Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 имени Нисанова Хаима Давидовича города Пролетарска
Ростовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Русский язык»
7 класс
подготовила
учитель русского языка и литературы
Пермякова Наталья Евгеньевна,
высшая квалификационная категория
г. Пролетарск
2012
М
УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 4 ИМ. НИСАНОВА Х.Д. Г. ПРОЛЕТАРСКА
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано Заместитель директора школы по Госстандартам ___________ Скок Л.Б..
«____»____________2012 г.
| Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 4 им. Нисанова Х.Д. г. Пролетарска _______ Перевозникова Т.И.
Приказ № ___ от «___»_____________2012 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Русский язык»
7 класс
(175 часов в год, 5 часов в неделю)
2012-2013 учебный год
Учитель:
Пермякова Наталья Евгеньевна
Раздел I. Пояснительная записка
7 КЛАСС
Количество часов в году – 175
Количество часов в неделю – 5
Количество контрольных плановых уроков – 15
Количество уроков развития речи – 42
УЧЕБНИК: Русский язык: Учеб. для 7 класса общеобразоват. учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос
и др. – М., Дрофа, 2006 г.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:
-
примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы для основных общеобразовательных школ. Русский язык 5 – 9 классы. Москва. «Дрофа» 2002г.);
-
учебно-методического комплекса под ред. Разумовской М.М.;
-
федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004г.;
-
основной образовательной программы школы
-
учебного плана МБОУ СОШ №4 имю Нисанова Х.Д.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Учебному плану МБОУ СОШ №4 им. Нисанова Х.Д. для изучения русского языка в 7 классе из школьного компонента добавлен 1 час для ведения уроков, посвященных комплексному анализу текста для подкрепления изучения основных тем предмета.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
7 класс, как известно, рубежный, переходный: заканчивается изучение морфемики и словообразования, морфологии, орфографии, большое внимание придается повторению и обобщению изученного ранее материала, подготовке к восприятию систематического курса синтаксиса и пунктуации. Перенос тем «Причастие» и «Деепричастие» в 6 класс позволил разгрузить и без того перегруженный курс 7 класса и выделить больше времени на усвоение наречий, предлогов, союзов, частиц — не только как морфологических категорий, но и как единиц речи.
Систематизация и обобщение материала предполагает интенсивную работу с таблицами, схемами, с текстами лингвистического характера, помогающими сформировать довольно целостное представление о языке как средстве общения и о языкознании как науке. Постигая лингвистический текст, семиклассники пополняют свой активный словарный запас научными терминами, тренируются в правильном и уместном их использовании, в создании научных текстов.
Особенностью обучения в 7 классе является то, что на примере лингвистических текстов школьники овладевают лексико-семантическим и лексико-грамматическим анализом как инструментом познания сути изучаемых явлений и фактов.
Продолжается работа по культуре устной речи (без ослабления внимания к речи письменной). В частности, идет формирование орфоэпических умений и навыков.
Еще одна важная особенность курса 7 класса, заложенная авторами рассматриваемого учебника, заключается в усилении неформального контроля (не только письменного, но и устного) за уровнем подготовки учащихся. Это не только диктанты с дополнительными заданиями, но и сочинения, изложения, работы по словообразованию, морфологии, фонетике, орфоэпии, лексике, которые даются регулярно.
В 7 классе продолжается изучение теории и практики речи. Центральными становятся вопросы, связанные с публицистическим стилем речи и его разновидностями, с особенностями строения текста — описания состояния человека, с использованием прямого и обратного порядка слов в предложении. Новый импульс получает работа над изложениями и сочинениями: анализируя тексты разной стилевой и жанровой принадлежности, создавая собственные высказывания на заданную тему, школьники должны перестать полагаться только на собственную речевую интуицию, а в немалой степени основываться на знании определенных правил построения текста.
В 7 классе продолжается целенаправленная работа над важнейшим видом речевой деятельности — чтением, которое организовано на основе лингвистических и художественных текстов.
Лингвистические тексты реализованы в основном под рубрикой «Рассуждайте на лингвистические темы», а также в виде упражнений о творчестве российских лингвистов.
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в 7 классе сводятся к следующему:
1. Научить производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами, сложных предложений с союзами; составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
2. Формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
3. Закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка.
4. Развивать и совершенствовать способность понимать коммуникативные цели и мотивы говорящего; воспринимать на слух информацию художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, устанавливать смысловые части текста, определять их связи.
