Разработка урока русского языка для 3 класса

УМК «Перспективная начальная школа» по теме «Существительные второго склонения»

Фамилия, имя, отчество автора материала Максименко Наталья Сергеевна

Место работы МБОУ СОШ №28 станица Анастасиевская

Должность автора работы учитель начальных классов

тема урока: существительные 2 склонения.

Цели урока: формировать умение склонять имена существительные в единственном числе; развивать орфографическую зоркость, создать условия для уточнения знаний о типах склонения существительных; развития умений определять тип склонений существительных в начальной форме по роду и окончанию; содействовать развитию зрительной памяти и орфографической зоркости учащихся; мышления, речи, памяти, внимания; умений анализировать, сравнивать; умений работать с учебником; воспитанию интереса к предмету, активности, взаимопомощи.

Личностные УУД.

      • Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

  • В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД.

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД.

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный момент.

Самоопределение к деятельности.

— Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть зимнего утра, тепло солнечных лучей. Садитесь!

— Чему мы учимся на уроках?

— Древняя пословица гласит, что «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Слайд1

— Как вы её понимаете?

— Вы знаете, что наши знания – это богатство, которые мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и

используем.

Вдох, выдох

Улыбаются партнеру.

Ответы учащихся по памятке

Высказывают мнение.

Мы узнаём что-то новое.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Проверка домашнего задания

Какие трудности возникли при выполнении домашнего задания?

Ответы учащихся

2.

Постановка учеб-ной задачи.

Работа над каллиграфией.

Совместное открытие новых знаний.

Создание проблемной ситуации

Словарная работа.

Введение в тему

Первичное закре-пление каждого понятия.

Актуализация знаний и умений.

Физминутка.

Применение по-лученных знаний на практике.

Применение по-лученных знаний на практике.

Итог урока.

Рефлексия урока

Выставление оценок

Домашнее задание

-Получив проверенную тетрадь, не забудьте дома выполнить РНО. Запишите в тетради дату, классная работа. Помните о правильной посадке.

-А теперь я предлагаю вам поработать над красотой письменной речи, вспомнить каллиграфическое написание элементов букв.

-В буквах минутки чистописания спрятана тема нашего урока (Цветными мелками записано слово СКЛОНЕНИЕ). Найдите слово, о котором вы будете собирать информацию. Какими источниками информации воспользуетесь?

-Сформулируйте тему урока. Какие задачи можете перед собой поставить? Слайд 2

— Попробуйте сформулировать их с помощью опорных слов: Слайд 3

1.Узнать больше …(об имени существительном.)

2. Познакомиться с приёмами …(распознавания рода.)

3. Научиться определять…(род имени существительного.)

-Вам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих удач.

1) На маркерной доске

2) Индивидуальная карточка

3) Все: –Записать отгадку, определить род существительных

-Вспомните, как мы определяем род имени существительного? (он мой…)

Викторина «На грядке» (словарная работа)

-Поговорим о полезных продуктах питания.

Этот овощ «пришел» к нам из Америки 200 лет назад и поначалу не понравился по вкусу. Просто люди не сразу разобрались в том, то надо есть — ели даже цветы и зеленые ягоды. Какое-то время его плодами украшали дамские шляпки. Из него в настоящее время делают много

вкусных салатов и соусов. (Помидор).

Этот овощ был известен в Индии уже 3 тысячи лет назад. Люди научились делать из него множество салатов и солений. А иногда их выращивают на окнах в доме. (Огурец).

Этот овощ, всегда ценили за сладкую сочность и целебные свойства. Ведь в нем очень много витамина А, очень важного для здоровья и роста человека. Этот витамин улучшает зрение. Поэтому всем детям (а не только зайцам) нужно его есть как можно чаще. (Морковь).

Этот овощ в зеленых стручках — одно из любимых лакомств на грядке. Издавна его выращивали не только для вкусных супов и каш, но и для очень питательной муки, которую смешивали с пшеничной или ржаной мукой и выпекали хлеб, блины, пирожки. (Горох).

