Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

« Грязновская средняя общеобразовательная школа »

Советского района Курской области

Урок

русского языка в 9 классе

«Комплексный анализ текста»

Подготовила

учитель русского языка и литературы Сысоева Е.Г.

село Грязное, 2014 год

Тема урока: Комплексный анализ текста (подготовка к ЕГЭ).

Занятие проводится на начальном этапе

знакомства учащихся со

сложноподчиненными предложениями.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний,

умений и навыков учащихся.

Цели урока:

  1. Образовательные: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю.

  2. Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

  3. Развивающие: развитие умения

логически излагать свои мысли, используя литературный язык,

аргументировать, доказывать;

слушания и распределения внимания во время слушания;

задавать уточняющие вопросы;

применять полученные знания в нестандартных ситуациях;

выделять главное, сравнивать, обобщать.

Принципы обучения:

Дидактические :

  1. Систематичность и последовательность обучения. Объединение в систему всех знаний обучающихся на данном этапе изучения курса русского языка (организация контроля с учетом внутренних связей, существующих в структуре проверяемых знаний и умений; разбор слов по составу как основа систематизации изученного по морфемике; морфологический разбор слов разных частей речи как основа систематизации изученного по морфологии; синтаксический разбор предложения как основа систематизации изученного на данном этапе синтаксиса простого и сложного предложений).

  2. Доступность (контроль базовых знаний и умений).

  3. Индивидуализация обучения (учет психологических типов восприятия материала учащимися, а также качественных и количественных характеристик словарного запаса учащихся, дифференциация дидактического материала к заданиям ).

  4. Научность (опора на основные виды орфографической памяти).

  5. Связь теории с практикой (организация процесса формирования орфографических умений на уровне слова, словосочетания, предложения).

Общеметодические:

  1. Структурно-семантический (задания на выяснение классификационных признаков разных частей речи).

  2. Нормативно-стилистический (приведение доказательств принадлежности текста к публицистическому стилю).

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Этап проверки домашнего задания.

  3. Этап всесторонней проверки знаний.

  4. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  5. Подведение итогов урока.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

  1. Устный и письменный.

  2. Фронтальный, групповой, индивидуальный.

Ход урока:

На уроке проводится комплексный анализ текста № 58 «О колокольном звоне» из «Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9 класс» / Авт.- сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова.- с.128 – 130.

I. Организационный этап.

  • Подготовка учащихся к работе на уроке.

  • Взаимное приветствие учителя и учащихся.

  • Визуальный контроль готовности к уроку.

  • Работа с журналом.

  1. Этап проверки домашнего задания.

На предыдущем занятии учащимся были розданы рабочие листы с текстом и заданиями к нему. (Приложение №1)

— Как вы озаглавили текст?

— Какова тема данного текста?

— Назовите главную мысль текста.

  1. Этап всесторонней проверки знаний.

1. Словарный диктант:

Новгородская летопись, архиепископ, эпический оркестр, грандиозный инструмент, изгнавшие интервентов, дурная примета, набатный колокол, совет бояр, числилась крамола, повествовали метафорично, за тридевять земель, лесистая Карелия.

— Проверьте написание данных слов по тексту.

2. Установите соответствие между словами и их лексическим значением ( Приложение №2 раздается каждому ученику) :

Приложение №2

Интервент В старину человек, который воевал, сражался

с врагами.

Летописец Участник преимущественно вооруженного

вмешательства одного или нескольких

государств во внутренние дела какой-нибудь

страны.

Набат Составитель в XIXVII вв. погодной записи

исторических событий.

Крамола Устар. Заговор, мятеж, а также (перен.) о чем-

-нибудь противозаконном, запрещенном.

Ратник На Руси в XXV веке: собрание горожан для

решения общественных дел, а также места

такого собрания.

Вече Удары в колокол как сигнал к сбору людей в

случае пожара, тревоги.

3.– Как вы понимаете смысл слов «набатный» и «вечевой»?

Набат – удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги. В переносном значении: о тревожном призыве на помощь, о необходимости срочного вмешательства во что-нибудь. (Этот звон объединял людей перед лицом опасности, наполнял их силой и уверенностью в том, что всем миром с опасностью можно справиться).

Вече. Вечевой колокол собирал людей для мирных целей. Он был своеобразным голосом демократии, обещал открытое обсуждение важных для общества вопросов.

— Что является общим у слов «набатный» и «вечевой»? (Общим у этих слов является значение объединения, сбора людей).

4. Диктант. (2-ой абзац текста. Перед записью каждого предложения напишите его номер.)

1. Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. 2. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. 3. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

— Выполните задания к диктанту ( Приложение №3 раздается каждому ученику) :

    1. Напишите номер сложного предложения. Укажите его вид. Начертите схему.