5. Формировать и развивать умения:
• адекватно воспринимать тексты различных функциональных стилей и разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций;
• создавать собственные письменные тексты на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы на основе отбора необходимой информации в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения;
• создавать устные и письменные тексты основных жанров публицистического стиля; • подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда;
• писать рассказы на предложенные сюжеты, сочинения – рассуждения на материале жизненного опыта учащихся;
• собирать и систематизировать материал к сочинению с учётом темы и основной мысли;
• грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы;
• совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста.
Раздел II. Тематический план
Кол-во часов по программе | Кол-во часов по плану | Кол-во контрольных | Развитие речи | КАТ | |
О языке | 1 | 2 |
|
|
|
Речь | 28 | 26 |
|
|
|
Закрепление и углубление изученного в 6 классе | 27 | 30 | 5 | 7 | 10 |
Наречие | 25 | 31 | 5 | 8 | 6 |
Самостоятельные и служебные части речи | 1 | 1 |
|
|
|
Предлог | 10 | 6 | 1 | 5 | 5 |
Союз | 12 | 8 | 1 | 5 | 4 |
Частица | 15 | 10 |
|
| 2 |
Междометие. Омонимия частей речи | 14 | 12 | 3 | 9 | 8 |
Резервные часы | 10 |
|
|
|
|
Комплексный анализ текста | 35 | 35 |
|
|
|
ИТОГО: |
175 |
160 |
15 (8-р/р) |
34 |
35 |
Раздел III. Основное содержание тем учебного курса
«Русский язык 7 класс».
(по программе 140 часов в год)
О ЯЗЫКЕ (1 ч) Язык как развивающееся явление.
РЕЧЬ(28 ч)
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для разных типов и стилей речи.
Текст: прямой и обратный (экспрессивный) порядок слов в предложениях текста.
Стили речи: публицистический стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).
Типы речи: описание состояния человека. Композиционные формы: заметка в газету, рекламное сообщение, портретный очерк.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 6 КЛАССЕ (27 ч)
Звуковая сторона речи: звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация.
Словообразование знаменательных частей речи.
Правописание: орфография и пунктуация. Лексическая система языка.
Грамматика: морфология и синтаксис.
Глагол, его спрягаемые формы. Правописание личных окончаний глагола.
Причастие и деепричастие. Правописание суффиксов глагола и причастия.
Не с глаголами, причастиями, деепричастиями.
НАРЕЧИЕ (25 ч)
Наречие как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении.
Степени сравнения наречий.
Правописание не и ни в наречиях; не с наречиями на —о (-е); о и а в конце наречий; ь после шипящих в конце наречий; употребление дефиса, н и нн в наречиях; слитное и раздельное написание наречных слов.
Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Предикативные слова (знакомство).
Свободное владение орфографическим, толковым, орфоэпическим, этимологическим словарями для получения необходимой справки по наречию.
Наречие в художественном тексте (наблюдение и анализ). Синонимия наречий при характеристике действия, признака.
Культуре речи. Правильное произношение наречий. Точное использование местоименных наречий для связи предложений в тексте.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ (1 ч)
ПРЕДЛОГ (10 ч)
Общее понятие о предлогах. Разряды предлогов: простые, сложные и составные; непроизводные и производные.
Правописание предлогов.
Культура речи. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний (отзыв о книге, рецензия на книгу и т. д.). Употребление существительных с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Правильное произношение предлогов.
СОЮЗ (12 ч)
Общее понятие о союзе.
Разряды союзов: сочинительные и подчинительные. Употребление союзов в простом и сложном предложениях.
Правописание союзов типа зато, чтобы, также, тоже, соотносимых с формами других частей речи.
Культура речи. Союзы как средство связи членов предложения и средство связи предложений. Произношение союзов.
ЧАСТИЦА (15 ч)
Общее понятие о частице.
Разряды частиц: формообразующие и модальные (отрицательные, вопросительные, выделительные, усилительные и др.).
Правописание частиц не и ни с различными частями речи и в составе предложения. Частицы как средство выразительности речи.
Культура речи. Употребление частиц в соответствии со смыслом высказывания и стилем речи. Произношение частиц.
МЕЖДОМЕТИЯ И ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА (7 ч)
Общее понятие о междометиях и звукоподражательных словах. Междометия, обслуживающие сферу эмоций, сферу волеизъявления, сферу речевого этикета.
