Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
143900, Московская область, город Балашиха, микрорайон Салтыковка, Мирской проезд, дом 12.
Телефон: (495) 600 0719. Факс: (495) 988 1436. Email: school _19@list .ru .
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Школа № 19»
___________________Е. А. Носкова
30 августа 2013 года
Рабочая программа по русскому языку
10 «А» и «Б» класс
Составитель: Записочная Елена Павловна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
2013 -2014 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы Н.Г. Гольцовой
(учебник: Н. Г. Гольцова и др. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2008)
Выбор авторской программы мотивирован тем, что она
-рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов;
— соответствует стандарту среднего (полного) общего образования по русскому языку, социальному заказу родителей;
— построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
— способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;
— обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.
Структура документа
Программа включает следующие разделы:
пояснительную записку;
основное содержание с распределением учебных часов;
учебно-тематический план;
требования к уровню подготовки обучающихся;
календарно-тематическое планирование;
литературу и средства обучения.
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне.
Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 2 часа в неделю вместо 1 часа, предусмотренного программой Н. Г. Гольцовой.
Дополнительное учебное время отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку, повышение орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Особое внимание уделяется трудным вопросам орфографии, морфологии «малых частей речи», трудным вопросам синтаксиса, синтаксической синонимии, заданиям, направленным на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.
Изучаемый в 10 классе материал рассматривается на текстовой основе, в тесной связи с синтаксисом и пунктуацией, комплексным анализом текста, а в 11 классе изучение синтаксиса и пунктуации происходит в тесной связи с морфологией и орфографией. С целью подготовки учащихся к ЕГЭ продумана система практических и контрольных работ, включающих задания части А и В в 10 классе и А,В,С в 11 классе, комплексный анализ текста, работу со средствами художественной выразительности, различные виды лингвистического анализа. Особое место отводится фонетическому разбору, показывающему изменение качества звука в потоке речи, трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разбора.
Основная цель курса — повторение, обобщение и систематизация знаний по фонетике, грамматике, орфографии и пунктуации.
Таким образом, рабочая программа даёт возможность не только повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, но и расширить лингвистический кругозор выпускников средней школы, уделить должное внимание формированию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности учащихся.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Количество часов | Количество контрольных работ | ||
по рабочей программе | по авторской программе | ||
Введение. | 1 | 1 |
|
Лексика. Фразеология. Лексикография. | 5 | 10 | 1 |
Фонетика. Графика. Орфография. | 2 | 2 | — |
Морфемика и словообразование. | 2 | 4 | 1 |
Морфология и орфография. | 25 | 53 | 3 |
ИТОГО: | 35 | 70 | 5 |
Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса РУССКИЙ ЯЗЫК
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
• связь языка и истории, культуры русского и других народов;
• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
• информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
• адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
• использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
• осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
• осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
• свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
• передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
• использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
• формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
• выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
• высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
• владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
• создавать устное высказывание на лингвистические темы;
• владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и грамматической синонимии;
• оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
анализ текста и языковых единиц:
• проводить разные виды языкового разбора;
• опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
• анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в процессе письма, изученные орфографические и пунктуационные нормы;
• эффективно использовать языковые единицы в речи;
• соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
• участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
• фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 10 классах (70 часов)
Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректиро- ванные сроки прохождения | |
| Введение (1 час). Слово о русском языке. | 02.09 |
|
| Лексика. Фразеология. Лексикография. – 10 часов. Слово и его значение. | 06.09 |
|
| Однозначность и многозначность слов. Самостоятельная работа. | 09.09 |
|
| Изобразительно – выразительные средства русского языка. | 13.09 |
|
| Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. | 16.09 |
|
| Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. | 20.09 |
|
| Диктант с грамматическим заданием. Тема: Повторение. | 23.09 |
|
| Происхождение лексики современного русского языка. | 27.09 |
|
| Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. | 30.09 |
|
| Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | 04.10 |
|
| Лексикография. Проверочная работа. | 07.10 |
|
| Фонетика. Графика. Орфография. – 2 часа. Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. | 11.10 |
|
| Орфоэпия. Самостоятельная работа. | 14.10 |
|
| Морфемика и словообразование. – 4 часа. Состав слова. Морфемный разбор слова. | 18.10 |
|
| Словообразование. Словообразовательный разбор. | 21.10 |
|
| Контрольный диктант. Тема: Фонетика, морфемика, словообразование. | 25.10 |
|
| Формообразование. Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 28.10 |
|
| Морфология и орфография. – 53 часа. Принципы русской орфографии. | 01.11 |
|
| Проверяемые и непроверяемые безударны гласные в корне слова. | 11.11 |
|
| Чередующиеся гласные в корне слова. | 15.11 |
|
| Употребление гласных после шипящих. | 18.11 |
|
| Употребление гласных после Ц. | 22.11 |
|
| Правописание звонких и глухих согласных. | 25.11 |
|
| Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. | 29.11 |
|
| Правописание двойных согласных. | 02.12 |
|
| Правописание гласных и согласных в приставках. | 06.12 |
|
| Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Проверочная работа. | 09.12 |
|
| Гласные И и Ы после приставок. | 13.12 |
|
| Употребление Ъ и Ь. | 16.12 |
|
| Употребление прописных букв. Правила переноса слов. | 20.12 |
|
| Самостоятельные части речи. Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного. | 23.12 |
|
| Правописание падежных окончаний имён существительных. | 27.12 |
|
| Гласные в суффиксах имён существительных. | 13.01 |
|
| Контрольная работа. Тема: Орфография. | 17.01 |
|
| Работа над ошибками. Правописание сложных имён существительных. | 23.01 |
|
| Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор имени прилагательного. | 24.01 |
|
| Правописание окончаний имён прилагательных. | 30.01 |
|
| Правописание суффиксов имён прилагательных. | 31.01 |
|
| Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных. | 06.02 |
|
| Правописание сложных имён прилагательных. | 07.02 |
|
| Имя числительное как часть речи. Морфологический разбор имени числительного. | 13.02 |
|
| Склонение имён числительных. Проверочная работа. | 14.02 |
|
| Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. | 20.02 |
|
| Местоимение как часть речи. Морфологический разбор местоимения. | 21.02 |
|
| Правописание местоимений. | 27.02 |
|
| Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола. | 28.02 |
|
| Правописание глаголов. Проверочная работа. | 06.03 |
|
| Причастие как глагольная форма. Морфологический разбор причастия. | 07.03 |
|
| Образование причастий. | 13.03 |
|
| Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | 14.03 |
|
| Деепричастие как глагольная форма. Морфологический разбор деепричастия. | 20.03 |
|
| Контрольный диктант. Тема: Самостоятельные части речи. | 21.03 |
|
| Работа над ошибками. Повторение пройденного. | — | — |
| Наречие как часть речи. Морфологический разбор наречия. | 03.04 |
|
| Правописание наречий. Проверочная работа. | 04.04 |
|
| Слова категории состояния. Морфологический разбор слов категории состояния. | 10.04 |
|
| Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Морфологический разбор предлога. | 11.04 |
|
| Правописание предлогов. | 17.04 |
|
| Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Морфологический разбор союза. | 18.04 |
|
| Правописание союзов. | 24.04 |
|
| Частицы. Морфологический разбор частицы. | 25.04 |
|
| Правописание частиц. Проверочная работа. | 08.05 |
|
| Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. | 15.05 |
|
| Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление | 16.05 |
|
| Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. | 22.05 |
|
| Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи. | 23.05 |
|
| Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометия. | 29.05 |
|
| Итоговая контрольная работа за 10 класс. | 30.05 |
|
| Резервный урок |
|
|
| Резервный урок |
|
|
|
Пронумеровано, прошнуровано и скреплено печатью
7 (семь) листов
Директор школы Е. А. Носкова