I.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы начального общего образования, примерной программы по русскому языку и авторской программы Н.В.Нечаевой «Русский язык» (Система развивающего обучения Л.В.Занкова) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования.
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
-
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
-
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
-
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
-
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
-
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
-
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Структура курса
Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте». Его продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Опережающее развитие устной речи по сравнению с письменной в младшем школьном возрасте требует особого внимания к работе над письменной речью — применения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
II. Общая характеристика учебного предмета
Программа по русскому языку является продолжением программы по обучению грамоте и строится на общих концептуальных положениях, изложенных в начале программы.
Задачи обучения русскому языку:
развитие внешней (устной и письменной) и внутренней речи, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; освоение знаний о фонетике, грамматике русского языка, первоначальных знаний о тексте, предложении, лексике; овладение умениями правильно писать, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания в соответствии с учебной и коммуникативной задачами; развитие самостоятельности мышления, воображения, формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; формирование навыков самообразования; формирование умения эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками; развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитание эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интереса и позитивного отношения к другим языкам, культуре своего и других народов, способствовать эстетическому воспитанию.
В содержании всех классов с разной полнотой рассматриваются следующие темы: признаки текста, признаки предложения, лексические и грамматические группы слов, звуки речи, соотнесение звукового и буквенного состава слов.
Стержневая тема курса русского языка — лексическая, грамматическая сочетаемость слов и средства, которые осуществляют эту связь: формы слов, порядок слов в предложении, служебные слова, местоимения, интонационные средства. Наиболее продуктивно это направление реализуется на уровне словосочетаний, предложений и текстов при постоянном сравнении смысла разных вариантов высказываний в устной и письменной речи, в разных речевых ситуациях: реальных, литературных и воображаемых. Правильность выбора слов и установление правильных связей между ними требует знания законов словообразования и словоизменения, правил выбора буквы, если звук находится в слабой позиции.
Таким образом, стержневая тема определяет тот круг связей между речью и языком и между разделами языка, без которых она не может быть раскрыта. В этот круг входит и обязательный образовательный стандарт, предусмотренный нормативными документами.
Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел — «Развитие речевой деятельности», в котором раскрываются линии работы по развитию связной устной и письменной речи, освоение правил поведения и вежливого общения. Второй раздел составляет собственно система языка.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На реализацию программы по русскому языку в федеральном базисном учебном плане всего предусмотрено 675 часов, из них на обучение грамоте и русский язык в 1 классе — 165 часов, (5 часов в неделю, 33 учебные недели). Программа по русскому языку для 1 класса рассчитана на 50часов (10 недель по 5 часов).
III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников учебно-познавательных мотивов, формированию учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, умений организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность, принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением.
При изучении курса «Русский язык» осуществляется становление таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. У выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи. Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи имен собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
I. Система языка.
Раздел «Фонетика и графика».
Выпускник научится:
-
различать звуки и буквы;
-
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/ мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
-
знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.
Выпускник получит возможность научиться проводить фонетико-графический (звукобук-венный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия».
Выпускник получит возможность научиться:
-
соблюдать нормы русского и литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
-
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
-
писать под диктовку тексты объёмом 75-80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
-
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
-
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
-
подбирать примеры с определённой орфограммой;
-
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
-
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.
III. Развитие речи.
Выпускник научится:
-
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
-
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);’
-
выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
-
самостоятельно озаглавливать текст;
-
составлять план текста;
-
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
-
создавать тексты по предложенному заголовку;
-
подробно или выборочно пересказывать текст;
-
пересказывать текст от другого лица;
-
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
-
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
-
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
-
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
-
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
V.Содержание учебного предмета
Название раздела | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | |
| Развитие речевой деятельности |
| Анализировать предлагаемые серии сюжетных картинок: определять последовательность; устанавливать правильную последовательность при ее нарушении; составлять рассказы с опорой на картинки. Реконструировать события и объяснять ошибки художника; составлять рассказы после внесения изменений в последовательность картинок. Сочинять небольшие рассказы повествовательного и описательного характера (случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания). Упражняться в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Накапливать опыт уместного использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога, диалога или полилога. Оценивать и взаимооценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста. Пользоваться в повседневной жизни нормами речевого этикета. Совместная выработка правил участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор). Самоанализ и взаимоанализ успешности участия в диалоге, полилоге. Понимание и овладение письменной речью. |