Правописание междометий и звукоподражаний.
Знаки препинания в предложениях с междометиями.
Культура речи. Правильное произношение междометий и звукоподражательных словоупотребление в речи предложений с междометиями и звукоподражательными словами.
ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ (7 ч)
Семантико-грамматический анализ внешне сходных явлений языка: по прежнему — по-прежнему, ввиду — в виду, стекло (гл.) — стекло (сущ.), что(мест.) — что (союз), обежать — обижать и т. п.
Резервные часы (3 ч)
Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате изучения русского языка за курс 7 класса ученик должен:
знать/понимать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
По итогам изучения данного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками:
Речь
Чтение. Выразительно читать текст публицистического стиля, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста; выделять в тексте описание состояния человека; находить части текста и отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний я пр.
Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания разговорного, художественного и публицистического стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей. Писать сочинение-описание внешности и состояния человека (по личным наблюдениям, по картине), характеристику человека, сочинение повествовательного характера (рассказ по данному началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся); сочинение-рассуждение на морально-этическую тему с доказательством от противного. Писать заметку в газету, рекламные аннотации.
Совершенствование текста. С учетом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стиля экспрессивные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов.
Язык. Правописание
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
по словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами;
по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять изученные в 5 — 7 классах знаки препинания;
пользоваться разными видами лингвистических словарей.
Раздел VI. Формы и средства контроля
Уровень проверки знаний учащихся по предмету гуманитарных дисциплин проходит в течение года. Контрольные работы включают диктанты, сочинения, изложения и контроль за усвоением грамматических тем, содержат такие типы заданий, способ выполнения которых должен быть усвоен учащимися в ходе изучения соответствующей темы.
I полугодие
№ 1. Контрольная работа по словообразованию и фонетике — сентябрь
№ 2. Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» — октябрь
№ 3. Диктант — октябрь
№ 4. Диктант — ноябрь
№ 5. Сочинение на тему «Человек и природа в городе» — ноябрь
№ 6. Контрольная работа по теме «Наречие» — декабрь
II полугодие
№ 7. Сочинение-рассуждение публицистического стиля — январь
№ 8. Диктант — февраль
№ 9. Изложение по тексту И. Медведевой «Поговорим о бабушках» — февраль
№ 10. Сочинение «Как я в первый раз …» — март
№ 11. Диктант — март
№ 12. Диктант — март
№ 13. Изложение по тексту К.И. Чуковского ―О Чехове‖ — апрель
№ 14. Сочинение типа характеристики или самохарактеристики — май
№ 15. Итоговый тест — май
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контрольная работа № 1
по словообразованию, морфемике, фонетике и орфоэпии.
З а д а н и я
7 класс. Контрольная работа № 1
1. Приведите примеры слов, образованных суффиксальным, приставочным способами словообразования, сложением. Графически покажите, как образованы эти слова.
ценитель (суф. способ)
Образец: ценить + -тель ( )
2. Разберите по составу слова. Подчеркните те, в которых суффикс –тель имеет значение «человек, который…»
Нагреватель, следователь, наблюдатель, книгоиздатель, обрызгиватель, мучитель, доброжелатель, выключатель, миноискатель, смеситель.
3. Укажите морфологические признаки слов, строение которых соответствует модели пере ывающегося.
4. Запишите предложения, в которых слова больной, учительская выступали бы как имена прилагательные и как имена существительные. Графически покажите, какими членами предложения являются эти слова.
5. Запишите по памяти любой отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова, употребленные в переносном значении. Укажите автора произведения. Подчеркните слова, использованные в переносном значении.
Дополнительное задание: В скобках укажите виды тропов, использованные в этом отрывке.
6. Письменно охарактеризуйте звуки: [ф] [j‘]
Дополнительные задания:
1. Запишите 3 слова, образованные приставочно-суффиксальным способом. Покажите, как образованы эти слова.
2. Запишите предложение, где слово данной модели имело бы зависимое слово
(пере ывающегося)
3. Исправьте орфоэпические ошибки:
[j а]зык, сап[ох], ску[ч’н]ый, подня[в].
Контрольная работа № 2.
Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» упр. 81 стр. 35 в учебнике.
Контрольная работа № 3.
Диктант с дополнительным заданием.
