Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Отрадненская основная общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу «Русская словесность. От слова к словесности»

Базовый уровень

5-9 классы

Учитель русского языка и литературы:

Шевцова Елена Анатольевна

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5-9 классов создана на основе

  • авторской Программы «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, опубликованной в сборнике «Программа для общеобразовательных школ, гимназий. Лицеев. – М.: Дрофа, 2009

Основная цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у обучающихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.

К задачам элективного курса относятся:

  • Учить ребят читать и понимать любой текст (в том числе художественный).

  • Учить анализировать текст с учетом поставленной учебной задачи.

  • Учить ребят создавать собственный текст.

  • Учить правильно определять роль ритма и интонации в стихах и прозе.

  • Познакомить детей с родами, видами и жанрами словесности.

  • Раскрыть перед детьми своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. И вместе с тем имеет собственные задачи. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – прежде всего как явление искусства слова.

Говоря русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения — как явления словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления ис­кусства слова — и есть специфический предмет изучения на уроках сло­весности. Иными словами, предмет словеснос­ти — рассмотрение богатейших фонетических, лек­сических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что по­зволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идей­но-художественного содержания и сло­весной формы выражения содер­жания, как явления искусства слова.

Программа «Русская словесность» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературно­го развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначаль­ные сведения о словесности — 5—6 классы, вто­рой — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы..

В 5 классе обучающиеся знакомятся с некоторы­ми свойствами языка, позволяющими ему выражать содержание, в частности, с понятиями литератур­ный язык и разговорный язык, учатся различать разговорную и книжную окраску слов и выражений, а также употреблять слова в соответствии с их окра­ской;

  • получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях — эпиче­ских, лирических и драматических, созданных от­дельными писателями, рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновид­ностях словесности.

В 6 классе осваивают такое важнейшее понятие, как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грам­матики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях;

  • развивается и углуб­ляется представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка, рассматриваются особенности языкового выраже­ния содержания в эпическом, лирическом и драма­тическом произведениях.

В 7 классе изучают разновидности употребления языка, его функциональные стили, формы словесного выраже­ния, понятия о стиле и о стилистических возможнос­тях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произве­дении, но и создавать собственные тексты, исполь­зуя для выражения мысли средства стилистической окраски;

  • школьники не только учатся различать роды и жанры, как устной народной словесности, так и литературных произве­дений, не только видеть словесные средства изобра­жения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понима­нии и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой.

В 8 классе осваивают понятие о семантике средств языка во всех его сферах: фонетике, лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе; учатся оценивать качества текста;

  • ос­ваивают такие важнейшие для словесности понятия, как автор, рассказчик, разновидности авторского по­вествования, учатся различать автора, рассказчика и героя в эпическом произведении; видеть авторское отношение к изображаемому, выраженное средства­ми языка, понимать значение средств языкового вы­ражения содержания в произведениях всех родов.

В 9 классе получают пред­ставление уже о системе средств художественной изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и таким образом приобретают умение воспринимать произведения, со­зданные в разные эпохи;

  • рассматривают произведение как единство художественного содержания и его словесного выражения, осваивают понятие художе­ственный образ, созданный средствами языка, учатся понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.

Таким образом, изучение начальных сведений о словесности в 5—6 классах, а также важнейших ба­зовых понятий, основ русской словесности — в 7—9 классах должно помочь формированию умений обучаю­щихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в соб­ственных высказываниях изученные приемы словесного выраже­ния содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьник

Для изучения курса «Русская словесность. От слова к словесности» используется учебно-методический комплект:

Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений.-М.: Дрофа, 2010.

Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений.-М.: Дрофа, 2011.

Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений.-М.: Дрофа, 2012.

Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений.-М.: Дрофа, 2013.

Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений.-М.: Дрофа, 2013.

Количество учебных часов

  • 5 класс – 34 часа

  • 6 класс – 34 часа

  • 7 класс – 34 часа

  • 8 класс – 34 часа

  • 9 класс – 34 часа

Формы организации учебного процесса:

-устный ответ

-объяснение лексического значения слова

-устный ответ на лингвистическую тему

-создание собственного высказывания, соблюдая нормы литературного языка

-терминологический диктант

-устное высказывание

-толкование слов, работа со словарями

-работа со словарём синонимов, антонимов

-объяснение фразеологизмов, работа со словарями

-поиск архаизмов и историзмов

— индивидуальная работа с текстом

— создание собственного текста с заданием

-тестирование

Требования к уровню подготовки обучающихся

5 класс: К концу первого года обучения обучающиеся должны:

  • выразительно читать тексты различные по теме высказывания и эмоциональной окраске;

  • уметь работать с толковым и этимологическим словарями;

  • различать особенности разговорного и литературного языка, употреблять их в соответствующих ситуациях;

  • верно определять тему и основную мысль текста;

  • создавать собственный повествовательный текст на предложенную тему;

  • различать стихотворную и прозаическую речь, уметь подбирать рифмы к словам;

  • определять характерные особенности лирики, эпоса и драмы.

6 класс: К концу второго года обучения обучающиеся должны:

  • различать слова по их стилистической окраске;

  • уметь находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значение;

  • уметь работать со словарями синонимов, антонимов, омонимов;

  • понимать значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою;

  • уметь сочинять рассказ по собственным впечатлениям, используя в нём элементы различных типов речи, диалога и монолога;

  • уметь отличать произведения различных жанров друг от друга.

