ГБОУ СОШ № 1383 с углубленным изучением английского языка г. Москвы

План урока по русскому языку в 6 классе

Сочинение-описание с элементами рассуждения

(по картине И.И. Левитана «Вечерний звон»)

Учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 1383 Барсукова Р.М.

2014 г

Цели:

Образовательная: вооружение учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и социально адаптированным членом социума, познакомить учащихся с лирикой русских поэтов и с произведениями русских художников-пейзажистов.

Развивающая: создать условия самореализации, социализации, общения в диалоге культур и цивилизации современного мира, понимания лирического бессюжетного стихотворения, умения анализировать стихотворение; находить ассоциативные связи между произведениями литературы, музыки и живописи.

Воспитательная: воспитывать внимание к поэтическому слову и эстетические вкусы учащихся, используя различные виды искусства (литература, живопись, музыка), воспитывать любовь к природе, Родине.

Теория литературы: лирический герой, эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, ассонанс (повторение понятий).

Оборудование: музыка Бетховена, фонограмма колокольного звона Новодевичьего монастыря, репродукции пейзажей И.И. Левитана, портреты И. Козлова, И. Левитана, С. Есенина, видеоролик с песней

Методические приемы: эвристический, чтение наизусть, сообщения учащихся, устное словесное рисование, аналитическая беседа.

Задачи:

1)формировать посредством урока развития речи готовность к самостоятельному решению задач на основе приобретенных знаний, умений, навыки креативной способности ученика и коммуникативной культуры.

2) приобщение учащихся к русской культуре, к искусству.

3) расширение кругозора и активизация познавательной деятельности.

Слово учителя.

Каждый из нас любовался восходом и заходом солнца, блеском умытой дождем зелени, золотом осенней листвы, алмазным сверканием снега. Общение с природой всегда доставляет нам радость.

Не меньшее наслаждение испытываем мы, читая хорошие стихи о природе нашей России, или рассматривая живописный русский пейзаж, или слушая хорошую песню.
Сегодня на уроке мы поговорим о нескольких шедеврах русского искусства, в которых образ природы, образ России и образ колокольного звона неразрывно связаны друг с другом.

Но что же это за явление, колокольный звон? И почему образ колокольного звона неотъемлемо связан с образом России? Перезвон — представляет собой поочередный звон в каждый колокол (по одному удару или несколько раз в каждый), начиная с большего и до самого малого, и так повторяют несколько раз. Этот звон предвещает праздничные или важные события, придавая церковной службе особую значимость. Такой звон в народе еще называют «вечерним». Мы сейчас говорили о видах звонов. А благовест, как вы видите, стоит особняком. (Найти слово по электронному словарю Ожегова)
Благовест — наиболее древний звон православной церкви и называется так потому, что несет благую, добрую весть о начале богослужения – как бы говорит о том, что все в мире спокойно и человеку ничто не мешает прийти в храм. Вначале звучит один долгий удар колокола, затем после перерыва удар этого колокола повторяется несколько раз – как бы говоря «к нам…к нам…».

Многие считают, что звон глушит, но оказалось колокольный звон лечит. Врачи и психологи даже рекомендуют некоторым больным слушать звон, чтобы расслабиться и отдохнуть. В рамках проводившегося в Ростовской области исследования брали пробу воздуха после отзвона колоколов, и в результате атмосфера оказалась такой стерильной, какая бывает в больничной операционной. Тема колоколов, колокольчиков и колокольных звонов так же встречается и в песенных произведениях.

И. И. Козлов и его стихотворение «Вечерний звон» (заранее подготовленное сообщение учащегося с демонстрацией слайдов)

Иван Иванович Козлов (1779–1840) родился в Москве, в родовитой и богатой семье, он получил хорошее домашнее образование, в совершенстве изучил иностранные языки, блестяще знал литературу. Достигнув совершеннолетия, определился на военную службу, затем на гражданскую. Обладал счастливой внешностью, веселым нравом, образ жизни его был рассеянным. О  литературной деятельности он и не помышлял. Однако в 1816 году Козлова внезапно поразила тяжелая болезнь (паралич ног), а три года спустя начал он терять зрение и к 1821 году ослеп. От наследства у него в ту пору ничего не осталось, и он оказался в бедственном материальном положении. Слепота резко изменила образ жизни Козлова и определила его дальнейшую судьбу. Будучи слепым, он, знавший в совершенстве французский и итальянский языки, выучился английскому и немецкому. Козлов начал переводить из иностранных поэтов и на сороковом году жизни стал писать собственные стихи.

