – М., 1959.
-
Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М., 1980.
-
Горшков А.И. Русская словесность: Методические рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Русская словесность(От слова к словесности)». – М., 1997.
-
Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. – Л., 1974.
-
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972.
-
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1970.
-
Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 1980.
-
Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. – М., 1977.
-
Щерба Л.В. Современный русский литературный язык: Литературный язык и пути его развития (применительно к русскому языку)//Избранные работы по русскому языку. – М., 1957.
Для учащихся.
-
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2004.
-
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Сб. задач и упражнений. 10-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М., 2004.
-
Горшков А.И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка: А.С.Пушкин в истории русского языка. – М., 1993.
-
Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М., 1976.
-
Одинцов В.В. О языке художественной прозы. – М., 1973.
-
Шмелев Д.Н. слово и образ. – М., 1964.