Рассмотрено Утверждаю

на заседании школьного методического обьединения Директор КГСОУ ВО «Специальная

Протокол №________ (коррекционная) общеобразовательная

от «___»____________2011 г. школа-интернат II вида г. Ковров»

Руководитель ШМО_______________ ___________________(Н.И,Шемякин)

«____» _________________2011 г.

Программа факультатива по русскому языку

8 класс

« Секреты орфографии»

Учитель русского языка

КГСОУ ВО «Специальной

(коррекционной) общеобразовательной

школы-интерната II вида г. Коврова»

Хваленская С,Б,

Ковров, 2011

Пояснительная записка

Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 8 класса школ II вида.

Данный факультатив позволит им ен только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках . . Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.

На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.

На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.

Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.

Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся,

обогащение словарного запаса.

Задачи:

-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,

— расширить и углубить полученные ранее знания;

— систематизировать и обобщить полученные знания;

-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

— совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.

Содержание программы.

Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. . Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.

В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.

Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.

Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

Программа состоит из 4 разделов. Распределение часов по разделам следующее:

1.Дорога к письменности- 1час

2.Фонетика.Орфография- 13 часов

3.Словообразование. Морфемы. Орфография. – 13 часов.

4.Морфология -7 часов.

Основные методы и приёмы работы:

— лекция;

— беседа;

— объяснение учителя;

— создание проблемной ситуации;

— анализ текстов различных стилей и типов;

— работа с тестами;

— различные виды грамматического разбора;

— работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

— создание таблиц, схем, алгоритмов;

— обсуждение, диалог;

— работа по карточкам;

— написание и редактирование орфографических диктантов;

— самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.

По окончании курса учащиеся должны знать:

— находить в словах изученные орфограммы,

— уметь обосновывать свой выбор. правильно писать слова с изученными орфограммами,

— находить и исправлять орфографические ошибки;

— правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.

Календарно-тематическое планирование

Содержание занятия

Кол-во часов

I четверть

1.

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма

1

2.

Орфография как раздел науки о языке. основные принципы русской орфографии.

1

3.

Тайна фонемы.

1

Смыслоразличительная роль звуков.

Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая).

4.

Ударение под гласной может сделать букву ясной.

2

Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.

Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.

5.

Коварные словарные слова.

2

Словарная работа со словами. Знакомство со словом .Составление словосочетаний с данным словом . Составление предложений с данным словом . Нахождение данного слова в тексте.

Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте).

6.

Орфографический словарь –наш главный помощник.

1

Работа со словарем

7. Проверь себя. Тест №1 1

Всего: 9 часов

II четверть

1.

Опасные согласные.

1

Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме.

2.

Звонкие и глухие «двойняшки»

1

Различение звонких-глухих. Тренировочные упражнения.

3.

Старые знакомые Ъ и Ь

1

Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

4.

Большие и маленькие (правописание имен собственных)

1

Работа по карточкам.

5.

Слитно, раздельно, через дефис.

3

Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.

Правописание НЕ с разными частями речи.

Слитное написание приставки НЕДО- со словами.

Всего: 7 часов

III четверть

1.

Сколько писать. Одну или две?

2

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е).

2.

Как справиться со сложными словами?

1

Способы образования сложных слов.

3.

Решение орфографических задач

1

4.

Проверь себя. Тест №2.

1

5.

История образования и написания числительных

1

Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин».

6.

Что вместо имени у нас? ( о правописании местоимений)

1

Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом

7.

Орфографические головоломки.

1

8.

Приставки труженицы (классификация приставок)

2

Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова).

Всего 10 часов

IV четверть

1.

Приставки- труженицы (классификация приставок)

1

Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.

2.

Кто командует корнями?

1

. Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).

3.

Проверь себя.Тест №3.

1

4.

Суффиксы- большие молодцы.

1

Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.

5.

Волшебный клубок орфограмм

1

Работа с текстом.

6.

Путешествие в страну русского языка.

1

Систематизировать, обобщить, углубить знания в игровой форме (конкурсы)

7.

Проверь себя. Тест №4.

1

8.

Значение орфографии

1

Обобщение принципов орфографии.

Всего: 8 часов

Литература:

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.

В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.

Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.

Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001.

5.Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.

Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.

Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.

.Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.

Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.

Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000.

Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.

. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.

Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here