Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Георгиевка
Согласовано Заместитель директора по УВР ______/Ерёмина Т.М./ от « ____»__________2014г. | Утверждаю Директор школы _________/Е.А.Пилецкая/ Приказ № _____________ от « ____»__________2014г.
|
Рабочая программа
По _русскому языку____
Для ___10____класса (профильный уровень)
____3_часа в неделю (102 ч в год)
Автор составитель :
Учитель _Рамбердиева А.Б._(Ф.И.О.)
___________-категория
2014/2015уч.год
С.Георгиевка
Пояснительная записка
Статус рабочей программы
Рабочая программа по русскому языку 10 класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
-
Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897
-
Примерной основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (Письмо «О Примерной ООП СОО №03-776 от 01.11.2011)
-
Авторской программы В.В. Бабайцевой « Рабочие программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку 10-11 классы. Составитель М.М. Баронова. – Москва: Дрофа, 2011
-
Учебный план МБОУ СОШ с. Георгиевка муниципального района им. Лазо Хабаровского края.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Независимо от избранной теории и методики обучения определенное внимание должно уделяться каждой из названных компетенций. В то же время профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования, поэтому приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.
В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение русского языка в 10 классе учебным планом МБОУ СОШ с. Георгиевка на 2014-2015 учебный год предусматривается 102 учебных часа – из расчета 3 часа в неделю.
Рабочая программа содержит 4 раздела, включая тему «Повторение изученного в 5-9 классах» (— ч.); Общие сведения о языке (1 ч.); Русский язык –один из богатейших языков мира(10ч); Обобщающие задания по орфографии.
Для того чтобы подготовка к экзамену не носила «авральный» характер, планирую систематически осуществлять эту работу на уроках. Материалы для подготовки к ЕГЭ будут даваться дозированно: в соответствии с заданиями частей А, В и С, чтобы иметь возможность отрабатывать конкретные навыки работы с текстами по орфографии и пунктуации, по культуре речи и стилистике, по анализу текста. Вариативность и дифференцированность этих упражнений позволяют отработать разнообразные умения и навыки с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Кроме этого, контрольные уроки за полугодие и год планирую провести в форме ЕГЭ.
Цели обучения русскому языку на профильном уровне
Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
-
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
-
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Обоснование выбора УМК
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по русскому языку издательства «Дрофа» (В.В.Бабайцева), который широко используется в общеобразовательных учреждениях и включает в себя:
Программа:
Программа курса для общеобразовательных учреждений филологического профиля по русскому языку 10-11 классы УМК В.В.Бабайцевой. Сост. М.М.Баронова. – Москва: ВАКО, 2011.
Учебник:
-
Бабайцева В. В. Русский язык: 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд. филологического профиля / В. В. Бабайцева. — М.: Дрофа, 2010-2011г.г.
Материал учебника соответствует государственному минимуму содержание образования по русскому языку. Учебник входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования РФ для преподавания в школе.
Пособия:
-
Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 кл. / Г. Н. Владимирская, С. И. Райский. — М.: Новый учебник, 2010..
-
Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н.А.Кузьмина. -М.: Дрофа, 2012.
-
Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому гос. / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. — СПб: САГА, Азбука-классика, 2012.
-
Костомарова И. В. Русский язык. Тексты и задания по культуре речи. – М.: 1988.
-
Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. — М.: Дрофа, 2011.
-
Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 кл. — М.: ТЦ «Сфера», 2010.
-
Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. — М.: Дрофа, 2010.
-
Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточный материал. 11 класс. — М.: Дрофа, 2011.
-
Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. — М.: Дрофа, 2010.
-
Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. — М.: Просвещение’, 2013.
-
Развивайте дар речи. Пособие для учащихся. Сост. Т.А.Ладыженская. – М.: 1977
-
Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения / Л. Б. Селезнева. — М.: Просвещение, 2010.
-
Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. — М.: Дрофа, 2010.
-
Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая тетрадь / Т. Е. Шаповалова. — М.: Дрофа, 2010.
Литература для учителя.
-
О.А. Сальникова. Поурочные разработки к учебнику «Русский язык для 10 –11 классов» В.В. Бабайцевой.
-
Иванов Ю.С. ЕГЭ. Русский язык. Теоретические материалы. – СПб.: Тригон, 2013 г.
-
Единый государственный экзамен — 2013. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. — М.: Интеллект-Центр, 2013.
-
Иванова В.Ф., Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.