Цель диктанта – проверить сформированность навыков правописания суффиксов имён прилагательных и причастий с Н-НН, личных окончаний глаголов, гласных и согласных корня, а также навыков постановки знаков препинания в сложных предложениях, в предложениях с однородными членами; тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным в именительном падеже.
Глухарь — одна из древнейших птиц на Земле. Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и на болотах.
Глухариная песня — это колдовство! В ней нет звонкости, она не льется. В ней скрипучий деревянный ритм, поразительная глухая силища, особая дикая красота.
Черный лесной петух топчется на корявом суку, с костяным звуком разворачивает широченный веер хвоста; от жаркой крови вспухают его брови, а черная бородка топорщится и трясется. Он не поёт, а как будто самозабвенно колдует и бормочет заклинания. Необъяснимая сила у этой песни. Она поднимет охотника с постели, поведет в черный настороженный лес, и околдованный охотник, как заведенный, то прыгает, то шагает, то замирает на одной ноге. Песня зачаровывает его, песня командует им: он пленник песни, пока
она не окончена.
(По Н. Сладкову)
Примечание. Следует сказать о постановке точки с запятой и двоеточия.
Д о п о л н и т е л ь н ы е з а д а н и я
1. Подберите и запишите заголовок к тексту.
2. Подчеркните причастия как члены предложения, обозначьте их суффиксы.
3. Выпишите три слова с орфограммой в корне, корень обозначьте. Подберите и запишите проверочные слова, если они есть.
Контрольная работа № 4.
Диктант с грамматическим заданием за 1 четв.
Ц е л ь д и к т а н т а — проверить качество усвоения правил написания не с разными частями речи, не—ни с местоимениями, некоторых групп сложных слов, написания окончаний прилагательных и причастий, суффиксов глаголов и причастий и некоторых других орфограмм. Кроме того, проверяется пунктуационное оформление сложных предложений, предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами.
Покончив за полдня с делами в мотострелковой части, Третьяков отыскал в лесу какую-то воронку, заполненную водой. Сняв темно-бурую от пыли и пота пилотку, он встал на колени. Клок белого облака скользил по зеркалу воды, и в нем Третьяков увидел себя. Не сам он, а кто-то черный, как цыган, незнакомый глядел на него. Щеки от пыли, набившейся в отросшую щетину, были неопределенного темного цвета; запавшие глаза обвело черным… Третьяков отогнал к краю упавшие на воду съежившиеся листья и водяного жука, скакавшего невесомо на тонких паучьих ногах. Вода, как на торфянике, выглядела коричневой, но, когда он зачерпнул ее в ладонь, оказалась прозрачна и холодна… Давно он так не умывался, даже гимнастерку стянул с плеч.
Теперь Третьяков чувствовал себя чистым, освеженным.
Синело небо, не было слышно ничьих шагов, и лишь вдали едва рокотал неумолкающий гул канонады.
(По Г. Бакланову)
П р и м е ч а н и е . Рекомендуется написать на доске фамилию Третьяков, подсказать постановку точки с запятой и многоточия.
Д о п о л н и т е л ь н ы е з а д а н и я
1. Выделите грамматические основы в одном из сложных предложений текста.
2. Подберите проверочные слова к любым трем глаголам с орфограммой в корне, включая причастия (корни в словах
обозначьте, орфограммы подчеркните).
Контрольная работа № 5
Сочинение на тему «Человек и природа в городе» Методические рекомендации, с.
Контрольная работа № 6 по теме «Наречие»
Ц е л ь р а б о т ы — проверить умения учащихся опознавать наречия в тексте, определять способ их образования, разряд по значению.
П е р в ы й у р о в е н ь
Ты руку невольно протянешь над сонным затоном,
И вмиг все бесследно исчезнет, — и только вдали,
С четь слышной мольбою, с каким-то заоблачным звоном,
Незримо порвется струна от небес до земли.
(К. Бальмонт)
Задания:
-
Выпишите из текста наречия в составе словосочетания.
-
Укажите разряд наречий.
-
Запишите, от какого слова и как образовано наречие.
Образец: как?
Невольно протянешь – обр. действия
невольн ый невольн о
В т о р о й у р о в е н ь (для более сильных учащихся)
В моем присутствии Олеся отдавалась работе с напряженной, суровой деловитостью, но часто я наблюдал, как среди этой работы ее руки вдруг опускались бессильно вдоль колен, а глаза неподвижно устремлялись вниз, на пол. Иногда мне казалось, что ее тяготит и стесняет мое общество, но это предположение плохо вязалось с громадным интересом, возбуждаемым в ней всего несколько дней тому назад каждым моим замечанием, каждой фразой.