1 | Устная речь | 7 ч. | |
2 | Письменная речь | ||
| Система языка |
|
|
3 | Предложение | 6 ч. | Оформлять начало и конец предложения. Моделировать предложения (в том числе в ходе игр), распространять и сокращать предложения в соответствии с изменением модели. Сравнивать собственные предложения с заданной моделью. Контролировать правильность предложений, корректировать предложения, содержащие смысловые и грамматические ошибки. Сравнивать: соотносить прочитанное слово (предложение) и соответствующую картинку. Наблюдать: соединять начало и конец предложения с опорой на смысл предложения. Подбирать пропущенные в предложении слова, ориентируясь на смысл предложения. Завершать незаконченные предложения с опорой на общий смысл предложения. Читать предложения и небольшие тексты с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, определять главную мысль. Членение непунктированного текста на предложения. Различение на слух набора предложений и текста. Выделение предложений в непунктированном тексте. Экспериментирование с частями текста: перестановка частей текста или предложений внутри части текста с последующим обсуждением возможности или невозможности этих изменений. Составление текста с опорой на рисунок, пиктограмму, план. Сочинение вступления (зачина) или заключения (концовки) на основе анализа этих частей на материале нескольких сказок. Продолжение текста по его началу. Умение ориентироваться в орфографическом словаре. |
4 | Слово | 17 ч. | Различать слово и обозначаемый им предмет. Объяснять значение слов с опорой на контекст. Различать слова с точки зрения их грамматического значения. Адекватный выбор слов в соответствии с целью и адресатом высказывания. Расширение активного и пассивного словаря учащегося при общении, при работе с информацией (учебные книги, художественная, справочная литература, телевидение, Интернет…) Различение слов по их грамматическому значению. Использовать алфавит для упорядочивания слов при пользовании словарем. Объяснять случаи употребления заглавной буквы. Оформлять начало и конец предложения. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. Адекватный выбор строчной или заглавной буквы. Различение имен собственных и нарицательных. Самостоятельное нахождение в предложении и словосочетании имен собственных. Упорядочивание слов по алфавиту по первой букве слова, по двум и трем первым буквам слова. Пользование словарями, справочниками с расположенным по алфавиту содержанием. |
5 | Звуки и буквы | 20 ч. | Фонетика Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове. Классифицировать звуки по заданному основанию (твердые-мягкие согласные звуки). Определять наличие заданного звука в слове. Группировать слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков. Различать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Характеризовать особенности гласных, согласных звуков. Моделировать звуковой состав слова (с использованием фишек разного цвета). Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели. Соотносить заданное слово с соответствующей ему моделью, выбирая ее из ряда предложенных. Сравнивать модели звукового состава слов: находить сходства и различия. Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания. В совместной работе обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников. Моделировать звуковой состав слова (с использованием схемы слова). Графика Соотносить звук и соответствующую ему букву. Характеризовать функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: буквы гласных как показатель твердости-мягкости предшествующих согласных звуков. Дифференцировать буквы, обозначающие близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (с-з, ш-ж, с-ш, з-ж, р-л, ц-ч и т.д.). Объяснять функцию буквы Ъ. Объяснять функцию буквы Ь. Дифференцировать буквы, имеющие графическое сходство о-а, и-у, п-т, л-м, х_ж, ш-т, в-д и т.д. Анализировать текст: находить в нем слова с буквосочетаниями ча-ща, чу-щу, жи-ши, выписывать слова с данными буквосочетаниями. Соблюдать пробелы между словами. Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку. |
| ИТОГО | 50 ч |
|
Количество часов в год – 50; количество часов в III четверти – 11;
количество часов в неделю – 5; количество часов в IV четверти – 39.
VI. Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов |
Дата |
Характеристика основных видов деятельности |
Планируемые результаты обучения |
Формы контроля | |
план | факт | ||||||
1 | Слово и предложение С.6-7 |
|
|
| Упражнение в понимании и овладении устной речью: в выборе языковых средств, соответствующих цели и условиям общения. Накопление опыта уместного использования средств устно го общения: мелодики речи, логического ударения, паузы, силы, тембра голоса, темпа речи, мимики, жестов, движений (терминологией пользуется учитель) в естественной ситуации общения на уроке, в школе, а также при инсценировании заданной учителем ситуации. Например: «Расскажи, как надо переходить дорогу, используя только мимику, жесты, движения». Разыгрывание ситуаций, предложенных в учебнике: выбор поведения, речевых средств, адекватных роли. Наблюдение соответствия интонационных средств смыслу предложения или текста. Оценка и взаимооценка правильности выбора языковых и внеязыковых средств устно го общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста, внесение необходимых коррективов. Пользование в повседневной жизни нормами речевого эти кета: словами приветствия, прощания, благодарности, обращения. Совместная выработка правил участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор). Самоанализ и взаимоанализ успешности участия в диалоге. Привлечение собственного опыта при анализе речевых ситуаций, представленных в учебнике и возникающих в классе. Слушание ответа одноклассников, высказывание своей точки зрения в понятной для партнера форме. Комментирование ситуации, выражение согласия или несогласия с мнением. Выражение удовлетворения по поводу своих достижений и достижений одноклассников. Упражнение в понимании письменной речи и владении ею. Адекватное восприятие оценки своей речи и выполненной работы со стороны учителя. Ознакомление с содержанием, знаками, символами и справочным материалом учебника. Освоение правил работы с заданиями к упражнениям. Установление числа и после довательности звуков в слове. Определение характеристики гласных и согласных звуков. Анализ звукового состава слов. Составление модели слова, подбор слова к заданной модели. Сравнение роли в речи звуков и букв. Упражнение в произнесении трудных в орфоэпическом