ГБОУ СОШ № 1383 с углубленным изучением английского языка г. Москвы
План урока по русскому языку в 6 классе
Сочинение-описание с элементами рассуждения
(по картине И.И. Левитана «Вечерний звон»)
Учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 1383 Барсукова Р.М.
2014 г
|
И. И. Козлов и его стихотворение «Вечерний звон» (заранее подготовленное сообщение учащегося с демонстрацией слайдов)
Иван Иванович Козлов (1779–1840) родился в Москве, в родовитой и богатой семье, он получил хорошее домашнее образование, в совершенстве изучил иностранные языки, блестяще знал литературу. Достигнув совершеннолетия, определился на военную службу, затем на гражданскую. Обладал счастливой внешностью, веселым нравом, образ жизни его был рассеянным. О литературной деятельности он и не помышлял. Однако в 1816 году Козлова внезапно поразила тяжелая болезнь (паралич ног), а три года спустя начал он терять зрение и к 1821 году ослеп. От наследства у него в ту пору ничего не осталось, и он оказался в бедственном материальном положении. Слепота резко изменила образ жизни Козлова и определила его дальнейшую судьбу. Будучи слепым, он, знавший в совершенстве французский и итальянский языки, выучился английскому и немецкому. Козлов начал переводить из иностранных поэтов и на сороковом году жизни стал писать собственные стихи.
Несмотря на напряженную литературную работу и помощь друзей, Козлов сильно нуждался, жизнь его протекала в тяжелых физических страданиях. Он терял речь и слух, но продолжал трудиться, диктуя стихи дочери. Умер он в Петербурге 30 января 1840 года. (Звучит песня в исполнении Ж. Бичевской)
Слово учителя
…Вечерний звон, звуки которого плывут над миром, созывают людей во храм Божий, возвещая о начале вечерней службы, совершаемой в благодарность Господу за проходящий день. Слышит эти звуки человек, и отзывается его душа на них, даже если доселе была погружена в глубокий сон, не дающий за временным и суетным увидеть и услышать вечное, нетленное, истинное.
«Как много дум наводит он..»
А теперь подумаем вместе о том, каким она наполнена чувством, соответствует ли оно тому, о чем мы только что говорили.
Песня звучит иначе. Главное – она светлее, и если есть в ней раздумье и грусть, то они несут в себе свет, а не уныние и тоску.
Есть еще одно: почему-то часто получается так, что, перелагая стихи на музыку и создавая песни, народ безошибочным каким-то чутьем отбирает для песни отвечающее внутренней правде жизни и принятому у народа мироощущению. Последняя строфа не поется, а завершается песня повторением первых четырех строк! Таким образом, усиливается и становится главным дорогое воспоминание о родительском доме, где человек получил первые уроки любви и веры, о приходском храме, стоящем на горе над рекой, о звоне его колоколов вечером, на закате, и о несказанной радости, с которой детское сердце отзывалось на него.
И. И. Левитан «Вечерний звон»
Есть в русском изобразительном искусстве пейзажи, полные великой скромности и тихой силы. Изображенные на них уголки России – подчас самые привычные взгляду; « В ней есть душа, в ней есть свобода, // В ней есть любовь, в ней есть язык…» (Тютчев)
Замечательно и радостно, что есть художники милостью Божией, в чьих картинах живет Россия, ясно чувствуется ее дух; одухотворена и сама кисть живописца. Взглянешь на них и видишь лик родины в предстоянии перед вечностью; неброский, без вычурности, понятный тому, для кого это родное.
Сообщение ученика о Левитане с демонстрацией картин под музыку.
Трудный жизненный путь прошел замечательный певец русской природы Исаак Ильич Левитан (1861 – 1900). Постоянным спутником его детства и юности была ужасающая нищета. Оставшись еще мальчиком круглым сиротой, Левитан сам добился зачисления в московское училище живописи. Здесь он нашел свое призвание, но питаться ему приходилось на три копейки в день, а ночевать где попало.
