Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 имени Нисанова Хаима Давидовича города Пролетарска

Ростовской области

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Русский язык»

8 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Пермякова Наталья Евгеньевна,

высшая квалификационная категория

г. Пролетарск

2012

М

УНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОЛЕТАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 4 ИМ. НИСАНОВА Х.Д.

Согласовано

Руководитель МО

_______ Пермякова Н.Е..

Протокол № ___ от

«____»__________2011 г.

Согласовано

Заместитель директора школы по Госстандартам

___________ Скок Л.Б..

«____»____________2011 г.

Утверждаю

Директор МБОУ

СОШ № 4 им. Нисанова Х.Д.

_______ Перевозникова Т.И.

Приказ № ___ от «___»_____________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Русский язык»

8 класс

(140 часов в год, 4 часа в неделю)

2011-2012 учебный год

Учитель:

Пермякова Наталья Евгеньевна

Раздел I. Пояснительная записка

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для VIII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; норму оценок; контрольно-измерительные материалы; перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.

Цели обучения

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.

Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VIII классе – 105 час (3 часа в неделю, 35 рабочих недель).

Тематическое планирование по русскому языку в 8 классе составлено на основании Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9кл.,10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова.- 2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2009 и рассчитано на преподавание по учебнику — Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразоват учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 12-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009

В планировании соблюдены все требования Федерального компонента государственного стандарта общего образования, а также обязательного минимума содержания общего образования. Количество часов, предусмотренных программой — 102 часа. Планирование часов адаптируется с увеличением на 1 час, чтобы решить задачи курса в полном объеме, предусмотрены часы для работы с текстом как составной частью ЕГЭ — комплексного анализа текста, на усиление базового компонента школы и составляет 4 часа, в неделю 140 часов в год.

В планировании предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые работы, диктанты, изложения и сочинения различных видов.

Отдельные часы выделены на анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и контрольных работ (систематизация и обобщение материала на основе диктантов, сочинений, изложений, контрольных работ), а также на повторение изученного материала.

Раздел II. Тематический план

Наиманование разделов курса

Всего часов

На изучение, повторение

Р.р.

К.р.

Сочинения, изложения

О языке

1

Трудные случаи правописания (на основе изученного

11

8

3

c

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение

10

8

1

1

Синтаксис простого предложения. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения

27

21

6

1

с

и

Односоставные предложения (13ч+ 4 р.р)

17

12

4

1

с

Предложения с однородными членами

15

12

3

и

Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями

15

13

1

1

Предложения с обособленными членами

20

18

2

и

Прямая и косвенная речь

10

7

2

1

с

Повторение

15

14

1

Раздел III. Основное содержание тем учебного курса

«Русский язык 8 класс».

(по программе 108 часов в год)

О языке (1ч)

Русский язык в семье славянских языков.

Речь (17 ч)

Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Особенности строения устных и письменных публицистических высказываний (задача речи, структура текста, характерные языковые и речевые средства).

Композиционные формы:

высказывание типа репортажа-повествования (повествование о событии: посещении театра, экскурсии, походе); высказывание типа репортажа-описания (описание родного города, поселка, улицы, памятника истории или культуры, музея); высказывание типа портретного очерка (об интересном человеке).

Деловые бумаги: автобиография (стандартная форма, языковые средства, характерные для этого вида деловых бумаг).

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ПРАВОПИСАНИЯ (НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕННОГО)(11ч)

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Словосочетание и предложение (6 ч)

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слово. Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Значение словосочетания. Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения (повторение). Прямой иобратный порядок слов. Логическое ударение.

Синтаксис простого предложения

ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (11ч)

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка. Постановка тире между подлежащим и сказуемым.

Определение, дополнение и обстоятельство как второстепенные члены предложения. Определение согласованное и несогласованное. Приложение как особый вид определения (ознакомление). Виды обстоятельств. Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота.

ОДНОСОСТАВНЫЕ И ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (8ч)

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные) и в форме сказуемого (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные).

НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (2 ч)

Понятие о неполных предложениях.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ (12 ч)

Однородные члены предложения; их признаки. Однородные члены, связанные бессоюзно и при помощи сочинительных союзов. Однородные и неоднородные определения. Предложения с несколькими рядами однородных членов. Запятая между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ (СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ), МЕЖДОМЕТИЯМИ (11 ч)

Обращение нераспространенное и распространенное, знаки препинания при обращении. Вводные слова и предложения, их сходство и различие. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях. Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ (17ч)

Понятие обособления. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств. Уточняющие члены предложения.

Прямая и косвенная речь (6 ч)

Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Строение предложений с прямой речью. Знаки препинания при прямой речи. Цитата как способ передачи чужой речи. Выделение цитаты знаками препинания. Диалог.

Резервные часы (6 ч)

Раздел IV. Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе ( 140 ч)

Уроки Р.Р. – 22

Контрольных работ — 6

№ п/п

Тема урока

Номер параграфа в учебнике

Дата

1 ЧЕТВЕРТЬ

О языке (1ч)

1

Русский язык в семье славянских языков

1

1.09

Трудные случаи правописания (на основе изученного 8 ч+ 3 р.р.)

2

Повторение орфографии и морфологии. Правописание Н-НН в полных прилагательных, причастиях и наречиях

2

2.09

3

Правописание Н-НН в полных прилагательных, причастиях и наречиях

2

3.09

4

Правописание Н-НН в полных прилагательных, причастиях и наречиях

2

5.09

5

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

3

6.09

6

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

3

7.09

7

Употребление в тексте частицы НИ

3

8.09

8

Дефисное написание слов

4

12.09

9

Написание наречий и их омонимов других частей речи

5

13.09

10

Р/р. Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи

40

14.09

11

Р/р. Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи

40

15.09

12

Р.Р. Сочинение «Памятный день летних каникул»

19.09

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание и предложение (9ч + 1 р.р)

13

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса

6

20.09

14

Понятие о словосочетании. Строение словосочетания: главное и зависимое слова.

6

21.09

15

Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание

6

22.09

16

Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание

6

26.09

17

Способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание

6

27.09

18

Синтаксический разбор словосочетания

6

28.09

19

Контрольная работа № 1. Диктант с грамматическим заданием.

29.09

20

Понятие о предложении. Отличие предложения от словосочетания. Предложение и его типы.

7

3.10

21

Интонация простого предложения

8

4.10

22

Р/р. Расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи. Жанры публицистики

5.10

Синтаксис простого предложения. Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения (21ч+6 р.р)

23

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

9

6.10

24

Способы выражения подлежащего

9

10.10

25

Сказуемое и способы его выражения

10

11.10

26

Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка

10

12.10

27

Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка

10

13.10

28

Простое и составное сказуемое (глагольное и именное). Связка

10

17.10

29

Постановка тире между подлежащим и сказуемым

11

18.10

30

Постановка тире между подлежащим и сказуемым

11

19.10

31

Правила согласования главных членов предложения

12

20.10

32

Р/р. Репортаж. Особенности строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства

41

24.10

33

Р/р. Репортаж. Особенности строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства

41

25.10

34

Р/р. Подготовка к классному сочинению по теме «Репортаж»

26.10

35

Р/р. Написание классного сочинения по теме «Репортаж»

27.10

36

Комплексный анализ текста

31.10

2 ЧЕТВЕРТЬ

37

Второстепенные члены предложения. Определение

13

8.11

38

Определение согласованное и несогласованное

13

9.11

39

Определение согласованное и несогласованное

13

10.11

40

Приложение как особый вид определения

13

14.11

41

Дополнение

14

15.11

42

Обстоятельство

15

16.11

43

Обстоятельство

15

17.11

44

Виды обстоятельств

15

21.11

45

Сравнительный оборот. Выделение запятыми сравнительного оборота

22.11

46

Обобщение по теме «ВЧП»

23.11

47

Порядок слов в предложении.

16

24.11

48

49

Р.Р.

Р.Р. Контрольная работа № 2 Изложение.

28.11

29.11

Односоставные предложения (13ч+ 4 р.р)

50

Виды односоставных предложений

17

30.11

50

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого (определённо-личные)

18

1.12

51

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого (определённо-личные)

18

5.12

52

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого (неопределённо-личные)

19

6.12

53

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого (обобщенно-личные)

20

7.12

54

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого (безличные)

21

8.12

55

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого (безличные)

21

12.12

56

Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого (безличные)

21

13.12

57

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные)

22

14.12

58

Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего (назывные)

22

15.12

59

Неполные предложения.

