Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 11класса составлена на основе следующих документов:
-
Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089)
-
Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) с учетом программы по русскому языку для 11 класса Образовательной системы «Школа 2100» (авторы-составители: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.: Баллас), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
-
Учебный план МБОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче НМР РТ на 2012-2013 учебный год.
-
Положение МБОУ «Гимназия № 2» имени Баки Урманче о порядке разработки рабочей программы по учебному предмету.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 недели, 34 часа в год.
Цели и задачи учебного курса:
— развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию; информационных умений и навыков;
— формирование функциональной грамотности в широком смысле слова;
— освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
— закрепление и расширение знаний о тексте, совершенствование умений конструирования и составления текстов;
— применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Особенности класса.
11 А класс с начального блока обучается по Образовательной системе «Школа 2100».
Психологический климат в классе позитивный, дружный, преобладают доброжелательные настроения и эмоции. Учащиеся владеют арсеналом необходимых исходных понятий и действий, постоянно стремятся к овладению нового.
Умеют самостоятельно работать, оказывают взаимопомощь, контролировать и оценивать свои действия. Есть учащиеся, которые проявляют повышенный интерес к предмету и добиваются наибольшей продуктивности, привлекают внепрограммный материал по собственной инициативе, готовы выполнять задания и упражнения повышенной сложности, связанные с решением вариантов ЕГЭ. В случае затруднения проявляют настойчивость, активно анализируют ситуацию. Общая интеллектуальная атмосфера выше среднего. Наглядность оценок в электронном журнале и постоянное обновление среднего показателя оценок повышает интерес учащихся при выполнении учебных работ.
В данной группе 11 А класса – 18учащихся: «5» по русскому языку у 5 учащихся, «6» — у 12, «3» — нет. Качество обучения – 100 %.
Содержание программы
(34 часа)
-
Введение в науку о языке (1ч.)
Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в современном мире. Современный русский литературный язык. Понятие языковой нормы, виды норм. Лексические нормы. Понятие о системе и структуре языка.
1.Текст как средство коммуникации.(7ч.)
Редактирование текста
Совершенствование устной и письменной речи. Понятие о редактировании (совершенствовании) текста. Единицы редактирования. Языковые ошибки (грамматические). Текстовые ошибки. Ошибки в содержании текста, речевые ошибки и недочеты. Стилистические ошибки; их типы.
2. Пунктуационное оформление предложения и текста.(13ч.)
Систематизация знаний по синтаксису и пунктуации. Совершенствование пунктуационных и речевых умений.
Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособление определений. Обособление обстоятельств. Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях. Знаки препинания в предложениях с союзом (или с союзным словом) как.
Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях, в сложноподчиненных предложениях, в бессоюзных сложных предложениях.
Речевая деятельность
Коммуникативные неудачи на устном экзамене и пути их преодоления. Требования к устному ответу.
Редактирование (совершенствование) чужого текста: нахождение и устранение языковых, текстовых и стилистических ошибок.
Требования к содержанию и оформлению ответов на письменном экзамене в тестовой форме.
Учебно-научное общение в устной и письменной форме. Подготовка доклада или сообщения.
3. Стилистика простого и сложного предложения.(13ч.)
Синонимия простых предложений, осложненных причастным оборотом и сложноподчиненным предложением с придаточным определительным, предложно-падежных конструкций с обособленными оборотами и обстоятельственных придаточных предложений времени, цели, причины, условия, уступки. Их семантическое единство и грамматические отличия, особенности функционирования в текстах описательного характера. Синонимия сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, союзных и бессоюзных сложных предложений. Их семантическое единство и грамматические различия. Особенности функционирования в текстах разного характера.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений
Попутная работа по орфографии на материале текстов упражнений учебника. Попутная работа по пунктуации в ходе изучения тем по синтаксической стилистике.
Речевая деятельность
Жанровая и стилевая специфика текстов. Сочетание основных видов изложения текстового материала: описание, повествование, рассуждение, доказательство, критико-полемический способ изложения.
