Разработка урока русского языка для 3 класса
УМК «Перспективная начальная школа» по теме «Существительные второго склонения»
Фамилия, имя, отчество автора материала Максименко Наталья Сергеевна
Место работы МБОУ СОШ №28 станица Анастасиевская
Должность автора работы учитель начальных классов
тема урока: существительные 2 склонения.
Цели урока: формировать умение склонять имена существительные в единственном числе; развивать орфографическую зоркость, создать условия для уточнения знаний о типах склонения существительных; развития умений определять тип склонений существительных в начальной форме по роду и окончанию; содействовать развитию зрительной памяти и орфографической зоркости учащихся; мышления, речи, памяти, внимания; умений анализировать, сравнивать; умений работать с учебником; воспитанию интереса к предмету, активности, взаимопомощи.
Личностные УУД.
-
Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД.
-
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
-
Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД.
-
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД.
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1. | Организационный момент.
Самоопределение к деятельности.
| — Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Садитесь! — Чему мы учимся на уроках? — Древняя пословица гласит, что «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Слайд1 — Как вы её понимаете? — Вы знаете, что наши знания – это богатство, которые мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и
используем. | Вдох, выдох Улыбаются партнеру.
Ответы учащихся по памятке Высказывают мнение.
Мы узнаём что-то новое. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
| Проверка домашнего задания | – Какие трудности возникли при выполнении домашнего задания? | Ответы учащихся |
|
2. | Постановка учеб-ной задачи.
Работа над каллиграфией.
Совместное открытие новых знаний.
Создание проблемной ситуации
Словарная работа.
Введение в тему
Первичное закре-пление каждого понятия.
Актуализация знаний и умений.
Физминутка. Применение по-лученных знаний на практике.
Применение по-лученных знаний на практике.
Итог урока.
Рефлексия урока
Выставление оценок
Домашнее задание | -Получив проверенную тетрадь, не забудьте дома выполнить РНО. Запишите в тетради дату, классная работа. Помните о правильной посадке. -А теперь я предлагаю вам поработать над красотой письменной речи, вспомнить каллиграфическое написание элементов букв. -В буквах минутки чистописания спрятана тема нашего урока (Цветными мелками записано слово СКЛОНЕНИЕ). Найдите слово, о котором вы будете собирать информацию. Какими источниками информации воспользуетесь? -Сформулируйте тему урока. Какие задачи можете перед собой поставить? Слайд 2 — Попробуйте сформулировать их с помощью опорных слов: Слайд 3 1.Узнать больше …(об имени существительном.) 2. Познакомиться с приёмами …(распознавания рода.) 3. Научиться определять…(род имени существительного.) -Вам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих удач. 1) На маркерной доске 2) Индивидуальная карточка 3) Все: –Записать отгадку, определить род существительных -Вспомните, как мы определяем род имени существительного? (он мой…) Викторина «На грядке» (словарная работа) -Поговорим о полезных продуктах питания. ■ Этот овощ «пришел» к нам из Америки 200 лет назад и поначалу не понравился по вкусу. Просто люди не сразу разобрались в том, то надо есть — ели даже цветы и зеленые ягоды. Какое-то время его плодами украшали дамские шляпки. Из него в настоящее время делают много
вкусных салатов и соусов. (Помидор). ■ Этот овощ был известен в Индии уже 3 тысячи лет назад. Люди научились делать из него множество салатов и солений. А иногда их выращивают на окнах в доме. (Огурец). ■ Этот овощ, всегда ценили за сладкую сочность и целебные свойства. Ведь в нем очень много витамина А, очень важного для здоровья и роста человека. Этот витамин улучшает зрение. Поэтому всем детям (а не только зайцам) нужно его есть как можно чаще. (Морковь). ■ Этот овощ в зеленых стручках — одно из любимых лакомств на грядке. Издавна его выращивали не только для вкусных супов и каш, но и для очень питательной муки, которую смешивали с пшеничной или ржаной мукой и выпекали хлеб, блины, пирожки. (Горох). ■ Этот овощ давно известен на всех континентах. Едят в свежем виде, делают различные салаты, голубцы, котлеты. А в квашеном виде содержит много витаминов. (Капуста). – Что же такое склонение? (Это изменение слова по падежам и числам) -В русском языке различают 3 склонения существительных. Вспомните, какие существительные относятся к 1-му склонению. (Подсказка: домик — в первом подъезде живут имена существительные 1-го склонения. Приведите примеры. -Как вы думаете, какие существительные относятся ко 2-му склонению? Где мы можем найти ответ на этот вопрос? Найдите тему урока в учебнике (с.122): 1) Слова автора 2) Учитель раздает детям лист (таблица) — А теперь вы будете исследователями. Интересно, кто же из вас самый наблюдательный? Возьмите карточки, впи-шите окончания. Всё по стр. 123 учебника — Маша и Миша сделали свой вывод на с.124 учебника. Прочитайте его самостоятельно. -Какие существительные относятся ко 2 склонению? Заполните второй подъезд домика. Слайд 6
— Как правильно определить склонение? Давайте составим памятку-помощницу для определения склонения существительных. Ваши предложения?! -В помощь у меня есть опорные подсказки -Давайте составим памятку Слайд 7. Памятка «Как определить склонение имени существительного»
— Запишите предложение Туристы жили в палатке.
Игра «Не ошибись» — Я читаю слова. Вы хлопаете в ладоши, если слышите имена существительные 2 склонения. Автомобиль (2), мама (1), день (2), лиса (1), папа (1), вата (1), урок (2), облако (2), четверг (2), молоко (2). — Какие учебные задачи мы перед собой ставили? Мы их выполнили? — Какое маленькое, но очень важное открытие мы сделали на уроке? -Дайте оценку своей деятельности на уроке. Слайд 8 Отметьте на полях в тетради ступеньку знаний, на которой вы стоите после этого урока: Красный квадрат — «Не понял тему урока» Жёлтый квадрат — «Надо еще поработать дома» Зелёный квадрат — «Тему хорошо усвоил» — -Не огорчайтесь, если у вас сегодня что-то не получилось, В время для исправления ещё есть. Хорошо все работали на уроке. Слайд9 РТ, с.80, упр.89 ОБЪЯСНИТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ (по созданной памятке).Индивидуальная карточка | Записывают в тетрадь
Склонение учебник Ученики формулируют тему и цель урока
Выполняют запись словарных слов
Называют опорные слова родов
К 1-му склонению относятся существительные ж.р. и м.р. с окончаниями –А, -Я в начальной форме. В учебнике, по содержанию
Работают по учебнику
Работа в паре по карточкам (склоняют по падежам слов ХЛЕБ, СЕЛО)
Читают вывод под крылом летучей мыши.
Выполняют упр-я физминутки Выслушиваются варианты уч-ся (определить род, выделить окончание существительного в Н.ф., по роду и окончанию определить склонение). Составляют памятку (ПРОЕКТ)
Записывают предложение и выполняют задание.
Хлопают в ладоши (по условию игры) Подводят итог урока, отвечая на вопросы
Оценивают свою деятельность на данном уроке
Записывают домашнее задание в дневник | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков
Регулятивные: целеполага-ние; общеучебные: –формулирование позна-вательной цели; логические: формулирование проблемы
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение
гипотез и их обоснование; коммуникативные: инициативное сотрудни-чество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные:
Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |