Обособленное подразделение Филиал муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа

1 р. п. Татищево» в с. Слепцовка Татищевского района Саратовской области

Конспект урока по русскому языку
в 3 классе

«Сказуемое»

подготовила

учитель начальных классов

Климова Светлана Александровна

с.Слепцовка

2011

Тема: Сказуемое

Цели: учить находить сказуемое в предложении и видеть, что сказуемое не всегда выражено глаголом; развивать умение находить подлежащее и сказуемое; отработка умения находить в предложении подлежащее и сказуемое; формирование орфографической зоркости и каллиграфических навыков.

Ход урока

1.Эмоциональный настрой

На уроке нам предстоит большая работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успехов.

2.Организационный момент

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я друзья от вас не скрою: ручку я, вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Запись числа, классная работа

3. Минутка чистописания

Итак, воробушки урок по расписанию – чистописание. Сегодня прописываем…Какой звук заблудился?

От бобра (добра) бобра не ищут. Работа над пословицей

Дд дд

Учащиеся дают характеристику звука (д)

Др_ва, д_рога, д_бро, д_ла, д_ма

Найдите лишнее слово. (Дела — безударная гласная – е, а в остальных – о)

Дифференцированный подход.

Выберите по желанию и по цвету предложения: синий — слабый уровень; зеленый — средний; красный — сильный

Деревья нарядились в яркую листву. Дорога привела нас в осенний лес. Осенние листья шуршат под ногами. Мы вошли в осенний лес. Они нашли много разных грибов. Мы попрощались с теплым летом. Дима и Даша пошли искать грибы. Дедушка и бабушка приехали в гости. Травы и деревья сменили окраску.

Записать предложения, выделить грамматическую основу и разобрать предложения (по цели высказывания и по интонации).

Вывод: Предложения в синем цвете: подлежащее выражено существительным. В зеленом – словом он, она, мы, они, которое замещает имена существительные. В красном — сочетанием двух имён существительных с предлогом.

4. Словарная работа. Ребусы.

(Ученик, учитель, дорога, горох, картина, корова, петух, машина, дерево)

5. Актуализация знаний

Вспомним, что такое подлежащее и что такое сказуемое.

Подлежащее – это главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее подчёркивается одной чертой.

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, его чувства. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? Что делал? Что будет делать? Каков? Сказуемое подчёркивается двумя чертами.

6. Постановка У.З.

Тема: Сказуемое. Мы изучаем главные члены предложения. На прошлом уроке мы говорили о подлежащем, а сегодня будем говорить более подробно о сказуемом.

Со словарным словом ученик и учитель составим предложения.

Учитель обучает учащихся. Ученик аккуратен.

Найдем главные члены предложения

Проблема – не можем найти сказуемое во втором предложении.

7. Планирование

— Что тебе поможет в достижении цели?

Мы должны спланировать свою деятельность.

-Задайте вопросы:

— О чем вы хотите спросить сказуемое?

1. Какой член предложения называют сказуемым и как его найти?

2. Какими частями речи может быть выражено сказуемое?

3. Какую работу (роль) выполняет в предложении?

8. Реализация плана

Найдите подлежащее в каждом предложении. Подчеркните. Прежде чем найти сказуемое, вспомните все, что вы о нем знаете.

На какие вопросы отвечает сказуемое? Как подчеркивается?

В данных предложениях найдите сказуемое.

Сказуемое – это то, что сказано о подлежащем.

Почему в этих предложениях трудно определить сказуемое?

Прочитайте правило в учебнике с. 62. Правило вам поможет.

Теперь можете найти сказуемое?

В каком предложении сказуемое выражено глаголом?

В каких предложениях сказуемое выражено другими частями речи?

(Ученик аккуратен, говорится о том, что ученик был, есть и будет аккуратен).

Выпишите предложение, где сказуемое выражено другой частью речи. Подчеркните грамматическую основу предложения.

Вывод:

— Какую роль сказуемое выполняет в предложении? (главную, поясняет подлежащее, строит предложение).

Вспомните, пожалуйста, как о подлежащем и сказуемом сказал М.Ц.Ломоносов:

«Подлежащее, лежащее в основе предложения. Сказуемое называет то, что сказано о подлежащем, оно содержит в себя всякого рода информацию о подлежащем.

Мы ответили на вопросы, какой член предложения называют сказуемым.

— Как найти сказуемое? (Если ты хочешь проверить себя, правильно ли найдено сказуемое, измени предложение так, как будто то, о чем говорится, уже было или только будет). Например: В этом году зима холодная. В предложении говориться о зиме: что? зима (подлежащее). О зиме говорится, что она (будет, была) холодная; холодная (сказуемое).

Физкультминутка

9. Применение полученных знаний

Задания:

  1. Коллективный разбор предложений в упражнении 3 с.63 (учебник) (фронтальная проверка)

— Какую роль сказуемое выполняет в предложении? (главную, поясняет подлежащее, строит предложение).2. Исправление ошибок в упражнении 4 с.63 (учебник).

Учащиеся сравнивают выполненные задания Даши и Валеры, находят ошибки, исправляют и дают совет, как их избежать (формулируют правило, рассказывают алгоритм).

10 Контроль

Работа по вариантам:

1.Мой брат летчик.

2.День сегодня солнечный.

3.Рады дети подаркам Деда Мороза.

4.Вода в колодце холодна.

1.Москва — столица России.

2.Воскресенье — выходной день.

3. Собака – верный друг человека.

4.Небо сегодня безоблачно.

Учащиеся по очереди выходят к доске и подчеркивают главные члены предложений.

11. Итог

— Какая же перед нами стояла У.З.? Помогут ответить ребята.

Когда перед вами задача – найти

Главные члены предложения.

Прежде всего, отыщите глагол.

Глагол в любом наклонении.

Когда обнаружится этот глагол

Между другими словами

То подчеркните его поскорей

Сразу двумя чертами.

Что интересного и нового мы узнали о сказуемом?

Резерв. С.60. Т.инд. с.37 упр.86,87.

Домашнее задание: составьте и запишите 4–5 предложений, в которых сказуемое выражено разными частями речи; выделите главные члены.

12.Рефлексия

— Понравился ли тебе урок?

— Что особенного запомнилось?

— Что для тебя было трудно на уроке?

Список использованной литературы

Иванов С. В. Русский язык : 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. /– М. : Вентана-Граф, 2010.

Иванов С. В. Электронное пособие. Компакт-диск. Русский язык поурочные планы 3-4 классы – М. : Вентана-Граф, 2010.

Иванов С. В.. Русский язык Методическое пособие -.– М. : Вентана-Граф, 2011.

Кузнецова, М. И. Пишем грамотно : 3 класс : рабочая тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2010.

Кузнецова, М. И. Учусь писать без ошибок : 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / М. И. Кузнецова. – М. : Вентана-Граф, 2010.

Бетенькова Н. М. Фомин Д. С. Конкурс грамотеев –М.:Просвещение 1995

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here