Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Отрадненская основная общеобразовательная школа
Белгородского района Белгородской области»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Русская словесность. От слова к словесности»
Базовый уровень
5-9 классы
Учитель русского языка и литературы:
Шевцова Елена Анатольевна
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5-9 классов создана на основе
-
авторской Программы «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, опубликованной в сборнике «Программа для общеобразовательных школ, гимназий. Лицеев. – М.: Дрофа, 2009
Основная цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у обучающихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.
К задачам элективного курса относятся:
-
Учить ребят читать и понимать любой текст (в том числе художественный).
-
Учить анализировать текст с учетом поставленной учебной задачи.
-
Учить ребят создавать собственный текст.
-
Учить правильно определять роль ритма и интонации в стихах и прозе.
-
Познакомить детей с родами, видами и жанрами словесности.
-
Раскрыть перед детьми своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. И вместе с тем имеет собственные задачи. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – прежде всего как явление искусства слова.
Говоря русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения — как явления словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова — и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова.
Программа «Русская словесность» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы..
В 5 классе обучающиеся знакомятся с некоторыми свойствами языка, позволяющими ему выражать содержание, в частности, с понятиями литературный язык и разговорный язык, учатся различать разговорную и книжную окраску слов и выражений, а также употреблять слова в соответствии с их окраской;
-
получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях — эпических, лирических и драматических, созданных отдельными писателями, рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновидностях словесности.
В 6 классе осваивают такое важнейшее понятие, как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях;
-
развивается и углубляется представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка, рассматриваются особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
В 7 классе изучают разновидности употребления языка, его функциональные стили, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски;
-
школьники не только учатся различать роды и жанры, как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой.
В 8 классе осваивают понятие о семантике средств языка во всех его сферах: фонетике, лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе; учатся оценивать качества текста;
-
осваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского повествования, учатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении; видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средствами языка, понимать значение средств языкового выражения содержания в произведениях всех родов.
В 9 классе получают представление уже о системе средств художественной изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и таким образом приобретают умение воспринимать произведения, созданные в разные эпохи;
-
рассматривают произведение как единство художественного содержания и его словесного выражения, осваивают понятие художественный образ, созданный средствами языка, учатся понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.
Таким образом, изучение начальных сведений о словесности в 5—6 классах, а также важнейших базовых понятий, основ русской словесности — в 7—9 классах должно помочь формированию умений обучающихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьник
Для изучения курса «Русская словесность. От слова к словесности» используется учебно-методический комплект:
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений.-М.: Дрофа, 2010.
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений.-М.: Дрофа, 2011.
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений.-М.: Дрофа, 2012.
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений.-М.: Дрофа, 2013.
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений.-М.: Дрофа, 2013.
Количество учебных часов
-
5 класс – 34 часа
-
6 класс – 34 часа
-
7 класс – 34 часа
-
8 класс – 34 часа
-
9 класс – 34 часа
Формы организации учебного процесса:
-устный ответ
-объяснение лексического значения слова
-устный ответ на лингвистическую тему
-создание собственного высказывания, соблюдая нормы литературного языка
-терминологический диктант
-устное высказывание
-толкование слов, работа со словарями
-работа со словарём синонимов, антонимов
-объяснение фразеологизмов, работа со словарями
-поиск архаизмов и историзмов
— индивидуальная работа с текстом
— создание собственного текста с заданием
-тестирование
Требования к уровню подготовки обучающихся
5 класс: К концу первого года обучения обучающиеся должны:
-
выразительно читать тексты различные по теме высказывания и эмоциональной окраске;
-
уметь работать с толковым и этимологическим словарями;
-
различать особенности разговорного и литературного языка, употреблять их в соответствующих ситуациях;
-
верно определять тему и основную мысль текста;
-
создавать собственный повествовательный текст на предложенную тему;
-
различать стихотворную и прозаическую речь, уметь подбирать рифмы к словам;
-
определять характерные особенности лирики, эпоса и драмы.
6 класс: К концу второго года обучения обучающиеся должны:
-
различать слова по их стилистической окраске;
-
уметь находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значение;
-
уметь работать со словарями синонимов, антонимов, омонимов;
-
понимать значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою;
-
уметь сочинять рассказ по собственным впечатлениям, используя в нём элементы различных типов речи, диалога и монолога;
-
уметь отличать произведения различных жанров друг от друга.