  Несмотря на напряженную литературную работу и помощь друзей, Козлов сильно нуждался, жизнь его протекала в тяжелых физических страданиях. Он терял речь и слух, но продолжал трудиться, диктуя стихи дочери. Умер он в Петербурге 30 января 1840 года. (Звучит песня в исполнении Ж. Бичевской)

Слово учителя

Вечерний звон, звуки которого плывут над миром, созывают людей во храм Божий, возвещая о начале вечерней службы, совершаемой в благодарность Господу за проходящий день. Слышит эти звуки человек, и отзывается его душа на них, даже если доселе была погружена в глубокий сон, не дающий за временным и суетным увидеть и услышать вечное, нетленное, истинное.


«Как много дум наводит он..»

А теперь подумаем вместе о том, каким она наполнена чувством, соответствует ли оно тому, о чем мы только что говорили.

Песня звучит иначе. Главное – она светлее, и если есть в ней раздумье и грусть, то они несут в себе свет, а не уныние и тоску.

Есть еще одно: почему-то часто получается так, что, перелагая стихи на музыку и создавая песни, народ безошибочным каким-то чутьем отбирает для песни отвечающее внутренней правде жизни и принятому у народа мироощущению. Последняя строфа не поется, а завершается песня повторением первых четырех строк! Таким образом, усиливается и становится главным дорогое воспоминание о родительском доме, где человек получил первые уроки любви и веры, о приходском храме, стоящем на горе над рекой, о звоне его колоколов вечером, на закате, и о несказанной радости, с которой детское сердце отзывалось на него.

И. И. Левитан «Вечерний звон»

Есть в русском изобразительном искусстве пейзажи, полные великой скромности и тихой силы. Изображенные на них уголки России – подчас самые привычные взгляду; « В ней есть душа, в ней есть свобода, // В ней есть любовь, в ней есть язык…» (Тютчев) 
Замечательно и  радостно, что есть художники милостью Божией, в чьих картинах живет Россия, ясно чувствуется ее дух; одухотворена и сама кисть живописца. Взглянешь на них и видишь лик родины в предстоянии перед вечностью; неброский, без вычурности, понятный тому, для кого это родное.

Сообщение ученика о Левитане с демонстрацией картин под музыку.

Трудный жизненный путь прошел замечательный певец русской природы Исаак Ильич Левитан (1861 – 1900). Постоянным спутником его детства и юности была ужасающая нищета. Оставшись еще мальчиком круглым сиротой, Левитан сам добился зачисления в московское училище живописи. Здесь он нашел свое призвание, но питаться ему приходилось на три копейки в день, а ночевать где попало.

И однако каждое утро этот юноша, продрогший за долгую ночь, усерднее других брался за кисть, вкладывая в работу и силы, и талант, и тонкое понимание прекрасного. Первая же выставленная Левитаном картина получила признание. Называлась она «Осенний день. Сокольники». ( Слайд) Женскую фигуру на ней написал молодой художник Н.П. Чехов, брат писателя.

Он создал ряд картин, полных светлого радостного чувства. Это прежде всего знаменитое полотно «Свежий ветер. Волга» ( Слайд), и «Золотая осень» ( Слайд),. Именно их имел в виду А.П.Чехов, когда говорил Левитану: на твоих картинах даже появилась улыбка.

— Самым светлым и радостным является картина « Золотая осень». Все дышит спокойствием. Глядя на нее, становится немножко грустно.

Левитан сам рос в бедности, и вокруг себя видел он беспросветную нужду. Горе и бесправие. Поэтому многие его пейзажи – «Владимирка»( Слайд), «Над вечным покоем» ( Слайд),, «У омута»( Слайд), «Вечерний звон» —( Слайд), написаны словно сквозь дымку грусти. Их можно сравнить с прекрасной, щемящей душу музыкой. Безграничная любовь к родной природе, вера в конечное торжество добра над злом помогали художнику преодолевать настроения тоски и печали.

Звучит история замысла картины И. Левитана «Вечерний звон»

Знаменитое полотно Левитана «Вечерний звон» написано в 1892 году. В этой картине живописец не ставил перед собой задачу точно изобразить конкретное место. Она была создана после посещения двух монастырей – на Волге и под Звенигородом – и отображает состояние души человека, который видит монастырь в лучах заката и слышит колокольный звон…

«Мы пошли по берегу пруда вдоль монастырской горы. Вечерело. Солнце близилось к закату, оно обливало монастырь горячим светом последних лучей. И эта красивая картина не разбудила сначала ничего в душе Левитана. Но вот солнце стало заходить совсем. По склонам горы побежали тени и покрыли монастырскую стену, а колокола загорелись в красках заката с такой красотой, что невольный восторг захватил и Левитана. Зачарованный, стоял он и смотрел. Вот погасли, померкли багровые краски заката, а стены слегка розовели в мерцающем свете. Левитан задумчиво сказал, что этот мотив даст ему новую картину…» (С. Кувшинникова, художница, ученица Левитана). Так родился замысел картины «Вечерний звон».