-
Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. — М.: Просвещение, 2004 .
-
Контрольные тесты: Орфография и пунктуация.10-11 классы, — 3-изд.- М.: ООО «Тид «Русское слово – РС», 2010.
-
Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.
-
Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для лнителя. — М.: Мнемозина, 2003
-
Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс: Учебное пособие. -Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2005.
-
Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену — 2011. — М.: Федеральный центр тестирования, 2011.
-
Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. — М.: Просвещение, 2013
Мультимедийные пособия.
-
«Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
-
1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
-
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
-
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
-
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
-
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 10 класс.
-
(Сборник посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся).
-
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
-
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов ( 5 – 11 классы).
-
Электронные носители:
-
Репетитор Русский язык. Весь школьный курс Репетитор. Тесты по пунктуации.
Готовимся к ЕГЭ. Русский язык.
Содержание учебной программы
1.Повторение.
2.Введение в науку о языке. Общие сведения о языке.
Функции языка.
Значение языка. Язык — орудие мышления. Язык — средство общения. Экспрессивная и коммуникативная функции языка.
Язык и речь.
Язык, речь и слово как синонимы в речи. Термины «язык», «речь», «слово». Речевая деятельность.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации.
Русский язык как национальный язык русского народа.
Русский язык как средство межнационального общения в РФ.
Русский язык среди других языков мира.
Русский язык как один из рабочих языков в ООН.
Индоевропейская семья языков. Славянские языки.
Русистика на современном этапе.
3.Русский язык — один из богатейших языков мира.
Состав современного русского языка.
Литературный язык как центр системы современного русского языка. Общенародная разговорная речь. Просторечие. Диалектизмы. Жаргонизмы.
Текст. Признаки текста. Цельность и связность. Логическая последовательность предложений. Единство темы, ключевые слова и предложения. Средства связи частей текста: лексический повтор, употребление однокоренных слов, союзы, частицы и др. Цепная и параллельная связи частей текста.
Типы речи: повествование, описание и рассуждение. Их признаки. Комбинация разных типов речи в одном тексте. Отбор языковых средств для построения текста в зависимости от темы, цели, типа речи, адресата и речевой ситуации.
Литературный язык и его нормы.
Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.
Русский язык как развивающееся явление.
Стили литературного языка — разговорный и книжные: научный, деловой, публицистический, художественный. Их признаки. Сфера употребления. Использование средств одного стиля в произведениях другого стиля.
Устная и письменная формы речи. Их специфика.
Синонимика русского языка. Лексические, морфемные, морфологические и синтаксические синонимы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи.
Культура речи. Содержательность речи, соблюдение норм русского литературного языка, точность словоупотребления, ясность, чистота, выразительность, эмоциональность речи и др.
Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники Пушкина. Пушкин — создатель современного русского литературного языка.
Учебно-тематический план
Раздел | Кол-во часов | Контрольные мероприятия | Количество часов | |
| Введение | 1 |
|
|
| Повторение в начале года | 10 часов | 1. Словарный диктант. Зачетные вопросы 2.Контрольный работа №1 (тест)
| 1 |
| Общие сведения о языке | | 1.Р.Р. Подробное изложение с сохранением авторских изобразительных средств 2.Р.Р. Сочинение-рассуждение «Русский язык среди других языков мира». 3.Контрольная работа №2 (диктант) 4.Р.Р. Урок-дискуссия на тему «С какого времени литературный язык можно считать современным?» 5. Словарный диктант | 2
1
1
1 |
| Русский язык — один из богатейших языков мира |
| ||
| Текст. Синтаксис текста. | 9+3 | 1.Р.Р. Изложение 2. Р.Р. Мини-эссе. 3. Р.Р. Сжатое изложение. | 1 1 1 |
| Типы речи. | 6+3 | 1 Р.Р. Сочинение-повествование. 2.Р.Р.Сочинение – описание. 3.Контрольный словарный диктант. 4. Сочинение — рассуждение | 1 1 1 |
| Устная и письменная речь | 2 |
|
|
| Русский литературный язык и его нормы | 10+2 | 1.К.Р.№3 Р.Р. Контрольное изложение с творческим заданием (по Ф.М.Достоевскому) 2.Словарный диктант. 3.Контрольная работа №4 по теме «Нормы русского литературного языка» 4.Проверочная работа 5.Словарный диктант
| 2 |
| Стили русского литературного языка | 10+2+4 | 1.Р.Р. Резюме. 2. Р.Р. Репортаж как речевой жанр 3.Р.Р. Изложение по памяти с творческим заданием. 1.Словарный диктант
| 1 1
2 |
| Культура речи | 2+2 | Р.Р. Сочинение-рассуждение. | 2 |
| Роль Пушкина в истории языка | 5+4 | 1.Словарный диктант 2.Тест. 3. Контрольная работа №4
|
|
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и в повседневной жизни. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности, передача содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступление (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Требования к уровню подготовки учащихся Х класса профильного уровня
В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
-
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
-
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
-
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
-
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
-
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
-
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
-
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
-
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
-
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
-
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
-
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
-
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства
Вид контроля
Контроль результатов обучения осуществляется в следующих направлениях:
-
речевые умения и навыки
формы контроля: доклад, устное сообщение;
-
умение выполнять разнообразные виды разбора на основе имеющихся лингвистических знаний
формы контроля: КАТ, фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, орфографический разборы;
-
умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм
формы контроля: контрольный диктант, изложение с творческим заданием (элементами сочинения),подробное и сжатое изложение;
-
умение создавать текст того или иного стиля, типа речи, жанра
формы контроля: сочинение, реферат.