И однако каждое утро этот юноша, продрогший за долгую ночь, усерднее других брался за кисть, вкладывая в работу и силы, и талант, и тонкое понимание прекрасного. Первая же выставленная Левитаном картина получила признание. Называлась она «Осенний день. Сокольники». ( Слайд) Женскую фигуру на ней написал молодой художник Н.П. Чехов, брат писателя.
Он создал ряд картин, полных светлого радостного чувства. Это прежде всего знаменитое полотно «Свежий ветер. Волга» ( Слайд), и «Золотая осень» ( Слайд),. Именно их имел в виду А.П.Чехов, когда говорил Левитану: на твоих картинах даже появилась улыбка.
— Самым светлым и радостным является картина « Золотая осень». Все дышит спокойствием. Глядя на нее, становится немножко грустно.
Левитан сам рос в бедности, и вокруг себя видел он беспросветную нужду. Горе и бесправие. Поэтому многие его пейзажи – «Владимирка»( Слайд), «Над вечным покоем» ( Слайд),, «У омута»( Слайд), «Вечерний звон» —( Слайд), написаны словно сквозь дымку грусти. Их можно сравнить с прекрасной, щемящей душу музыкой. Безграничная любовь к родной природе, вера в конечное торжество добра над злом помогали художнику преодолевать настроения тоски и печали.
Звучит история замысла картины И. Левитана «Вечерний звон»
Знаменитое полотно Левитана «Вечерний звон» написано в 1892 году. В этой картине живописец не ставил перед собой задачу точно изобразить конкретное место. Она была создана после посещения двух монастырей – на Волге и под Звенигородом – и отображает состояние души человека, который видит монастырь в лучах заката и слышит колокольный звон…
«Мы пошли по берегу пруда вдоль монастырской горы. Вечерело. Солнце близилось к закату, оно обливало монастырь горячим светом последних лучей. И эта красивая картина не разбудила сначала ничего в душе Левитана. Но вот солнце стало заходить совсем. По склонам горы побежали тени и покрыли монастырскую стену, а колокола загорелись в красках заката с такой красотой, что невольный восторг захватил и Левитана. Зачарованный, стоял он и смотрел. Вот погасли, померкли багровые краски заката, а стены слегка розовели в мерцающем свете. Левитан задумчиво сказал, что этот мотив даст ему новую картину…» (С. Кувшинникова, художница, ученица Левитана). Так родился замысел картины «Вечерний звон».
Торжественна и величава природа в лучах заходящего солнца: и неподвижная широкая река, и розовато-голубое небо с плывущими по нему серебристыми облаками, и густая роща на дальнем берегу. Безмятежный покой не нарушают ни лодка с группой паломников, медленно скользящая по реке, ни лодочник в лодке на переднем плане.
Торжественен и величественен белокаменный монастырь в окружении зеленой рощи. И даже его отражение в широкой реке неподвижно и безмятежно. Монастырь и природа словно слились в одно целое и стали неотъемлемой частью друг друга. Если бы на картине не было храма, пейзаж потерял бы огромную часть своей прелести.
Закончился день. Мы словно слышим, как в прозрачном вечернем воздухе плывет вдоль берега – и исчезает где-то в отдалении — сладкозвучный перезвон церковных колоколов, зовущих людей на вечернюю службу. И окончание дня навевает воспоминания и некоторую печаль.
Почему картина названа «Вечерний звон»? Как изображен звук на картине? Возможно ли, это? Какое время суток изображено художником на картине?
(Тихий вечер).
Учитель: Посмотрите внимательно на картину, что еще вы здесь видите?
(Легкие, розоватые облака. В холодной зеркальной воде отражается светлое, ясное небо. У берега реки стоят две лодки. Посередине реки на лодке плывут люди).
Учитель: Одинакова ли цветовая гамма переднего и заднего плана картины? Как пользуется художник освещением и цветом?
(Задний план картины погружен в мягкий золотистый свет. А на переднем плане, словно в тени, тусклые, холодные тона).
Учитель: В какие краски художник одел деревья?
(В зеленые, желтые, красноватые:).
Учитель: О каком времени года говорит чуть пожелтевшая листва?
