МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДУБРОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Методическое объединение учителей начальных классов

Разработка урока русского языка на тему:

«Приставка. Значение приставки. Образование новых слов при помощи приставки» для 3 класса

Выполнила:

Емельянова Е.Н.

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Проверил:

Павлова Т.Е.

руководитель ШМО

учителей начальных классов

2013г.

Тема: Приставка. Значение приставки. Образование новых слов при помощи приставки.

Цели:

Обучающие: Создать условия для формирования знаний о приставке, как значимой части слова; умения находить приставку в словах и образовывать новые слова при помощи приставки.

Формировать познавательный интерес к открытию новых знаний.

Формировать универсальные учебные действия:

регулятивные: саморегуляция- мобилизовать силы и энергию к преодолению препятствий для познания нового;

целеполагание-развивать умение прогнозировать (для чего повторяли);

личностные: формирование смыслообразования (ради чего осуществляется учебная деятельность); осознавать ответственность за себя и товарищей (хочу узнать новое, потому что могу и есть для этого начальные знания); строить алгоритм; ставить учебные задачи, контролировать свои выводы с выводом эталона (учебника); соотносить результат своей деятельности с задачами урока, оценивать себя;

познавательные: умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт, учебник; развитие самостоятельности в осуществлении учебных задач (словарная работа);

коммуникативные: умение слушать товарищей и контролировать деятельность партнёра; умение выражать свои мысли, участвовать в диалоге, соблюдая коммуникативную культуру.

Развивающие: развивать умение формулировать тему и задачи урока, искать пути их решения;

Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Уч.- «Не бойтесь, дети, ошибиться,

Ведь вы пришли учиться.

Не унывайте и не мучайтесь,

Ведь на ошибках учатся».

  1. Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания

Уч.- У кого возникли трудности при выполнении домашнего задания?

-По какому признаку вы распределили слова в две группы?

Д. – Рябина, к рябине, у рябины. Это формы одного и того же слова. Лексическое значение осталось прежним, изменилось только окончание.

-Рябина, рябинушка, рябинка, рябиновый, рябинник. Это однокоренные слова, потому что у них одинаковый корень – рябин, в нём заключено общее значение всех однокоренных слов.

Уч. — Что можете сказать о лексическом значении однокоренных слов?

Д.-Оно разное.

2.Словарная работа.

Уч.- Какую исследовательскую работу вы провели?

Д.-Рябинник 1-заросли рябины; рябинник 2-большой серый дрозд.

Слайд №3

Уч. – Где нашли информацию?

Д.-В толковом словаре.

Уч.- Что можете сказать о слове рябина?

Д.-Словарное слово.

Уч. — Почему?

Д.- В корне слова безударная гласная, непроверяемая ударением.

Уч. – Как её можно запомнить?

Д.-Создать ассоциативный образ.

Уч. — Почему дрозда назвали рябинником?

Д.-Лакомится ягодами рябины.

РЯБИНА

Г

О

Д

А

3.Повторение изученного материала.

Уч. — Давайте обобщим, какие знания помогли вам выполнить домашнее задание.

Д.-Знания о частях слова: корень, окончание.

Уч.- Что же такое корень? Как его найти?

Д.-Корень, главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Уч.- Что же такое окончание? Как его найти?

Д.- Окончание изменяемая часть слова, которая образует форму слова. Чтобы найти окончание, надо изменить форму слова.

Уч.- Как, по-научному называются части слова: корень и окончание?

Д.-Морфемы.

Слайд №4

Уч.- Посмотрите на наш железнодорожный состав, который, везёт какой состав?

Д.-Состав слова.

Уч. — Какие морфемы в нём уже едут?

Д.-Корень и окончание.

Уч.- Как вы думаете, зачем мы достали из своей памяти знания про эти две морфемы?

Д.- Продолжим знакомство с новыми морфемами, и старые знания нам пригодятся.

Уч. — Сегодня в наш поезд сядет ещё одна морфема. Хотите узнать, какая?

II.Работа по новой теме:

Слайд №5

У.-Что делает собачка?