7 класс: К концу третьего года обучения обучающиеся должны:
-
уметь работать со словарями различных типов;
-
уметь создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей;
-
выразительно читать тексты-повествования, тексты-описания, тексты-рассуждения, диалоги в художественном произведении;
-
уметь определять виды и жанры произведений;
-
уметь видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах литературы (в том числе народной и духовной);
-
создавать собственные сочинения-рассуждения.
8 класс: К концу четвёртого года обучения обучающиеся должны:
-
уметь видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения;
-
уметь видеть авторский идеал в сатирических и юмористических произведениях;
-
выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;
-
уметь оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля и цели высказывания;
-
уметь понять авторскую мысль, идею в эпических и драматических произведениях;
-
уметь редактировать и совершенствовать текст;
-
создавать собственные сочинения-рассуждения об идейно-художественном своеобразии эпического, драматического произведения.
9 класс: К концу пятого года обучения обучающиеся должны:
-
уметь понимать идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;
-
уметь определить тему и идею произведения;
-
выразительное чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и XIX вв.;
-
уметь определить авторскую позицию в произведениях;
-
уметь понимать значения художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени;
-
уметь видеть главное значение произведений русской словесности;
-
создавать собственные сочинения-рассуждения с использованием средств художественной изобразительности языка.
Ожидаемый результат:
При реализации данного учебного курса результативность будет определяться количеством и качеством выполненных обучающимися практических работ, уровнем развития связной речи школьников.
Оценивание знаний обучающихся предполагается осуществлять по балльной системе: «5», «4», «3» по учебным четвертям.
Календарно-тематическое планирование
«Русская словесность. От слова к словесности»
5 класс
Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения
| Примечание | ||
план | факт | ||||
| Что такое слово | 3 часа |
|
|
|
1 | Введение. Знакомство с особенностью курса словесности | 1 |
|
|
|
2 | Значение слова «слово». Начальные сведения о происхождении слова. | 1 |
|
|
|
3 | Для чего служат слова. Три функции языка в жизни: общение, сообщение информации и побуждение к действию. | 1 |
|
|
|
| Что такое словесность | 4 часа |
|
|
|
4 | Что такое словесность. Формы словесности | 1 |
|
|
|
5 | Первоначальное понятие о разговорном и литературном языке | 1 |
|
|
|
6 | Литературный язык. Понятия литературный и книжный язык | 1 |
|
|
|
7 | Язык художественной словесности – особая разновидность литературного языка | 1 |
|
|
|
| Богатство лексики русского языка | 5 часов |
|
|
|
8 | Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. | 1 |
|
|
|
9 | Слова-термины. Способы определения понятия. Омонимы, их отличие от многозначных слов | 1 |
|
|
|
10 | Синонимы, их роль в художественном произведении. Антонимы. | 1 |
|
|
|
11 | Неологизмы, их роль в произведениях словесности. Устаревшие слова, их роль и значение в произведении | 1 |
|
|
|
12 | Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску | 1 |
|
|
|
| Прямое и переносное значения слова | 4 часа |
|
|
|
13 | Различение прямого и переносного значений слова | 1 |
|
|
|
14 | Сравнение. Что это такое. Эпитет – изобразительное средство | 1 |
|
|
|
15 | Аллегория – выразительное средство словесности | 1 |
|
|
|
16 | Проверочная работа по теме «Лексика» | 1 |
|
|
|
| Текст | 5 часов |
|
|
|
17 | Текст как результат употребления языка. Тема и основная мысль текста | 1 |
|
|
|
18 | Различные способы связи предложений: смысловые, языковые | 1 |
|
|
|
19 | Формы словесного выражения. Понятие «повествование»
| 1 |
|
|
|
20 | Формы словесного выражения. Понятия «описание» и «рассуждение»
| 1 |
|
|
|
21 | Диалог и монолог – две формы употребления языка. Различия между ними
| 1 |
|
|
|
| Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. | 3 часа |
|
|
|
22 | Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Ритм | 1 |
|
|
|
23 | Интонация. Цель высказывания и интонация. Особенности интонации в стихотворной речи | 1 |
|
|
|
24 | Рифма в стихах. Строфа. Выразительное чтение | 1 |
|
|
|
| Устная народная словесность | 3 часа |
|
|
|
25 | Особенности понятий «произведение», «устная народная словесность». Сказки и их виды. Язык сказок | 1 |
|
|
|
26 | Сказка и правда. Небылицы как вид устной словесности | 1 |
|
|
|
27 | Пословицы и поговорки. Особенности языка загадок. Скороговорки, считалки, дразнилки
| 1 |
|
|
|
| Литературное эпическое произведение | 3 часа |
|
|
|
28 | Три рода в литературе. Особенности литературной сказки
| 1 |
|
|
|
29 | Басня. Особенности языка и построение басен
| 1 |
|
|
|
30 | Рассказ, повесть, роман. Особенности языка эпического произведения. Сюжет и эпизод произведения | 1 |
|
|
|
| Литературное лирическое произведение | 3 часа |
|
|
|
31 | Что такое лирическое произведение?