23

19.12

60

Контрольная работа № 3 Диктант с заданием по теме «Двусоставное и односоставное предложения»

20.12

61

Работа над ошибками

21.12

62

Р/р. Портретный очерк. Особенности строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства

43

22.12

63

Р/р. Портретный очерк. Особенности строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства

43

26.12

64

Р/р. Подготовка к классному сочинению по теме «Портретный очерк»» (по картине М.М. Кустодиева «Шаляпин»)

27.12

65

Р/р. Написание классного сочинения по теме «Портретный очерк»» (по картине М.М. Кустодиева «Шаляпин»)

28.12

3 ЧЕТВЕРТЬ

Предложения с однородными членами (12ч+3 р.р.)

66

Однородные члены предложения, их признаки

24

12.01

67

Однородные члены предложения, их признаки

24

16.01

68

Однородные члены, связанные бессоюзной и при помощи сочинительных союзов.

25

17.01

69

Однородные члены, связанные бессоюзной и при помощи сочинительных союзов.

25

18.01

70

Однородные и неоднородные определения.

26

19.01

71

Предложения с несколькими рядами однородных членов

23.01

72

Запятая между однородными членами

24.01

73

Запятая между однородными членами

25.01

74

Обобщающие слова при однородных членах предложения

27

26.01

75

Обобщающие слова при однородных членах предложения

27

30.01

76

Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях с однородными членами

27

31.01

77

Комплексный анализ текста

1.02

78

Р/р. Подготовка к изложению по теме «Художественный стиль речи» (по тексту Б. Емельянова «Как я покупал собаку»)

2.02

79

Р/р. Написание изложения по теме «Художественный стиль речи» (по тексту Б. Емельянова «Как я покупал собаку»)

6.02

80

Р/р. Проблемная статья. Особенности строения: коммуникативная задача, содержательно-композиционные особенности жанра, типологическая структура текста, характерные языковые и речевые средства

42

7.02

Предложения с обращениями, вводными словами (словосочетаниями, предложениями), междометиями (14ч+1 р.р.)

81

Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении

28

8.02

82

Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении

28

9.02

83

Обращение нераспространённое и распространённое, знаки препинания при обращении

28

13.02

84

Вводные слова и предложения, их сходство и различие

29

14.02

85

Вводные слова и предложения, их сходство и различие

29

15.02

86

Вводные слова и предложения, их сходство и различие

29

16.02

87

Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях

29

20.02

88

Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях

29

21.02

89

Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях и предложениях

29

22.02

90

Предложения с вставными конструкциями

30

27.02

91

Междометие. Знаки препинания в предложениях с междометиями

31

28.02

92

Знаки препинания в предложениях с междометиями

31

29.02

93

Р/р. Высказывания, ориентированные на жанр репортажа

41,42,43

1.03

94

95

Контрольная работа № 4 Тестовые задания

5.03

6.03

Предложения с обособленными членами (18ч+2)

96

Понятие обособления

32

7.03

97

Обособление второстепенных членов предложения

32

12.03

98

Обособление определений

33

13.03

99

Обособление определений

14.03

100

Обособление определений

15.03

101

Обособление приложений

33

19.03

102

Обособление дополнений

20.03

103

Обособление дополнений

21.03

104

Обособление обстоятельств

34

22.03

4 ЧЕТВЕРТЬ

105

Обособление обстоятельств

2.04

106

Обособление обстоятельств

3.04

107

Обособление обстоятельств

4.04

108

Обособление обстоятельств

5.04

109

Уточняющие члены предложения

35

9.04

110

Уточняющие члены предложения

10.04

111

Уточняющие члены предложения

11.04

112

Комплексный анализ текста

12.04

113

Р/р. Подготовка к изложению по теме «Проблемная статья» (Что значит быть воспитанным?)

16.04

114

Р/р. Написание изложения по теме «Проблемная статья» (Что значит быть воспитанным?)