7 класс: К концу третьего года обучения обучающиеся должны:

  • уметь работать со словарями различных типов;

  • уметь создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей;

  • выразительно читать тексты-повествования, тексты-описания, тексты-рассуждения, диалоги в художественном произведении;

  • уметь определять виды и жанры произведений;

  • уметь видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах литературы (в том числе народной и духовной);

  • создавать собственные сочинения-рассуждения.

8 класс: К концу четвёртого года обучения обучающиеся должны:

  • уметь видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения автора к предмету изображения;

  • уметь видеть авторский идеал в сатирических и юмористических произведениях;

  • выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски;

  • уметь оценить качество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля и цели высказывания;

  • уметь понять авторскую мысль, идею в эпических и драматических произведениях;

  • уметь редактировать и совершенствовать текст;

  • создавать собственные сочинения-рассуждения об идейно-художественном своеобразии эпического, драматического произведения.

9 класс: К концу пятого года обучения обучающиеся должны:

  • уметь понимать идейно-художественное значение средств художественной изобразительности;

  • уметь определить тему и идею произведения;

  • выразительное чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и XIX вв.;

  • уметь определить авторскую позицию в произведениях;

  • уметь понимать значения художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени;

  • уметь видеть главное значение произведений русской словесности;

  • создавать собственные сочинения-рассуждения с использованием средств художественной изобразительности языка.

Ожидаемый результат:

При реализации данного учебного курса результативность будет определяться количеством и качеством выполненных обучающимися практических работ, уровнем развития связной речи школьников.

Оценивание знаний обучающихся предполагается осуществлять по балльной системе: «5», «4», «3» по учебным четвертям.

Календарно-тематическое планирование

«Русская словесность. От слова к словесности»

5 класс

п.п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

план

факт

Что такое слово

3 часа

1

Введение. Знакомство с особенностью курса словесности

1

2

Значение слова «слово». Начальные сведения о происхождении слова.

1

3

Для чего служат слова. Три функции языка в жизни: общение, сообщение информации и побуждение к действию.

1

Что такое словесность

4 часа

4

Что такое словесность. Формы словесности

1

5

Первоначальное понятие о разговорном и литературном языке

1

6

Литературный язык. Понятия литературный и книжный язык

1

7

Язык художественной словесности – особая разновидность литературного языка

1

Богатство лексики русского языка

5 часов

8

Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные.

1

9

Слова-термины. Способы определения понятия. Омонимы, их отличие от многозначных слов

1

10

Синонимы, их роль в художественном произведении. Антонимы.

1

11

Неологизмы, их роль в произведениях словесности. Устаревшие слова, их роль и значение в произведении

1

12

Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску

1

Прямое и переносное значения слова

4 часа

13

Различение прямого и переносного значений слова

1

14

Сравнение. Что это такое. Эпитет – изобразительное средство

1

15

Аллегория – выразительное средство словесности

1

16

Проверочная работа по теме «Лексика»

1

Текст

5 часов

17

Текст как результат употребления языка. Тема и основная мысль текста

1

18

Различные способы связи предложений: смысловые, языковые

1

19

Формы словесного выражения. Понятие «повествование»

1

20

Формы словесного выражения. Понятия «описание» и «рассуждение»

1

21

Диалог и монолог – две формы употребления языка. Различия между ними

1

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.

3 часа

22

Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Ритм

1

23

Интонация. Цель высказывания и интонация. Особенности интонации в стихотворной речи

1

24

Рифма в стихах. Строфа. Выразительное чтение

1

Устная народная словесность

3 часа

25

Особенности понятий «произведение», «устная народная словесность». Сказки и их виды. Язык сказок

1

26

Сказка и правда. Небылицы как вид устной словесности

1

27

Пословицы и поговорки. Особенности языка загадок. Скороговорки, считалки, дразнилки

1

Литературное эпическое произведение

3 часа

28

Три рода в литературе. Особенности литературной сказки

1

29

Басня. Особенности языка и построение басен

1

30

Рассказ, повесть, роман. Особенности языка эпического произведения. Сюжет и эпизод произведения

1

Литературное лирическое произведение

3 часа

31

Что такое лирическое произведение?

1

32

Зачем поэт говорит стихами?

1

33

Стихи о природе, о животных и другие

1

Литературное драматическое произведение

1 час

34

Что такое драматическое произведение?

1

Календарно-тематическое планирование

«Русская словесность. От слова к словесности»

6 класс

п.п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

план

факт

Употребление языковых средств

8 часов

1

Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление средств в зависимости от условий и цели высказывания.

1

2

Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика.

1

3

Диалектизмы.

1

4

Профессионализмы.

1

5

Заимствованные слова. Неологизмы.

1

6

Стилистические возможности имени существительного.

1

7

Стилистические возможности имени прилагательного.

1

8

Стилистические возможности глагола.

1

Средства художественной изобразительности

8 часов

9

Понятие о средствах художественной изобразительности. Сравнение, аллегория, эпитет.

1

10

Метафора.

1

11

Олицетворение. Метонимия.

1

12

Синекдоха. Гипербола.

1

13

Порядок слов в предложении. Инверсия, повтор.

1

14

Риторический вопрос и риторическое восклицание.

1

15

Антитеза.

1

16

Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.

1

Юмор в произведении словесности

4 часа

17

Юмор в жизни и в произведениях словесности.

1

18

Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов

1

19

Соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.

1

20

Значение употребления средств создания юмора в произведении.

1

Произведения устной народной словесности

3 часа

21

Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.

1

22

Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.

1

23

Легенда как создание народной фантазии.