| 1 |
|
|
|
32 | Зачем поэт говорит стихами? | 1 |
|
|
|
33 | Стихи о природе, о животных и другие
| 1 |
|
|
|
| Литературное драматическое произведение | 1 час |
|
|
|
34 | Что такое драматическое произведение? | 1 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
«Русская словесность. От слова к словесности»
6 класс
Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения
| Примечание | ||
план | факт | ||||
| Употребление языковых средств | 8 часов |
|
|
|
1 | Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление средств в зависимости от условий и цели высказывания. | 1 |
|
|
|
2 | Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика. | 1 |
|
|
|
3 | Диалектизмы. | 1 |
|
|
|
4 | Профессионализмы. | 1 |
|
|
|
5 | Заимствованные слова. Неологизмы. | 1 |
|
|
|
6 | Стилистические возможности имени существительного. | 1 |
|
|
|
7 | Стилистические возможности имени прилагательного. | 1 |
|
|
|
8 | Стилистические возможности глагола. | 1 |
|
|
|
| Средства художественной изобразительности | 8 часов |
|
|
|
9 | Понятие о средствах художественной изобразительности. Сравнение, аллегория, эпитет. | 1 |
|
|
|
10 | Метафора. | 1 |
|
|
|
11 | Олицетворение. Метонимия. | 1 |
|
|
|
12 | Синекдоха. Гипербола. | 1 |
|
|
|
13 | Порядок слов в предложении. Инверсия, повтор. | 1 |
|
|
|
14 | Риторический вопрос и риторическое восклицание. | 1 |
|
|
|
15 | Антитеза. | 1 |
|
|
|
16 | Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности. | 1 |
|
|
|
| Юмор в произведении словесности | 4 часа |
|
|
|
17 | Юмор в жизни и в произведениях словесности. | 1 |
|
|
|
18 | Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов | 1 |
|
|
|
19 | Соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др. | 1 |
|
|
|
20 | Значение употребления средств создания юмора в произведении. | 1 |
|
|
|
| Произведения устной народной словесности | 3 часа |
|
|
|
21 | Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты. | 1 |
|
|
|
22 | Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих. | 1 |
|
|
|
23 | Легенда как создание народной фантазии. | 1 |
|
|
|
| Эпическое произведение, его особенности | 4 часа |
|
|
|
24 | Что такое эпическое произведение. | 1 |
|
|
|
25 | Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера в сюжете произведения. | 1 |
|
|
|
26 | Герой произведения и автор произведения. | 1 |
|
|
|
27 | Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении. | 1 |
|
|
|
| Лирическое произведение, его особенности | 4 часа |
|
|
|
28 | Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения. | 1 |
|
|
|
29 | Двусложные и трёхсложные размеры стиха. | 1 |
|
|
|
30 | Рифма: её смысловое, эстетическое, ритмообразующее, композиционное значения. Мужские, женские и дактилические рифмы. | 1 |
|
|
|
31 | Роль аллитерации в стихотворном тексте. Стиховая пауза. | 1 |
|
|
|
| Драматическое произведение, его особенности | 4 часа |
|
|
|
32 | Что такое драматическое произведение. | 1 |
|
|
|
33 | Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка | 1 |
|
|
|
34 | Сюжет драматического произведения. | 1 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
«Русская словесность. От слова к словесности»
7 класс
Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения
| Примечание | ||
план | факт | ||||
| Слово и словесность | 1 час |
|
|
|
1 | Значение языка в жизни человечества. Словесность как словесное творчество. | 1 |
|
|
|
| Разновидности употребления языка | 4 часа |
|
|
|
2 | Разговорный язык.
| 1 |
|
|
|
3 | Разновидности разговорного языка. | 1 |
|
|
|
4 | Литературный язык и его разновидности. | 1 |
|
|
|
5 | Язык художественной литературы. | 1 |
|
|
|
| Формы словесного выражения | 4 часа |
|
|
|
6 | Формы словесного выражения в нехудожественных видах письменности | 1 |
|
|
|
7 | Формы словесного выражения в художественном произведении. | 1 |
|
|
|
8 | Стихи и проза, их различие. | 1 |
|
|
|
9 | Обобщение по теме «Формы словесного выражения» | 1 |
|
|
|
| Стилистическая окраска слова. Стиль. | 3 часа |
|
|
|
10 | Стилистические возможности лексики и фразеологии. | 1 |
|
|
|
11 | Стилистические возможности грамматики
| 1 |
|
|
|
12 | Стилизация и пародия | 1 |
|
|
|
| Роды, виды и жанры произведений словесности. | 1 час |
|
|
|
13 | Три рода словесности. Понятия рода, вида, и жанра. | 1 |
|
|
|
| Устная народная словесность, её виды и жанры. | 3 часа |
|
|
|
14 | Этические виды народной словесности. | 1 |
|
|
|
15 | Лирические виды народной словесности. | 1 |
|
|
|
16 | Драматические виды народной словесности. | 1 |
|
|
|
| Духовная литература, ее жанры. | 2 часа |
|
|
|
17 | Библия и жанры библейских книг. |
|
|
|
|
18 | Использование библейских жанров и стиля в русской литературе. |
|
|
|
|
| Эпические произведения, их виды | 7 часов |
|
|
|
19 | Виды эпических произведений | 1 |
|
|
|
20 | Басня. | 1 |
|
|
|
21 | Рассказ, повесть, роман. | 1 |
|
|
|
22 | Литературный герой в рассказе и повести. Портрет и поступки героя.
| 1 |
|
|
|
23 | Пейзаж, интерьер. Рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев. | 1 |
|
|
|
24 | Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета | 1 |
|
|
|
25 | Композиция рассказа и повести. Художественная деталь. | 1 |
|
|
|
| Лирические произведения, их виды | 3 часа |
|
|
|
26 | Виды лирики
| 1 |
|
|
|
27 | Композиция лирического стихотворения. Лирический герой. | 1 |
|
|
|
28 | Анализ лирического стихотворения. | 1 |
|
|
|
| Драматические произведения, их виды | 3 часа |
|
|
|
29 | Виды драматического рода словесности | 1 |
|
|
|
30 | Герои драматического произведения и языковые способы их изображения. | 1 |
|
|
|
31 | Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. | 1 |
|
|
|
| Лиро-эпические произведения, их виды | 2 часа |
|
|
|
32 | Лиро-эпические виды и жанры.
| 1 |
|
|
|
33 | Повести в стихах и стихотворения в прозе – соединения в них признаков лирики и эпоса. | 1 |
|
|
|
| Взаимовлияние произведений словесности | 1 час |
|
|
|
34 | Использование чужого слова в произведении. Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей. | 1 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
«Русская словесность. От слова к словесности»
8 класс
Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения
| Примечание | ||
план | факт | ||||
| Средства языка художественной словесности | 8 часов |
|
|
|
1 | Лексическое значение слова и семантика | 1 |
|
|
|
2 | Семантика фонетических средств языка. Элементы интонации: ударение, пауза, мелодика. Аллитерация и ассонанс | 1 |
|
|
|
3 | Семантика словообразования | 1 |
|
|
|
4 | Лексические возможности языка: синонимы, омонимы, паронимы, антонимы, архаизмы и историзмы | 1 |
|
|
|
5 | Тропы: метафора, сравнение, олицетворение | 1 |
|
|
|
6 | Метонимия и синекдоха | 1 |
|
|
|
7 | Семантика средств синтаксиса. Поэтические фигуры | 1 |
|
|
|
8 | Практическое занятие по теме «Средства языка художественной словесности» | 1 |
|
|
|
| Словесные средства выражения комического | 5 часов |
|
|
|
9 | Комическое как средство выражения оценки явления | 1 |
|
|
|
10 | Языковые средства создания комического. Неожиданность, остроумие, каламбур | 1 |
|
|
|
11 | Гипербола, фантастика, ирония. «Говорящие» имена и фамилии | 1 |
|
|
|
12 | Пословицы и афоризмы | 1 |
|
|
|
13 | Обобщающий урок по теме «Словесные средства выражения комического» | 1 |
|
|
|
| Качество текста и художественность произведений словесности | 4 часа |
|
|
|
14 | Текст и его признаки. Тема и идея | 1 |
|
|
|
15 | Основные требования к тексту | 1 |
|
|
|
16 | Художественность произведения. Композиция словесного выражения | 1 |
|
|
|
17 | Обобщающий урок по теме «Качество текста и художественность произведений словесности» | 1 |
|
|
|
| Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении | 6 часов |
|
|
|
