Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русская словесность» для учащихся 5 класса создана на основе
-
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г)
-
авторской Программы «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, . – М.: Дрофа, 2008
-
с учётом рекомендаций Инструктивно- методического письма «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2014-2015 учебном году»
Рабочая программа учебного курса «Русская словесность» для учащихся 5
класса создана на основе авторской Программы «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой, . – М.: Дрофа, 2008г.
Программа реализуется в адресованном учащимся 5 класа комплексе:
-
Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебное пособие для 5 класса. М.: Дрофа, 2010
-
Альбеткова Р.И. Русская словесность. Рабочая тетрадь для 5 класса. М.: Дрофа, 2010
Программа курса «Русская словесность» рассчитана на 35 часов
Словесность, в широком смысле слова, — это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно. В узком смысле слова, собственно словесностью, называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Словесностью мы называем также все науки о языке и литературе.
Словесность — важнейшее проявление духовной жизни человека. Главным образом в словесности выражаются самосознание нации, народа, нравственные, политические, социальные основы жизни общества. Благодаря словесности личность сознает свою включенность в общество, нацию, историю, познает мир и самое себя, осваивает культуру и развивает способность мыслить, чувствовать, творить, общаться с людьми. Художественная словесность создаст новую реальность, осваивая которую, люди обретают способность самосовершенствования.
Говоря русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения — как явления словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова — и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова.
Основная цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.
К задачам элективного курса относятся:
-
Учить ребят читать и понимать любой текст (в том числе художественный).
-
Учить анализировать текст с учетом поставленной учебной задачи.
-
Учить ребят создавать собственный текст.
-
Учить правильно определять роль ритма и интонации в стихах и прозе.
-
Познакомить детей с родами, видами и жанрами словесности.
-
Раскрыть перед детьми своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. И вместе с тем имеет собственные задачи. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – прежде всего как явление искусства слова.
Работа в соответствии с поставленными целями и задачами даст представление ученикам о богатстве, красоте и выразительности русского языка, поэтому итогом изучения курса словесности должны стать следующие приобретенные детьми умения и навыки:
Ученики должны знать:
-
Теоретические сведения об основах словесности
-
Роды, виды и жанры словесности
-
Роль выразительных средств языка в художественной речи
-
Особенности устной и письменной речи
Ученики должны уметь:
-
Понимать художественное произведение
-
Создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи
Программа «Русская словесность» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы..
В 5 классе учащиеся знакомятся с некоторыми свойствами языка, позволяющими ему выражать содержание, в частности, с понятиями литературный язык и разговорный язык, учатся различать разговорную и книжную окраску слов и выражений, а также употреблять слова в соответствии с их окраской;
получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях — эпических, лирических и драматических, созданных отдельными писателями, рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновидностях словесности
Предлагаемая программа представляет основы русской словесности,
т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятия, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
Так, в программе по русскому языку обозначены понятие диалог и правила постановки знаков препинания при прямой речи. В программе по словесности диалог рассматривается как одна из форм словесного выражения содержания, говорится об употреблении диалога в разговорном и книжном языке, в эпическом и драматическом произведениях. В программах по литературе изучаются басни Крылова. В программе по словесности басня рассматривается как вид эпического произведения, в котором содержание выражается определенными языковыми средствами.
Кроме известных учащимся понятий, в программу по словесности включен ряд новых понятий, например, понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и другие. При этом особо следует заметить, что теоретические сведения служат инструментом постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учащимися в их собственных высказываниях.
Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работы над языком произведений. Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения — сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения словесности двоякая. Во-первых, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями. Замечательный словесник-методист М. А. Рыбникова так называла этот путь: «от маленького писателя к большому читателю». Во-вторых, школьники учатся наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.
Таким образом, изучение начальных сведений о словесности в 5—6 классах, а также важнейших базовых понятий, основ русской словесности — в 7—9 классах должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу первого года обучения учащиеся должны:
-
выразительно читать тексты различные по теме высказывания и эмоциональной окраске;
-
уметь работать с толковым и этимологическим словарями;
-
различать особенности разговорного и литературного языка, употреблять их в соответствующих ситуациях;
-
верно определять тему и основную мысль текста;
-
создавать собственный повествовательный текст на предложенную тему;
-
различать стихотворную и прозаическую речь, уметь подбирать рифмы к словам;
-
определять характерные особенности лирики, эпоса и драмы.
Для повышения уровня знаний, для приобретения практических навыков анализа, переработки изучаемого научного материала, а также для развития связной речи учащихся программой предусматривается:
— составление тестов по изучаемым темам;
— написание сочинений-миниатюр с использованием изучаемых изобразительно-выразительных средств;
— творческие работы по составлению оригинальных тропов;
— проведение практикумов;
— творческие отчёты учащихся по итогам прохождения курсов.
Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание | |
Введение. Что такое слово. | 2 часа |
|
|
| |
1 | Значение слова «слово». Как возникло слово. Для чего служат слова. | 1 |
|
|
|
2 | Что такое словесность. Формы словесности. | 1 |
|
|
|
Что такое словесность. | 3часа |
|
|
| |
3 | Разговорный язык. Просторечие. | 1 |
|
|
|
4 | Литературный язык. | 1 |
|
|
|
5 | Язык художественной словесности. | 1 |
|
|
|
Богатство лексики русского языка | 6 часов |
|
|
| |
6 | Лексическое значение слова. | 1 |
|
|
|
7 | Слова однозначные и многозначные. | 1 |
|
|
|
8 | Слова-термины. Омонимы. | 1 |
|
|
|
9 | Синонимы. Антонимы. | 1 |
|
|
|
10 | Новые слова (неологизмы). | 1 |
|
|
|
11 | Устаревшие слова, архаизмы. Фразеологизмы. | 1 |
|
|
|
Прямое и переносное значения слова | 3 часа |
|
|
| |
12 | Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении. | 1 |
|
|
|
13 | Эпитет. Сравнение. Аллегория. | 1 |
|
|
|
14 | Контрольная работа по теме «Лексика». | 1 |
|
|
|
Текст | 5 часов |
|
|
| |
15 | Что такое текст. Тема текста. Основная мысль (идея) текста. | 1 |
|
|
|
16 | Повествование. | 1 |
|
|
|
17 | Описание. | 1 |
|
|
|
18 | Рассуждение. | 1 |
|
|
|
19 | Диалог и монолог. | 1 |
|
|
|
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. | 3 часа |
|
|
| |
20 | Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм. | 1 |
|
|
|
21 | Интонация. Цель высказывания и интонация. Особенности интонации в стихах. | 1 |
|
|
|
22 | Рифма в стихах. Строфа. | 1 |
|
|
|
Устная народная словесность | 3 часа |
|
|
| |
23 | Произведения устной народной словесности. Сказки и их виды. Особенности языка сказок. Сказка и правда. | 1 |
|
|
|
24 | Небылицы. Пословицы и поговорки. | 1 |
|
|
|
25 | Загадки. Особенности языка загадок. Скороговорки. Считалки. | 1 |
|
|
|
| Литературное эпическое произведение | 4 часа |
|
|
|
26 | Литературная сказка. | 1 |
|
|
|
27 | Басня. | 1 |
|
|
|
28 | Рассказ, повесть, роман. Особенность языка эпического произведения. | 1 |
|
|
|
29 | Сюжет и эпизод произведения. | 1 |
|
|
|
Литературное лирическое произведение | 2 часа |
|
|
| |
30 | Что такое лирическое произведение. Стихи о природе. | 1 |
|
|
|
31 | Стихи о животных и другие. | 1 |
|
|
|
Литературное драматическое произведение | 4 часа |
|
|
| |
32 | Что такое драматическое произведение. | 1 |
|
|
|
33,34 | Отличие пьесы-сказки от эпической литературной сказки. | 2 |
|
|
|
35 | Итоговый урок-конференция | 1 |
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Что такое слово
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов.
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.
Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
/// Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размышление о значении языка.
Что такое словесность
Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.
Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.
Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.
/// Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Обогащение разговорного языка школьника. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение.
Богатство лексики русского языка
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.
Слова-термины, способы определения понятия.
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
Синонимы, их роль в художественных произведениях.
Антонимы, их роль в художественных произведениях.
Неологизмы, их роль в художественных произведениях.
Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.
Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.
/// Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, понимать их роль, и передавать свое понимание в выразительном чтении. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.
Прямое и переносное значения слова
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.
Эпитет. Сравнение. Аллегория.
/// Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Выразительное чтение произведений, в которых употреблены средства художественной изобразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории.
Текст
Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте.
Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.
/// Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. Выразительное чтение текста-описания. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следственных отношений в рассуждении. Выразительное чтение научного и художественного текста-рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, монолога.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.
Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация.
Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.
/// Различение стихотворной и прозаической речи. Различение видов интонации в повествовательных вопросительных и побудительных предложениях, их чтение. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворного и прозаического произведений: определение основного тона, пауз, ударений, повышений и понижений голоса. Подбор рифм к предложенным словам.
Устная народная словесность
Понятия: произведение, устная народная словесность.
Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.
Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания.
/// Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.
Литературное эпическое произведение
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения
Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.
Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.
Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».