(А. Куприн)
Контрольная работа № 7
Сочинение-рассуждение «Хочу» и «надо». упр. 283 стр. 123 в учебнике
Контрольная работа № 8.
Контрольный диктант с грамматико-орфоэпическими заданиями.
Ц е л ь д и к т а н т а — подвести итоги изучения темы «Наречие» и одновременно проверить усвоение ранее изученного материала: орфограмм корня, правописания окончаний слов, правил постановки знаков препинания в сложных предложениях, в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.
Редко какой человек останется равнодушным при виде парусника, скользящего вдали по воде. Сейчас даже на миг трудно представить всю сложность управления парусным кораблем.
Расцвет парусного флота приходится на вторую половину восемнадцатого века. О великих открытиях русских мореходов того времени рассказывает в своей поистине удивительной книге «Водители фрегатов» Николай Корнеевич Чуковский. Писатель по-детски восторженно говорит, какую находчивость, какие точные знания надо было иметь, чтобы уверенно управлять гигантским фрегатом, насчитывающим до двухсот парусов. Сколько-нибудь неверное движение грозило бедой. Нередко приходилось наугад блуждать по неведомым водам, никогда не зная, что ждет тебя впереди.
Деревянные днища кораблей гнили, обрастали ракушками, но все-таки тысячи миль оставались позади, волны по-прежнему били в борта, в небесах менялось расположение созвездий…
Впоследствии, с изобретением пароходов искусство управлять парусами пошло на убыль.
З а д а н и я
1. Озаглавьте текст.
2. Выпишите пять словосочетаний с наречиями, укажите разряд каждого наречия, подчеркните наречия как члены предложения, разберите одно наречие по составу.
3. Сделайте орфоэпический разбор наречия (по выбору)
Контрольная работа № 9.
Изложение «Поговорим о бабушках»
Поговорим о бабушках
Давайте поговорим о стариках — о собственных родных бабушках.
Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда не хочется. Во все вмешивается, де лает замечания даже при ребятах. Кутает, когда во дворе все раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и зонтиком, позорит только. Ну что делать с та кой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжима ется и хочет распрямиться, вытолкнуть возражения.
Знаешь, что надо делать с бабушкой? Надо любить, понимать и прощать. Она-то сколько прощает тебе? Тер петь — это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что «она тебе жизнь отдает». Просто потому, что бабуш ке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому что старость — довольно тяжкое и печальное время жизни. Все свое, личное, у нее позади — забота, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты — ее единственная за бота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее ос новной жизненный интерес, ее тайная надежда.
А потом, у каждого возраста есть свои особенности. Вот и у стариков они есть — ворча вспоминать прошлое, по учать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность.
Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все- таки попытайся.
(По И. Медведевой) (217 слов)
Контрольная работа № 10
Сочинение «Как я в первый раз…» упр. 325 стр. 149 в учебнике
Контрольная работа № 11. Диктант
Ц е л ь р а б о т ы — проверить усвоение правописания наречий, предлогов, союзов, местоимений, н—нн в суффиксах, а также усвоение правил постановки знаков препинания в сложном предложении, в синтаксических конструкциях с однородными членами, с причастным и деепричастным оборотом.
Воронов шел один по ярко освещенной улице, и это одиночество удивляло и пугало его.
Он поглядывал на витрины, но ничего в них не различал вследствие непонятной тревоги, охватившей его. Потом услышал далекие шаги. Чьи-то каблуки мерно стучали по тротуару. Издалека навстречу шел человек. Воронову показалось, что, увидев его, человек замедлил шаг. Сам не зная почему, Воронов тоже пошел медленнее. Человек опустил в карман правую руку. Воронов автоматически сделал то же самое…
Человек шел теперь совсем медленно… Нервы Воронова в течение всего этого времени были напряжены до крайности… Когда их разделяло всего несколько шагов, человек неожиданно спрыгнул на мостовую, пересек ее и быстро пошел прочь по противоположной стороне улицы. Воронов с облегчением посмотрел ему вслед и невольно рассмеялся…
Никто ни на кого не собирался нападать. Но оба боялись… (А. Чаковский)
Д о п о л н и т е л ь н ы е з а д а н и я
1. Найдите три наречия разных разрядов. Выпишите их в составе словосочетаний, укажите разряд наречия, его морфемный состав, а также каким членом предложения оно является.
