Разработка по русской грамоте
1 класс
Тема: «Звуки [э], [й’э], буквы Ее»
Цель:
1. Познакомить детей со звуками [э], [й’э], и буквами Ее; упражнять в определении места звуков [э], [й’э] в словах;
2. Развивать речь, внимание, память, творческое воображение.
3. Воспитывать аккуратность при письме.
Оборудование: учебник, «Пропись № 2», звуковые фишки, опоры.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока: наглядный, словесный, частично-поисковый.
Ход урока.
1. Организационный момент.
— Сначала сядут те, чье имя начинается с гласного звука.
— А теперь те, у кого имя начинается с согласного звука.
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!
2. Мобилизующий этап.
— А какую новую букву мы сегодня будем изучать, вы должны будете догадаться.
— В какую группу можно объединить данные рисунки? (во всех словах есть буква е)
— Определите тему урока.
3. Целеполагание.
— Сформулируйте цель нашего урока с помощью слов
ПОЗНАКОМИМСЯ С …
НАУЧИМСЯ ОТЛИЧАТЬ …
НАУЧИМСЯ ЧИТАТЬ …
НАУЧИМСЯ ПИСАТЬ …
(- познакомимся со звуками [э, [й’э], и буквой, которая их обозначает;
— научимся отличать звуки [э]от [й’э], и букву Ее от других звуков и букв;
— научимся читать слоги и слова с буквами Ее.
— научимся писать буквы Ее)
— Кто догадался, какая буква сегодня именинница?
4. Актуализация знаний.
— Алла и Лиля поссорились. Они не знают, как разделить между собой изученные буквы. Давайте поможем им. Согласные буквы мы положим в корзинку Мане, а гласные Ане. Как вы думаете, почему мы будем делить буквы по такому принципу?
— Докажите, что вы правильно поделили буквы между девочками. Расскажите, что вы знаете о согласных звуках и гласных звуках?
а, б, в, г, д, ж, з, и, к, л, м, н, о, п, р, с, т, у
5. Изучение нового материала.
— К нашей имениннице букве Е пришёл гость, а кто это, вы узнаете, угадав загадку.
Вымолвил словечко
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что не знаю,
Повезло лентяю.
— Емеля ехал, ехал, ехал
На печи к нам в класс заехал!
— А сейчас мы проведём небольшую исследовательскую работу.
— Мы можем написать слово Емеля? (Нет! Мы не знаем все буквы в этом слове)
— А если не буквами, то, как еще можно записать слово Емеля? (Звуковой схемой)
— Давайте составим звуковую схему слова Емеля. (самостоятельно) (учитель делает схему за доской)
— Сколько слогов в слове Емеля? (3 слога)
— Докажите.
— Давайте проверим, сколько звуков в 1 слоге…(1 звук… 2 звука)
— У кого-то 2 звука, у кого-то 1 звук.
— Почему задание одно, а ответы разные? (Затруднение…)
— Давайте разберемся, сколько в этом слоге звуков и сколько букв. (учитель открывает свою схему)
— Произнесем первый слог протяжно [й’э]
— Какие звуки слышим? (Мягкий согласный звук и гласный звук)
— Итак, мы слышим 2 звука. Доложите знак мягкого согласного, у кого нет. (Дети поправляют схему)
— А сколько букв поставим под этот слог? (Одну)
— Какую? (е)
— Слышим 2 звука, а пишем 1 букву в том случае, если буква е стоит где, ребята? (В начале слова)
— Чтобы прочитать слово с буквой е в начале, надо ее просто назвать.
Е-меля.
— А в каком слоге еще есть буква е? (Во втором) (учитель ставит букву е)
— Все теперь догадались, почему сегодня Емеля у нас в гостях?
— Потому что буква Е – хитрая буква. А как вы думаете, почему её так назвали? (потому что может обозначать 1 звук, а может 2)
— Когда буква Е обозначает 1 звук? А 2?
— Какой звук обозначает буква Е, если она стоит после согласной? ([э])
— А какие звуки буква Е обозначает, если стоит в начале слова? ([й’э]
— Приведите примеры, когда буква Е обозначает 1 звук, 2 звука.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
— Молодцы! Мы хорошо потрудились, а теперь отдохнём.
6. Физминутка.
7. Продолжение изучения нового материала.
— Ребята, а вы знаете, что звуки можно записать с помощью букв?
— Звуки [э], [й’э], записываются с помощью печатных и письменных букв Ее, заглавных и строчных (ОБРАЗЕЦ)
— Как вы думаете, когда мы будем использовать заглавную букву? (в начале предложения, в именах, кличках животных)
— Встаньте те дети, у которых в имени или фамилии есть буква Е.
— Давайте построим букву Е из карандашей.
— На что она похожа? (ответы детей)
Буква Е — большая полка.
Вон, на ней предметов сколько!
— Чтобы много знать, надо уметь читать. Этим мы сейчас и займемся. Читаем слоги с буквой Е и договариваем до целого слова.
Г | М | С | Р |
(ЕЛ, ЕГ, ЕМ, ЕС, ЕР ЛЕ, ГЕ, МЕ, СЕ, РЕ)
— девочки, мальчики, хором.
— Прочитайте слоги в которых буква е обозначает 1 звук.
— Прочитайте слоги в которых буква е обозначает 2 звука.
8. Работа с учебником.
— с. 42
— Назовите слова, в которых есть буква Е.
— Составьте предложение с любым из этих слов.
— чтение слов с. 42 (в четвёрках)
— На какие 3 группы можно разделить эти слова? (односложные, двусложные, трёхсложные)
— Прочитайте односложные слова, двусложные, трёхсложные.
— Прочитайте слова с ударением на первом слоге, на втором слоге, на третьем слоге.
— Составьте схему к предложениям над рисунком. (у доски)
— чтение текста с. 42 (в парах)
— Найдите и прочитайте слова, в которых буква Е обозначает 1 звук, 2 звука.
9. Работа в «Прописи № 2»
— с. 22 ОБРАЗЕЦ ПИСЬМЕННЫХ БУКВ
10. Физминутка.
Глазки видят всё вокруг
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано –
Где потолок, а где окно.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
— Из каких элементов состоит строчная буква е?
* (Показ написания строчной буквы е на доске, прописывание в воздухе, прописывание в тетради, находя самую красивую букву)
— Из каких элементов состоит заглавная буква Е?
* (Показ написания заглавной буквы Е на доске, прописывание в воздухе, прописывание в тетради, находя самую красивую букву)
— Сделайте схему к слову ЕЛЬ (самостоятельно)
10. Итог.
— С какой буквой познакомились на уроке?
— Почему её называют хитрой буквой?
— Когда буква Е обозначает 1 звук? Приведите примеры.
— Когда буква Е обозначает 2 звука? Приведите примеры.
— Отгадайте загадки и у отгадок с помощью жестов укажите, сколько звуков обозначает буква е)
Бьёт копытами «цок-цок»,
Снег летит, крупа, песок,
Знают все, кому не лень, Это — северный …(олень)
В ночь -мороз
С утра- капель,
Значит, на дворе (апрель)
Что же это за девица —
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (ель)
Зимой спит, а летом шумит (речка)
11. Рефлексия.
— Закончите фразы:
-
Материал урока мне был…
-
Мне захотелось…
-
Мне больше всего удалось…
-
Моё настроение…
-
Заставил задуматься…
-
Навел на размышления…
-
Могу похвалить своих одноклассников…
12. Д/з
Б- 42, П-22
Г | М | С | Р |
Б | О | Г | Д | |
Ж | З | И | У | Ы |