18 | Слово в эпическом произведении. Описание, повествование. | 1 |
|
|
|
19 | Монолог, диалог | 1 |
|
|
|
20 | Литературный герой, характер, образ | 1 |
|
|
|
21 | Сюжет и композиция как средство выражения идеи | 1 |
|
|
|
22 | Рассказчик и автор в эпическом повествовании | 1 |
|
|
|
23 | Обобщающий урок по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении» | 1 |
|
|
|
| Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении | 4 часа |
|
|
|
24 | Слово в лирическом произведении | 1 |
|
|
|
25 | Ритм как способ выражения мысли и чувства автора | 1 |
|
|
|
26 | Звуковая организация стихотворной речи Стихотворные забавы. | 1 |
|
|
|
27 | Обобщающий урок по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении» | 1 |
|
|
|
| Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении | 4 часа |
|
|
|
28 | Слово в драматическом произведении | 1 |
|
|
|
29 | Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения | 1 |
|
|
|
30 | Сюжет, конфликт и композиция в драматическом произведении | 1 |
|
|
|
31 | Обобщающий урок по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении» | 1 |
|
|
|
| Взаимосвязи произведений словесности | 4 часа |
|
|
|
32 | Воздействие Библии на русскую литературу | 1 |
|
|
|
33 | Мифологические образы и народная словесность в русской литературе | 1 |
|
|
|
34 | Обобщающий урок по теме «Взаимосвязи произведений словесности»
| 1 |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование
«Русская словесность. От слова к словесности»
9 класс
Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание | ||
план | факт | ||||
Средства художественной изобразительности | 11 часов |
|
|
| |
1 | Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Эпитет. | 1 |
|
|
|
2 | Сравнение и параллелизм. | 1 |
|
|
|
3 | Олицетворение. Аллегория и символ. | 1 |
|
|
|
4 | Гипербола и фантастика. | 1 |
|
|
|
5 | Парадокс и алогизм. | 1 |
|
|
|
6 | Гротеск. Бурлеск. | 1 |
|
|
|
7 | «Макароническая» речь. | 1 |
|
|
|
8 | Этимологизация и внутренняя форма слова. | 1 |
|
|
|
9 | Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации. | 1 |
|
|
|
10 | Квипрокво как изобразительное средство языка и способ построения сюжета. | 1 |
|
|
|
11 | Обобщение по теме: «Средства художественной выразительности» | 1 |
|
|
|
Жизненный факт и поэтическое слово | 5 часов |
|
|
| |
12 | Прямое и поэтическое значение словесного выражения. | 1 |
|
|
|
13 | Предмет изображения, тема и идея произведения. | 1 |
|
|
|
14 | Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. |
|
|
|
|
15 | Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. | 1 |
|
|
|
16 | Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение. | 1 |
|
|
|
Историческая жизнь поэтического слова | 7 часов |
|
|
| |
17 | Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Индивидуальный стиль. | 1 |
|
|
|
18 | Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. | 1 |
|
|
|
19 | Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. | 1 |
|
|
|
20 | Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. | 1 |
|
|
|
21 | Изображение действительности в искусстве реализма. | 1 |
|
|
|
22 | Авторская индивидуальность. | 1 |
|
|
|
23 | Практическая работа (Анализ текстов) | 1 |
|
|
|
Произведение словесности. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения | 5 часов |
|
|
| |
24 | Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал. | 1 |
|
|
|
25 | Художественный образ и художественная действительность. | 1 |
|
|
|
26 | Словесная форма выражения художественного содержания. | 1 |
|
|
|
27 | Художественное время и художественное пространство. | 1 |
|
|
|
28 | Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. | 1 |
|
|
|
Произведение словесности в истории культуры | 6 часов |
|
|
| |
29 | Взаимосвязь разных национальных культур. | 1 |
|
|
|
30 | Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. | 1 |
|
|
|
31 | Новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху. | 1 |
|
|
|
32 | Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. | 1 |
|
|
|
33 | Нравственные проблемы в произведениях словесности. | 1 |
|
|
|
34 | Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека. | 1 |
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
Что такое слово (3 часа)
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов.