2. Подберите проверочное слово к любому причастию с орфограммой в корне.
3. Во втором абзаце найдите противительный союз, сделайте его морфологический разбор. Каким синонимичным союзом он может быть заменен в данном контексте?
4. Сделайте орфоэпический разбор слова (с) облегчением.
П р и м е ч а н и е . Учащиеся должны прийти к выводу, что слово произносится так: обле[хч’]ением. Произношение обле[кч’]ением не соответствует норме.
Контрольная работа № 12. Диктант
Ц е л ь р а б о т ы — проверить усвоение правописания частиц, местоимений, наречий, а также правил пунктуации в сложном предложении, предложениях с причастными и деепричастными оборотами, с однородными членами.
Тропики. Тишина и теплота ночи невыразимо приятны. Ни ветерка, ни облачка. Небо свободно от туч, и оттуда, как из отверстий какого-то озаренного светом храма, сверкают миллионы огней всеми красками радуги, как не сверкают звезды у нас никогда. Как страстно, горячо светят они! Эта вечно играющая, что-то будто говорящая на непонятном языке картина неба никак не может надоесть глазам. Выйдешь на полчаса дохнуть ночным воздухом, а простоишь в онемении два-три часа, не отрывая ни на минуту взгляда от неба. Все хочется доискаться, на что намекает это мерцание, какой смысл выходит из этих таинственных*, непонятных речей. И уйдешь, не объяснив ничего, но уйдешь в каком-то чаду раздумья…
Но как ни привыкнешь к красотам тропиков*, невольно устремляешься мыслями к далекой родине. (По И. Гончарову)
П р и м е ч а н и е . Звездочкой (*) обозначены запятые, которые можно подсказать ученикам во время проведения работы.
Контрольная работа № 13
Сжатое изложение «О Чехове». Методические рекомендации, с
Контрольная работа № 14
Сочинение «Знакомьтесь, — это я!» «Что за человек мой друг (подруга, сестра..)
Контрольная работа № 15.
Итоговая тестовая работа по всему курсу русского языка в 7 классе.
I. Речь
1. Найдите ошибку в характеристике текста. Развивая мысль, автор текста движется как бы по ступенькам, переходя от одной части темы к другой. Часть общей темы называется микротемой. Микротема обычно развивается в нескольких предложениях. Эти предложения объединяются в абзац.
1. Стиль речи — научный.
2. Тип речи — рассуждение-объяснение,
3. Способ связи предложений — параллельный.
4. Средства связи — лексический повтор, местоимение. 1 2 3 4
2. Определите, в каком порядке нужно расположить предложения, чтобы они составили текст.
1) Тематическое предложение обычно помещается в начале абзаца.
2) Остальные предложения содержат примеры, доказательства, объяснения.
3)Оно как бы предупреждает читателя, о чем пойдет речь в дальнейшем, и помогает ему следить за мыслью автора.
4) Абзац состоит из тематического предложения и предложений, в которых высказанная мысль уточняется и развивается.
А. 1,3, 2,4;
Б. 4, 2,1,3;
В. 1,2,4,3;
Г. 4,1,3, 2. АБ ВГ
3. Найдите ошибку в стилистическом разборе фрагмента текста.
Над поселком плыло темное небо с яркими иглистыми звездами. Такие звезды бывают только осенью.
1. Стиль речи — художественный.
2. Плыло небо — метафора.
3. Яркие иглистые (звезды) — эпитеты.
4. Темное — слово употреблено в переносном значении. 1 2 3 4
II. Язык
4. Укажите действительное причастие.
1) отнятая игрушка
2) посаженные деревья
3) о движущемся предмете
4) видимый глазом 1 2 3 4
5. Найдите неверное утверждение.
1) Словосочетание типа «прич. + сущ.» является причастным оборотом.
2) Правописание суффиксов причастий прош.времени не определяется спряжением глаголов.
3) Причастие как особая форма глагола изменяется по лицам.
4) Синтаксическая роль полных и кратких причастий различна. 1 2 3 4
6. В каких предложениях выделенные слова наречия?
1) Вблизи вырыли пруд.
2) Навстречу автобусу мчался мотоциклист.
3) Вблизи дома росла сосна.