Рассказ и повесть.
Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.
Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.
/// Понимание того, что эпическое произведение — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.
Литературное лирическое произведение
Лирическое произведение: произведение, в котором главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.
Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.
Значение стихотворной речи в лирическом произведении.
/// Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.
Литературное драматическое произведение
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.
Пьеса-сказка.
Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
/// Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание рощ авторских-ремарок: Чтение пьесы по ролям. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной сценки, инсценировка эпического произведения.
Формы и средства контроля
-
Основным средством контроля являются небольшие , рассчитанные на 10-15 минут, практические работы. Данные работы позволяют повторить и закрепить изученный материал, а также проверить качество усвоения пройденного.
-
Контрольная работа по теме «Лексика»(Приложение)
Учебное и учебно- методическое обеспечение
для учителя:
-
Альбеткова Р.И. Русская словесность. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2010
-
Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности». М.: Дрофа, 2000
-
Жаркова З.Читаем поэзию вместе./ Учитель, 1998, №2
-
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М: Просвещение, 1970
-
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1997
-
Носкова В.Б. Формирование жанрового мышления как начало литературного образования школьников./Дискурс, 1996, №1
-
Суворова Е. Праздник, который всегда с тобой./Литература, 1994, № 14
для учащихся:
-
Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебное пособие для 5 класса. М.: Дрофа, 2010
-
Альбеткова Р.И. Русская словесность. Рабочая тетрадь для 5 класса. М.: Дрофа, 2010
-
Арсирий А.Т. В страну знаний – с дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Дрофа, 2007
-
Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или речевой этикет. М.: Дрофа, 2007
-
Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. М.: Дрофа, 2007
-
Ожегов С.И., Шведова Н.А. Толковый словарь русского языка. М. Просвещение, 2005
-
Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М.: Дрофа, 2007
-
Шанский Н.М. Занимательный русский язык. М.: Просвещение, 1996
Приложение
Контрольная работа по теме «Лексика»
1. Словарный состав языка изучает:
1. морфология 2. синтаксис 3. лексика 4. фонетика.
2. Лексическое значение слова – это:
1. то, к какой части речи относится слово;
2. то, из каких звуков состоит слово;
3. то, что обозначает слово;
4. то, каким членом предложения является.
3. Укажите многозначное слово:
1. монолог 2. ковёр 3. айсберг 4. дополнение.
4. Укажите однозначное слово:
1. шляпа 2. гребень 3. жюри 4. число.
5. В каком словосочетании выделенное слово имеет переносное значение?
1.золотое кольцо 2. ледяная глыба 3. голубое небо 4. железное здоровье.
6. В каком словосочетании выделенное слово имеет прямое значение?
1. золотая пшеница 2. спит река 3. горят дрова 4. ледяной взгляд.
7. Какие слова-омонимы являются разными по значению и написанию?
1. топить печь – топить лёд
2. громкий хлопок – белоснежный хлопок
3. дремучие леса – хитрая лиса
4.девичий наряд – наряд на уголь.
8. Укажите заимствованное слово:
1.стена 2. белокурый 3. филин 4. берёза.
9. Укажите русское слово:
1. древо 2. сторож 3. краткий 4. младший.
10. Укажите старославянское слово:
1. молоко 2. укоротить 3. берег 4. охрана.
11. Укажите устаревшее слово:
1. приказчик 2. бумага 3. писатель 4. отрывок.
12. Укажите профессиональное слово:
1. книга 2. почта 3. покупатель 4. верстак.
13. Укажите диалектное слово:
1. морковь 2. бурак 3. овощи 4. свёкла.
14. В каком предложении есть фразеологизм?
1.Петя плохо работал.
2. Он бездельничал.
3. Он не выполнил задания.
4. Петя работал спустя рукава.
15. Какое прилагательное можно заменить антонимом «чёрствый»?
1. свежий костюм 2. свежий воротник 3. свежий журнал 4. свежий хлеб.
16. Какая из помет в толковом словаре указывает, что слово диалектное?
1. перен. 2. обл. 3. спец. 4. устар.
17. В каком предложении можно применить фразеологизм «от корки до корки»?
1. Таня чувствует себя на катке хорошо.
2.Ученик прочитал книгу до конца.
3. Оля сильно покраснела.
4. Змей Горыныч унёс царевну далеко.
18. Укажите неологизм:
1. корабль 2. телевизор 3. брокер 4. тепловоз.
19. В каком предложении мысль выражена неясно?
1.Лесник скосил траву.
2. Кран не работает.
3. Принеси зелёный лук.
4. Брат точил косу.
20. Какое слово не является синонимом?
1. всадник 2. наездник 3. верховой 4. человек.