Критерии оценивания
Тема урока | Дата проведения | Цель урока | Формы и методы | Тип урока | Домашнее задание | ||||
|
|
|
|
|
|
| |||
1. | Вводный урок
|
|
| Создать положительную мотивацию для изучения русского языка | фронтальная | репродуктивно-иллюстрационный | С. 436-438, повторить сведения о тексте | ||
| Повторение 10 ч. | ||||||||
2. | Вспомним изученное. Комплексный анализ текста. |
|
| Повторить и закрепить порядок комплексного анализа текста | групповая | проблемно-поисковый | Написать сочинение на тему «Три главных слова в моей жизни» | ||
3. | Вспомним изученное. Фонетика.
|
|
| Повторить основные разделы науки о языке и лингвистические термины
| групповая | проблемно-поисковый | Зад.6, фонетический разбор трех слов | ||
4. | Вспомним изученное. Морфемика. Словообразование. |
|
| Повторить разделы русского языка «Морфемика» и «Словообразование» | групповая | проблемно-поисковый | Зад.7 учебник, 1, 8 -10 тренинг по орфографии | ||
5-6. | Вспомним изученное. Морфология. |
|
| Повторить раздел русского языка «Морфология»
| групповая | проблемно-поисковый | Зад. 6,7, 11 тренинга по орфографии | ||
7. | Вспомним изученное. Синтаксис. Словосочетание. Простое предложение. |
|
| Повторить порядок синтаксического анализа предложений
| групповая | проблемно-поисковый | Зад. 15, 19 | ||
8-9. | Вспомним изученное. Синтаксис. Сложное предложение. |
|
| Повторить строение и особенности различных видов сложных предложений | групповая | проблемно-поисковый | Выписать из худ. литературы 5 сложных предложений и составить их схемы | ||
10-11. | Контрольная работа по типу ЕГЭ и его анализ. (№1) |
|
| Проверить первичные знания и умения учащихся
| фронтальная | проблемный | Индивидуальные задания | ||
| Общие сведения о языке (9ч.+2ч.+4ч.) | ||||||||
12. | Функции языка. |
|
| Обсудить и выявить основные функции языка
| фронтальная | репродуктивно-иллюстрационный | П.1, зад.23 | ||
13-14. | Р.Р. Подробное изложение с сохранением авторских изобразительных средств. |
|
| Написать подробное изложение по тексту И.С.Тургенева «Деревня» |
| репродуктивный | Написать изложение | ||
15-16. | Термины язык, речь, слово. Речевая деятельность. |
|
| Изучить новые сведения о языке и работать с текстом параграфа как образцом учебного текста научного стиля | фронтальная | репродуктивно-иллюстрационный | П.2, зад.31 П.3, зад.35 | ||
17. | Повторение орфографии. Правописание безударных гласных в корне. |
|
| Повторить правописание безударных гласных в корне слова | групповая | проблемно-поисковый | Зад. 14, 16, 18-20,22 | ||
18. | Повторение орфографии. Правописание чередующихся гласных в корне. |
|
| Повторить правописание чередующихся гласных в корне | групповая | проблемно-поисковый | Зад. 28-30, тесты 2. | ||
19. | Русский язык – государственный язык Российской федерации. |
|
| Продолжить работу с текстами параграфов
| фронтальная | исследовательский | П.4, 41 | ||
20. | Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации. |
|