Тексты описательного характера; тексты-определения и собственно описания (характеризуются наличием соответствующей перспективы). Тексты-рассуждения. Тексты повествовательного характера.
Функциональные стили речи и типы текстов: художественный, публицистический, учебный, учебно-научный и деловой.
Научные и учебные тексты. Виды научной информации. Научный и учебный стили изложения. Формы (жанры) научных и учебных текстов: научная статья, учебная статья, монография, пособие. Виды научных текстов: реферативный обзор, полемика, аналитико-критический обзор, описание, повествование, рассуждение, доказательство, объяснение.
Комплексный анализ текста: совершенствование умений определять тему, тип речи и стиль текста; видеть стилистические особенности используемых авторами синтаксических конструкций, объяснять уместность их использования; объяснять выбор знаков препинания.
Учебно-тематический план
Кол-во часов | Кол-во часов на развитие речи | Количество контрольных работ | ||||
комплексная | диктантов | изложений | сочинений | |||
Введение в науку о языке. | 1 |
|
|
|
|
|
Текст как средство коммуникации.
| 7 | 1 |
| 1 |
| 1 |
Пунктуационное оформление предложения и текста | 13 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 |
Стилистика простого и сложного предложения
| 13 | 1 |
| 1 |
| 1 |
Всего | 34 | 9 | 1 | 3 | 2 | 3 |
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен
Знать / понимать:
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
-
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
-
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
-
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
-
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
-
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Учебно-методический комплект
-
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И. , Чиндилова О.В. Учебник для 11 класса. М.: Баласс, 2008.
-
Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: справ. материалы, контрол.-тренировоч.упражнения, создание текста /В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьева; Под ред. И.П.Цыбулько. -4-е изд. – Челябинск: Взгляд, 2006. – 283 с.
-
Любичева Е.В., Ольховик Н.Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся). Учебное пособие. Под ред. д.п.н. проф. Любичевой Е.В. – СПб.: САГА, Азбука-классика, 2005. – 368 с.
-
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б.Голуб. – 9-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 368 с.
-
Русова Н.Ю. Как стать грамотным: Руководство по ускоренному овладению навыками правильной письменной речи. – Н.Новгород: Издательство «Деком», 1995. – 160 с.
-
Скиргайло Т.О. Сочинения разных жанров: Пособие для учителя и учащихся. – Казань: ИРКРО РТ, 2001. – 272 с.
-
Интернет-ресурсы: «Образование на QIP.ru»,
-
gumfak.ru›Русский язык,
-
nasledie-rossia.3dn.ru›index/izuchenie_russkogo.
-
www.school.edu.ru — «Российский общеобразовательный портал».
-
http://www.mega.km.ru/ — Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
-
http://www.schools.tehno.ru/ — Образовательный сервер «Школы в Интернете»
-
Занимательная педагогика. Игры, упражнения, рекомендации учителям…Большая перемена — интернет-газета (совместный проект Министерства образования РФ и информационного агентства «Прайм-ТАСС», цель которого — информационная поддержка модернизации и развития системы российского образования) (www.newseducation.ru)
-
Первое сентября — газета (ps.1september.ru)
-
Учительская газета (www.ug.ru)
-
Практический журнал для учителя и администрации школы (pj.folium.ru/)
