Разработка по русской грамоте

1 класс

Тема: «Звуки [э], [й’э], буквы Ее»

Цель:

1. Познакомить детей со звуками [э], [й’э], и буквами Ее; упражнять в определении места звуков [э], [й’э] в словах;

2. Развивать речь, внимание, память, творческое воображение.

3. Воспитывать аккуратность при письме.

Оборудование: учебник, «Пропись № 2», звуковые фишки, опоры.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы урока: наглядный, словесный, частично-поисковый.

Ход урока.

1. Организационный момент.

— Сначала сядут те, чье имя начинается с гласного звука.

 — А теперь те, у кого имя начинается с согласного звука.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!

2. Мобилизующий этап.

— А какую новую букву мы сегодня будем изучать, вы должны будете догадаться.

— В какую группу можно объединить данные рисунки? (во всех словах есть буква е)

— Определите тему урока.

3. Целеполагание.

 — Сформулируйте цель нашего урока с помощью слов
    ПОЗНАКОМИМСЯ С …
     НАУЧИМСЯ ОТЛИЧАТЬ …
     НАУЧИМСЯ ЧИТАТЬ …

НАУЧИМСЯ ПИСАТЬ …
(- познакомимся со звуками [э, [й’э], и буквой, которая их обозначает;
   — научимся отличать  звуки [э]от [й’э], и букву Ее от других звуков и букв;
   — научимся читать слоги и слова с буквами Ее.

— научимся писать буквы Ее) 

— Кто догадался, какая буква сегодня именинница?

4. Актуализация знаний.

— Алла и Лиля поссорились. Они не знают, как разделить между собой изученные буквы. Давайте поможем им. Согласные буквы мы положим в корзинку Мане, а гласные Ане. Как вы думаете, почему мы будем делить буквы по такому принципу?

— Докажите, что вы правильно поделили буквы между девочками. Расскажите, что вы знаете о согласных звуках и гласных звуках?

а, б, в, г, д, ж, з, и, к, л, м, н, о, п, р, с, т, у

5. Изучение нового материала.

— К нашей имениннице букве Е пришёл гость, а кто это, вы узнаете, угадав загадку.

Вымолвил словечко
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что не знаю,
Повезло лентяю.

— Емеля ехал, ехал, ехал
На печи к нам в класс заехал!

— А сейчас мы проведём небольшую исследовательскую работу.

— Мы можем написать слово Емеля? (Нет! Мы не знаем все буквы в этом слове)

— А если не буквами, то, как еще можно записать слово Емеля? (Звуковой схемой)

— Давайте составим звуковую схему слова Емеля. (самостоятельно) (учитель делает схему за доской)

— Сколько слогов в слове Емеля? (3 слога)

— Докажите.

— Давайте проверим, сколько звуков в 1 слоге…(1 звук… 2 звука)

— У кого-то 2 звука, у кого-то 1 звук.

— Почему задание одно, а ответы разные? (Затруднение…)

— Давайте разберемся, сколько в этом слоге звуков и сколько букв. (учитель открывает свою схему)

— Произнесем первый слог протяжно [йэ]

— Какие звуки слышим? (Мягкий согласный звук и гласный звук)

— Итак, мы слышим 2 звука. Доложите знак мягкого согласного, у кого нет. (Дети поправляют схему)
— А сколько букв поставим под этот слог? (Одну)

— Какую? (е)

— Слышим 2 звука, а пишем 1 букву в том случае, если буква е стоит где, ребята? (В начале слова)

— Чтобы прочитать слово с буквой е в начале, надо ее просто назвать.

Е-меля.

— А в каком слоге еще есть буква е? (Во втором) (учитель ставит букву е)

— Все теперь догадались, почему сегодня Емеля у нас в гостях?

— Потому что буква Е – хитрая буква. А как вы думаете, почему её так назвали? (потому что может обозначать 1 звук, а может 2)

— Когда буква Е обозначает 1 звук? А 2?

— Какой звук обозначает буква Е, если она стоит после согласной? ([э])

— А какие звуки буква Е обозначает, если стоит в начале слова? ([й’э]

— Приведите примеры, когда буква Е обозначает 1 звук, 2 звука.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

— Молодцы! Мы хорошо потрудились, а теперь отдохнём.

6. Физминутка.

7. Продолжение изучения нового материала.

— Ребята, а вы знаете, что звуки можно записать с помощью букв?

— Звуки [э], [й’э], записываются с помощью печатных и письменных букв Ее, заглавных и строчных (ОБРАЗЕЦ)

— Как вы думаете, когда мы будем использовать заглавную букву? (в начале предложения, в именах, кличках животных)

— Встаньте те дети, у которых в имени или фамилии есть буква Е.

— Давайте построим букву Е из карандашей.

— На что она похожа? (ответы детей)

Буква Е — большая полка.
Вон, на ней предметов сколько!

— Чтобы много знать, надо уметь читать. Этим мы сейчас и займемся. Читаем слоги с буквой Е и договариваем до целого слова.

Л

Г

М

С

Р

(ЕЛ, ЕГ, ЕМ, ЕС, ЕР ЛЕ, ГЕ, МЕ, СЕ, РЕ)

— девочки, мальчики, хором.

— Прочитайте слоги в которых буква е обозначает 1 звук.

— Прочитайте слоги в которых буква е обозначает 2 звука.

8. Работа с учебником.

— с. 42

— Назовите слова, в которых есть буква Е.

— Составьте предложение с любым из этих слов.

— чтение слов с. 42 (в четвёрках)

— На какие 3 группы можно разделить эти слова? (односложные, двусложные, трёхсложные)

— Прочитайте односложные слова, двусложные, трёхсложные.

— Прочитайте слова с ударением на первом слоге, на втором слоге, на третьем слоге.

— Составьте схему к предложениям над рисунком. (у доски)

— чтение текста с. 42 (в парах)

— Найдите и прочитайте слова, в которых буква Е обозначает 1 звук, 2 звука.

9. Работа в «Прописи № 2»

— с. 22 ОБРАЗЕЦ ПИСЬМЕННЫХ БУКВ

10. Физминутка.

Глазки видят всё вокруг

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где потолок, а где окно.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

— Из каких элементов состоит строчная буква е?

* (Показ написания строчной буквы е на доске, прописывание в воздухе, прописывание в тетради, находя самую красивую букву)

— Из каких элементов состоит заглавная буква Е?

* (Показ написания заглавной буквы Е на доске, прописывание в воздухе, прописывание в тетради, находя самую красивую букву)

— Сделайте схему к слову ЕЛЬ (самостоятельно)

10. Итог.

— С какой буквой познакомились на уроке?

— Почему её называют хитрой буквой?

— Когда буква Е обозначает 1 звук? Приведите примеры.

— Когда буква Е обозначает 2 звука? Приведите примеры.

— Отгадайте загадки и у отгадок с помощью жестов укажите, сколько звуков обозначает буква е)

 Бьёт копытами «цок-цок»,

Снег летит, крупа, песок,

Знают все, кому не лень, Это — северный …(олень)

В ночь -мороз
С утра- капель,
Значит, на дворе (апрель)

Что же это за девица —
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (ель)

Зимой спит, а летом шумит (речка)

11. Рефлексия.

— Закончите фразы:

  • Материал урока мне был…

  • Мне захотелось…

  • Мне больше всего удалось…

  • Моё настроение…

  • Заставил задуматься…

  • Навел на размышления…

  • Могу похвалить своих одноклассников…

12. Д/з

Б- 42, П-22

Л

Г

М

С

Р

А

Б

О

Г

Д

Ж

З

И

У

Ы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here