1

Эпическое произведение, его особенности

4 часа

24

Что такое эпическое произведение.

1

25

Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера в сюжете произведения.

1

26

Герой произведения и автор произведения.

1

27

Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.

1

Лирическое произведение, его особенности

4 часа

28

Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения.

1

29

Двусложные и трёхсложные размеры стиха.

1

30

Рифма: её смысловое, эстетическое, ритмообразующее, композиционное значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.

1

31

Роль аллитерации в стихотворном тексте. Стиховая пауза.

1

Драматическое произведение, его особенности

4 часа

32

Что такое драматическое произведение.

1

33

Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка

1

34

Сюжет драматического произведения.

1

Календарно-тематическое планирование

«Русская словесность. От слова к словесности»

7 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

план

факт

Слово и словесность

1 час

1

Значение языка в жизни человечества.

Словесность как словесное творчество.

1

Разновидности употребления языка

4 часа

2

Разговорный язык.

1

3

Разновидности разговорного языка.

1

4

Литературный язык и его разновидности.

1

5

Язык

художествен­ной литературы.

1

Формы словесного выражения

4 часа

6

Формы словесного выражения в нехудожест­венных видах письменности

1

7

Формы словесного выражения в художествен­ном произведении.

1

8

Стихи и проза, их различие.

1

9

Обобщение по теме «Формы словесного выражения»

1

Стилистическая окраска слова. Стиль.

3 часа

10

Стилистические возможности лексики и фразеологии.

1

11

Стилистические возможности грамматики

1

12

Стилизация и пародия

1

Роды, виды и жанры произведений словесности.

1 час

13

Три рода словесности. Понятия рода, вида, и жанра.

1

Устная народная словесность, её виды и жанры.

3 часа

14

Этические виды народной словесности.

1

15

Лирические виды народной словесности.

1

16

Драматические виды народной

словесности.

1

Духовная литерату­ра, ее жанры.

2 часа

17

Библия и жанры библейских книг.

18

Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.

Эпические произведения, их виды

7 часов

19

Виды эпических произведений

1

20

Басня.

1

21

Рассказ, повесть, роман.

1

22

Литературный герой в рассказе и повести. Портрет и поступки героя.

1

23

Пейзаж, интерьер. Рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.

1

24

Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета

1

25

Композиция рассказа и повести.

Художественная деталь.

1

Лирические произведения, их виды

3 часа

26

Виды лирики

1

27

Композиция лирического стихотворения.

Лирический герой.

1

28

Анализ лирического стихотворения.

1

Драматические произведения, их виды

3 часа

29

Виды драматичес­кого рода словесности

1

30

Герои драматичес­кого произведения и языковые способы их изображения.

1

31

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции.

1

Лиро-эпические произведения, их виды

2 часа

32

Лиро-эпические виды и жанры.

1

33

Повести в стихах и стихотворения в прозе – соединения в них признаков лирики и эпоса.

1

Взаимовлияние произведений словесности

1 час

34

Использование чужого слова в произведении. Использование пословицы и загадки, героев и сюжетов народной словесности в произведениях русских писателей.

1

Календарно-тематическое планирование

«Русская словесность. От слова к словесности»

8 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

план

факт

Средства языка художественной словесности

8 часов

1

Лексическое значение слова и семантика

1

2

Семантика фонетических средств языка. Элементы интонации: ударение, пауза, мелодика. Аллитерация и ассонанс

1

3

Семантика словообразования

1

4

Лексические возможности языка: синонимы, омонимы, паронимы, антонимы, архаизмы и историзмы

1

5

Тропы: метафора, сравнение, олицетворение

1

6

Метонимия и синекдоха

1

7

Семантика средств синтаксиса. Поэтические фигуры

1

8

Практическое занятие по теме «Средства языка художественной словесности»

1

Словесные средства выражения комического

5 часов

9

Комическое как средство выражения оценки явления

1

10

Языковые средства создания комического. Неожиданность, остроумие, каламбур

1

11

Гипербола, фантастика, ирония. «Говорящие» имена и фамилии

1

12

Пословицы и афоризмы

1

13

Обобщающий урок по теме «Словесные средства выражения комического»

1

Качество текста и художественность произведений словесности

4 часа

14

Текст и его признаки. Тема и идея

1

15

Основные требования к тексту

1

16

Художественность произведения. Композиция словесного выражения

1

17

Обобщающий урок по теме «Качество текста и художественность произведений словесности»

1

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении

6 часов

18

Слово в эпическом произведении. Описание, повествование.

1

19

Монолог, диалог

1

20

Литературный герой, характер, образ

1

21

Сюжет и композиция как средство выражения идеи

1

22

Рассказчик и автор в эпическом повествовании

1

23

Обобщающий урок по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом произведении»

1

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении

4 часа

24

Слово в лирическом произведении

1

25

Ритм как способ выражения мысли и чувства автора

1

26

Звуковая организация стихотворной речи Стихотворные забавы.

1

27

Обобщающий урок по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в лирическом произведении»

1

Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении

4 часа

28

Слово в драматическом произведении

1

29

Выбор вида и жанра как средство выражения авторской точки зрения

1

30

Сюжет, конфликт и композиция в драматическом произведении

1

31

Обобщающий урок по теме «Языковые средства изображения жизни и выражения точки зрения автора в драматическом произведении»

1

Взаимосвязи произведений словесности

4 часа

32

Воздействие Библии на русскую литературу

1

33

Мифологические образы и народная словесность в русской литературе

1

34

Обобщающий урок по теме «Взаимосвязи произведений словесности»

1

Календарно-тематическое планирование

«Русская словесность. От слова к словесности»

9 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

план

факт

Средства художественной изобразительности

11 часов

1

Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Эпитет.