4) Говорить пришлось (в) пустую.
5) Навстречу дул порывистый ветер.
6) Гости вошли (в) пустую комнату.
7) Мы долго ходили вокруг озера.
8) Вокруг расстилались поля. 1 2 3 4 5 6 7 8
7. В каких предложениях выделенные слова союзы?
1) Вслед за другими мы то (же) пошли по дороге.
2) Ничто не изменилось: так (же) светило яркое солнце, так (же) шелестели листья.
3) Наш новый знакомый так (же) оказался веселым человеком.
4) За (то) как дружно мы жили!
5) Это было то (же) здание, которое мы видели вчера. 1 2 3 4 5 8.
8. В каких предложениях выделенные слова предлоги?
1) (В) следствие усталости путники вынуждены были сделать большой привал.
2) (В) виду болезни пришлось отложить все намеченные дела.
3) (В) следствие вмешалась городская прокуратура.
4) Работа завершена (в) течение месяца. 1 2 3 4
9. Укажите, какой частью речи является слово что в данном предложении.
Что, дремучий лес, призадумался? (А Кольцов)
1) местоимение
2) наречие
3) частица
4) союз 1 2 3 4
10. Укажите, в каком примере слово едва является союзом.
1) Алексей едва мог вспомнить, что случилось минуту назад.
2) Едва ли я могу помочь вам.
3) Едва Владимир выехал в поле, поднялся ветер.
4) Он шел, едва волоча ноги. 1 2 3 4
11. Найдите верно построенное предложение.
1)Прочитав повесть «Дубровский», мною овладела жалость к главному герою.
2) Саша, обидевшись на друга, и не захотел с ним разговаривать.
3) Загримированный актер ждал своего выхода.
4) Изумительно красив был возвышающий холм, утопающий в зелени. 1 2 3 4
12. Укажите, состав каких слов соответствует схеме:
1) горелый
2) спелый
3) линялый
4) беглый
5) светлый
6) умелый 1 2 3 4 5 6
13. Укажите признаки причастий, соответствующих модели:
1) страдательное
Не удает ся отобразить рисунок. Возможно, рисунок поврежден или недост ат очно памят и для его от крыт ия. Перезагрузит е компьют ер, а зат ем снова от кройт е файл. Если вмест о рисунка все еще от ображает ся красный крест ик, попробуйт е удалит ь рисунок и вст авит ь его заново.
Не удает ся от образит ь рисунок. Возможно, рисунок поврежден или недост ат очно памят и для его от крыт ия. Перезагрузит е компьют ер, а зат ем снова от кройт е файл. Если вмест о рисунка все еще от ображает ся красный крест ик, попробуйт е удалит ь рисунок и вст авит ь его заново.2) действительное
3)возвратное
4) совершенного вида
5) несовершенного вида
6) в форме ед. ч. дат. п.
7) в форме мн. ч. тв. п. 1 2 3 4 5 6 7
14. Укажите слово, пропущенное в словообразовательной цепочке:
один — … — одиночка
15. Укажите, какие наречия образованы приставочно-суффиксальным способом.
1) назавтра
2)досуха
3) по-русски
4) издалека
5) роскошно
6)немного 1 2 3 4 5 6
16. Подчеркните ошибки в характеристике звуков. [а] — гласный, безударный
[в’] — согласная, звонкая, мягкая
[j’] — согласный, глухой, твердый
[щ’] — согласный, глухой, мягкий
17. Укажите слова с правильно поставленным ударением.
1)баловаться
2) начата
3)создав
4) повторит
5) дефис
6)донизу 1 2 3 4 5 6
18. Укажите слова с ошибками в обозначении произношения.
1. ску[ч’]но
2. ч[а]стица
3. се[в]одня
4. к сож[а]лению
5. наро[ш]но
6. [j’и э ]да (еда) 123456
19. На месте каких цифр пишется и?
Я тебе н 1 ..чего н 2 .. скажу,
И тебя н 3 .. встревожу н 4 ..чуть,
И о том, что я молча твержу,
Н 5 .. решусь н 6 .. за что намекнуть. 1 2 3 4 5 6
20. В каких случаях не пишется раздельно?
1) Отвечать (не) волнуясь
2) (Не) просохшая после дождя земля
3) (Не) хорошо говорить
4) (Не) враг он мне
5) (Не) хоженые тропы
6) (Не) интересный человек
7) (Не) надо обижаться
8) (Не) мог идти
9) Письмо (не) написано 1 2 3 4 5 6 7 8 9
21 Где пишется буква я?