отношении слов для учеников данного класса. Выделение в речи и демонстрация понимания смысла многозначных слов. Упражнение в их использовании. Различение предложения и слова по внешним признакам. На практическом уровне определение существенных признаков предложения: законченность мысли и особенности интонации конца. Наблюдение зависимости цели произношения предложения, его интонации и знака в конце. Выделение (маркировка) в предложении «опасных мест» при его записи (написание с большой буквы первого слова, пробелы между словами, знаки препинания в середине и конце предложения). Анализ слов с точки зрения расхождения написания и произношения гласных и согласных звуков (букв). Группировка слов, в которых есть орфограммы и в которых их нет. Нахождение и маркировка в словах орфограмм (знакомых и еще не изученных). Упражнение в написании слов с непроверяемыми орфограммами (в соответствии с этапом обучения). Упражнение в ориентировании в орфографическом словаре и в словарных статьях, приведенных в учебнике. | Развитие речи. Различать устную (слушание, говорение) и письменную (чтение, письмо) формы речи; средства устной и письменной речи (в рамках изученного).Различать особенности общения в школе, на улице и дома; со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесниками и взрослыми, с маленькими детьми2. Участвовать в инсценировании предлагаемых речевых ситуаций. Оценивать соответствие средств устного общения речевой ситуации. Пользоваться правилами речевого этикета в соответствии с речевой ситуацией. Анализировать свой жизненный опыт общения, а также ситуации из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов. Фонетика, орфоэпия, графика. Различать звуки речи. Уметь давать характеристику звуков в простых по слоговому со ставу словах. Выполнять звукобуквенный разбор слова по данному в учебнике образцу. Различать звуки и буквы. Использовать небуквенные графические средства при списывании: пробел между словами, абзац, знаки препинания. Обращать внимание на орфоэпические нормы речи, чистоту произношения. Лексика. Среди данных словосочетаний находить словосочетания с прямым и переносным значением заданного многозначного слова. Синтаксис. Понимать роль в речи предложения и слова, их оформление в письменной речи. Соотносить знак в конце предложения с интонацией его произношения. Орфография и пунктуация. Раздельно писать слова при списывании. Употреблять прописную букву в начале предложения. Иметь представление о понятии «о соотношении звука и буквы. Осваивать написание слов с непроверяемыми орфограммами. Находить опасные места при оформлении предложения. Пользоваться справочником правописания «орфограмм».
|
|
2 | Существенные признаки предложения. С. 8-10
|
|
|
|
| ||
3 | Составление предложений из слов, данных в начальной форме. С.11-15 |
|
|
|
| ||
4 | Главные члены предложения С.14-15
|
|
|
|
| ||
5 | Восстановление деформированного текста. С.16 |
|
|
|
| ||
Звуки и буквы 17 ч Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, иметь представление о причинах успеха в учебе, сохранять интерес к учебному материалу, оценивать нравственное содержание поступков, ситуаций, переживать этические чувства на основании анализа простых ситуаций, проявлять знание основных моральных норм поведения, участвовать в оценке работ, ответов одноклассников, иметь представление о своей этнической принадлежности, иметь представление о русском языке как средстве межнационального общения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, проговаривать вслух последовательность производимых действий, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, при необходимости вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, понимать знаки, символы, моде ли, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях, строить ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом, анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, сериацию, классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям), устанавливать причинно-следственные связи, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку), ориентироваться на возможное разнообразие способов решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Коммуникативные: принимать участие в работе па рами и группами, допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости, формулировать собственное мнение и позицию, строить понятное для партнера высказывание, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. | |||||||
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов |
Дата |
Характеристика основных видов деятельности |
Планируемые результаты обучения |
Формы контроля | |
план | факт | ||||||
6-7 | Обозначение буквами Гласных и согласных звуков. Связь звуковой структуры слова и его значения. С.17-19
| 2 |
|
| Классификация звуков по заданному основанию (твердые мягкие, звонкие-глухие согласные звуки). Определение наличия заданного звука в слове. Группировка слова по первому (последнему) звуку, по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков. Различение звуков: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Различение в слове звуков речи. Группировка звуков по их характеристике. Дополнение групп звуков в соответствии с их характеристикой. Анализ слов с целью определения признаков ударения в русском языке. Соотнесение количества звуков и количества букв в слове. Объяснение причины их расхождения. Определение количества слогов в слове. Классификация слов по количеству слогов. Сравнение деления слов на слоги и для переноса. Моделирование звукового состава слова (с использованием схемы слова). Анализ предложенной модели звукового состава слова, подбор слова, со ответствующего заданной модели. Соотнесение заданного слова с моделью, ее выбор из ряда предложенных. Сравнение модели звукового состава слов: нахождение сходства и различия. Соотнесение звука и соответствующей буквы. Характеристика функции букв, обозначающих гласные звуки: буквы гласных как показатели твердости-мягкости предшествующих согласных звуков. Дифференциация букв, обозначающих близкие по акустико-артикуляционным признакам согласные звуки (сз, шж, сш, зж, рл, цч) и т.д. Объяснение функции буквы ъ. Объяснение функции буквы ь. Дифференциация букв, имеющих графическое сходство: оа, иу, пт, лм, хж, шт, вди т.