Торжественна и величава природа в лучах заходящего солнца: и неподвижная широкая река, и розовато-голубое небо с плывущими по нему серебристыми облаками, и густая роща на дальнем берегу. Безмятежный покой не нарушают ни лодка с группой паломников, медленно скользящая по реке, ни лодочник в лодке на переднем плане.


Торжественен и величественен белокаменный монастырь в окружении зеленой рощи. И даже его отражение в широкой реке неподвижно и безмятежно. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга. Если бы на картине не было храма, пейзаж потерял бы огромную часть своей прелести.

Закончился день. Мы словно слышим, как в прозрачном вечернем воздухе плывет вдоль берега – и исчезает где-то в отдалении — сладкозвучный перезвон церковных колоколов, зовущих людей на вечернюю службу. И окончание дня навевает воспоминания и некоторую печаль.

Почему картина названа «Вечерний звон»? Как изображен звук на картине? Возможно ли, это? Какое время суток изображено художником на картине?

(Тихий вечер).

Учитель: Посмотрите внимательно на картину, что еще вы здесь видите?

(Легкие, розоватые облака. В холодной зеркальной воде отражается светлое, ясное небо. У берега реки стоят две лодки. Посередине реки на лодке плывут люди).

Учитель: Одинакова ли цветовая гамма переднего и заднего плана картины? Как пользуется художник освещением и цветом?

(Задний план картины погружен в мягкий золотистый свет. А на переднем плане, словно в тени, тусклые, холодные тона).

Учитель: В какие краски художник одел деревья?

(В зеленые, желтые, красноватые:).

Учитель: О каком времени года говорит чуть пожелтевшая листва?

(О позднем лете).

Учитель: А что мы видим за дальним лесом, который стоит словно зачарованный?

(За ним возвышаются купола церквей монастыря).

Учитель: Где они отражаются?

(В зеркальной, холодной воде).

Учитель: В это время года вечера становятся холоднее. А какое состояние передает вам эта картина?

(Состояние покоя, тишины, красоты природы).

Учитель: А есть ли в картине оттенок грусти, печали?

(Есть).

Учитель: В чем это выражено?

(Закончилось лето. Становятся короче дни. Природа погружается в состояние покоя).

(Учащиеся зачитывают строки).

Учитель: А тишина на картине безмолвна, или в безбрежном просторе все же что-то звучит?

(Может звучать песня, которую поют плывущие на лодке люди, а также колокола монастырских церквей).

Учитель: На самом деле: Может звучать тихий хоровой напев, который раздается в пространстве от земли до неба или один из уставных колокольных звонов.

Художник назвал картину «Вечерний звон». Чем же навеяно это название и весь замысел картины?

(Учащиеся дают разные ответы).

Как можно подчеркнуть звучание колоколов, присутствие в мире их далеко разносящегося звука?

Картина удивительно прозрачна и тиха. Мир, видимый на ней, не шелохнется, не поколеблется. Четко прорисовывается высокая трава на переднем плане; здесь, на этом берегу и у земли – затишье. Спокойно, невозмутимо и на противоположном: и поднебесная высь не колеблет вершины деревьев. На воде, на реке  – лишь легкая рябь от плывущего парома. Безветренно в мире, тихо. Все будто слушает. 
И в этом прозрачном пространстве (на картине зрительно большую часть занимают небо и вода!) спокойно и медленно плывут в небе облака, как волны легкой зыби, идущей от горизонта, оттуда, от той линии, откуда исходят и солнечные лучи и где расположен монастырь. Словно сама небесная высь живет волнами звука и света, несет их в себе. А потом все это – и небо, и храм со звонницей – отражается в реке, и пространство картины становится безграничным: небо – высота бесконечная, на земле – отражение его, земное подобие и отражение бесконечности и глубины небесной. Если в мире картины сейчас есть звук, то разносится он далеко во все пределы – по глади спокойной реки, над затихшим предвечерним миром, в небесной выси и достигает едва ли не самых глубин.

Вновь возвращаемся к вопросу о том, каким образом может быть отображен звук на картине, ищем его приметы дальше.

Теперь мы и обратимся к человеку – тому, кто пребывает в мире картины, чьими глазами мы смотрим на него. Это, конечно, сам художник. 
Поставим вопрос (опять же если ответ на него еще не был дан): какое чувство, на взгляд учеников, вызывает колокольный звон у Левитана? С каким чувством (и как оно обнаруживается) написана картина?

— О чем задумался художник?

Обрывается земная дорожка у самой реки, совсем небольшой кусочек ее  виден. Буквально у самой реки стоит художник., где сейчас звучит колокольный звон в благодарность Богу за прожитый день.

 Слышит этот звон художник: он стоит лицом к храму. Слышен звон и перевозчику-лодочнику, печально согнувшемуся в ожидании… кого? Того кто еще не подошел, или кто может подойти? Есть кто-то на этом берегу, кому дорога тоже лежит в тихую обитель, и вскоре он тоже сядет в лодку.