Д.-(хором) Переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит.

Уч. — Выделим окончание в словах.

Уч. — Что вы можете сказать об этих словах?

Д.- Это глаголы, так как обозначают действие предмета.

-Они однокоренные, так как у них общая часть – корень.

Уч. — Как вы думаете, от какого слова образовались все эти слова?

Д.-От слова — ходит.

Уч.- Обратите внимание на выделенную часть однокоренных слов и

подумайте, какую роль сыграла выделенная часть слова в данных словах?

Д.- Образовались новые слова.

Уч. — Что вы можете сказать о лексическом значении данных глаголов.

Д.-Оно разное. (Объясняют значение)

Уч.- Может быть, кто-то из вас знает, как называется часть слова, которая внесла новый оттенок значения и образовала новые слова?

Д.- Приставка.

Уч.- Обратите внимание, где находится приставка.

Д.-Перед корнем.

Уч.- Попробуйте догадаться, почему приставку назвали приставкой?

Д.- Её приставили к корню.

Уч.- Посмотрите, каким значком принято выделять приставку.

Уч.- Как вы думаете, может быть пришло время сформулировать тему нашего урока?

Д.-Приставка.

Уч.- Поставьте задачи на урок.

Д.-1.Узнать, что такое приставка.

2.Учиться образовывать новые слова при помощи приставок.

3.Находить приставку в словах.

4.Правильно писать слова с приставками.

Уч. — Давайте обобщим, какие знания нам уже удалось самостоятельно добыть.

Д.-Приставка — часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка придаёт словам новое лексическое значение.

Уч.- Куда обратимся, чтобы проверить правильность своих выводов?

Д.- К учебнику.

Уч.- Стр.84. Мудрая сова сообщает вам новые сведения о языке.

-Что вы можете сказать, прочитав правило? Правы ли вы были?

Д.-Мы были правы.

Уч.- Прочитаем ещё раз, а чтобы полученные знания ещё лучше отложились в вашей памяти, расскажите правило друг другу. (Работа в парах)

-Какую задачу нам удалось решить?

Д.- Узнали, что такое приставка.

Уч.- Приставки великие труженицы, если мы зададимся целью отыскать, хотя бы маленькое стихотворение или рассказ, где бы ни было приставок, мы поставим перед собой непосильную задачу. В русском языке, чуть менее 100 приставок. И мы сегодня на уроке познакомимся лишь с некоторыми из них.

-Назовите приставки, которые нам уже встретились в начале урока.

Д.-пере, под, в, вы, об, у

Уч.- Пополните свои знания самостоятельно, обратившись к учебнику.

-Что вам предлагают запомнить?

Д.- Приставки всегда пишутся одинаково.

Уч.- Как вы думаете, почему на правописании приставок сделан акцент?

Д — Правописание приставок, это орфограмма.

Уч.-Назовите приставки, которые пишутся с буквой О, А, Е, И.

-Проговорим хором так, как они написаны.

-Назовите остальные приставки.

Д.-вы, в, у, с.

Уч.- Где мы можем применить полученные знания?

Д.-На практике.

Слайд № 6

Приставочное дерево

Уч.- Предложите задание.

Д.-При помощи приставок образовать новые слова. Выделить приставку.

Уч.- От какого слова будем образовывать новые слова при помощи приставок?

Уч.- Предлагаю некоторым детям (слабым) поработать в парах.

-Испытали ли вы трудности при выполнении этого задания?

-Проверьте себя самостоятельно.

Надписать, подписать, списать, прописать, отписать, переписать, приписать, написать, выписать. (Проверка на слайде).

Уч. — Кто может похвалить себя за выполненную работу, поднимите руку.

— Могут ли приставки существовать сами по себе отдельно от корня? Сделайте вывод, как пишутся приставки?

Д.-Приставки с корнем пишутся слитно.

Физкультминутка.

Уч.- Какую ещё задачу мы с вами решили?

Д.-Научились образовывать новые слова при помощи приставок.

Уч.- Какую ещё задачу мы перед собой ставили?

Д.-Научиться находить приставку в слове.