д. Сравнение звуков и букв в рифмующихся словах (нос слёз, колпак враг). Анализ предложения (текста): находить слова с буквосочетаниями ча_ща, чу_щу, жи_ши, ч, щ с другими согласными, выписывать слова с данными буквосочетаниями. Выполнение звукобуквенного и фонетического анализа слова по данному в учебнике образцу. Сравнение фонетической и графической системы русского языка с фонетической и графической системой родного языка (в общем плане, при возможности). Демонстрация знания алфавита. Составление в алфавитном порядке списков заданных слов. Применение знания алфавита при пользовании словарями. Литературное произношение (по орфоэпическим нормам) слов, предусмотренных программой (например, что, чего, сегодня, звонить, щавель и др.), упражнение в правильном произношении слов, трудных для учеников данного класса. Самооценка и взаимооценка правильности произношения. Сравнение лексического значения многозначных слов и слов омонимов с целью определения смыслоразличитель ной функции ударения. Различение слова и обозначаемого им предмета. Объяснение значения слов с опорой на контекст. Расширение активного и пассивного словаря при общении, при работе с информацией. Ознакомление с толковым, этимологическим, орфографическим и орфоэпическим словарями. Узнавание родственных слов среди данных. Совместное обсуждение признаков родственных слов при их сравнении со словами, включающими омонимичный корень (водитель, водяной), с формами слов, с синонимами. Объяснение связи цели предложения, его интонации произношения и знака в конце. Ознакомление со смыслом многоточия как знаком препинания и передачи цели речи, ее интонации. Составление схем предложений, подбор предложений к заданной схеме. Восстановление деформированного предложения. Установление связи слов с помощью заданного вопроса. Освоение средств устного общения: громкость речи, особенности обращения к незнакомому человеку, общение с человеком с физическими проблемами; участие в инсценировках, обсуждениях речевых ситуаций. Накопление опыта уместного использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога, диалога, полилога. Групповая работа по определению критериев оценки говорения и слушания, их учет при анализе естественно возникающих и представленных в учебнике речевых ситуаций. Накопление опыта использования русского языка как средства межнационального общения в России. Оценка и взаимооценка правильности выбора языковых и внеязыковых средств устного общения в разных речевых ситуациях, внесение необходимых коррективов. Определение структурных частей текста (начало, основная часть, заключение). Накопление опыта составления собственных текстов: загадок с опорой на данные, повествовательных текстов по опорным словам, по заданной (на вы бор) заключительной части или началу текста. Восстановление деформированных текстов. Определение слабых и сильных позиций гласных и согласных звуков. Выделение (маркирование) случаев расхождения произношения и написания гласных и согласных звуков. Упражнение в написании слов с непроверяемыми орфограммами. Упражнение в делении слов для переноса, сравнение со слогоделением. Соблюдение пробелов между словами. Упражнение в списывании предложений и текстов, в на писании диктантов. Составление схем предложений и предложений по задан ной схеме. Применение изученных правил при списывании и записи под диктовку. Контроль этапов своей работы, оценка процесса и результата выполнения задания при руководящей роли учителя. Стремление к обоснованию своей точки зрения в совместной деятельности, выслушивание одноклассников. Осознание учеником своего продвижения в овладении навыком письма. Групповая работа по определению критериев оценки письма, их учет при самоанализе и взаимопроверке списанного текста, а также написанного под диктовку или самостоятельно. Участие в парной, групповой или фронтальной работе, в т.ч. в обсуждении смысла заданий. Приобретение опыта клавиатурного письма при использовании ПК и мобильного телефона (smsсообщения). | Фонетика, орфоэпия, графика. Осознавать смыслоразличительную роль звуков речи в слове. Устанавливать связь звуковой структуры слова и его значения. Дифференцировать звуки языка: гласные, согласные; гласные звуки; согласные звуки парные непарные мягкие, твердые; парные непарные звонкие, глухие; шипящие звуки. Отличать понятия «звук» и «буква». Осознавать взаимозависимость количества слогов от количества гласных. Осознавать словообразующую функцию ударения. Называть ударные, безударные гласные. Производить звукобуквенный разбор слов по данному в учебнике образцу. Применять правила переноса слов, знать случаи невозможности его применения. Сравнивать деление слов на слоги и для переноса. Осознавать роль гласных и мягкого знака в обозначении твердости/мягкости согласных. Осознавать роль разделительных ь и ъ. Различать функции йотированных гласных. Различать варианты обозначения звука [й’] буквами. Выделять в слове непарные твердые согласные (ж, ш, ц), непарные мягкие согласные (ч, щ). Писать и после ж и ш; а, у после чи щ. Не писать ь в сочетаниях ч, щ с другими согласными, ознакомиться с трудными случаями произношения и постановки ударения. Осваивать произношение слов с соблюдением орфоэпических норм, пользоваться справочником произношения, данным в учебнике. Пытаться оценивать орфоэпическую правильность произношения. Использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, при списывании абзац и знаки препинания. Орфография. Определять сильные и слабые позиции гласных и согласных звуков, опасных мест при написании слов и предложений. Выделять в слове орфограммы. Осваивать написание слов с непроверяемыми орфограммами. Уметь пользоваться алфавитом. Лексика. Различать слово от набора букв и слога. Различать значение слов-омонимов в предложении. Находить словосочетания с прямым и переносным значением заданного многозначного слова. Толковать значение слова в рамках контекста. Состав слова. Узнавать среди данных слов родственные слова по смыслу и их общей части корню. Синтаксис. Соотносить цель предложения, его интонацию произношения и знак в конце. Писать предложения под диктовку, составлять их схемы. Подбирать предложения к данной схеме. Составлять предложение из слов, данных в начальной форме. Учиться устанавливать связи слов с помощью заданного вопроса. Развитие речи. Уметь оценивать правильность выбора средств устного общения в соответствии с целью и ситуацией. Демонстрировать умение пользоваться средствами устного общения (логического ударения, паузы, темпа речи, силы голоса, мимики, жестов, движений). Овладевать нормами речевого этикета в ситуациях делового и бытового общения. Адекватно воспринимать звучащую речь. При анализе речевых ситуаций устанавливать аналогии со своим жизненным опытом, знакомыми рассказами, фильмами. Анализировать написанные тексты на предмет соответствия поставлен ной задаче. Восстанавливать деформированные тексты, состоящие из простых коротких предложений. Осваивать средства устного общения: громкость речи, особенности обращения к незнакомому человеку, общение с чело веком с физическими проблемами. Осознавать особенности жанра загадки. Сочинять свою загадку по заданному образцу. Осознавать роль в речи пословиц. Иметь представление о структурных частях текста (начало, основная часть, заключение). Накапливать опыт по составлению собственных текстов. Иметь представление о толковом, этимологическом, орфографическом, орфоэпическом словарях. Приобретать опыт клавиатурного письма при использовании ПК и мобильного телефона (sms-сообщения).