 
А если этот человек не придет? Не все же время ждать перевозчику: время и место добропорядочному христианину быть в храме… Что если не дождаться лодочнику? 
И тогда опустеет берег, и не будет на этом берегу ни одного человека. Но останется еще одна, последняя лодка – для того или для тех, кто вдруг захочет успеть к совместной молитве Богу. В символическом плане: и до последнего мгновения подается человеку помощь, чтобы каждый мог успеть переправиться к обители света…

Общий колорит картины – теплый, тональный.

Большая роль цветовых и светотеневых контрастов.

Использовано сочетание дополнительных цветов для выделения главного: светло-коричневые, слегка лиловые тропинки (диагонали) более активны на фоне зелени, желтовато-белый цвет монастырских построек дополнительно выделяет их на фоне серо-голубого цвета воды и голубого цвета неба, близко сходящихся у монастырского берега.

Берега, освещенные заходящим солнцем, «стягиваются» по направлению к монастырю. Участок берега с монастырем и небо над ним — самый светлый и самый освещенный фрагмент картины.

— резкий контраст желтых освещенных крон деревьев и иссиня-зеленых теней листвы (контраст обостряется в направлении колокольни);

— контраст холодных оттенков ближнего берега и теплых (в целом) – дальнего;

— точечные ярко-золотые блики луковицы колокольни.

Н Рубцов ЛЕВИТАНУ

Стихотворение Н. М. Рубцова рождено впечатлением от картины И. И. Левитана «Вечерний звон», возле которой однажды остановился замечательный русский поэт и, войдя в мир этой картины, отозвался на нее стихами.
(По мотивам картины ‘Вечерний звон’)

Перечитаем еще раз стихотворение Рубцова и удивимся: мало того, что оно наполнено колокольным звоном, но и замечательно верно отвечает тому, как звонят ко всенощной. Вначале – протяжные удары, а потом все чаще, чаще и радостней

Просим наших учеников проанализировать, как, с помощью чего поэт достигает подобного соответствия звону колоколов. Всматриваемся в звуковой состав слов: «-оло-», «-около-», «колокол-», «-окон-», «эвон». Мы наблюдаем явление, на языке «сухого» литературоведения называющееся ассонансом. (С данными понятиями учащиеся знакомились на словесности)

В стихотворении Рубцова хорошо слышны повторяющиеся гласные звуки «о», создающие ощущения раскатистого, полнозвучного колокольного звона. Повторяются, впрочем, не только гласные – повторяются целые сочетания звуков, из которых состоят слова «колокол » и «звон»

Ну а теперь вернемся к содержанию стихотворения «Над колокольчиковым лугом  собор звонит в колокола». Что же? Собор стоит на колокольчиковом лугу?

Он ведь за рекой… Нет, он звонит и над колокольчиковым лугом; река делает удары колоколов еще сильнее, еще звучнее. Смотрим, как разносятся в мире эти звуковые волны: 
«Звон заокольный и окольный, у окон…» – по всему берегу разносится звон
по всей деревне до самой околицы, и за околицу он уносится.

Но не только это важно. Звону колоколов вторят хрупкие колокольчики,  растущие на лугу, их милый, чистый звон. И звону, идущему сверху, с неба, вторит земля простыми луговыми цветами – нежным и трепетным своим украшением.

И замечательно тонкой  и правдивой по своей глубинной сути оказывается древняя легенда о том, как полевые колокольчики послужили прообразом церковных колоколов! 
«До новых радостей и сил» будет раздаваться этот звон, пробуждая души от духовного сна.


В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла.
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн,-
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…

Комплексный анализ текста стихотворения (Найти художественные образы, изобразительно-выразительные средства, сделать различные виды разборов), вывод о том, что самое главное, что помогало жить, творить, создавать шедевры в живописи, в искусстве – это чистая, безграничная любовь к России

Задание классу: 2 человека работают у доски, остальные пишут синквейн на картину Левитана.

Прослушивание песни Александра Меньшикова на стихи С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная» Определить основную мысль сочинения-рассуждения.

Список использованных источников:

http ://nsportal .ru /shkola /russkiy -yazyk /library /doklad -na -temu -podgotovka -uchitelya -k -napisaniyu -sochineniya -po -kartine

http://www.kitaphana.kz/ru/downloads/referats/169-pedagogika/2399-metodika-napisaniya-sochineniy.html

http://gallerix.ru/album/Levitan

http://tphv.ru/levitan.php

http://www.vevivi.ru/best/Osobennosti-sochinenii-po-kartine-ref155557.html

http://artsoch.ru/levitan/163-sochinenie-po-kartine-i-levitana-vecherniy-zvon.html

http://gallerix.ru/album/Levitan/pic/glrx-168197631

9

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here