1

2

Сравнение и параллелизм.

1

3

Олицетворение. Аллегория и символ.

1

4

Гипербола и фантастика.

1

5

Парадокс и алогизм.

1

6

Гротеск. Бурлеск.

1

7

«Макароническая» речь.

1

8

Этимологизация и внутренняя форма слова.

1

9

Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.

1

10

Квипрокво как изобразительное средство языка и способ построения сюжета.

1

11

Обобщение по теме: «Средства художественной выразительности»

1

Жизненный факт и поэтическое слово

5 часов

12

Прямое и поэтическое значение словесного выра­жения.

1

13

Предмет изображения, тема и идея произведения.

1

14

Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.

15

Способы выражения точки зрения автора в эпи­ческом и лирическом произведении.

1

16

Художественная правда. Правдоподобное и услов­ное изображение.

1

Историческая жизнь поэтического слова

7 часов

17

Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Индивидуальный стиль.

1

18

Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе.

1

19

Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века.

1

20

Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтиз­ма.

1

21

Изображение действительности в искусстве ре­ализма.

1

22

Авторская индивидуальность.

1

23

Практическая работа (Анализ текстов)

1

Произведение словесности. Произведение искусства слова как единство художественного содержания

и его словесного выражения

5 часов

24

Эстетическое освоение действительности в искус­стве слова. Эстетический идеал.

1

25

Художественный образ и художественная действительность.

1

26

Словесная форма выражения художественного со­держания.

1

27

Художественное время и художественное пространство.

1

28

Герой произведения словесности как средство вы­ражения художественного содержания.

1

Произведение словесности в истории культуры

6 часов

29

Взаимосвязь разных национальных культур.

1

30

Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности.

1

31

Новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.

1

32

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности.

1

33

Нравственные проблемы в произве­дениях словесности.

1

34

Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека.

1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

5 класс

Что такое слово (3 часа)

Слово как единица языка и как словесное выска­зывание. Начальные сведения о происхождении слов.

Назначение языка: средство общения и взаимопо­нимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.

/// Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размыш­ление о значении языка.

Что такое словесность (4 часа)

Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.

Разговорный язык и литературный язык, их свой­ства. Диалог и монолог. Просторечие.

Язык художественной словесности. Отличие зна­чения языка в жизни от значения языка в произве­дении.

/// Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответ­ствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение поня­тий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия.

Богатство лексики русского языка (5 часов)

Лексическое значение слова. Способы определе­ния значения слова. Слова однозначные и много­значные. Употребление многозначных слов в произ­ведениях словесности.

Слова-термины.

Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

Синонимы, их роль в художественных произведе­ниях.

Антонимы, их роль в художественных произведе­ниях.

Неологизмы, их роль в художественных произве­дениях.

Устаревшие слова: архаизмы и историзмы.

Фразеологизмы.

/// Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение по­нятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, сино­нимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историз­мы, фразеологизмы.

Прямое и переносное значения слова (4 часа)

Прямое значение слова. Употребление слова в пе­реносном значении.

Эпитет. Сравнение. Аллегория.

/// Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и срав­нений, понимание смысла аллегории. Упо­требление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории.

Текст (5 часов)

Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы свя­зи предложений в тексте.

Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.

/// Определение темы и основной мысли текс­та. Устное и письменное изложение повествова­тельного текста. Создание собственного повествова­тельного текста на предложенную тему. Создание словесного описания предмета. Выразитель­ное чтение научного и художественного текс­та-рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, мо­нолога.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения (3 часа)

Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом текс­те, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация.

Ритм и рифма в стихах. Строфа.

/// Различение стихотворной и прозаической речи. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение. Подбор рифм к предложенным словам.

Устная народная словесность (3 часа)

Понятия: произведение, устная народная словесность.

Знакомство со сказками. Виды сказок. Правдивость сказки.

Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скорого­ворки.

/// Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.

Литературное эпическое произведение (3 часа)

Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения

Эпическое произведение: произведение, в кото­ром рассказчик повествует о героях и событиях.

Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.

Басня. Басенные герои и сюжеты. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».

Рассказ и повесть.

Понятие о сюжете и эпизоде эпического произве­дения.

Особенности языка эпического произведения.

/// Понимание того, что эпическое произведе­ние — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.

Литературное лирическое произведение (4 часа)

Лирическое произведение: произведение, в кото­ром главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.

Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.

Значение стихотворной речи в лирическом произ­ведении.

/// Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.

Литературное драматическое произведение (1 час)

Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

Пьеса-сказка.

Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.

/// Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понима­ние роли авторских-ремарок: Чтение пьесы по ро­лям. Сочинение собственной сценки.

6 класс

Употребление языковых средств (8 часов)

Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.

Стилистические возможности лексики. Обще­употребительная лексика, диалектизмы, професси­онализмы, заимствованные слова.

Стилистические возможности имени существи­тельного, имени прилагательного и глагола.

Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художествен­ных произведениях.

/// Обогащение словарного запаса: работа со сло­варями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилис­тических средств языка в собственных высказывани­ях в соответствии с условиями и с поставленной целью.

Средства художественной изобразительности (8 часов)

Понятие о средствах художественной изобрази­тельности.

Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.

Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.

Употребление средств художественной изобрази­тельности в произведениях словесности.

/// Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выра­зительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. При­менение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.