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.
/// Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размышление о значении языка.
Что такое словесность (4 часа)
Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.
Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.
Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.
/// Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия.
Богатство лексики русского языка (5 часов)
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.
Слова-термины.
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
Синонимы, их роль в художественных произведениях.
Антонимы, их роль в художественных произведениях.
Неологизмы, их роль в художественных произведениях.
Устаревшие слова: архаизмы и историзмы.
Фразеологизмы.
/// Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы.
Прямое и переносное значения слова (4 часа)
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.
Эпитет. Сравнение. Аллегория.
/// Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание смысла аллегории. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории.
Текст (5 часов)
Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.
Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.
/// Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. Создание словесного описания предмета. Выразительное чтение научного и художественного текста-рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, монолога.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения (3 часа)
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.
Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация.
Ритм и рифма в стихах. Строфа.
/// Различение стихотворной и прозаической речи. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение. Подбор рифм к предложенным словам.
Устная народная словесность (3 часа)
Понятия: произведение, устная народная словесность.
Знакомство со сказками. Виды сказок. Правдивость сказки.
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.
/// Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.
Литературное эпическое произведение (3 часа)
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения
Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.
Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.
Басня. Басенные герои и сюжеты. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».
Рассказ и повесть.
Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.
Особенности языка эпического произведения.
/// Понимание того, что эпическое произведение — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.
Литературное лирическое произведение (4 часа)
Лирическое произведение: произведение, в котором главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.
Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.
Значение стихотворной речи в лирическом произведении.
/// Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.
Литературное драматическое произведение (1 час)
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.
Пьеса-сказка.
Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
/// Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание роли авторских-ремарок: Чтение пьесы по ролям. Сочинение собственной сценки.
6 класс
Употребление языковых средств (8 часов)
Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.
Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.
Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.
Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.
/// Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и с поставленной целью.
Средства художественной изобразительности (8 часов)
Понятие о средствах художественной изобразительности.
Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.
Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.
Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.
/// Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.
Юмор в произведениях словесности (4 часа)
Юмор в жизни и в произведениях словесности.
Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.
Значение употребления средств создания юмора в произведении.
/// Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.
Произведения устной народной словесности (3 часа)
Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.
Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.
Легенда как создание народной фантазии.
Предание о реальных событиях.
/// Выразительное чтение былин. Рассказывание предания, легенды.
Эпическое произведение, его особенности (4 часа)
Что такое эпическое произведение.
Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.
Герой произведения и автор произведения.
Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом Произведении.
/// Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского, отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.
Лирическое произведение, его особенности (4 часа)
Что такое лирическое произведение.
Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.
Двусложные и трехсложные размеры стиха.
Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.
Роль аллитерации в стихотворном тексте.
Стиховая пауза.
/// Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.
Драматическое произведение, его особенности (4 часа)
Что такое драматическое произведение.
Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.
Сюжет драматического произведения.
/// Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.
7 класс
Слово и словесность (1 час)
Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.
Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений — книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.
Русская словесность, ее происхождение и развитие.
/// Работа со словарями различного типа; обогащение словарного запаса; определение темы и основной мысли произведения; выразительное чтение произведений.
Разновидности употребления языка (4 часа)
Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.
Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.
Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «материал», из которого строится художественное произведение и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.
/// Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание Текстов официально-делового, научного и публицистического стилей. Понимание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.
Формы словесного выражения 4 часа
Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной форме.
Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.
Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.
/// Выразительное чтение повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении. Рассказывание о событии с использованием диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразительное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.
Стилистическая окраска слова.
Стиль (3 часа)
Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.
Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.
Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.
Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора, определенного жанра.
Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.
/// Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и пародии.
Произведение словесности
Роды, виды и жанры произведений словесности (1 час)
Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.
/// Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.
Устная народная словесность, ее виды и жанры (3 часа)
Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.
Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.
Лирические виды народной словесности: песня, частушка.
Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.
Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.
Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.
/// Умение видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.
Духовная литература, ее жанры (2 часа)
Библия: уникальность жанра этой Книга. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.
Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.
Своеобразие стиля Библии.
Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.
/// Чтение Библии. Понимание библейских текстов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского повествования. Умение видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах. Умение заметить использование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.
Эпические произведения, их виды (7 часов)
Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.
Литературный герой в рассказе и повести.
Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.
Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.
Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.
Автор и рассказчик в эпическом произведении.
/// Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.
Лирические произведения, их виды (3 часа)
Виды лирики.
Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.
Лирический герой. «Ролевая лирика».
Композиция лирического стихотворения.
Образ-переживание в лирике.
/// Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.
Драматические произведения, их виды (3 часа)
Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.
Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).
Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драматическом произведении.
/// Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматического произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.
Лиро-эпические произведения и их виды (2 часа)
Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.
Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.
Повести в стихах и стихотворения в прозе — соединение в них признаков лирики и эпоса.
Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.
/// Понимание смысла произведений лиро-эпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.
Взаимовлияние произведений словесности (2 часа)
Использование чужого слова в произведении: цитата, эпиграф, реминисценция.
Использование пословицы и загадки, героев и
сюжетов народной словесности в произведениях
русских писателей.
/// Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение передать это понимание в выразительном чтении произведений. Использование мотивов народной словесности в собственном литературном творчестве.
8 класс
Средства языка художественной словесности (8 часов)
Многообразие языковых средств и их значение. Лексическое значение слова, определяемое в словаре, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.
Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (повышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.
Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.
Значение средств лексики. Роль синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, историзмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимствованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.
Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Употребление поэтических фигур: антитезы, оксюморона, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.
/// Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения. Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях.
Словесные средства выражения комического (5 часов)
Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изображаемого.
Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.
Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатирическом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.
Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.
/// Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в сатирическом и юмористическом произведениях. Выразительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений. Использование языковых средств комического изображения в собственных сочинениях.
Качество текста и художественность произведения (4 часа)
Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основные требования к художественному и нехудожественному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.
Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.
Выбор необходимых языковых средств, соответствие стилистической окраски высказывания его цели. Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.
Стройность композиции, последовательность изложения, соразмерность частей.
Выражение авторской индивидуальности, оригинального взгляда на мир. Открытие нового.
Великие художественные произведения.
/// Развитие «чувства стиля». Умение оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания. Различение удачных и неудачных выражений. Редактирование и совершенствование текста. Умение увидеть своеобразие художественного текста, его достоинства и недостатки. Создание собственного высказывания, отвечающего требованиям к тексту.
Языковые средства изображения жизни
и выражения точки зрения автора
в эпическом произведении (6 часов)
Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.
Понятия: образ героя, литературный герой, характер, типический герой. Литературный герой, изображенный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.
Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.
Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика — участника или свидетеля событий. Сказ.
/// Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении. Умение различать героя, рассказчика и автора, увидеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя. Создание собственного произведения. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии эпического произведения.
Языковые средства изображения жизни
и выражения точки зрения автора
в лирическом произведении (4 часа)
Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства автора в лирическом произведении.
Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.
Ритм как способ сопоставления и противопоставления слов, словосочетаний, предложений для выражения мысли и чувства автора. Значение соотношения ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.
Значение звуковой организации стихотворной речи для выражения мысли автора. Рифма в лирическом произведении. Звукопись.
Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фигурные стихи, монорим.
/// Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочинение — анализ отдельного стихотворения.
Языковые средства изображения жизни
и выражения точки зрения автора
в драматическом произведении (4 часа)
Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главках средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведение. Отличие этих форм словесного выражения содержания в драматическом произведении от их употребления в эпическом и лирическом произведениях.
Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.
Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции. Значение сюжета и конфликта для выражения авторской позиции.
Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.
/// Понимание значения средств словесного выражения содержания драматического произведения. Умение понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены. Создание собственного драматического произведения с использованием различных способов выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматического произведения.
Взаимосвязи произведений словесности (4 часа)
Взаимовлияние произведений словесности — закон ее развития. Взаимосвязи произведений словесности в качестве реминисценций или на уровне языка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.
Воздействие Библии на русскую литературу. Черты влияния Библии в летописи, произведениях древней русской литературы, словесности нового времени.
Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.
Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.
/// Понимание идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, мифологии, фольклора. Умение видеть авторскую позицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого. Создание собственных произведений с использованием традиций.
9 класс
Средства художественной изобразительности (11 часов)
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.
Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.
Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы.
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.
«Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.
Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
/// Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. Умение выразить понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем. Использование средств художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.
Жизненный факт и поэтическое слово (5 часов)
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.
Предмет изображения, тема и идея произведения.
Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.
Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.
Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
/// Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову. Сопоставление документальных сведений о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова. Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать художественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере. Создание произведения, основанного на личных произведениях.
Историческая жизнь поэтического слова (7 часов)
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.
Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
/// Чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и XIX вв. Умение видеть и передать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений. Сочинение-рассуждение, посвященное раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений. Определение авторской позиции в произведении. Понимание способов выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.