| Продолжить работу с текстами параграфов, остановиться на символике России | фронтальная | исследовательский | П.5-6, зад. 42,48 | ||
21. | Р.Р. Сочинение-рассуждение «Русский язык среди других языков мира». (ч.С ЕГЭ) |
|
| Написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем | индивидуальная | репродуктивный | П.7, зад.49, 52, 53(устно), подготовить сообщения об известных ученых-лингвистах. | ||
22. | Русистика на современном этапе. |
|
| Познакомить с актуальными проблемами лингвистики
| фронтальная | репродуктивно-иллюстрационный | П.8, составить конспект | ||
23-24. | Повторение орфографии. Правописание согласных в корне. |
|
| Повторить правописание согласных в корне | групповая | проблемно-поисковый | Зад. 33, 35, 36, выучить слова из задания 37 | ||
25-26. | Контрольный диктант с дополнительными заданиями и его анализ. (№2) |
|
| Проверить знания и умения по изученной теме
| фронтальная | проблемный | Индивидуальные задания | ||
| Русский язык — один из богатейших языков мира |
|
| ||||||
27. | Состав современного русского языка. |
|
| Провести комплексный анализ текста Д.С.Лихачева
| фронтальная | репродуктивно-иллюстрационный | П.9, зад.57, 58, подготовиться к уроку-дискуссии | ||
28. | Р.РУрок-дискуссия на тему «С какого времени литературный язык можно считать современным?» |
|
| Провести урок-дискуссию на заданную тему | индивидуальная | репродуктивный | Индивидуальные задания | ||
| Текст (9ч.+3ч..) | ||||||||
29. | Текст. Понятие о тексте. |
|
| Систематизировать знания о категориях текста, в частности о видах целостности
| фронтальная | репродуктивно-иллюстрационный | П.10,зад.59 или 62 | ||
30. | Способы выражения темы. Заглавие. |
|
| Акцентировать внимание на роли заглавия в выражении темы текста и создании его тематической целостности | индивидуальная | исследовательский | П.11, зад.63 | ||
31-32. | Способы выражения темы. Начало и конец текста. Р.Р. Изложение. |
|
| Составить сложный план параграфа, написать изложение текста-рассуждения | индивидуальная | репродуктивный | П.12, зад.68(письменный анализ текста) | ||
33-34. | Повторение орфографии. Правописание приставок. |
|
| Повторить правописание приставок
| групповая | проблемно-поисковый | Зад. 48, 50 Зад.54-56, тесты 4 | ||
35. | Способы выражения темы. Ключевые слова. |
|
| Провести коллективный анализ публицистического текста Д.С.Лихачева | индивидуальная | частично-поисковый | П.13, зад.72 | ||
36. | Синтаксис текста. Предложение в составе текста. |
|
| Провести подробный анализ текста, синтаксический разбор предложений | индивидуальная | частично-поисковый | П.14, зад.74 | ||
37. | Количество и характер предложений в тексте. Р.Р. Мини-эссе. |
|
| Помочь в написании мини-эссе на предложенную тему | фронтальная | репродуктивный | П.15, зад 76 | ||
38. | Способы связи предложений в тексте. |
|
| Повторить способы связи предложений в тексте
| фронтальная | репродуктивно-иллюстрационный | П.16, зад.78-80 | ||
39. | Средства связи частей текста.
