Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Грязновская средняя общеобразовательная школа »
Советского района Курской области
Урок
русского языка в 9 классе
«Комплексный анализ текста»
Подготовила
учитель русского языка и литературы Сысоева Е.Г.
село Грязное, 2014 год
Тема урока: Комплексный анализ текста (подготовка к ЕГЭ).
Занятие проводится на начальном этапе
знакомства учащихся со
сложноподчиненными предложениями.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний,
умений и навыков учащихся.
Цели урока:
-
Образовательные: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю.
-
Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
-
Развивающие: развитие умения
— логически излагать свои мысли, используя литературный язык,
— аргументировать, доказывать;
— слушания и распределения внимания во время слушания;
— задавать уточняющие вопросы;
— применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
— выделять главное, сравнивать, обобщать.
Принципы обучения:
Дидактические :
-
Систематичность и последовательность обучения. Объединение в систему всех знаний обучающихся на данном этапе изучения курса русского языка (организация контроля с учетом внутренних связей, существующих в структуре проверяемых знаний и умений; разбор слов по составу как основа систематизации изученного по морфемике; морфологический разбор слов разных частей речи как основа систематизации изученного по морфологии; синтаксический разбор предложения как основа систематизации изученного на данном этапе синтаксиса простого и сложного предложений).
-
Доступность (контроль базовых знаний и умений).
-
Индивидуализация обучения (учет психологических типов восприятия материала учащимися, а также качественных и количественных характеристик словарного запаса учащихся, дифференциация дидактического материала к заданиям ).
-
Научность (опора на основные виды орфографической памяти).
-
Связь теории с практикой (организация процесса формирования орфографических умений на уровне слова, словосочетания, предложения).
Общеметодические:
-
Структурно-семантический (задания на выяснение классификационных признаков разных частей речи).
-
Нормативно-стилистический (приведение доказательств принадлежности текста к публицистическому стилю).
Структура урока:
-
Организационный этап.
-
Этап проверки домашнего задания.
-
Этап всесторонней проверки знаний.
-
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
-
Подведение итогов урока.
Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:
-
Устный и письменный.
-
Фронтальный, групповой, индивидуальный.
Ход урока:
На уроке проводится комплексный анализ текста № 58 «О колокольном звоне» из «Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9 класс» / Авт.- сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова.- с.128 – 130.
I. Организационный этап.
-
Подготовка учащихся к работе на уроке.
-
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
-
Визуальный контроль готовности к уроку.
-
Работа с журналом.
-
Этап проверки домашнего задания.
На предыдущем занятии учащимся были розданы рабочие листы с текстом и заданиями к нему. (Приложение №1)
— Как вы озаглавили текст?
— Какова тема данного текста?
— Назовите главную мысль текста.
-
Этап всесторонней проверки знаний.
1. Словарный диктант:
Новгородская летопись, архиепископ, эпический оркестр, грандиозный инструмент, изгнавшие интервентов, дурная примета, набатный колокол, совет бояр, числилась крамола, повествовали метафорично, за тридевять земель, лесистая Карелия.
— Проверьте написание данных слов по тексту.
2. Установите соответствие между словами и их лексическим значением ( Приложение №2 раздается каждому ученику) :
Приложение №2
Интервент В старину человек, который воевал, сражался
с врагами.
Летописец Участник преимущественно вооруженного
вмешательства одного или нескольких
государств во внутренние дела какой-нибудь
страны.
Набат Составитель в XI – XVII вв. погодной записи
исторических событий.
Крамола Устар. Заговор, мятеж, а также (перен.) о чем-
-нибудь противозаконном, запрещенном.
Ратник На Руси в X – XV веке: собрание горожан для
решения общественных дел, а также места
такого собрания.
Вече Удары в колокол как сигнал к сбору людей в
случае пожара, тревоги.
3.– Как вы понимаете смысл слов «набатный» и «вечевой»?
Набат – удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги. В переносном значении: о тревожном призыве на помощь, о необходимости срочного вмешательства во что-нибудь. (Этот звон объединял людей перед лицом опасности, наполнял их силой и уверенностью в том, что всем миром с опасностью можно справиться).
Вече. Вечевой колокол собирал людей для мирных целей. Он был своеобразным голосом демократии, обещал открытое обсуждение важных для общества вопросов.
— Что является общим у слов «набатный» и «вечевой»? (Общим у этих слов является значение объединения, сбора людей).
4. Диктант. (2-ой абзац текста. Перед записью каждого предложения напишите его номер.)
1. Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. 2. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. 3. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.
— Выполните задания к диктанту ( Приложение №3 раздается каждому ученику) :
-
Напишите номер сложного предложения. Укажите его вид. Начертите схему.
-
Обозначьте в тексте все причастные обороты.
-
Выпишите слово (-а), в которых все согласные мягкие.