Произведение словесности
Произведение искусства слова
как единство художественного содержания
и его словесного выражения (5 часов)
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.
Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.
Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.
Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.
Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
/// Восприятие произведения словесности как целостного явления, как формы эстетического освоения действительности. Понимание художественного содержания, выраженного в словесной форме произведения. Понимание значения художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени. Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспринять личностный смысл произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении. Создание собственного произведения по жизненным впечатлениям. Сочинение, посвященное целостному анализу произведения.
Произведение словесности в истории культуры (6 часов)
Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.
Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Обращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словесности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека.
/// Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рассуждениях о нем. Умение видеть главное значение произведений русской словесности. Использование «вечных» образов, жанров и стилей произведений прошлого в собственном творчестве.
Перечень учебно-методических средств обучения
-
Основная литература
-
Альбеткова Р.И. Русская словесность. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2007
-
Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности». М.: Дрофа, 2000
-
Жаркова З.Читаем поэзию вместе./ Учитель, 1998, №2
-
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М: Просвещение, 1970
-
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1997
-
Носкова В.Б. Формирование жанрового мышления как начало литературного образования школьников./Дискурс, 1996, №1
-
Суворова Е. Праздник, который всегда с тобой./Литература, 1994, № 14
-
Дополнительная литература
-
Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебное пособие для 5-9 класса. М.: Дрофа, 2009
-
Альбеткова Р.И. Русская словесность. Рабочая тетрадь для 5-9 класса. М.: Дрофа, 2009
-
Арсирий А.Т. В страну знаний – с дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Дрофа, 2007
-
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или речевой этикет. М.: Дрофа, 2007
-
Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. М.: Дрофа, 2007
-
Ожегов С.И., Шведова Н.А. Толковый словарь русского языка. М. Просвещение, 2005
-
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М.: Дрофа, 2007
-
Шанский Н.М. Занимательный русский язык. М.: Просвещение, 1996
Образовательные электронные ресурсы
1. Видеоуроки в сети Интернет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://videouroki.net/view_catfile.php?cat=53&page=15&subj_id=5
2. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramota.ru
3. ЕГЭ: теория, пробные и реальные КИМы ЕГЭ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ctege.org
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
5. Единый государственный экзамен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scripts.mit.edu/~lids/lidsconf2009/language/dokumenty/adresa-saitov-dlya-podgotovki-k-ege.html
6. Имена.org – популярно об именах и фамилиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imena.org
7. Кабинет русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ruslit.ioso.ru
8. Крылатые слова и выражения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slova.ndo.ru
9. Культура письменной речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramma.ru
10. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mapryal.org
11. Международная олимпиада по лингвистике «Познание и творчество» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://future4you.ru/
12. МетаШкола — интернет-кружки и олимпиады [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metaschool.ru/
13. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru
14. Образовательный портал для подготовки к ЕГЭ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rus.решуегэ.рф/?redir=1
15. Олимпиада школьников «Ломоносов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://olymp.msu.ru/
16. Олимпиада «Высшая проба» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://olymp.hse.ru/
17. Онлайн кроссворды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusword.org
18. Открытый класс – сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.openclass.ru/
19. Официальный сайт федерального института педагогических измерений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fipi.ru
20. Подготовка к олимпиаде по русскому языку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusolimp.kopeisk.ru/-
21. Портал «Завуч.Инфо» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zavuch.info/methodlib/157/?pg=39
22. Правила грамматики русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
23. Проект «Знаете слово?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://math.msu.su/~apentus/znaete
24. Российский образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.language.edu.ru
17
25. Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970
26. Российского общеобразовательного портала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://language.edu.ru
27. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ropryal.ru
28. Рукописные памятники Древней Руси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lrc-lib.ru
29. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusgram.narod.ru
30. Русский филологический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://philology.ru/default.htm
31. Русский язык в пяти измерениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.russian-pages.newmail.ru
32. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://character.webzone.ru
33. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.svetozar.ru
34. Сетевой класс Белогорья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belclass.net
35. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/razrabotki-urokov-razvitiya-rechi-po-russkomu-yazyku-dlya-5-klassa
36. Уроки по основным предметам школьной программы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://interneturok.ru/ru
37. Учебно- научный центр довузовского образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.abiturcenter.ru
38. Учительский портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.uchportal.ru
39. Центр развития русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruscenter.ru
40. Энциклопедия «Языкознание» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russkiyjazik.ru
41. Этимология и история русского слова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://etymolog.ruslang.ru