    2. Обозначьте в тексте все причастные обороты.

    3. Выпишите слово (-а), в которых все согласные мягкие.

    4. Выпишите слово, обладающее следующими морфологическими признаками: возвратное действительное причастие прошедшего времени, совершенного вида, множественного числа.

5. Задания по группам Индивидуальные задания.

1) Приложение №4 (у доски)

а) Разберите по составу слово расходилась. (Запись слова

на доске)

б) Объясните расстановку знаков препинания в

предложении: Когда, например, приступали к литью

крупного колокола, то нарочито распускали ложный

слух.

в) Назовите все орфограммы в слове распространится.

(Запись слова на доске с графическим объяснением

орфограмм).

2) Приложение №5 (за рабочим столом)

а) Каким членом предложения является слово инструмент:

Колокол – это гигантский музыкальный инструмент?

б) Выпишите слово с орфограммой «Непроизносимые

согласные в корне слова».

в) Какой вид связи использован в словосочетании отливка

колоколов?

Работа в парах

Приложение № 6.

Восстановите последовательность пунктов плана текста.

  1. Поверья, связанные с колоколами.

  2. Благозвучный «серебряный звон».

  3. Первые упоминания о литье колоколов.

  4. Колокол – музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и назначение.

  5. Звучание колоколов «во дни торжеств и бед народных».

  6. Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках.

6. Самостоятельная работа. (Тест. Приложение № 7)

7. Коллективная работа

1) Запись на доске предложения: О колоколах и колокольном

звоне складывалась в народе множества остраумных притчь,

поговорог, зогадак и шуток.

— Исправьте орфографические ошибки в предложении.

2) В первом абзаце текста найдите сложноподчиненное

предложение, начертите его схему.

3)- Как вы думаете, что означает слово всполошный

(колокол)? См. 5-ый абзац. (Всполошить – волновать, вызывать общую внезапную тревогу. Значит, всполошный – вызывающий внезапную общую тревогу, волнение).

4) Докажите принадлежность данного текста к

публицистическому стилю. ( Проверка домашнего

задания)

Данный текст принадлежит к публицистическому стилю.

Во-первых, текст в сжатом виде рассказывает об истории колоколов в России и их значении для общества, то есть ставит важную для народа цель.

Во-вторых, эта цель служит выражению главной мысли текста: необходимости объединения, сплочения людей. Ведь колокола всегда объединяли народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам.

В- третьих, в тексте приводятся конкретные исторические даты, факты, цитаты из летописей, из стихотворений, которые иллюстрируют главную мысль, делают её более точной, образной, яркой. Далее, в тексте совмещаются слова возвышенного стиля ( «победоносные», «созывал», «торжественность» и другие ) и просторечные ( «всполошный», «за тридевять земель», «из дому вон»). Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа : о серьезных и значительных и о бытовых, обычных. Это тоже характерно для публицистического стиля.

Весь текст пронизывает пафос гордости за свою страну, за славных мастеров, которые занимались таким важным для народа ремеслом.

Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические , культурные отношения, используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Стилевые черты: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.

Языковые средства: 1. Общественно-политическая лексика; 2.Эпитеты, сравнения, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении; 3.Побудительные и вопросительные предложения; 4. Риторические вопросы; 5.Распростанённые обращения; 6.Вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.

IV Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Обязательное. Выпишите из текста все сложноподчиненные предложения. Сделайте синтаксический разбор 2-х сложноподчиненных предложений, начертите схемы.

Дополнительное. Найти пословицы или поговорки о колокольном звоне.

V Этап подведения итогов урока.

— На сегодняшнем занятии мы работали с текстом, выполнили тестовые задания к нему, аналогичные тем, что встречаются на итоговой аттестации. Мы доказали принадлежность данного текста к публицистическому стилю; систематизировали знания по морфемике, морфологии, синтаксису, пунктуации.

Надеюсь, что умения и навыки, полученные на данном уроке, пригодятся вам.

Приложение № 1

(1-ый абзац) Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века ( а возможно, много раньше, но сведений нет ) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись в 1342 году отметила: «… архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис. Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. Высказываются предположения, что именно Борис, освоив мастерство, положил начало литью колоколов в России. Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокола звучали « во дни торжеств и бед народных». Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.

(2-ой абзац) Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.

(3-ий абзац) Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники ( была и такая специальность ) отливали мелкие звоны и била. Литье колоколов и бил считалось почетным делом, Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро – для благозвучности. Отсюда и выражение « серебряный звон ».

(4-ый абзац) С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что, чем дальше распространиться слух, тем сильнее будет гудеть колокол.