|
|
| Познакомить с основными средствами связи предложений в тексте. | фронтальная | репродуктивно-иллюстрационный | П.17-20, зад.84, 85 | ||
40. | Р.Р. Сжатое изложение. |
|
| Написать сжатое изложение по тексту Д.С.Лихачева | индивидуальная | репродуктивный | П.90-112, повторить | ||
| Типы речи (6ч.+3ч.) | ||||||||
41-42. | Типы речи. Повествование. Р.Р. Сочинение-повествование. |
|
| Рассмотреть тип речи повествование, подготовиться к написанию домашнего сочинения |
| репродуктивный | П. 21, зад.90(домашнее сочинение) | ||
43. | Повторение орфографии. Правописание приставок. |
|
| Повторить правописание приставок | групповая | проблемно-поисковый | Составить словарный диктант на орфограмму «Правописание приставок» | ||
44-45. | Типы речи. Описание. Р.Р. Сочинение-описание. |
|
| Рассмотреть тип речи описание, написать сочинение-описание | индивидуальная | репродуктивный | П.22, зад. 103 | ||
46. | Повторение орфографии. Правописание разделительных ъ и ь. |
|
| Повторить правописание разделительных ъ и ь. | групповая | проблемно-поисковый | Зад. 57, 58, 62-64 | ||
47. | Повторение орфографии. Ь после шипящих. Контрольный словарный диктант. |
|
| Повторить правописание Ь после шипящих, провести контрольный словарный диктант
| фронтальная | проблемный | Зад. 68-71, тесты 5 | ||
48. | Типы речи. Рассуждение. Р.Р. Сочинение-рассуждение. |
|
| Рассмотреть тип речи рассуждение
| индивидуальная | репродуктивный | Зад. 112 | ||
49. | Особенности текстов-рассуждений в художественной речи. |
|
| Дать понятие о медитативном тексте рассуждении | групповая | исследовательский | П.24, зад.115 | ||
| Устная и письменная формы речи 2ч. | ||||||||
50-51. | Устная и письменная формы речи.
|
|
| Повторить и расширить знания об устной и письменной речи
| фронтальная | репродуктивно-иллюстрационный | С. 70-73, зад.118 | ||
| Русский литературный язык и его нормы (10ч.+2ч.+4ч.) | ||||||||
52-53. | Русский литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы. |
|
| Рассмотреть социальную, коммуникативную, культурную и эстетическую функции норм русского литературного языка | фронтальная | исследовательский | П.25, зад. 123, 127 | ||
54. | Повторение орфографии. Правописание суффиксов существительных. |
|
| Повторить правописание суффиксов существительных | групповая | проблемно-поисковый | П.25, зад. 125 | ||
55. | Повторение орфографии. Правописание суффиксов прилагательных и причастий. |
|
| Повторить правописание суффиксов прилагательных и причастий | групповая | проблемно-поисковый | Зад. 86, 87, 90-93, 96,97 | ||
56-57. | Русский литературный язык и его нормы. Лексические нормы. |
|
| Рассмотреть основные лексические нормы русского литературного языка | фронтальная | частично-поисковый | П. 26, зад.131, 134, 136 | ||
58-59. | Р.Р. Контрольное изложение с творческим заданием (по Ф.М.Достоевскому). к.р.(№3) |
|
| Помочь в написании изложения с творческим заданием
| индивидуальная | репродуктивный | Написать изложение | ||
60-61. | Русский литературный язык и его нормы. Морфологические нормы. |
|
| Рассмотреть основные морфологические нормы русского литературного языка | фронтальная | частично-поисковый | П.27, зад.144 | ||
62. | Повторение орфографии. Правописание н-нн в суффиксах прилагательных и причастий. |
|
| Повторить правописание Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий | групповая | проблемно-поисковый | Зад. 98, 99, 102-104, 109, 111, 112 | ||
63. | Повторение орфографии. Правописание суффиксов глаголов и наречий. |
|
| Повторить правописание суффиксов глаголов и наречий
| групповая | проблемно-поисковый | Зад. 120-124, 127 | ||
64-65. | Русский литературный язык и его нормы. Синтаксические нормы. Изменение норм литературного языка. |
|
| Рассмотреть основные синтаксические нормы русского литературного языка | фронтальная | частично-поисковый | П.28,зад. 148, подготовиться к контрольной работе | ||
66-67. | Контрольная работа по теме «Нормы русского литературного языка» и её анализ. (№4) |
|
| Проверить знания и умения по изученной теме | фронтальная | проблемный | Индивидуальные задания | ||
| Стили русского литературного языка(10ч.+2ч.+4ч.) | ||||||||
68. | Стили русского литературного языка. Понятие о стиле. Разговорный стиль. |
|
| Повторить изученное о стилистике и стилях русского литературного языка. | фронтальная | репродуктивно-иллюстрационный | П.29-30, зад.154, 155 | ||
69-70. | Стили русского литературного языка. Научный стиль. |