Слайд № 7

Говорит Наташе дед:

Я помочь тебе стремлюсь

И полезный дать совет:

Намотай себе на ус!

Но тотчас ему в ответ

Внучка рассмеялась:

-У меня усов же нет,

Ах, какая жалость!

Уч.- Прочитайте стихотворение. Что можете сказать о выделенном предложении?

Д.-Это фразеологизм. Устойчивое сочетание слов.

Уч.- Объясните. Назовите глаголы.

Д.-Намотать на ус — хорошо запомнить.

Уч.- Назовите глагол.

Д.-Намотать.

Уч.- Может ли этот глагол употребляться без приставки?

Д.-Да.

Уч.- Докажите.

Д.-Мотать.

Уч.- А с другой приставкой?

Д.- Замотать, отмотать.

Уч.- Какие это слова?

Д.-Однокоренные.

Уч.- Что происходит с приставкой?

Д.-Меняется.

Уч.- Попробуйте сделать вывод, как найти приставку в слове?

Д.-Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой, часть, которая будет меняться перед корнем и есть приставка.

Уч.- Как проверить свои предположения?

Д.-Обратимся к учебнику.

Уч.-с.86!

Уч.- Что запомнили?

-Где применим полученные знания?

Д.-На практике.

Уч.-с.86 №156

Уч.- Как называются слова противоположные по смыслу?

Д.-Антонимы

Уч.- Давайте понаблюдаем, какая морфема сделала эти слова антонимами?

Д.-Приставка.

Уч. — Что меняется в словах с изменением приставки?

Д.-Лексическое значение.

Уч. — Как называется пропущенная орфограмма?

Д.-Правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Уч.- Вспомним, как правильно обозначить буквой безударный гласный звук в корне слова. (Ответы детей)

-Прежде, чем вы самостоятельно начнёте работать, давайте выстроим алгоритм:

Слайд №8

Д.-

1.Подбираем антоним.

2.Подбираем проверочное слово.

3.Выделяем приставку.

-1 слово коллективно разбор, остальные самостоятельно с последующей проверкой. (1 человек за закрытой доской)

-Какую задачу нашего урока мы решали?

Д.-Учились находить приставку в слове.

Рефлексия.

Уч. — Кто испытал трудности? В чём?

III.Подведение итогов урока.

1. Уч.- Как звучала тема нашего урока?

-Какие задачи вы ставили перед собой в начале урока?

Д.- 1.Узнать, что такое приставка.

2.Учиться образовывать новые слова при помощи приставок.

3.Находить приставку в словах.

4.Правильно писать слова с приставками.

Уч.- Все ли, поставленные задачи мы решили? Давайте проверим, насколько продуктивно вы работали на уроке.

Слайд № 9

Рефлексия.

2. Д.-Я узнал(а), что…

-стоит…

приставка -служит…

-пишется со словом…

-чтобы найти приставку…

Уч. — Оцените свою работу.

— Выводом нашего урока послужит следующее стихотворение:

Слайд №10

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она,

А при помощи приставки

Образуются слова.

Слайд №11

-Давайте и эту морфему поместим в состав поезда и определим ей место в составе слова. Что вы заметили?

Д.-Ещё один вагончик пустой, это значит, будем знакомиться ещё с одной морфемой.

Уч.- Вы ещё не всё узнали о приставке.

Хотите узнать об этой морфеме ещё больше? Завтра на уроке мы с вами узнаем, какие значения имеют разные приставки в словах.

-Хочу вас похвалить и сказать, что вы сегодня работали на хорошо и отлично. А всё, что вы узнали, надо закрепить, выполнив домашнее задание.

3. -Предложите задание на дом.

Слайд №12

Д.-Выучить правила наизусть.

Уч.-С.84,85,86 , упр.155

-Прочитайте задание, у кого есть вопросы? Что будете делать?

Д.- Образовывать новые слова при помощи приставки.

Уч.- Обратите внимание, на слово с цифрой 1.

-Где найдёте образец звукобуквенного разбора?

Д.-В конце учебника.

Спасибо всем за хорошую работу.

11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here