(О позднем лете).
Учитель: А что мы видим за дальним лесом, который стоит словно зачарованный?
(За ним возвышаются купола церквей монастыря).
Учитель: Где они отражаются?
(В зеркальной, холодной воде).
Учитель: В это время года вечера становятся холоднее. А какое состояние передает вам эта картина?
(Состояние покоя, тишины, красоты природы).
Учитель: А есть ли в картине оттенок грусти, печали?
(Есть).
Учитель: В чем это выражено?
(Закончилось лето. Становятся короче дни. Природа погружается в состояние покоя).
(Учащиеся зачитывают строки).
Учитель: А тишина на картине безмолвна, или в безбрежном просторе все же что-то звучит?
(Может звучать песня, которую поют плывущие на лодке люди, а также колокола монастырских церквей).
Учитель: На самом деле: Может звучать тихий хоровой напев, который раздается в пространстве от земли до неба или один из уставных колокольных звонов.
Художник назвал картину «Вечерний звон». Чем же навеяно это название и весь замысел картины?
(Учащиеся дают разные ответы).
Как можно подчеркнуть звучание колоколов, присутствие в мире их далеко разносящегося звука?
Картина удивительно прозрачна и тиха. Мир, видимый на ней, не шелохнется, не поколеблется. Четко прорисовывается высокая трава на переднем плане; здесь, на этом берегу и у земли – затишье. Спокойно, невозмутимо и на противоположном: и поднебесная высь не колеблет вершины деревьев. На воде, на реке – лишь легкая рябь от плывущего парома. Безветренно в мире, тихо. Все будто слушает.
И в этом прозрачном пространстве (на картине зрительно большую часть занимают небо и вода!) спокойно и медленно плывут в небе облака, как волны легкой зыби, идущей от горизонта, оттуда, от той линии, откуда исходят и солнечные лучи и где расположен монастырь. Словно сама небесная высь живет волнами звука и света, несет их в себе. А потом все это – и небо, и храм со звонницей – отражается в реке, и пространство картины становится безграничным: небо – высота бесконечная, на земле – отражение его, земное подобие и отражение бесконечности и глубины небесной. Если в мире картины сейчас есть звук, то разносится он далеко во все пределы – по глади спокойной реки, над затихшим предвечерним миром, в небесной выси и достигает едва ли не самых глубин.
Вновь возвращаемся к вопросу о том, каким образом может быть отображен звук на картине, ищем его приметы дальше.
Теперь мы и обратимся к человеку – тому, кто пребывает в мире картины, чьими глазами мы смотрим на него. Это, конечно, сам художник.
Поставим вопрос (опять же если ответ на него еще не был дан): какое чувство, на взгляд учеников, вызывает колокольный звон у Левитана? С каким чувством (и как оно обнаруживается) написана картина?
— О чем задумался художник?
Обрывается земная дорожка у самой реки, совсем небольшой кусочек ее виден. Буквально у самой реки стоит художник., где сейчас звучит колокольный звон в благодарность Богу за прожитый день.
Слышит этот звон художник: он стоит лицом к храму. Слышен звон и перевозчику-лодочнику, печально согнувшемуся в ожидании… кого? Того кто еще не подошел, или кто может подойти? Есть кто-то на этом берегу, кому дорога тоже лежит в тихую обитель, и вскоре он тоже сядет в лодку.
А если этот человек не придет? Не все же время ждать перевозчику: время и место добропорядочному христианину быть в храме… Что если не дождаться лодочнику?
И тогда опустеет берег, и не будет на этом берегу ни одного человека. Но останется еще одна, последняя лодка – для того или для тех, кто вдруг захочет успеть к совместной молитве Богу. В символическом плане: и до последнего мгновения подается человеку помощь, чтобы каждый мог успеть переправиться к обители света…
Общий колорит картины – теплый, тональный.
Большая роль цветовых и светотеневых контрастов.