Юмор в произведениях словесности (4 часа)

Юмор в жизни и в произведениях словесности.

Средства создания юмора: комическая неожидан­ность в развитии сюжета, в поступках и высказыва­ниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предме­тов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.

Значение употребления средств создания юмора в произведении.

/// Развитие чувства юмора. Выразительное чте­ние юмористического произведения. Устное и пись­менное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.

Произведения устной народной словесности (3 часа)

Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.

Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.

Легенда как создание народной фантазии.

Предание о реальных событиях.

/// Выразительное чтение былин. Рассказывание предания, легенды.

Эпическое произведение, его особенности (4 часа)

Что такое эпическое произведение.

Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие ха­рактера героя в сюжете произведения.

Герой произведения и автор произведения.

Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описа­ние, рассуждение, диалог и монолог в эпическом Произведении.

/// Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображе­ния характера героя и передачи авторского, отноше­ния к герою. Различение героя, автора и рассказчи­ка. Выразительное чтение и пересказ эпических про­изведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.

Лирическое произведение, его особенности (4 часа)

Что такое лирическое произведение.

Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувст­ва в лирическом произведении.

Двусложные и трехсложные размеры стиха.

Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (свя­зывание строк в строфу) значения. Мужские, жен­ские и дактилические рифмы.

Роль аллитерации в стихотворном тексте.

Стиховая пауза.

/// Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения рит­ма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.

Драматическое произведение, его особенности (4 часа)

Что такое драматическое произведение.

Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и моно­лога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повест­вования и описания в пьесе.

Сюжет драматического произведения.

/// Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли ав­торской ремарки, реплик героев в диалоге, моноло­гов героев. Выразительное чтение по ролям драмати­ческого произведения. Сочинение сценки по собст­венным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.

7 класс

Слово и словесность (1 час)

Язык и слово. Значение языка в жизни человече­ства. Многогранность понятия слово.

Словесность как словесное творчество, способ­ность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, со­вокупность всех словесных произведений — книж­ных и устных народных. Словесность как совокуп­ность наук о языке и литературе.

Русская словесность, ее происхождение и раз­витие.

/// Работа со словарями различного типа; обога­щение словарного запаса; определение темы и ос­новной мысли произведения; выразительное чтение произведений.

Разновидности употребления языка (4 часа)

Разговорный язык, его особенности. Разновид­ности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные и професси­ональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литера­туре.

Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицисти­ческий стили.

Язык художественной литературы как особая раз­новидность употребления языка. Язык как «матери­ал», из которого строится художественное произведение и язык как результат художественного творче­ства, важнейшая сторона произведения словесности.

/// Работа со словарями. Различение разговорного языка и разновидностей литературного языка, их употребление. Создание Текстов официально-дело­вого, научного и публицистического стилей. Пони­мание роли употребления разновидностей языка в художественном произведении.

Формы словесного выражения 4 часа

Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорно­го и литературного языка в устной и письменной форме.

Диалог и монолог в нехудожественных ви­дах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словес­ности.

Изображение разговорного языка в художественном произведении. Диалог и монолог героя. Сказ.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.

/// Выразительное чтение повествования, описа­ния, рассуждения, диалога в художественном произ­ведении. Рассказывание о событии с использовани­ем диалога. Выразительное чтение сказа. Создание собственного сказа (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи). Выразитель­ное чтение стихов и прозы. Создание устного монолога в научном стиле.

Стилистическая окраска слова.

Стиль (3 часа)

Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и сти­листически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выра­жений.

Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.

Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народ­ной поэзии, иного автора, определенного жанра.

Пародия — воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.

/// Работа со словарями. Употребление стилистически окрашенных слов. Понимание стилистической выразительности различных средств языка и умение передать свое понимание в выразительном чтении произведения. Создание стилизации и паро­дии.

Произведение словесности

Роды, виды и жанры произведений словесности (1 час)

Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произве­дениях. Понятия рода, вида и жанра.

/// Различение родов словесности. Определение вида и жанра произведения.

Устная народная словесность, ее виды и жанры (3 часа)

Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.

Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словес­ности.

Лирические виды народной словесности: песня, частушка.

Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словес­ности.

Драматические виды народной словесности: на­родная драма, театр Петрушки.

Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.

/// Умение видеть особенности словесного выра­жения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимание их идейно-художественного своеобразия. Выразительное чтение произведений разных видов народной словесности.

Духовная литература, ее жанры (2 часа)

Библия: уникальность жанра этой Книга. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.

Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, пса­лом.

Своеобразие стиля Библии.

Использование библейских жанров и стиля в рус­ской литературе.

/// Чтение Библии. Понимание библейских текс­тов в соответствии с их жанровой спецификой. Понимание обобщенного смысла библейского по­вествования. Умение видеть своеобразие стиля в раз­личных библейских текстах. Умение заметить ис­пользование жанров и стиля Библии в различных произведениях словесности.

Эпические произведения, их виды (7 часов)

Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман.

Литературный герой в рассказе и повести.

Языковые средства изображения характера: опи­сание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги ге­роев.

Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.

Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизо­дов, картин, героев. Художественная деталь.

Автор и рассказчик в эпическом произведении.

/// Понимание характера литературного героя с учетом всех средств его изображения. Выразительное чтение и пересказ эпизода с употреблением различ­ных средств изображения характера. Сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев. Использование в нем различных средств словесного выражения содержания.

Лирические произведения, их виды (3 часа)

Виды лирики.

Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.

Лирический герой. «Ролевая лирика».

Композиция лирического стихотворения.

Образ-переживание в лирике.

