Рассмотрено Утверждаю
на заседании школьного методического обьединения Директор КГСОУ ВО «Специальная
Протокол №________ (коррекционная) общеобразовательная
от «___»____________2011 г. школа-интернат II вида г. Ковров»
Руководитель ШМО_______________ ___________________(Н.И,Шемякин)
«____» _________________2011 г.
Программа факультатива по русскому языку
8 класс
« Секреты орфографии»
Учитель русского языка
КГСОУ ВО «Специальной
(коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната II вида г. Коврова»
Хваленская С,Б,
Ковров, 2011
Пояснительная записка
Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 8 класса школ II вида.
Данный факультатив позволит им ен только восполнить пропущенный или забытый материал, но и глубже раскрыть богатства русского языка, познакомить учащихся с такими фактами, которые не изучаются на уроках . . Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Эта работа предусматривает в том числе и систематическую индивидуальную домашнюю работу учащихся с последующей проверкой учителя и организацией работы над ошибками.
На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Поэтому тема данной программы является актуальной.
Программа факультатива составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней (2004 г.) в соответствии с программами по русскому языку: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся, развитие устной и письменной речи учащихся,
обогащение словарного запаса.
Задачи:
-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 5-6 классы,
— расширить и углубить полученные ранее знания;
— систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
— совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Содержание программы.
Содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.
Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. . Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач.
В рамках данной программы обогащаются первоначальные представления о значении слова.
Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.
Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова.
Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.
Программа состоит из 4 разделов. Распределение часов по разделам следующее:
1.Дорога к письменности- 1час
2.Фонетика.Орфография- 13 часов
3.Словообразование. Морфемы. Орфография. – 13 часов.
4.Морфология -7 часов.
Основные методы и приёмы работы:
— лекция;
— беседа;
— объяснение учителя;
— создание проблемной ситуации;
— анализ текстов различных стилей и типов;
— работа с тестами;
— различные виды грамматического разбора;
— работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
— создание таблиц, схем, алгоритмов;
— обсуждение, диалог;
— работа по карточкам;
— написание и редактирование орфографических диктантов;
— самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки.
По окончании курса учащиеся должны знать:
— находить в словах изученные орфограммы,
— уметь обосновывать свой выбор. правильно писать слова с изученными орфограммами,
— находить и исправлять орфографические ошибки;
— правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами.
Календарно-тематическое планирование
Содержание занятия | Кол-во часов |
| |
I четверть | |||
1. | Дорога к письменности. Как люди обходились без письма | 1 |
|
2. | Орфография как раздел науки о языке. основные принципы русской орфографии. | 1 |
|
3. | Тайна фонемы. | 1 | Смыслоразличительная роль звуков. Образование звуков, определение позиции в слове (сильная и слабая). |
4. | Ударение под гласной может сделать букву ясной. | 2 | Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных. Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О – Ё после шипящих в корне слова. Буквы О – Ё – Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е. |
5. | Коварные словарные слова. | 2 | Словарная работа со словами. Знакомство со словом .Составление словосочетаний с данным словом . Составление предложений с данным словом . Нахождение данного слова в тексте. Исправление речевых ошибок (неправильное употребление данного слова в тексте). |
6. | Орфографический словарь –наш главный помощник. | 1 | Работа со словарем |
7. Проверь себя. Тест №1 1 | |||
Всего: 9 часов | |||
| II четверть | ||
1. | Опасные согласные. | 1 | Парные и непроизносимые согласные. Работа по ленте букв, выявление опасных мест при письме. |
2. | Звонкие и глухие «двойняшки» | 1 | Различение звонких-глухих. Тренировочные упражнения. |
3. | Старые знакомые Ъ и Ь | 1 | Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи. Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. |
4. | Большие и маленькие (правописание имен собственных) | 1 | Работа по карточкам. |
5. | Слитно, раздельно, через дефис. | 3 | Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами. Правописание НЕ с разными частями речи. Слитное написание приставки НЕДО- со словами. |
Всего: 7 часов | |||
III четверть | |||
1. | Сколько писать. Одну или две? | 2 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на –О(-Е). |
2. | Как справиться со сложными словами? | 1 | Способы образования сложных слов. |
3. | Решение орфографических задач | 1 |
|
4. | Проверь себя. Тест №2. | 1 |
|
5. | История образования и написания числительных | 1 | Беседа. Выполнение упражнений, игра «Магазин». |
6. | Что вместо имени у нас? ( о правописании местоимений) | 1 | Сравнение существительного и местоимения. Работа с текстом |
7. | Орфографические головоломки. | 1 |
|
8. | Приставки труженицы (классификация приставок) | 2 | Классификация приставок (смыслообразующие и формообразующие; приставки с традиционным написанием, приставки с позиционным написанием; приставки с написанием, зависящие от смысла слова). |
Всего 10 часов
| |||
IV четверть
| |||
1. | Приставки- труженицы (классификация приставок) | 1 | Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок. |
2. | Кто командует корнями? | 1 | . Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные , -кос-). Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-). |
3. | Проверь себя.Тест №3. | 1 |
|
4. | Суффиксы- большие молодцы. | 1 | Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.
|
5. | Волшебный клубок орфограмм | 1 | Работа с текстом. |
6. | Путешествие в страну русского языка. | 1 | Систематизировать, обобщить, углубить знания в игровой форме (конкурсы) |
7. | Проверь себя. Тест №4. | 1 |
|
8. | Значение орфографии | 1 | Обобщение принципов орфографии. |
Всего: 8 часов |
Литература:
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.
В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.
Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001.
5.Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.
Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.
.Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.
Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.
Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000.
Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.
. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.
Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993.