Использовано сочетание дополнительных цветов для выделения главного: светло-коричневые, слегка лиловые тропинки (диагонали) более активны на фоне зелени, желтовато-белый цвет монастырских построек дополнительно выделяет их на фоне серо-голубого цвета воды и голубого цвета неба, близко сходящихся у монастырского берега.
Берега, освещенные заходящим солнцем, «стягиваются» по направлению к монастырю. Участок берега с монастырем и небо над ним — самый светлый и самый освещенный фрагмент картины.
— резкий контраст желтых освещенных крон деревьев и иссиня-зеленых теней листвы (контраст обостряется в направлении колокольни);
— контраст холодных оттенков ближнего берега и теплых (в целом) – дальнего;
— точечные ярко-золотые блики луковицы колокольни.
Н Рубцов ЛЕВИТАНУ
Стихотворение Н. М. Рубцова рождено впечатлением от картины И. И. Левитана «Вечерний звон», возле которой однажды остановился замечательный русский поэт и, войдя в мир этой картины, отозвался на нее стихами.
(По мотивам картины ‘Вечерний звон’)
Перечитаем еще раз стихотворение Рубцова и удивимся: мало того, что оно наполнено колокольным звоном, но и замечательно верно отвечает тому, как звонят ко всенощной. Вначале – протяжные удары, а потом все чаще, чаще и радостней
Просим наших учеников проанализировать, как, с помощью чего поэт достигает подобного соответствия звону колоколов. Всматриваемся в звуковой состав слов: «-оло-», «-около-», «колокол-», «-окон-», «эвон». Мы наблюдаем явление, на языке «сухого» литературоведения называющееся ассонансом. (С данными понятиями учащиеся знакомились на словесности)
В стихотворении Рубцова хорошо слышны повторяющиеся гласные звуки «о», создающие ощущения раскатистого, полнозвучного колокольного звона. Повторяются, впрочем, не только гласные – повторяются целые сочетания звуков, из которых состоят слова «колокол » и «звон»
Ну а теперь вернемся к содержанию стихотворения «Над колокольчиковым лугом собор звонит в колокола». Что же? Собор стоит на колокольчиковом лугу?
Он ведь за рекой… Нет, он звонит и над колокольчиковым лугом; река делает удары колоколов еще сильнее, еще звучнее. Смотрим, как разносятся в мире эти звуковые волны:
«Звон заокольный и окольный, у окон…» – по всему берегу разносится звон, по всей деревне до самой околицы, и за околицу он уносится.
Но не только это важно. Звону колоколов вторят хрупкие колокольчики, растущие на лугу, их милый, чистый звон. И звону, идущему сверху, с неба, вторит земля простыми луговыми цветами – нежным и трепетным своим украшением.
И замечательно тонкой и правдивой по своей глубинной сути оказывается древняя легенда о том, как полевые колокольчики послужили прообразом церковных колоколов!
«До новых радостей и сил» будет раздаваться этот звон, пробуждая души от духовного сна.
В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла.
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн,-
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси…
Комплексный анализ текста стихотворения (Найти художественные образы, изобразительно-выразительные средства, сделать различные виды разборов), вывод о том, что самое главное, что помогало жить, творить, создавать шедевры в живописи, в искусстве – это чистая, безграничная любовь к России
Задание классу: 2 человека работают у доски, остальные пишут синквейн на картину Левитана.
Прослушивание песни Александра Меньшикова на стихи С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная» Определить основную мысль сочинения-рассуждения.
Список использованных источников:
http ://nsportal .ru /shkola /russkiy -yazyk /library /doklad -na -temu -podgotovka -uchitelya -k -napisaniyu -sochineniya -po -kartine
http://www.kitaphana.kz/ru/downloads/referats/169-pedagogika/2399-metodika-napisaniya-sochineniy.html
http://gallerix.ru/album/Levitan
http://tphv.ru/levitan.php
http://www.vevivi.ru/best/Osobennosti-sochinenii-po-kartine-ref155557.html
http://artsoch.ru/levitan/163-sochinenie-po-kartine-i-levitana-vecherniy-zvon.html
http://gallerix.ru/album/Levitan/pic/glrx-168197631