/// Понимание смысла лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания. Умение передать в вы­разительном чтении идейно-художественное своеоб­разие стихотворения. Сочинение-эссе, раскрываю­щее личное впечатление о стихотворении, об ис­пользовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.

Драматические произведения, их виды (3 часа)

Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.

Герои драматического произведения и языковые способы их изображения: диалог и монолог героя, слова автора (ремарки).

Особенности драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль художественной детали в драма­тическом произведении.

/// Понимание характера героя драматического произведения с учетом различных языковых средств его изображения. Выразительное чтение драматиче­ского произведения. Создание режиссерского плана эпизода. Создание сценки с использованием специ­фических языковых средств драматического рода словесности. Сочинение: анализ эпизода пьесы.

Лиро-эпические произведения и их виды (2 часа)

Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.

Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, нали­чие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.

Повести в стихах и стихотворения в прозе — со­единение в них признаков лирики и эпоса.

Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойствен­ных лирике и эпосу.

/// Понимание смысла произведений лиро-эпиче­ских жанров: их героев и сюжета, созданных посред­ством языка, стихотворной или прозаической формы выражения. Выразительное чтение лиро-эпических произведений. Сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.

Взаимовлияние произведений словесности (2 часа)

Использование чужого слова в произведении: ци­тата, эпиграф, реминисценция.

Использование пословицы и загадки, героев и
сюжетов народной словесности в произведениях
русских писателей.

/// Понимание смысла использования чужого слова в произведениях словесности. Умение пере­дать это понимание в выразительном чтении произ­ведений. Использование мотивов народной словес­ности в собственном литературном творчестве.

8 класс

Средства языка художественной словесности (8 часов)

Многообразие языковых средств и их значение. Лексическое значение слова, определяемое в сло­варе, и семантика слова, словосочетания, оборота речи, которая возникает при употреблении языка. Способность языка изобразить предмет и выразить авторскую точку зрения.

Семантика фонетических средств языка. Значение интонации: роль лексики и синтаксиса, логического и эмоционального ударения, паузы, мелодики (по­вышения и понижения голоса). Значение звуковых повторов: аллитерации и ассонанса.

Семантика словообразования. Значение сопоставления морфем, создания новых сложных слов.

Значение средств лексики. Роль синонимов, анто­нимов, паронимов, омонимов. Роль архаизмов, ис­торизмов, славянизмов. Роль неологизмов и заимст­вованных слов. Употребление переносного значения слов — тропов. Художественное значение метафоры, олицетворения, метонимии.

Значение изобразительных средств синтаксиса. Употребление различных типов предложений. Упо­требление поэтических фигур: антитезы, оксюморо­на, инверсии, анафоры, эпифоры, рефрена, повтора, умолчания, эллипсиса.

/// Умение видеть в тексте языковые способы изображения явления и выражения отношения авто­ра к предмету изображения. Понимание значения лексических, фонетических, словообразовательных, грамматических средств языка в произведениях сло­весности. Выразительное чтение текстов различной эмоциональной окраски. Применение различных языковых способов выражения мысли и чувства в собственных устных и письменных высказываниях.

Словесные средства выражения комического (5 часов)

Возможность выразить в слове авторскую оценку явления. Комическое как вид авторской оценки изо­бражаемого.

Юмор и сатира, их сходство и различие. Роль смеха.

Языковые средства создания комического эффекта. Своеобразие речи героев в юмористическом и сатири­ческом произведении, использование «говорящих» имен и фамилий, парадокса, каламбура, остроумия.

Малые жанры комического: афоризм и эпиграмма.

/// Понимание сущности комического, развитие чувства юмора. Умение видеть авторский идеал в са­тирическом и юмористическом произведениях. Вы­разительное чтение и рассказывание сатирических и юмористических произведений. Использование языковых средств комического изображения в собст­венных сочинениях.

Качество текста и художественность произведения (4 часа)

Текст и его признаки. Тема и идея текста. Основ­ные требования к художественному и нехудожест­венному тексту: правильность, точность, последовательность, соответствие стиля цели высказывания. Высказывание как выражение мысли.

Художественность произведения. Особая роль языка в художественном произведении.

Выбор необходимых языковых средств, соответст­вие стилистической окраски высказывания его цели. Богатство лексики и емкость слова в художественном произведении.

Стройность композиции, последовательность из­ложения, соразмерность частей.

Выражение авторской индивидуальности, ориги­нального взгляда на мир. Открытие нового.

Великие художественные произведения.

/// Развитие «чувства стиля». Умение оценить ка­чество текста: его правильность, точность, стройность композиции, соответствие стиля цели высказывания. Различение удачных и неудачных выражений. Редак­тирование и совершенствование текста. Умение уви­деть своеобразие художественного текста, его досто­инства и недостатки. Создание собственного выска­зывания, отвечающего требованиям к тексту.

Языковые средства изображения жизни

и выражения точки зрения автора

в эпическом произведении (6 часов)

Своеобразие языка эпического произведения. Значение и особенности употребления повествова­ния, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении. Прямая речь в диалоге, включенном в повествование, и несобственно-прямая речь в монологе.

Понятия: образ героя, литературный герой, харак­тер, типический герой. Литературный герой, изобра­женный средствами языка, как способ воплощения мыслей автора о человеке и мире.

Сюжет и композиция эпического произведения, созданные средствами языка, как способ выражения авторской идеи.

Автор и рассказчик. Разновидности авторского повествования: повествование от лица «всеведущего автора», от лица рассказчика — участника или сви­детеля событий. Сказ.