-
Выпишите слово, обладающее следующими морфологическими признаками: возвратное действительное причастие прошедшего времени, совершенного вида, множественного числа.
5. Задания по группам Индивидуальные задания.
1) Приложение №4 (у доски)
а) Разберите по составу слово расходилась. (Запись слова
на доске)
б) Объясните расстановку знаков препинания в
предложении: Когда, например, приступали к литью
крупного колокола, то нарочито распускали ложный
слух.
в) Назовите все орфограммы в слове распространится.
(Запись слова на доске с графическим объяснением
орфограмм).
2) Приложение №5 (за рабочим столом)
а) Каким членом предложения является слово инструмент:
Колокол – это гигантский музыкальный инструмент?
б) Выпишите слово с орфограммой «Непроизносимые
согласные в корне слова».
в) Какой вид связи использован в словосочетании отливка
колоколов?
Работа в парах
Приложение № 6.
Восстановите последовательность пунктов плана текста.
-
Поверья, связанные с колоколами.
-
Благозвучный «серебряный звон».
-
Первые упоминания о литье колоколов.
-
Колокол – музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и назначение.
-
Звучание колоколов «во дни торжеств и бед народных».
-
Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках.
6. Самостоятельная работа. (Тест. Приложение № 7)
7. Коллективная работа
1) Запись на доске предложения: О колоколах и колокольном
звоне складывалась в народе множества остраумных притчь,
поговорог, зогадак и шуток.
— Исправьте орфографические ошибки в предложении.
2) В первом абзаце текста найдите сложноподчиненное
предложение, начертите его схему.
3)- Как вы думаете, что означает слово всполошный
(колокол)? См. 5-ый абзац. (Всполошить – волновать, вызывать общую внезапную тревогу. Значит, всполошный – вызывающий внезапную общую тревогу, волнение).
4) Докажите принадлежность данного текста к
публицистическому стилю. ( Проверка домашнего
задания)
Данный текст принадлежит к публицистическому стилю.
Во-первых, текст в сжатом виде рассказывает об истории колоколов в России и их значении для общества, то есть ставит важную для народа цель.
Во-вторых, эта цель служит выражению главной мысли текста: необходимости объединения, сплочения людей. Ведь колокола всегда объединяли народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам.
В- третьих, в тексте приводятся конкретные исторические даты, факты, цитаты из летописей, из стихотворений, которые иллюстрируют главную мысль, делают её более точной, образной, яркой. Далее, в тексте совмещаются слова возвышенного стиля ( «победоносные», «созывал», «торжественность» и другие ) и просторечные ( «всполошный», «за тридевять земель», «из дому вон»). Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа : о серьезных и значительных и о бытовых, обычных. Это тоже характерно для публицистического стиля.
Весь текст пронизывает пафос гордости за свою страну, за славных мастеров, которые занимались таким важным для народа ремеслом.
Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические , культурные отношения, используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Стилевые черты: логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.
Языковые средства: 1. Общественно-политическая лексика; 2.Эпитеты, сравнения, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении; 3.Побудительные и вопросительные предложения; 4. Риторические вопросы; 5.Распростанённые обращения; 6.Вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.
IV Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Обязательное. Выпишите из текста все сложноподчиненные предложения. Сделайте синтаксический разбор 2-х сложноподчиненных предложений, начертите схемы.
Дополнительное. Найти пословицы или поговорки о колокольном звоне.
V Этап подведения итогов урока.
— На сегодняшнем занятии мы работали с текстом, выполнили тестовые задания к нему, аналогичные тем, что встречаются на итоговой аттестации. Мы доказали принадлежность данного текста к публицистическому стилю; систематизировали знания по морфемике, морфологии, синтаксису, пунктуации.
Надеюсь, что умения и навыки, полученные на данном уроке, пригодятся вам.
Приложение № 1
(1-ый абзац) Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века ( а возможно, много раньше, но сведений нет ) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись в 1342 году отметила: «… архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис. Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. Высказываются предположения, что именно Борис, освоив мастерство, положил начало литью колоколов в России. Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокола звучали « во дни торжеств и бед народных». Многие века колокольный звон сопутствовал народной жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.
(2-ой абзац) Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.
(3-ий абзац) Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники ( была и такая специальность ) отливали мелкие звоны и била. Литье колоколов и бил считалось почетным делом, Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро – для благозвучности. Отсюда и выражение « серебряный звон ».
(4-ый абзац) С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что, чем дальше распространиться слух, тем сильнее будет гудеть колокол.