|
|
8 | Слоги С.19-20
|
|
|
|
| ||
9 | Двусложные слова С. 21-22 |
|
|
|
| ||
10 | Ударение. С. 23-24 |
|
|
|
| ||
11 | Перенос слов. С. 25-26 |
|
|
|
| ||
12 | Деление слов для переноса и на слоги. Сходства и различия. С. 27-28 |
|
|
|
| ||
13-14 | Обозначение на письме мягких и твердых согласных звуков. С.29-32 | 2 |
|
|
| ||
15 | Правописание слов с буквами я, е, ё, ю, я. С. 33-34 |
|
|
|
| ||
16 | Правило переноса с удвоенными буквами в середине. С. 35-36 |
|
|
|
| ||
17 | Обозначение на письме звука [й’] С. 37-39 |
|
|
|
| ||
18 | Проверочная работа по теме «Перенос слов» |
|
|
|
| ||
19 | Шипящие согласные звуки С.40-41 |
|
|
|
| ||
20 | Правописание жи, ши. С.42-43 |
|
|
|
| ||
21 | Правописание ча, ща, чу, щу. С.44-45 |
|
|
|
| ||
22 |
Буквосочетания чк, чн, щн. С.46 |
|
|
|
|
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов |
Дата |
Характеристика основных видов деятельности |
Планируемые результаты обучения |
Формы контроля | ||
план | факт | ||||||
23-24 | Лексическое и грамматическое значение слова. С.47-49
| 2 |
|
| Упражнение в фонетическом анализе слов. Соотношение звукового и буквенного состава (в словах типа крот, соль, ёлка). Характеристика гласных и согласных звуков. Определение наличия заданного звука в слове. Группировка слов в соответствии с заданным фонетическим критерием: по наличию гласных — согласных, твердых — мягких, звонких — глухих, шипящих, звуков парных — непарных по звонкости/ глухости, по мягкости/твердости. Установление соотношения количества звуков и букв в словах. Сравнение слогоделения и деления слова для переноса. Упражнение в правильном назывании букв в алфавит ном порядке подряд и выборочными рядами: буквы, находящиеся в начале, в середине и в конце алфавита. Упорядочивание слов по алфавиту по первым буквам слов. Наблюдение упорядочивания слов по алфавиту по вторым, третьим, четвертым буквам слов. Пользование словарями, справочниками с расположенным по алфавиту содержанием. Сравнение орфоэпического и орфографического произношения слов. Накопление опыта правильного произношения слов, указанных в учебнике в справочнике произношения. Восприятие коррективов учи теля произносительной стороны речи. Упражнение в осознании смысла пробелов между словами. Осознание слова как понятия лексики и грамматики. Различение слова и обозначаемого им предмета. Осознание назывной функции слова, его отличия от предложения и текста. Адекватный выбор слов в соответствии с речевой ситуацией. Упражнение в согласовании слов по смыслу, в т.ч. понимание нелепицы. Объяснение значения слов с опорой на контекст. Расширение словаря этикетных слов, употребление их в речи. Нахождение в речи и самостоятельное употребление слов и словосочетаний с прямым и переносным значением, с близким и противоположным по смыслу значением. Группировка слов по тематическому признаку. Упражнение в правильном выборе слова. Расширение активного и пассивного словаря учащегося при общении, при работе с информацией (учебные книги, художественная, справочная литература, телевидение, Интернет…). Этимологический анализ данных мотивированных названий предметов с опорой на рисунок (подсолнух, снегирь и др.). Анализ фамилий с точки зрения их происхождения. Сравнение однокоренных слов по смыслу, их употребление в речи. Наблюдение образования однокоренных слов при сравнении ряда родственных слов. Группировка слов по общему значению и как родственных. Различение слов по их грамматическому значению (слова, обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета) и соответствующих вопросов. Определение грамматических признаков слов, обозначающих предметы (одуш./неодуш., собст., род, число). Анализ речевых ситуаций с целью осознания необходимости введения понятия «имя собственное». Самостоятельное нахождение в предложении и словосочетании имен собственных. Классификация слов по грамматическому значению. Наблюдение грамматической связи слов в предложении (с помощью вопросов и без них). Подбор слов, подходящих по смыслу и грамматическим признакам к заданным словам. Накопление опыта по осознанию связи: название предмета слово, указывающее на него. Накопление опыта по различению самостоятельных (знаменательных) слов, слов-указателей и служебных слов. Наблюдение роли в предложении служебных слов (предлогов и союзов, без их называния). Сравнение грамматической системы русского языка с грамматической системой родного языка (в общем плане, при возможности). Сравнение интонации предложений, различных по цели высказывания (сообщение, вопрос, просьба, побуждение). Составление схем предложений и предложений по их схемам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Подбор слова, соответствующего по своей форме смыслу предложения. Наблюдение роли служебных слов (предлогов, союзов) в построении предложения и передаче смысла высказывания. Сравнение предложений по смыслу при замене слова на слово, близкое по смыслу. Сравнение результатов общения при изменении употребляемых речевых средств. Сравнительный анализ реагирования в похожих, но не одинаковых речевых ситуациях. Адекватное использование речевых средств при инсценировании предложенных в учебнике и придуманных речевых ситуаций. Анализ учебных ситуаций на предмет выбора адекватных средств реагирования. Расширение опыта монологической, диалогической, полилогической речи. Чтение текстов, просмотр эпизодов из фильмов, мультфильмов с целью осознания значения правил вежливости, этикетных слов в жизни человека. Оценка и взаимооценка правильности выбора языковых и внеязыковых средств в разных условиях устного общения в соответствии