/// Умение понять авторскую мысль, учитывая все средства ее выражения в эпическом произведении. Умение различать героя, рассказчика и автора, увидеть разные виды авторского повествования и способы передачи речи героя. Создание собственного произведения. Сочине­ние-рассуждение об идейно-художественном своеоб­разии эпического произведения.

Языковые средства изображения жизни

и выражения точки зрения автора

в лирическом произведении (4 часа)

Своеобразие языка лирического произведения. Средства языкового выражения мысли и чувства ав­тора в лирическом произведении.

Семантика слова в лирике. Сверхзначение слова.

Ритм как способ сопоставления и противопостав­ления слов, словосочетаний, предложений для выра­жения мысли и чувства автора. Значение соотноше­ния ритма и синтаксиса. Перенос как выразительное средство в стихах.

Значение звуковой организации стихотворной ре­чи для выражения мысли автора. Рифма в лириче­ском произведении. Звукопись.

Стихотворные забавы: палиндром, акростих, фи­гурные стихи, монорим.

/// Понимание значения средств языкового выражения содержания при чтении лирического произведения. Умение почувствовать и передать в чтении своеобразие образа-переживания в лирическом произведении. Создание стихов, использование в них различных способов выражения идеи. Сочинение — анализ отдельного стихотворения.

Языковые средства изображения жизни

и выражения точки зрения автора

в драматическом произведении (4 часа)

Своеобразие языка драматического произведения. Значение диалога и монолога как главках средств изображения жизни и выражения авторской точки зрения в драматическом произведение. Отличие этих форм словесного выражения содержания в дра­матическом произведении от их употребления в эпи­ческом и лирическом произведениях.

Выражение отношения автора к изображаемому в выборе жанра.

Характеры героев, изображенные посредством языка, как способ выражения авторской позиции. Значение сюжета и конфликта для выражения ав­торской позиции.

Значение композиции драматического произведения, роль диалога и авторских ремарок, художественной детали, подтекста для выражения идеи произведения.

/// Понимание значения средств словесного вы­ражения содержания драматического произведения. Умение понять идею драматического произведения и передать ее в чтении по ролям и в режиссерском решении сцены. Создание собственного драматиче­ского произведения с использованием различных способов выражения идеи. Сочинение-рассуждение об идейно-художественном своеобразии драматиче­ского произведения.

Взаимосвязи произведений словесности (4 часа)

Взаимовлияние произведений словесности — за­кон ее развития. Взаимосвязи произведений словес­ности в качестве реминисценций или на уровне язы­ка, образа, сюжета, композиции, темы, идеи, рода, вида, жанра, стиля.

Воздействие Библии на русскую литературу. Чер­ты влияния Библии в летописи, произведениях древ­ней русской литературы, словесности нового време­ни.

Мифологические образы в русской литературе. Значение использования мифологических образов.

Влияние народной словесности на литературу. Использование жанров народной словесности, тем, мотивов. Переосмысление сюжетов и образов фольклора с целью решения современных автору проблем. Использование стиля народной поэзии.

/// Понимание идейно-художественного смысла использования традиций духовной литературы, ми­фологии, фольклора. Умение видеть авторскую по­зицию в произведениях, в которых используются идеи, образы, стиль произведений прошлого. Созда­ние собственных произведений с использованием традиций.

9 класс

Средства художественной изобразительности (11 часов)

Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуаль­но-авторские особенности применения средств худо­жественной изобразительности.

Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.

Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.

Аллегория и символ. Употребление в произве­дении этих средств художественной изобразитель­ности.

Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы.

Парадокс и алогизм, их роль в произведении.

Гротеск и его значение в произведении. Различ­ная эмоциональная окраска гротеска.

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.

«Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.

Этимологизация и внутренняя форма слова. Лож­ная этимология. Игра слов.

Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.

Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

/// Понимание идейно-художественного значения средств художественной изобразительности. Умение выразить понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем. Использование средств художественной изобра­зительности языка в собственных устных и письмен­ных высказываниях.

Жизненный факт и поэтическое слово (5 часов)

Прямое и поэтическое значение словесного выра­жения. Направленность высказывания на объект и субъект.

Предмет изображения, тема и идея произведения.

Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой.

Способы выражения точки зрения автора в эпи­ческом и лирическом произведении.

Художественная правда. Правдоподобное и услов­ное изображение.

/// Понимание поэтического значения словесного выражения. Умение определить тему и идею произ­ведения, исходя из внимания к поэтическому слову. Сопоставление документальных сведений о реаль­ных событиях и лицах с их изображением в художе­ственном произведении с целью понимания специ­фики искусства слова. Сопоставление изображения реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора. Развитие умения воспринимать худо­жественную правду в произведениях, написанных как в правдоподобной, так и в условной манере. Создание произведения, основанного на личных произведениях.

Историческая жизнь поэтического слова (7 часов)

Принципы изображения действительности и поэ­тическое слово.

Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.

Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отноше­ние к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Держа­вина.

Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтиз­ма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Ро­мантический стиль А. С. Пушкина.

Изображение действительности в искусстве ре­ализма. Поэтическое слово в реалистическом произ­ведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

Авторская индивидуальность. Проявление худо­жественной одаренности, мировоззрения, жизненно­го опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художествен­ной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

/// Чтение произведений древнерусской литературы и произведений литературы XVIII и XIX вв. Уме­ние видеть и передать в выразительном чтении худо­жественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений. Сочинение-рассуждение, посвященное рас­крытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений. Определение автор­ской позиции в произведении. Понимание способов выражения авторской позиции в произведениях раз­ных эпох и литературных направлений, разных ро­дов и жанров словесности.