Официальный информационный портал Единого государственного экзамена
Учебно-тематическое планирование
Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Домашнее задание | Дата проведения. | ||
|
|
|
|
| План | Факт |
| Раздел1 |
|
|
|
|
|
1 | Русский язык — государственный язык РФ и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. | 1 | Понимать роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения. Видеть роль и место русского языка в современном мире. | С.11, упр.7, 8 | 03.09. |
|
2 | Текст как продукт речевой деятельности. Речевое общение. Речь письменная. Редактирование. | 1 | Знать смысл понятий : «редактирование текста», «литературное редактирование» ,уметь применять знания в практике. Знать орфограмму «О-Е после шипящих» и уметь применять это правило на практике . | С.16 – 17 №3,исследова-тельская работа | 10.09. |
|
3 | Речь как продукт речевой деятельности. Речевое общение. Письменная речь. Единицы редактирования текста
| 1 | Знать смысл понятий: «типы ошибок», «текст», «текстовые, языковые ошибки». Уметь строить диалог, соблюдая в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
| С.21 упр.8, 9 | 17.09. |
|
4 | Речь как продукт речевой деятельности. Контрольное сочинение малого объёма «Заменит ли компьютер книгу»
| 1 | Уметь выделять главное в предлагаемых темах, формулировать основную мысль текста. Уметь свободно и правильно излагать свои мысли в письменной форме
| дописать | 24.09. |
|
5 | Речь как продукт речевой деятельности. Монолог. Устная речь. Как избежать коммуникативных ошибок. | 1 | Знать и уметь находить словообразовательные, морфологические, синтаксические ошибки. Уметь строить монолог. | С.31. упр.2, тест ЕГЭ | 01.10. |
|
6 | Культура речи. Критерии культуры речи. Грамматические ошибки. | 1 | Уметь осуществлять речевой самоконтроль. Знать и уметь находить текстовые, грамматические ошибки, недочёты, исправлять их. | С.45, упр. 8, тест ЕГЭ | 08.10. |
|
7 | Культура речи. Критерии культуры речи. Речевые ошибки и недочеты | 1 | Знать смысл понятий: «речевая ошибка», «речевой недочет». Уметь осуществлять речевой самоконтроль. Уметь анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления. | С.60 – 61, упр. 8, 9 | 15.10. |
|
8 | Культура речи. Критерии культуры речи. Типы стилистических ошибок.
| 1 | Уметь осуществлять речевой самоконтроль. Знать смысл понятий: «стилистическая ошибка» и «функциональный стиль. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для наблюдения за собственной речью. | С.65, упр. 6, 7,таблица | 22.10. |
|
9-10 | Текст как продукт речевой деятельности. Речевой практикум. Редактирование чужого текста. Функциональные стили речи. Деловое письмо: резюме, реклама. | 2 | Уметь видеть логико-содержательное и стилистико-речевое несовершенство текста и исправлять выявленные ошибки. Уметь составлять резюме, рекламы. | С.73,№3;
С.82,№1. | 29.10. 12.11. |
|
11-12 | Комплексная контрольная работа. Текст как средство коммуникации. Пунктуация. Пунктуационное оформление предложений текста. Тире в простом предложении. Тире между подлежащим и сказуемым
| 2 | Уметь расставлять знаки препинания, читать пунктуацию текста. Знать правило постановки тире в простом предложении, уметь ставить тире в простом предложении. | С.102-105,с.109, №3 | 19.11. 26.11. |
|
13 | Основные жанры научного стиля. Правила подготовки к написанию рефератов и их защита.
| 1 | Уметь оценивать устные высказывания с точки зрения языкового оформления. Знать основные признаки научного стиля. Уметь создавать текст такого стиля, находить и исправлять языковые, текстовые, стилистические ошибки.