|
| Расширить знания о научном стиле русского литературного языка | фронтальная | исследовательский | П.31, зад. 159, фрагмент текста научного стиля проанализировать по плану | ||
71. | Повторение орфографии. Правописание окончаний существительных и прилагательных. |
|
| Повторить правописание окончаний существительных и прилагательных
| групповая | проблемно-поисковый | Зад. 130, 132, 134, 136, 138 | ||
72. | Повторение орфографии. Правописание окончаний глаголов. |
|
| Повторить правописание окончаний глаголов | групповая | проблемно-поисковый | Зад. 142-144, тесты 7 | ||
73. | Деловой стиль. Жанры деловой речи. Р.Р. Резюме. |
|
| Расширить знания о деловом стиле русского литературного языка
| фронтальная | репродуктивный | П. 32 (заполнить части таблицы), зад. 161, 162 | ||
74-75. | Стили русского литературного языка. Публицистический стиль. Р.Р. Репортаж как речевой жанр. |
|
| Расширить знания о публицистическом стиле русского литературного языка | фронтальная | репродуктивный | П. 33 (заполнить части таблицы), зад. 163, 169 | ||
76-77. | Стили русского литературного языка. Художественный стиль. |
|
| Расширить знания о художественном стиле русского литературного языка | фронтальная | частично-поисковый | П. 34, зад. 176, 177 | ||
78-79. | Повторение орфографии. Правописание гласных после шипящих. |
|
| Повторить правописание гласных после шипящих | групповая | проблемно-поисковый | За. 156-158, тесты 8 | ||
80-81. | Р.Р. Изложение по памяти с творческим заданием. |
|
| Помочь в написании изложения по памяти по тексту Л.Н.Толстого «Война и мир» | индивидуальная | репродуктивный | Написать изложение, подготовиться к уроку-зачету | ||
82-83. | Урок-зачет по теме «Стили русского литературного языка». |
|
| Проверить знания и умения по изученной теме | индивидуальная | проблемный | Индивидуальные задания | ||
84-85. | Синонимика русского языка. Лексические синонимы. |
|
| Дать понятие о синонимике русского языка, рассмотреть лексические омонимы
| фронтальная | репродуктивно-иллюстрационный | П.35, зад. 182, 186 | ||
86-88. | Повторение орфографии. Слитное, дефисное и раздельное написание слов. |
|
| Повторить слитное, раздельное и дефисное правописание слов | групповая | проблемно-поисковый | Зад. 165, 166, 168-172, 175, 177 | ||
89. | Морфемные синонимы
|
|
| Рассмотреть морфемные синонимы
| фронтальная | частично-поисковый | П.36, зад. 188 | ||
90. | Морфологические синонимы.
|
|
| Рассмотреть морфологические синонимы | фронтальная | частично-поисковый | П.37, зад. 192 | ||
91. | Синтаксические синонимы.
|
|
| Рассмотреть синтаксические синонимы | фронтальная | частично-поисковый | П. 38, зад.198 | ||
| Культура речи(2ч.+2ч.) | ||||||||
92. | Культура речи.
|
|
| Расширить знания о понятии культура речи | фронтальная | репродуктивно-иллюстрационный
| П.39, зад 204 | ||
93. | Культура речи. Речевой этикет. Р.Р. Сочинение-рассуждение. (ч.С ЕГЭ) |
|
| Рассмотреть понятие «речевой этикет», подготовить к написанию сочинения-рассуждения
| индивидуальная | репродуктивный | П.39, зад. 205,206 | ||
94-95. | Повторение орфографии. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. |
|
| Повторить правописание НЕ и НИ с разными частями речи
| групповая | проблемно-поисковый | Зад. 201-204, 207, 209, 211, 212, 217 | ||
| Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка (5ч.+1+1ч.) | ||||||||
96-97. | Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. |
|
| Повторить основные отличия русизмов от старославянизмов на фонетическом и морфемном уровне | фронтальная | репродуктивно-иллюстрационный | П.40, зад.211 | ||
98-99. | А.С.Пушкин – создатель русского литературного языка. |
|
| Рассмотреть на основные функции церковнославянизмов в произведениях А.С.Пушкина
| фронтальная | исследовательский | П.41, зад. 214 | ||
100 | Контрольный диктант с дополнительными заданиями и его анализ. (№5) |
|
| Проверить знания и умения учащихся за курс X класса | фронтальная | проблемный | Индивидуальные задания | ||
101. | Обобщающий урок по теме «Русский язык – один из богатейших языков мира». |
|
| Провести комплексный анализ текста | индивидуальная | проблемный | Произвести разборы по тексту Ю.М.Лотмана | ||
102 | Повторение орфографии. Правописание омонимичных форм. |
|
| Повторить правописание омонимичных форм | групповая | проблемно-поисковый | Зад. 222-225, подготовиться к итоговой контрольной работе | ||
|
|
|
|
|
|
|
|