Произведение словесности

Произведение искусства слова

как единство художественного содержания

и его словесного выражения (5 часов)

Эстетическое освоение действительности в искус­стве слова. Эстетический идеал.

Художественный образ. Различные виды художе­ственного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетиче­ской оценки, результат творчества.

Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содер­жание.

Словесная форма выражения художественного со­держания. «Приращение смысла» слова. Отбор и ор­ганизация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

Художественное время и художественное про­странство (хронотоп) как один из видов художест­венного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художе­ственного содержания.

Герой произведения словесности как средство вы­ражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

/// Восприятие произведения словесности как це­лостного явления, как формы эстетического освоения действительности. Понимание художественного содержания, выраженного в словесной форме произ­ведения. Понимание значения художественного об­раза: героя произведения, художественного про­странства и художественного времени. Умение при чтении произведения идти от слова к идее, воспри­нять личностный смысл произведения и передать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении. Создание собственного произведе­ния по жизненным впечатлениям. Сочинение, по­священное целостному анализу произведения.

Произведение словесности в истории культуры (6 часов)

Взаимосвязь разных национальных культур. Зна­чение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.

Развитие словесности. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы. Об­ращение к «вечным» образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Значение произведения словес­ности для его времени. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произве­дениях словесности. Очеловечивание мира. Главное назначение искусства — помочь совершенствованию мира и человека.

/// Понимание эстетической природы искусства слова. Выявление личностного смысла произведений словесности, умение передать его в выразительном чтении произведения, в устных и письменных рас­суждениях о нем. Умение видеть главное значение произведений русской словесности. Использование «вечных» образов, жанров и стилей произведений прошлого в собственном творчестве.

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Основная литература

  • Альбеткова Р.И. Русская словесность. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2007

  • Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности». М.: Дрофа, 2000

  • Жаркова З.Читаем поэзию вместе./ Учитель, 1998, №2

  • Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М: Просвещение, 1970

  • Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1997

  • Носкова В.Б. Формирование жанрового мышления как начало литературного образования школьников./Дискурс, 1996, №1

  • Суворова Е. Праздник, который всегда с тобой./Литература, 1994, № 14

  1. Дополнительная литература

  • Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебное пособие для 5-9 класса. М.: Дрофа, 2009

  • Альбеткова Р.И. Русская словесность. Рабочая тетрадь для 5-9 класса. М.: Дрофа, 2009

  • Арсирий А.Т. В страну знаний – с дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Дрофа, 2007

  • Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или речевой этикет. М.: Дрофа, 2007

  • Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. М.: Дрофа, 2007

  • Ожегов С.И., Шведова Н.А. Толковый словарь русского языка. М. Просвещение, 2005

  • Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М.: Дрофа, 2007

  • Шанский Н.М. Занимательный русский язык. М.: Просвещение, 1996

Образовательные электронные ресурсы

1. Видеоуроки в сети Интернет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://videouroki.net/view_catfile.php?cat=53&page=15&subj_id=5

2. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramota.ru

3. ЕГЭ: теория, пробные и реальные КИМы ЕГЭ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ctege.org

4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

5. Единый государственный экзамен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scripts.mit.edu/~lids/lidsconf2009/language/dokumenty/adresa-saitov-dlya-podgotovki-k-ege.html

6. Имена.org – популярно об именах и фамилиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imena.org

7. Кабинет русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ruslit.ioso.ru

8. Крылатые слова и выражения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slova.ndo.ru

9. Культура письменной речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gramma.ru

10. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.mapryal.org

11. Международная олимпиада по лингвистике «Познание и творчество» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://future4you.ru/

12. МетаШкола — интернет-кружки и олимпиады [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metaschool.ru/

13. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru

14. Образовательный портал для подготовки к ЕГЭ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rus.решуегэ.рф/?redir=1

15. Олимпиада школьников «Ломоносов» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://olymp.msu.ru/

16. Олимпиада «Высшая проба» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://olymp.hse.ru/

17. Онлайн кроссворды [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusword.org

18. Открытый класс – сетевые образовательные сообщества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.openclass.ru/

19. Официальный сайт федерального института педагогических измерений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fipi.ru

20. Подготовка к олимпиаде по русскому языку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusolimp.kopeisk.ru/-

21. Портал «Завуч.Инфо» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zavuch.info/methodlib/157/?pg=39

22. Правила грамматики русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

23. Проект «Знаете слово?» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://math.msu.su/~apentus/znaete

24. Российский образовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.language.edu.ru

17

25. Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970

26. Российского общеобразовательного портала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://language.edu.ru

27. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ropryal.ru

28. Рукописные памятники Древней Руси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lrc-lib.ru

29. Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rusgram.narod.ru

30. Русский филологический портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://philology.ru/default.htm

31. Русский язык в пяти измерениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.russian-pages.newmail.ru

32. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://character.webzone.ru

33. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.svetozar.ru

34. Сетевой класс Белогорья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belclass.net

35. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/razrabotki-urokov-razvitiya-rechi-po-russkomu-yazyku-dlya-5-klassa

36. Уроки по основным предметам школьной программы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://interneturok.ru/ru

37. Учебно- научный центр довузовского образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.abiturcenter.ru

38. Учительский портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.uchportal.ru

39. Центр развития русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruscenter.ru

40. Энциклопедия «Языкознание» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russkiyjazik.ru

41. Этимология и история русского слова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://etymolog.ruslang.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here