(5-ый абзац) Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. Так, в Москве, в самом центре, висел набатный колокол, который в разговорной речи именовался всполношным. Все знали, что за колоколом числилась крамола: до 1478 года он был вечевым колоколом Великого Новгорода, затем его отобрали у новгородцев, перевезли в Москву и перелили. Но бывшему новгородцу мало пришлось послужить москвичам. В 1681 году глухой ночью царь Федор Алексеевич вскочил в испуге: ему показалось, что всполошный колокол сам по себе позвонил. Разгневанный царь утром созвал ближайших бояр и держал совет. Колокол отправили в ссылку за тридевять земель, в глухую и лесистую Карелию. Так новгородский «бунтовщик» и не прижился в Москве.
(6-ой абзац) О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе много остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была поговорка: первый звон – пропадай мой сон, другой звон – земной поклон, третий звон – из дому вон.
(7–ой абзац) О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.
(8-ой абзац) Трудное дело – отливка колоколов. Колокол – это гигантский музыкальный инструмент. У каждого колокола – свои переливы, у каждого звона – свое назначение.
(Е. Осетров)
Вопросы и задания:
-
Озаглавьте текст.
-
Какова тема данного текста?
-
Назовите главную мысль текста.
-
Выясните в толковом словаре значение слов вече, интервент, крамола, летописец, набат, ратник.
-
Каков стиль данного текста? Докажите.
Приложение №2.
Установите соответствие между словами и их лексическим значением:
Интервент В старину человек, который воевал, сражался
с врагами.
Летописец Участник преимущественно вооруженного
вмешательства одного или нескольких
государств во внутренние дела какой-нибудь
страны.
Набат Составитель в XI – XVII вв. погодной записи
исторических событий.
Крамола Устар. Заговор, мятеж, а также (перен.) о чем-
нибудь противозаконном, запрещенном.
Ратник На Руси в X – XV веке: собрание горожан для
решения общественных дел, а также места
такого собрания.
Вече Удары в колокол как сигнал к сбору людей в
случае пожара, тревоги.
Приложение №3
Выполните задания к диктанту:
1) Напишите номер сложного предложения. Укажите его
вид. Начертите схему.
2) Обозначьте в тексте все причастные обороты.
3) Выпишите слово (-а), в которых все согласные мягкие.
4) Выпишите, обладающее следующими морфологическими признаками: возвратное действительной причастие прошедшего времени, совершенного вида, множественного числа.
Приложение №4
а) Разберите по составу слово расходилась. (Запись слова
на доске)
б) Объясните расстановку знаков препинания в
предложении: Когда, например, приступали к литью
крупного колокола, то нарочито распускали ложный
слух.
в) Назовите все орфограммы в слове распространится.
(Запись слова на доске с графическим объяснением
орфограмм).
Приложение №5
а) Каким членом предложения является слово инструмент:
Колокол – это гигантский музыкальный инструмент?
б) Выпишите слово с орфограммой «Непроизносимые
согласные в корне слова».
в) Какой вид связи использован в словосочетании отливка
колоколов?
Приложение № 6.
Восстановите последовательность пунктов плана текста.
-
Поверья, связанные с колоколами.
-
Благозвучный «серебряный звон».
-
Первые упоминания о литье колоколов.
-
Колокол – музыкальный инструмент, имеющий свои переливы и назначение.
-
Звучание колоколов «во дни торжеств и бед народных».
-
Колокол в фольклорных жанрах: притчах, загадках, шутках, поговорках.
Приложение №7
Тест.
1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:
1) арх..епископ, почт..ный, ж..знь, возв..щавший;
2) пр..жился, ж..тели, пр..мета, бл..жайший;
3) п..тух, с..ребро, з..мля, пр..ветствовать;
4) с..зывать, гр..ндиозный, ст..лица.
2. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква и:
1) летоп..сь, пр..дположения, осво..в, сво..образное;
2) праздн..к, сч..талось, хрон..ка, л..тейный;
3) в..селье, торжеств..нность, м..лодичность, пуш..чный;
4) пр..мета, вел..чайшая, числ..лась, м..тафора.
3. Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова: Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу.
1) Существительное;
2) Наречие;
3) Краткое прилагательное;
4) Краткое причастие.
4. Какие слова являются грамматической основой в предложении: С колоколами были связаны самые различные поверья.
1) были связаны;
2) поверья были связаны;
3) поверья были;
4) поверья связаны.
5. Укажите правильную характеристику предложения: Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух.
1) простое;
2) сложносочиненное;
3) сложное бессоюзное;
4) сложноподчиненное.
6. Какое из предложений соответствует данной характеристике: предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено причастным оборотом?
1) Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов.
2) Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.
3) Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе.
4) Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.
Список использованной литературы :
1. Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного
экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л. М. Рыбченкова, В. Л. Склярова. -6-е изд., стереот.
М.: Дрофа, 2012.-224с.
2. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс.
Универсальное пособие. — М.: ВАКО, 2012-2014гг. – 224 с. (В помощь
школьному учителю).