1) подстрел..нный воробей
2) просе..нное зерно
3) промасл..нная бумага
4) растя..вший снег
5)засе..нное поле
6) плам..нный привет
7) осме..нный лжец 1234567
22. Отметьте случаи слитного написания.
1) (За) тем лесом озеро.
2) (По) тому не делаю, что не могу.
3) Сначала ты иди, (за) тем я.
4) Встань (на) конец доски.
5) Иди (по) тому мостику.
6) (На) конец занавес поднялся.
7) Самолет круто взмыл (в) верх. 1 2 3 4 5 6 7
23. В каких случаях следует писать одну букву н?
1) стекля..ая дверь
2) разброса..ые вещи
3) глиня..ая кружка
4) дли..а отрезка
5) комари..ый писк
6) связь была прерва..а
7) ю..ое поколение
8) авиацио..ый завод 12345678
24. Какие слова пишутся через дефис?
1) строго (настрого)
2) (пол) лимона
3) северо (восточный)
4) ярко (голубой)
5) (по) прежнему дружить
6) хлопчато (бумажный)
7) где (то) вдали 8) (пол) страны
9) суффиксально (приставочный)
Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения
Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для VII класса.
Мультимедийные пособия.
-
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
-
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
-
Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
-
Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
-
Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.
-
Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
-
Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
Печатные пособия:
-
Русский язык. 7кл.: учеб. для общеобразоват учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 12-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009
-
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя. – 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1996. – 207с.
-
Уроки русского языка в 7 классе. Поурочные планы (по программе М.М. Разумовской). / Составитель О.А. Финтисова – Волгоград: Учитель, 2003.
-
Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 7 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2000Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1996.
-
Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. –М.: Высшая школа, 1993. -335с.;
-
Газова Е.Ю. и др. Материалы к урокам русского языка. – Волгоград: Учитель, 2002
-
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М.: Айрис пресс, 2000. -278с.;
-
Львов В.В. Поурочное планирование: К учебникам русского языка 5-9- классы под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2004
-
Методика развития речи на уроках русского языка. Книга для учителя. /Под ред. Т.А.Ладыженской, М.: Просвещение, 1991.
-
Обучение русскому языку в 7 классе. Методические рекомендации к учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2002. -93с.;
-
Позднякова А.А.Текучева И.В. Диктанты по русскому языку. 7 класс. М.: Экзамен, 2007
-
Примерная программа по русскому языку основного общего образования для образовательных учреждений с русским языком обучения.
-
Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/Сост.: Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007
-
Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 класс». – М.: Дрофа, 2005. -160с.;
-
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык.–М.: Международные отношения, 1994. –с.559.;
-
Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. – Волгоград: Учитель, 2001.
-
Сиденко Н.В. Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по учебнику М.П.Баранова, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженской. – Волгоград, 2002.
-
Уроки русского языка в 7 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской)./Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2004.
-
Хаустова Д.А. Изложения по русскому языку. 7 класс. – М.: Экзамен, 2007.
-
Русский язык 5-7 классы. Дидактический и раздаточный материал. CD—R Учитель. 2007 г.
-
Диктанты и изложения: проверочные, обучающие, контрольные. CD—R Учитель. 2007 г.
Литература для учащихся:
1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995. -383с.;
2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990. – 253с.;
3. Голуб И.Б. Секреты хорошей речи. –М.: Международные отношения, 1993. -153с.;
4. Граник Г.Г,Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии -М.: Просвещение, 1991. 240с.;
5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998. -300с.;
6. Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997. -340с.;
7. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
8. Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994. -107с.;
9. Стронская И.М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах. – Санкт – Петербург.: Литера, 2006. -60с.;
10. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений (10-11 классы.). – М.:
Дрофа, 1996. -269с.;
11. Энциклопедия для детей, том 10: Языкознание. Русский язык. – М.: Аванта+, 1998, 701с.;
12. Компьютерный диск « Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.
13. Ресурсы Интернета: Власова Е.И. Обучение школьников разным видам чтения.
14. Ресурсы Интернета: Лопатухина Т.А., Короленко Ж.В. Компетентностный подход к созданию системы упражнений для обучения видам иноязычной речевой деятельности.
15. Ресурсы Интернета: Соловьёва Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление её результатов (для студентов и аспирантов)