Аттестуемый педагог Работина Светлана Викторовна.

Предмет: русский язык Класс: 3 «Д».

Тема урока: Виды предложений по цели высказывания.

Цели урока:

познакомить обучающихся с особенностями предложений разных видов по цели высказывания;

развивать творческую инициативу обучающихся в устной и письменной речи.

Задачи урока:

научить определять предложения разных видов по цели высказывания;

выработать умение употреблять разные виды предложений в устной и письменной речи;

выработать умение использовать предложения данных видов при описании природы в весеннее время года, тем самым прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Вид: урок решения познавательных задач.

Метод: продуктивный.

Оснащение: учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева « Русский язык» 3 класс, часть 2

Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя

Д.Н. Ушаков, С.,Е Крючков Орфографический словарь М.: Просвещение, 2001; М. С. Лапатухин. Школьный толковый словарь русского языка. М: Просвещение, 2003; Этимологический словарь М. Фасмер, с. 603.

Оборудование: таблица «Виды предложений по цели высказывания», карточки для индивидуальной работы в классе (25 штук), карточки для выполнения домашнего задания, солнышко, лучи (25 штук трёх цветов для рефлексии), картинки с изображением весны, рябины.

Этапы урока

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

включиться в учебный ритм.

Задачи:

эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность;

сосредоточить внимание.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:

подготовить обучающихся к работе на уроке.

Задачи:

создать положительный и эмоциональный настрой у обучающихся на предстоящую деятельность;

организовать внимание обучающихся на уроке.

Метод: словесный

Форма работы: фронтальная.

Учитель:

Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. Для этого мне понадобится ваша помощь.

Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы?

Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей! Тогда начинаем!

(Обучающийся читает стихотворение)

Привет, привет тебе весна!
Всё пробудилось ото сна,
Пора расцвета настаёт,
И сердце радостно поёт.

— Почему сердце радостно поёт? (С наступлением весны)

— Почему мы рады наступлению весны? (Природа оживает)

Какие прелестные строки.

И сегодня мы в это прекрасное время года отправляемся в мир исследований красивой речи.

— Откроем тетради, запишем: «Третье апреля. Классная работа».

Результат: включение обучающихся в деловой ритм.

2

Постановка проблемы

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

увидеть проблему, осознать её.

Задача:

предложить способы решения проблемы.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:

организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы.

Задачи:

стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации;

подвести обучающихся к решению поставленной проблемы.

Форма работы: фронтальная

Метод: проблемно-поисковый

На доске: наступила, весна, ранняя

как, ручьи, журчат, весенние

на, посмотрите, солнце, яркое

— Какое задание нам нужно выполнить? (По опорным словам составить предложения)

— Какое составили первое предложение? (Наступила ранняя весна.)

— Какой знак препинания стоит в конце предложения и почему? (Точка, т.к. сообщается о том, что наступила ранняя весна.)

Запишем наилучший вариант.

— Какое составили второе предложение? (Как журчат весенние ручьи?)

— Какой знак препинания стоит в конце предложения и почему? (Вопросительный знак, т.к. задаётся вопрос.)

Запишем наилучший вариант.

— Какое составили третье предложение? (Посмотрите на яркое солнце.)

— Какой знак препинания стоит в конце предложения и почему? (Точка, т.к. содержится просьба.)

Запишем наилучший вариант.

-Итак, какие мы записали предложения? (Повествовательное, вопросительное, побудительное)

— Какую вы увидели проблему? (Все предложения разные по цели высказывания.)

Результат: подведение обучающихся к решению поставленной проблемы.

3

Сообщение темы, целей и задач урока

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

сформулировать тему, цели и задачи урока.

Задачи:

учиться сотрудничать с учителем в учебном процессе;

отстаивать свою точку зрения.

Цель, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

создать условия для формулирования темы, целей и задач урока обучающимися.