17.04

115

Практическая самостоятельная работа

18.04

Прямая и косвенная речь (8ч+2 р.р)

116

Способы передачи чужой речи:

36

19.04

117

Прямая и косвенная речь

38

23.04

118

Строение предложений с прямой речью

36

24.04

119

Знаки препинания при прямой речи

36

25.04

120

Знаки препинания при прямой речи

36

26.04

121

Диалог

37

30.04

122

Цитата как способ передачи чужой речи

39

3.05

123

Выделение цитаты знаками препинания

39

7.05

124

Р.Р. Подготовка к написанию сочинения

8.05

125

Р.Р. Контрольная работа № 5. Сочинение

10.05

Повторение (15ч)

126

Повторение по теме «Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения»

14.05

127

Повторение по теме «Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения»

15.05

128

Повторение по теме «Односоставные предложения»

16.05

129

Повторение по теме «Односоставные предложения»

17.05

130

Тестовая работа

21.05

131

Повторение по теме «Предложения с обособленными членами»

22.05

132

Повторение по теме «Предложения с обособленными членами»

23.05

133

Повторение по теме «Предложения с обособленными членами»

24.05

134

Подготовка к контрольному тестированию по теме «Синтаксис простого предложения»

28.05

135

Контрольная работа № 6 Тестирование по теме «Синтаксис простого предложения»

29.05

136

Анализ контрольного тестирования по теме «Синтаксис простого предложения»

30.05

137

Резервный урок

31.05

138

Резервный урок

139

Резервный урок

140

Резервный урок

Раздел V. Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть сле­дующими умениями:

Раздел «Речь»:

  • Анализ текста. Находить в молодежных газетах репортажи и портретные очерки, определять их тему и основную мысль; находить в тексте репортажа и портретного очерка части, представляющие собой повествование, рассуждение, разные виды описания, и определять их роль; находить характерные для публицистического стиля языковые и речевые сред­ства воздействия на читателя.

  • Воспроизведение текста. Пересказывать (устно и письменно) тексты художественного и публицисти­ческого стиля, в которых повествование сочетается с описанием внешности человека, его состояния, опи­санием состояния окружающей среды. Писать изло­жения с элементами сочинения.

  • Создание текста. Вести репортаж (устно и пись­менно) о школьной жизни (например, с урока или с большой перемены), об открытии (посещении) памят­ника истории и культуры, о каком-либо интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочине­ния о человеке (литературном герое, знакомом, о себе). Писать автобиографию.

  • Совершенствование написанного. Повышать вы­разительность речи, добиваться полного соответствия содержания и языковых средств коммуникативной задаче речи.

Раздел «Язык. Правописание»:

  • по словообразованию: опираться на словообразо­вательный анализ при определении лексического зна­чения, морфемного строения и написания слов раз­ных частей речи;

  • по орфоэпии: правильно произносить употреби­тельные слова с учетом вариантов произношения;

  • по лексике: разъяснять значение слов социаль­ной тематики, правильно их употреблять; пользовать­ся толковым словарем;

  • по морфологии: распознавать изученные в 5-7 клас­сах части речи и их формы; соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользо­ваться грамматико-орфографическим словарем;

  • по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5-7 классах орфограммами, слова спе­циальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами;

  • по синтаксису: правильно строить и употреб­лять словосочетания изученных видов; различать простые предложения разных видов; употреблять од­носоставные предложения в речи с учетом их специ­фики и стилистических свойств; уместно употреб­лять предложения с вводными словами, словосочета­ниями и предложениями; правильно строить и упот­реблять предложения с обособленными членами; пра­вильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; выразительно чи­тать простые предложения изученных конструкций;

  • по пунктуации: находить пунктограммы в прос­том предложении и обосновывать постановку соот­ветствующих знаков препинания с помощью изучен­ных в 8 классе пунктограмм; правильно ставить зна­ки препинания во всех изученных случаях;

  • пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Раздел VI. Формы и средства контроля

Темы работ по развитию речи

Сочинения

№ 1. Классное сочинение по теме «Репортаж»

№ 2. Классное сочинение по теме «Портретный очерк»» (по картине М.М. Кустодиева «Шаляпин»)

Изложения

№ 1. Изложение по теме «Художественный стиль речи» (по тексту Б. Емельянова «Как я покупал собаку»)

№ 2. Изложение по теме «Проблемная статья» (Что значит быть воспитанным?)