| С.109,№3 | 3.11. |
|
14 | Пунктуация. Знаки препинания и их функции в предложениях с однородными членами. | 1 | Знать правило постановки знаков препинания при однородных членах, уметь расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членам | С.113, таблица,№ 4, 5 | 10.12. |
|
15 | Пунктуация. Знаки препинания и их функции в предложениях с обособленными членами. Обособление определений | 1 | Знать правило постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями, уметь расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями | С.119, № 3, с. 121, № 5 | 17.12. |
|
16-17 | Пунктуация. Знаки препинания и их функции в предложениях с обособленными членами. Обособление определения и приложения. Пунктуация. Знаки препинания и их функции в предложениях с обособленными обстоятельствами. | 2 | Знать правило постановки знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами, уметь расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами. | С.123, упр. 4
С.128,№4 | 24.12. 14.01. |
|
18 | Пунктуация. Знаки препинания и их функции при вводных и вставных конструкциях | 1 | Знать правило постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями, уметь расставлять знаки препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями. | С. 129-134, № 4, | 21.01. |
|
19 | Пунктуация в предложениях с союзом (или союзным словом) как | 1 | Знать правило постановки знаков препинания в предложениях с союзом как, уметь расставлять знаки препинания в предложениях с союзом КАК. | С. 145 №6, 7 | 28.01. |
|
20 | Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях. | 1 | Знать правило постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях, уметь расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях. (А 9, А19, А20, А21, В 4, В 6)* | С.148-149, № 4, 5, | 04.02. |
|
21-22 | Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными | 2 | Знать правило постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях, уметь расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях (А9, А24, А25, В4, В6)* | С. 153, — 156, № 4, 5 | 11.02. 18.02. |
|
23-23 | Пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи. Сочетание знаков препинания. | 2 | Знать правило постановки знаков препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными, уметь расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными (А25, В6)* | С. 163, упр. 4, 5, | 25.02. 04.03. |
|
25-26 | Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности. Контрольное изложение с элементами сочинения «Любите учиться». | 2 | Применять полученные знания и умения в собственной речевой практике. Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости. | Тест ЕГЭ, черновик | 11.03. 18.03. |
|
27-28 | Пунктуация в сложном предложении. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.. | 2 | Знать правило постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, уметь расставлять знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях. Знать трудные случаи пунктуации. Уметь ставить знаки препинания в соответствии с пунктуационными правилами | С. 164-165, №. 3, с.167,№4. | 01.04 08.04. |
|
29-30 | Основные жанры научного стиля. Учебно-научный стиль. Общение в устной и письменной речи. Подготовка к докладу. Подготовка сообщения. | 2 | Знать особенности научного жанра. Уметь создавать тексты устного и письменного сообщения, свободно и правильно излагать свои мысли. | с.167.№7; с.172-176,теория. | 15.04. 22.04.
|
|
31-32 | Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности. Контрольное сочинение малого жанра «О воспитании» Речевое общение. Синонимия простых и сложных предложений. Синонимия союзных и бессоюзных предложений.
| 2 | Уметь адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности. Знать и различать в тексте художественные выразительные средства языка. Уметь находить их в тексте и использовать в своей речи (А 30, В 8)* | Тест ЕГЭ | 29.04. 06.05.
|
|
33-34 | Применение знаний и умений в практике правописания. Контрольный диктант «Чужая ёлка». Применение знаний и умений в практике правописания. Анализ контрольного диктанта. | 2 | Знать изученный материал. Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации. | Повторить орфограммы. | 13.05. 20.05. |
|
Литература
-
Адмони В.Г. Типология предложений. // В кн.: Исследования по общей теории грамматики. — М., 1968.
-
Бархин К.Б. Развитие речи и изучение художественных произведений. — М,1930.
-
Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. // В кн.: Эстетика словесного творчества. — М., 1975.
-
Болотова ГА. Очерк функционального синтаксиса русского языка.-М., 1981.
-
Бурвикова Н.Д. Типология текстов для аудиторной и внеаудиторной работы. — М., 1988.
-
Бухбиндер ВА. О некоторых прикладных и лингвистических аспектах текста. // В кн.: Лингвистика текста и обучение иностранным языкам. — Киев, 1978.
-
Величко Л.И. Работа с текстом на уроках русского языка. — М., 1983.
-
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. —М.,1981.
-
Гранин Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая ЛА. Как учить работать с книгой. — М: НПО «Образование», 1995.
-
Доблаев Л.П. Смысловая структура текста и проблемы его понимания. -М.,1082.
-
Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. — М,
-
Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982.
-
Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. —
-
Ипполитова НА. Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб. пособие. — М.: Флинта-Наука, 1998.
-
Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка.-М., 1984.
-
Колшанский Г.В. Контекстная семантика. — М., 1980.
-
Купалова А.Ю. Текст и занятия родным языком. — М., 1996.
-
Леонтьев АА. Язык, речь, речевая деятельность. — М.1998.
-
Солганик Г.Я. Стилистика текста. — М., 1997.
*Задания, включенных в спецификацию ЕГЭ, которые отрабатываются на данном уроке.