с совместно выработанными критериями. Сравнение текстов по их функции: воздействие на чувства человека или передача знаний. Составление текста повествования по опорным словам, с последующим обсуждением вариантов работ. Анализ текста записки с точки зрения ее обязательных составных частей, составление собственной записки, с последующим анализом тона текста записки в зависимости от выбранных слов. Сравнение структурных частей записки и письма. Составление поздравительной открытки, заполнение адреса. Обсуждение особенностей структурных частей поздравительной открытки. Иметь представление о структурных частях записки, открытки, письма. Составление описания животного в форме загадки. Самостоятельное составление описания животного с опорой на рисунок. Накопление опыта в анализе и составлении текста описания. Сравнение полноты описания одного и того же объекта (необходимое и достаточное для узнавания объекта). Составление рассказа (текста повествования) по опорным словам. Накопление опыта правильного употребления в речи форм слов, обозначающих предметы, действия предметов и признаки предметов. Редактирование текста (устранение повторов слова с помощью слов-указателей и близких по смыслу слов). Наблюдение функций русского языка как средства межнационального общения в России. Анализ случаев употребления прописных букв. Объяснение случаев употребления заглавной буквы. Адекватный выбор строчной или заглавной буквы. Выделение слабых позиций гласных и согласных. Нахождение изученных орфограмм. Упражнение в написании слов с изученными орфограммами. Упражнение в написании словарных слов. Комментирование написания слов. Участие в парной, групповой или фронтальной работе, в том числе в обсуждении смысла заданий. | Фонетика, орфоэпия, графика. Различать звуки речи, устанавливать число и последовательность звуков в слове, давать характеристику звукам гласным и согласным, делить слова на слоги, различать звуки и буквы, определять функцию ь, ъ, букв е, ё, ю, я, обозначать на письме звук [й’], выполнять звукобуквенный разбор слов по данному в учебнике образцу. Использовать небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, при списывании абзац и знаки препинания. Называть правильно буквы русского алфавита, знать их порядок. Уметь ранжировать слова в алфавитном порядке по первым буквам слов. Иметь представление о рациональном поиске слова в словаре. Осваивать произношение слов с соблюдением орфоэпических норм, пользоваться справочником произношения в учебнике. Расширять опыт пользования толковым, этимологическим, орфографическим, орфоэпическим словарями. Приобретать опыт клавиатурного письма при использовании ПК и мобильного телефона (sms-сообщения). Лексика. Осознавать слово как единство звучания и значения. Осознавать назывную функцию слова, его отличия от предложения и текста. Иметь представление о лексическом и грамматическом значении слов. Понимать смысловые связи слов в предложении и тексте. Употреблять в соответствии с ситуацией этикетные слова. Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное их значение. Находить близкие и противоположные по значению слова среди данных слов. Состав слова. Узнавать, родственные (однокоренные) слова. Находить у однокоренных слов корень. Различать (с опорой на рисунки) однокоренные слова и слова одной тематической группы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и слова, близкие по значению (синонимы). Морфология. Различать грамматические группы слов: самостоятельные (знаменательные), слова, обозначающие предметы, признаки предмета, действие предмета, слова-указатели; служебные слова (без дифференциации). Различать слова в форме ед. и мн. числа, муж., жен.и ср. рода. Опознавать имена сущ. одушевленные и неодушевленные, собственные. Различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?» Набирать опыт соотнесения имени существительного и слова-указателя на этот предмет. Устанавливать связи слов в предложении при помощи вопроса; по заданному вопросу устанавливать связи слов в предложении. Синтаксис. Соотносить цель высказывания со знаком в конце предложения. Ориентироваться на знак в конце предложения при его чтении. Находить границы предложения. Писать предложения под диктовку, составлять их схемы, по схеме составлять предложение. Составлять предложения из слов, данных в начальной форме. Сравнивать предложения по смыслу при изменении форм отдельных слов, служебных слов (предлогов, союзов), интонации. Сравнивать предложения по смыслу при замене слова, при распространении другими словами. Устная и письменная речь. Осваивать средства устного общения. Участвовать в инсценировках, групповой и фронтальной работе, адекватно используя средства устного общения. Набирать опыт в составлении текста-повествования по опорным словам, текста записки, почтовой открытки, в заполнении адреса, а также текста-описания. Иметь представление о структурных частях записки, открытки, письма, о полноте описания животного. Орфография. Решать орфографические задачи, соответствующие этапу обучения. Находить сильные и слабые позиции букв гласных и согласных. Употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных. Происхождения написания и произношения. Применять орфографическое проговаривание как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Пользоваться орфографическим справочником в учебнике как средством самоконтроля. Применять изученные правила правописания, правильно писать словарные слова, изученные к данному времени. Без ошибочно списывать текст с учебника и с доски, писать тексты и предложения под диктовку.