(5-ый абзац) Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. Так, в Москве, в самом центре, висел набатный колокол, который в разговорной речи именовался всполношным. Все знали, что за колоколом числилась крамола: до 1478 года он был вечевым колоколом Великого Новгорода, затем его отобрали у новгородцев, перевезли в Москву и перелили. Но бывшему новгородцу мало пришлось послужить москвичам. В 1681 году глухой ночью царь Федор Алексеевич вскочил в испуге: ему показалось, что всполошный колокол сам по себе позвонил. Разгневанный царь утром созвал ближайших бояр и держал совет. Колокол отправили в ссылку за тридевять земель, в глухую и лесистую Карелию. Так новгородский «бунтовщик» и не прижился в Москве.

(6-ой абзац) О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе много остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была поговорка: первый звон – пропадай мой сон, другой звон – земной поклон, третий звон – из дому вон.

(7–ой абзац) О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.

(8-ой абзац) Трудное дело – отливка колоколов. Колокол – это гигантский музыкальный инструмент. У каждого колокола – свои переливы, у каждого звона – свое назначение.

(Е. Осетров)

Вопросы и задания:

  1. Озаглавьте текст.

  2. Какова тема данного текста?

  3. Назовите главную мысль текста.

  4. Выясните в толковом словаре значение слов вече, интервент, крамола, летописец, набат, ратник.

  5. Каков стиль данного текста? Докажите.

Приложение №2.

Установите соответствие между словами и их лексическим значением:

Интервент В старину человек, который воевал, сражался

с врагами.

Летописец Участник преимущественно вооруженного

вмешательства одного или нескольких

государств во внутренние дела какой-нибудь

страны.

Набат Составитель в XIXVII вв. погодной записи

исторических событий.

Крамола Устар. Заговор, мятеж, а также (перен.) о чем-

нибудь противозаконном, запрещенном.

Ратник На Руси в XXV веке: собрание горожан для

решения общественных дел, а также места

такого собрания.

Вече Удары в колокол как сигнал к сбору людей в

случае пожара, тревоги.

Приложение №3

Выполните задания к диктанту:

1) Напишите номер сложного предложения. Укажите его

вид. Начертите схему.

2) Обозначьте в тексте все причастные обороты.

3) Выпишите слово (-а), в которых все согласные мягкие.

4) Выпишите, обладающее следующими морфологическими признаками: возвратное действительной причастие прошедшего времени, совершенного вида, множественного числа.

Приложение №4

а) Разберите по составу слово расходилась. (Запись слова

на доске)

б) Объясните расстановку знаков препинания в

предложении: Когда, например, приступали к литью

крупного колокола, то нарочито распускали ложный

слух.

в) Назовите все орфограммы в слове распространится.

(Запись слова на доске с графическим объяснением

орфограмм).

Приложение №5

а) Каким членом предложения является слово инструмент:

Колокол – это гигантский музыкальный инструмент?

б) Выпишите слово с орфограммой «Непроизносимые

согласные в корне слова».

в) Какой вид связи использован в словосочетании отливка

колоколов?

Приложение № 6.

Восстановите последовательность пунктов плана текста.

  1. Поверья, связанные с колоколами.

  2. Благозвучный «серебряный звон».

  3. Первые упоминания о литье колоколов.

  4. Колокол – музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и назначение.

  5. Звучание колоколов «во дни торжеств и бед народных».

  6. Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках.

Приложение №7

Тест.

1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:

1) арх..епископ, почт..ный, ж..знь, возв..щавший;

2) пр..жился, ж..тели, пр..мета, бл..жайший;

3) п..тух, с..ребро, з..мля, пр..ветствовать;

4) с..зывать, гр..ндиозный, ст..лица.

2. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и:

1) летоп..сь, пр..дположения, осво..в, сво..образное;

2) праздн..к, сч..талось, хрон..ка, л..тейный;

3) в..селье, торжеств..нность, м..лодичность, пуш..чный;

4) пр..мета, вел..чайшая, числ..лась, м..тафора.

3. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова: Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу.

1) Существительное;

2) Наречие;

3) Краткое прилагательное;

4) Краткое причастие.

4. Какие слова являются грамматической основой в предложении: С колоколами были связаны самые различные поверья.

1) были связаны;

2) поверья были связаны;

3) поверья были;

4) поверья связаны.

5. Укажите правильную характеристику предложения: Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух.

1) простое;

2) сложносочиненное;

3) сложное бессоюзное;

4) сложноподчиненное.

6. Какое из предложений соответствует данной характеристике: предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено причастным оборотом?

1) Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов.

2) Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.

3) Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе.

4) Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.

Список использованной литературы :

1. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного

экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова. -6-е изд., стереот.

М.: Дрофа, 2012.-224с.

2. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс.

Универсальное пособие. — М.: ВАКО, 2012-2014гг. – 224 с. (В помощь

школьному учителю).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here