Контрольный диктант с заданием по теме «Двусоставное и односоставное предложения»

Профессию свою я не выбирала. Судьбу мою решила война. После освобождения Калининской области от оккупантов молодёжь в возрасте четырнадцати-шестнадцати лет была направлена по мобилизации на Урал. Меня направили в Пермь работать по специальности фрезеровщика. Об этой профессии у меня не было никакого представления.

Но нашлись мастера – душевные, опытные. Среди них Елена Николаевна Шумилова. Она учила меня и привила любовь к этой профессии. Эта любовь у меня осталась на всю жизнь.

Начиная с тысяча девятьсот сорок пятого года, я сама учу ребят. С тех пор подготовила много рабочих.

Счастье моё в труде. Не могу представить себе полного счастья без любимой работы. Когда берёшь новую группу, знаешь только, что ребята все разные. Нужно каждого изучить, узнать характер, привычки. Пробудить любовь к труду, уважение к себе и другим, заставить поверить в себя.

(130 слов)

(А. Климова)

Задание: указать в тексте односоставные предложения

Контрольное тестирование по теме «Синтаксис простого предложения»

I вариант

1. Укажите определённо-личное предложение:

1) В комнате пахло тёплой штукатуркой, вымытыми полами.(А.Н.Толстой)

2) Наш поезд задержали на пограничном разъезде у деревянного моста через Сан. (К.Паустовский).

3) Во всём доверься высокой совести своей. (Н.Шумаков)

4) Спокойной и уверенной Любови не превозмочь мне к этой стороне. (А.Ахматова)

2. Укажите неопределённо-личное предложение:

1) Мне сладко при свете неярком, чуть падающем на кровать, себя и свой жребий подарком бесценным твоим сознавать. (Б.Пастернак).

2) Брожу тропинкою лесной пять лет без малого. (Н.Шумаков).

3) По аллее проводят лошадок. (А.Ахматова).

4) В белом небе стая чёрных галок. (Н.Шумаков).

3. Укажите безличное предложение:

1) Бодро идёшь домой. (И.А.Бунин).

2) Шума волн не слышно было за голосами. (М.Горький).

3) По наружности о человеке не суди. (Пословица).

4) Простишь ли мне ревнивые мечты, моей любви безумное волненье? (А.С.Пушкин).

4. Укажите назывное предложение:

1) Радостного сердца нежный трепет никакою силою не унять. (Н.Шумаков).

2) Убежать с тобою мне бы в синее заречье… (Н.Шумаков)

3) От поля сжатого, от скошенного луга пахнуло холодом. (А.М.Фёдоров).

4) Тихая, звёздная ночь. (А.Фет).

5. Какое предложение не является односоставным безличным?

1) Всю неизбежность понимая, осилить время не стремлюсь. (Н.Шумаков)

2) На рассвете с реки и с болот потянуло холодом. (В.Успенский).

3) Мне чистой ладожской воды не выпить никогда. (М.Дудин).

4) Нет мне здесь прежних утех! (А.Майков)

6. Какой способ связи слов представлен в словосочетании К ТВОЕМУ ДОМУ?

1) управление

2) согласование

3) примыкание

4) не является словосочетанием

7. Какой способ связи слов представлен в словосочетании УВИДЕЛ ЕГО?

1) управление

2) согласование

3) примыкание

4) не является словосочетанием

8. Какой способ связи слов представлен в словосочетании ДОЖДЬ И ВЕТЕР?

1) управление

2) согласование

3) примыкание

4) не является словосочетанием

9. Какой способ связи слов представлен в словосочетании ПОВЕРНУЛ НАПРАВО?

1) управление

2) согласование

3) примыкание

4) не является словосочетанием

10. Какой способ связи слов представлен в словосочетании ОЖИДАЯ ГОСТЕЙ?

1) управление

2) согласование

3) примыкание

4) не является словосочетанием

11. Укажите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ:

1) его дом

2) почки зеленеют

3) роскошно одеты

4) трёх пальм

5) нет правильного ответа

12. Укажите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ в предложении:

Необорудованные бараки, в которых мы жили, запомнились тем, что, выходя из дверей, мы сразу оказывались на солнце, на воздухе, на земле…

1) оказывались на солнце

2) запомнились тем

3) выходя из дверей

4) мы жили

5) необорудованные бараки

6) нет правильного ответа

Контрольное тестирование по теме «Синтаксис простого предложения»

II вариант

1. Какое предложение не является односоставным определённо-личным?