|
|
25 | Грамматические группы слов. С .50-51 |
|
|
|
| ||
26-27 | Одушевленные и неодушевлённые группы слов. С.52
| 2 |
|
|
| ||
28-29 | Слова отвечающие на вопросы кто? что? С.53 | 2 |
|
|
| ||
30-31 | Слова отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Антонимы С.54 | 2 |
|
|
| ||
32 | Самостоятельные и служебные слова, слова-указатели. С.55 |
|
|
|
| ||
33 | Слова, отвечающие на вопросы что делает? что делают? С.56 |
|
|
|
| ||
34 | Составление рассказа по началу предложения. С.58 №135
|
|
|
|
| ||
35 | Имена собственные. 58-59 |
|
|
|
| ||
36 | Правописание имён, фамилий, отчеств. С.60-61 |
|
|
|
| ||
37 | Правописание кличек животных. С.60-64 |
|
|
|
| ||
38 | Правописание названий рек, улиц, городов. С.65-67 |
|
|
|
| ||
38-40 | Алфавит. С.68-70 | 2 |
|
|
| ||
41-42 | Упражнение в правописании слов в алфавитном порядке. С.71-72 | 2 |
|
|
| ||
43 | Лексическое значение слова. С.74-76
|
|
|
|
| ||
44 | Слова близкие и противоположные по значению. С.77-78 |
|
|
|
| ||
45 | Родственные слова. Корень. С. 79-84 |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Кол-во часов |
Дата |
Характеристика основных видов деятельности |
Планируемые результаты обучения |
Формы контроля | |
план | факт | ||||||
| Итоговая контрольная работа (диктант) |
|
|
| Сравнение слова с предложением. Сравнение набора слов с предложением. Сравнение слова с предложением из одного слова. Различение предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные). Восстановление предложения из слов, данных в начальной форме. Моделирование предложения (в том числе в ходе игры), распространение и сокращение предложения в соответствии с изменением модели. Сравнение составленного предложения с заданной моделью. Анализ правильности предложений, корректировка выполненной работы. Составление предложений, разных по цели речи из данных слов с добавлением других слов. Подборка пропущенных в предложении слов, ориентируясь на смысл высказывания. Составление предложения по его началу. Чтение предложения и небольших текстов с соблюдением интонации в соответствии со знаками препинания.текста на предложения. Упражнения в правильном оформлении предложений. Сравнение набора предложений с текстом. Составление текста из набора предложений. Наблюдение и установление смысловой связи между предложениями в тексте. Анализ текста: осознание смысла прочитанного, определение главной мысли. На основе совместного анализа рассказа о тексте составление определения, что такое текст. (Текст это группа предложений, объединенных одной мыслью, которые стоят в определенном порядке.Обычно в тексте бывают вступление, основная часть и заключение). Практическое использование выводов при анализе текстов. Экспериментирование с частями текста: перестановка частей текста или предложений внутри части текста с последующим обсуждением возможности или невозможности этих изменений. Составление текста с опорой на рисунок, пиктограмму, план. Сочинение вступления или заключения на основе анализа этих частей на материале нескольких сказок. Продолжение текста по его началу. Написание поздравительной открытки. В ходе работы по осознанию существенных признаков предложения и текста обобщение материала по фонетике, орфоэпии, графике; лексике, морфологии, синтаксису и орфограф | Синтаксис. Понимать различие между словом, предложением и текстом. Формулирование существенных признаков предложения: законченность мысли и интонация конца. Различать предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации: восклицательные. Правильно оформлять предложения (первое слово пишется с большой буквы, в конце ставятся знаки (.?!), слова пишутся раздельно.Наблюдение изменения смысла предложения при распространении другими словами. Составление схем предложений под диктовку. Развитие речи. Понимать различие между набором предложений и текстом. Иметь представление осуществленных признаках текста. Составлять текст из на бора предложений. Наблюдать взаимосвязи между содержанием и формой речи в различных речевых ситуациях. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета. Использовать в общении собственный жизненный опыт, ситуации из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов и фильмов. Применять на практике умение звукобуквенного разбора слов с характеристикой гласных и согласных звуков; различать слова по их грамматическому значению; применять изученные правила правописания, в том числе написание словарных слов. Приобретать опыт клавиатурного письма при использовании ПК и мобильного телефона (sms-сообщения). |
|
| Предложение и текст. С.85 |
|
|
|
| ||
| Предложения по цели высказывания, по интонации. С. 86-88 |
|
|
|
| ||
| Вступление, основная часть, заключение. С.90-91 |
|
|
|
| ||
| Секреты речи. |
|
|
|
|
VII. Описание материально — технического обеспечения образовательного процесса
1. Нечаева Н.В. Русский язык. – Учебник для 1 класса. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
2. Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык. 1 класс». – Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров», 2011.
