Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №75» Московского района города Казани

Урок обучения грамоте в 1 классе по учебнику Н.В.Нечаева «Азбука»

Подготовила:

Тябина Нелли Александровна

учитель начальных классов

I квалификационной категории.

МБОУ «Гимназия №75»

г. Казани

г. Казань, 2011

Урок обучения грамоте в 1 классе по учебнику Н.В.Нечаева «Азбука»

Тема: «Что такое язык?»

Цели: Дать понятие «язык» как средство общения.

Комплексное языковое развитие учащихся

(развитие речи, обогащение лексикона).

Воспитывать культуру общения.

Ход урока.

I. Пятиминутное чтение.

Отрабатывание навыков чтения.

Учитель: — Кто читает каждый день? (дети поднимают руки).

Всегда помните, что чтение – лучшее учение.

II. Прочитаем хором записанную тему урока: «ЧТО ТАКОЕ ЯЗЫК? »

— Попробуйте ответить на этот вопрос.

( Выслушать 4-5 учеников)

— Это то, что есть во рту.

— Его продают для еды.

— Бывает язык в кроссовках.

— Откройте учебник на странице 84. Рассмотрите рисунки.

Нарисуйте язык колоколу, пламени, ребёнку, ботинку.

А книгам можно нарисовать язык?

— Нет, потому что книга без языка рассказывает.

— Сейчас мы с вами сделали важное открытие. Оказывается слово «язык» имеет несколько значений, оно многозначное.

(Прикрепить на доску табличку «многозначное»)

— Объяснение значений слов можно найти в «Толковом словаре».

Послушайте, что такое язык: «1. Подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса, а у человека участвующий также в образовании звуков речи». Давайте в этом убедимся, высуньте язык изо рта, подвигайте им влево, вправо, вверх, вниз. Действительно, язык — подвижный орган. Каким на вкус может быть яблоко?

— Яблоко может быть кислым или сладким.

— Вкусовые качества мы определяем благодаря языку.

Послушайте второе значение: «2. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки». Кто из вас может изобразить звон колокола?

( Слушаю детей, предлагаю послушать запись колокольного звона.)

В толковом словаре есть и другие значения слова «язык», но с ними вы познакомитесь позже. Теперь вы сможете сами находить в словаре толкование непонятных вам слов.

Пришло время немного отдохнуть.

Физминутка под музыку.

— Мы с вами разговариваем на русском языке, а некоторые могут говорить ещё и на татарском языке. Какие другие языки вы знаете?

— Английский, азербайджанский, грузинский, немецкий, французский.

— В Татарстане два государственных языка. Всего на земном шаре, по приблизительным подсчётам, существует свыше двух с половиной тысяч языков. На русском языке говорят больше 250 миллионов человек. У каждого народа свой язык. Давайте прочитаем об этом в «Азбуке».

( Чтение с учителем хором)

— Для кого это ещё одно открытие?

— На жёлтом фоне написан отрывок сказки. Сейчас я вам его прочитаю, а вы внимательно следите.

(Прошу прочитать 1-2 учеников)

— Как называется сказка?

— Петушок – золотой гребешок.

— Сейчас попробуем прочитать сказку как волжане, т.е. «окая».

(Читают 2-3 ученика, затем хором весь класс)

— Хорошо прочитали, теперь превратимся в москвичей.

(Читают 1-2 ученика, затем хором.)

— Вы услышали разные варианты речи жителей разных областей. Мы живём в средней полосе России, и наша речь приближена к литературной. Правильную речь мы можем услышать у дикторов радио и телевидения.

-Литературный язык имеет правила, которые необходимо соблюдать каждому.

Уточнить правильное произношение того или иного слова можно по орфоэпическому словарю.

(показываю словарь)

Орфоэпия – это раздел науки о языке, который изучает правильное произношение слов.

(вывешиваю табличку «ОРФОЭПИЯ»)

В переводе с греческого языка ОРФО – правильно, ЭПОС – говорить.

III. Работа над развитием речи.

— Поиграем в игру «Лишнее слово»

(на доску вывесить слова в три столбика).

Гора

Пятерка

Елена

Горе

Пятница

Николай

Горный

Пятно

Юлия

Пригорок

Пятачок

Рая

— Прочитайте хором слова 1 столбика. Какое слово может быть лишним?

(аналогично 2 и 3 столбик)

1 столбик – лишнее слово «горе», оно не родственное.

— или «горный», отвечает на вопрос «какой?»

2 столбик – «пятно», остальные слова близкие по значению

с цифрой 5.

3 столбик – «Николай», т.к. мужское имя.

— «Рая», т.к. неполное.

Физминутка.

IV. Работа с фразеологизмами.

— Нас ждет еще одно интересное открытие.

Попробуйте догадаться, когда мы так говорим:

— Острый на язык. (Говорит бойко, смело)

— Язык до Киева доведёт. ( Спрашиваем и узнаём.)

— Держи язык за зубами. ( Помалкивай)

— Как корова языком слизала. ( Ничего не осталось)

— Найти общий язык. ( Достичь взаимопонимания.)

Сейчас мы объясняли значения фразеологизмов.

Фразеологизмы — это устойчивые словосочетания. Слова в них нельзя переставить местами, употреблены они в переносном значении.

V. Итог урока.

— Какие открытия мы сегодня сделали?

— Что было особенно интересным?

— Поищите во фразеологическом словаре другие фразеологизмы о языке.

Список используемой литературы:

Учебник Н.В.Нечаева «Азбука» ИД «Федоров» «Учебная литература», Самара, 2008г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here