Этот овощ давно известен на всех континентах. Едят в свежем виде, делают различные салаты, голубцы, котлеты. А в квашеном виде содержит много витаминов. (Капуста).

Что же такое склонение? (Это изменение слова по падежам и числам)

-В русском языке различают 3 склонения существительных. Вспомните, какие существительные относятся к 1-му склонению. (Подсказка: домик — в первом подъезде живут имена существительные 1-го склонения. Приведите примеры.

-Как вы думаете, какие существительные относятся ко 2-му склонению? Где мы можем найти ответ на этот вопрос? Найдите тему урока в учебнике (с.122):

1) Слова автора

2) Учитель раздает детям лист (таблица)

— А теперь вы будете исследователями. Интересно, кто же из вас самый наблюдательный? Возьмите карточки, впи-шите окончания.

Всё по стр. 123 учебника

— Маша и Миша сделали свой вывод на с.124 учебника. Прочитайте его самостоятельно.

-Какие существительные относятся ко 2 склонению? Заполните второй подъезд домика. Слайд 6

— Как правильно определить склонение? Давайте составим памятку-помощницу для определения склонения существительных. Ваши предложения?!

-В помощь у меня есть опорные подсказки

-Давайте составим памятку Слайд 7.

Памятка «Как определить склонение имени существительного»

  1. Определить род

  2. Выделить окончание существительного в Н.ф. (И.п. ед.ч.)

  3. По роду и окончанию определить склонение

Запишите предложение

Туристы жили в палатке.

  1. Подчеркните ГЧП.

  2. Определите падеж, склонение существительного

  3. В ПАЛАТКЕ

  1. Имя существительное – в палатке, Н.ф. – палатка

  2. Род – женский, окончание – а, склонение – I

Игра «Не ошибись»

— Я читаю слова. Вы хлопаете в ладоши, если слышите имена существительные 2 склонения.

Автомобиль (2), мама (1), день (2), лиса (1), папа (1), вата (1), урок (2), облако (2), четверг (2), молоко (2).

Какие учебные задачи мы перед собой ставили? Мы их выполнили?

— Какое маленькое, но очень важное открытие мы сделали на уроке?

-Дайте оценку своей деятельности на уроке. Слайд 8

Отметьте на полях в тетради ступеньку знаний, на которой вы стоите после этого урока:

Красный квадрат — «Не понял тему урока»

Жёлтый квадрат — «Надо еще поработать дома»

Зелёный квадрат — «Тему хорошо усвоил»

— -Не огорчайтесь, если у вас сегодня что-то не получилось,

В время для исправления ещё есть. Хорошо все работали на уроке. Слайд9

РТ, с.80, упр.89 ОБЪЯСНИТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ (по созданной памятке).Индивидуальная карточка

Записывают в тетрадь

Склонение

учебник

Ученики формулируют тему и цель урока

Выполняют запись словарных слов

Называют опорные слова родов

К 1-му склонению относятся существительные ж.р. и м.р. с окончаниями –А, -Я в начальной форме.

В учебнике, по содержанию

Работают по учебнику

Работа в паре по карточкам (склоняют по падежам слов ХЛЕБ, СЕЛО)

Читают вывод под крылом летучей мыши.

Выполняют упр-я физминутки

Выслушиваются варианты уч-ся (определить род, выделить окончание существительного в Н.ф., по роду и окончанию определить склонение).

Составляют памятку (ПРОЕКТ)

Записывают предложение и выполняют задание.

Хлопают в ладоши (по условию игры)

Подводят итог урока, отвечая на вопросы

Оценивают свою деятельность на данном уроке

Записывают домашнее задание в дневник

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с

учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

Регулятивные: целеполага-ние;

общеучебные:

формулирование позна-вательной цели;

логические: формулирование проблемы

Регулятивные: планирование,

прогнозирование;

познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение

гипотез и их обоснование;

коммуникативные: инициативное сотрудни-чество в поиске и выборе информации.

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция; познавательные:

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here