3. Нечаева Н.В. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В.Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»:
Издательский дом «Федоров», 2011. – 320с.
4. Черноиванова Н. Н.Поурочное планирование по русскому языку для 1 класса по учебнику Нечаевой..Волгоград, Издательство«Учитель»,2012
Дополнительная литература.
-
Бетенькова, Н. М. Игры и упражнения на уроках русского языка / Н. М. Бетенькова, Д. С. Фо-нин. — М. : ACT : Астрель, 2006.
-
Волина, В. В. Русский язык: занимательное азбуковедение. Веселая грамматика. В гостях у слова / В. В. Волина. — Екатеринбург : АРГО, 1996.
-
Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. — М. : Аст-Пресс, 2006.
-
Даль, В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль. — М. : Росмэн-Пресс, 2008.
-
Жиренко, О. Е. Учим русский язык с увлечением: формирование орфографической грамотности: -А классы : пособие для учителя / О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. — М. : ООО «5 за знания», 2010.
-
Игнатьева, Т. В. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку : пособие для учителя / Т. В. Игнатьева, Л. И. Тикунова. — М. : Дрофа, 1999.
-
Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальной школе / В. П. Канакина. — М. : Просвещение, 2009.
-
Мережко, Е. Г. Учим словарные слова : учебное пособие / Е. Г. Мережко. — Саратов : КИЦ «Добродея», 2009.
-
Нефедова, Е. А. Русский язык. Правила и упражнения. 1-4 классы / Е. А. Нефедова, О. В. Узо-рова. — М. : ACT : Астрель, 2007.
-
Нефедова, Е. А. Справочное пособие по русскому языку / Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. -М. : ACT, 2009.
-
Полякова, А. В. Русский язык в начальных классах. 1-2 классы : методические рекомендации / А. В. Полякова. — М. : Просвещение, 2006.
-
Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. — М. : ТЦ Сфера, 2005.
-
Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе / сост. Н. Г. Кувашова. — Волгоград : Учитель, 2008.
-
Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: пособие для учащихся / А. Н. Тихонов. — М.: Цитадель-Трейд, 2010.
-
Узорова, О. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 1-4 классы (1-4), 1-3 классы (1-3) / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. — М. ACT : Астрель, 2006.
-
Узорова, О. В. Правила и упражнения по русскому языку. 1-2 классы / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. — М. : Астрель : ACT, 2007.
-
Узорова, О. В. Справочное пособие по русскому языку. 4 класс / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. — М. : ACT Премьера, 2004.
-
Шалаева, Г. П. Занимательная грамматика / Г. П. Шалаева. — М. : ACT, 2009.
-
Школьный фразеологический словарь / сост. М. И. Степанова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
-
Шукейло, В. А. Справочник школьника по русскому языку. 1-4 классы / В. А. Шукейло. -М.: Литера, 2009.
-
Шукейло, В. А. Русский язык: сборник проверочных и контрольных работ. 1-4 классы / В. А. Шукейло. — М.: Вентана-Граф, 2010.
Интернет-ресурсы.
-
Детские электронные презентации и клипы. — Режим доступа: http ://viki .rdf .ru /item /958/download
-
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. — Режим доступа: http ://school -collection .edu .ru
-
Газета «1 сентября». — Режим доступа : http ://festival .lseptember .ru
-
Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. — Режим доступа : http//www .uroki .ru
-
Презентации уроков «Начальная школа». — Режим доступа : http ://nachalka .info /about /193
-
Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet .su . — Режим доступа: http ://pedsovet .su
-
Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык». — Режим доступа: http ://www .gramota .ru
8. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». — Режим доступа:www .km .ru /ed
9. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). — Режим доступа :http://nsc . 1 september.ru/urok
Наглядные пособия.
-
Таблицы по основным темам курса «Русский язык. 1 класс».
-
Схемы по основным темам курса «Русский язык. 1 класс».
Информационно-коммуникативные средства.
-
Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 1 класс. — М. : Кирилл и Мефодий, 2009. — 1 электрон, опт. диск (CD—ROM).
2.Русский язык. Развивающие задания и упражнения. Коррекция письма (1- 4 классы) Компакт-диск предназначен учителям начальной школы. Издательство «Учитель», 2011.
3.Русский язык. Демонстрационные таблицы. Компакт-диск предназначен учителям начальной школы. Издательство «Учитель»,2011.
сост. Н. А. Завьялова. -Волгоград : Учитель, 2011. — 1 электрон, опт. диск (CD—ROM).
Технические средства обучения.
-
Магнитофон.
2..Мультимедийный компьютер.
3.Мультимедийный проектор.
4.Интерактивная доска.