1) Вижу позднюю дорогу да порошу во полях. (С.Кузнецова)

2) Звукам звёзд ночных душою внемлю и стремлюсь к далёким огонькам. (Н.Шумаков)

3) Там неба осветлённый край средь дымных пятен. (А.Блок)

4) Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать.(С.Есенин)

2. Какое предложение не является односоставным неопределённо-личным?

1) Ночью курсантов подняли по тревоге. (Успенский В.)

2) Мне в тебе разувериться никогда не пришлось. (Н.Шумаков).

3) Рядом с Сенькой положили худенького с наголо выбритой круглой головой сержанта-разведчика. (В.Некрасов).

4) На даче спят под шум без плоти, под ровный шум на ровной ноте, под ветра яростный надсад.(Б.Пастернак).

3. В каком варианте ответа одно из предложений является односоставным неопределённо-личным?

1) Летний вечер. За лесами солнышко уж село. (И.З.Суриков).

2) Светает. Мглистый банный чад. (Б.Пастернак).

3) На тротуаре листьев пляска. Безлюдье. Детская коляска. (И.Кабыш).

4) Но вот прошло четыре года. В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо. (А.П.Чехов).

4. Укажите вариант ответа, в котором все предложения являются односоставными назывными:

1) Не грусти! На знобящем причале парохода весною не жди! (Н.Рубцов)

2) Тишина. Кукушка. Травы. (В.Боков)

3) Старую дорогу разобрали. Шпалы деревянные раздали людям на сараи и дрова. (Н.Шумаков).

4) На заводе всё благополучно. Ждут только приезда Василия Терентьевича. (А.И.Куприн).

5. Укажите вариант ответа, в котором одно из предложений является неопределённо-личным:

1) Сирены вой. Тревога. Звонким хором зенитки бьют. (Н.Браун).

2) Олимпиада зимняя в Гренобле. Ангина. Ночь. Транслируют хоккей. (А.Кайданов).

3) Прекрасен мир! Но восхищенью в иссохшем сердце места нет! (Ф.И.Тютчев)

4) Тропинка. Глушь лесная. Столетние кряжи. (С.Щипачёв).

6. Какой способ связи слов представлен в словосочетании ДОМ СТРОИТСЯ?

1) управление

2) согласование

3) примыкание

4) не является словосочетанием

7. Какой способ связи слов представлен в словосочетании ПО-ОСЕННЕМУ СКУЧНО?

1) управление

2) согласование

3) примыкание

4) не является словосочетанием

8. Какой способ связи слов представлен в словосочетании РОМАН О ПРИКЛЮЧЕНИЯХ?

1) управление

2) согласование

3) примыкание

4) не является словосочетанием

9. Какой способ связи слов представлен в словосочетании НА ОПУСТЕВШЕЙ ЗЕМЛЕ?

1) управление

2) согласование

3) примыкание

4) не является словосочетанием

10. Какой способ связи слов представлен в словосочетании МЕЧТА УЕХАТЬ?

1) управление

2) согласование

3) примыкание

4) не является словосочетанием

11. Укажите подчинительные словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ в предложении:

В два ясных дня согнало с берегов весь снег, и Угрюм-река синела под солнцем холодным блеском. (В.Шишков)

1) ясных дня

2) Угрюм-река

3) холодным солнцем

4) река синела

5) весь снег

6) холодным блеском

12. Укажите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ в предложении:

Каждое поколение торопит школьные годы.

1) каждое поколение

2) поколение торопит

3) торопит годы

4) школьные годы

Раздел VII. Перечень учебно-методического обеспечения

1. Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразоват учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред.М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 12-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009

2. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя. – 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1996. – 207с.

3. Уроки русского языка в 8 классе. Поурочные планы (по программе М.М. Разумовской). / Составитель О.А. Финтисова – Волгоград: Учитель, 2003.

4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

5. Журнал «Русский язык в школе»

Печатные пособия.

1.Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 8 класса.

Мультимедийные пособия.

«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here