Задача:

подвести обучающихся к определению темы и целей и задач урока.

Форма работы: фронтальная

Метод: словесный (беседа)

— Как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Виды предложений по цели высказывания.).

— Какую цель поставим перед собой? (Познакомиться с предложениями разных видов по цели высказывания)

— Какие бы вы поставили перед собой задачи? (Уметь определять предложения данных видов, упражняться по теме и читать предложения с правильной интонацией.)

Результат: цели и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем.

4

Открытие новых знаний

Цель которая должна быть достигнута обучающимися:

в процессе работы над повествовательными, вопросительными и побудительными предложениями выяснить, почему предложения получили такие названия.

Задачи:

научиться определять предложения разных видов по цели высказывания;

определять предложения разных видов по цели высказывания в общении.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:

раскрыть понятие о видах предложения по цели высказывания.

Задачи:

выработать умение правильно сравнивать предложения данных видов;

показать необходимость употребления этих предложений в общении.

Форма работы: фронтальная

Метод: проблемно-поисковый

— Весна помогла нам определить тему урока и определить задачи.

Откройте учебник на странице 118.

Давайте посмотрим, какой диалог состоялся между Афанасием и дедушкой Фёдором. Афанасий, как и вы, был на весенних каникулах и прочитал новую книгу.

_ Прочитайте первое предложение. (Я прочитал очень интересную книгу)

— С какой целью говорит Афанасий? (С целью сообщения, он сообщил, что прочитал очень интересную книгу и поэтому в конце поставил точку)

— Какое предложение по цели высказывания? (Повествовательное.)

Посмотрите на вторую картинку и прочитайте предложение. (О чём эта книга? Оно вопросительное, здесь цель: задать вопрос, поэтому в конце стоит вопросительный знак.)

— Прочитайте последнее предложение под третьей картинкой? (Обязательно прочитай эту книгу. Здесь просьба, в конце стоит знак точка.)

Работа с текстом определения. (страница 119)

— Давайте сравним наши ответы с суждением учебника. Прочитайте про себя.

Вслух прочитает… (Читает обучающийся.)

— Совпали ли наши выводы с выводами авторов учебника? Правильно ли стоят знаки в конце предложений? (Правильно.)

— Уважаемые исследователи, что мы узнали новое в мире исследований? ( О предложениях разных видов по цели высказывания). (Если сообщается что-либо, то предложение повествовательное, если спрашивают, то вопросительное, если идёт побуждение к действию, то побудительное.)

— Для чего это нам нужно? (Для общения друг с другом)

Результат: подведение к открытию новой темы обучающимися.

5

Первичное закрепление

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

научиться применять полученные знания на практическом уровне с учетом своих возможностей.

Задачи:

упражняться по данной теме в текстах учебника;

умение находить ошибки при взаимопроверке.

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

выработать умение у обучающихся оперировать полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи.

Задачи:

развивать умение логически строить цепь собственных суждений;

развивать умение слушать собеседника в ходе совместной работы.

Форма работы: самостоятельная, с последующей проверкой

Метод: практический, игровой

В ходе выполнения заданий установить связи между отдельными операциями, выполнять действия по алгоритму, уметь выстраивать логическую цепь рассуждении, задавать вопросы, помогающие участникам учебного процесса обнаружить ошибки и верно скорректировать дальнейшую работу. В ходе работы обучающиеся обмениваются мнениями, учитель обращает внимание на умение говорящего обосновывать собственное мнение и учитывать мнение других.

Физкультминутка: Если я назову повествовательное предложение – вы сидите, если – вопросительное – хлопаем в ладоши, а если побудительное – встаёте.

Скоро прилетят первые весенние птицы. (Сидят.)

Когда появится на полянке зелёная травка? (Хлопают.)

Ребята, покормите птиц. (Встают.)

Ты сделал волшебную полочку для птиц? (Хлопают.)

Солнышко, свети ярче и отогрей землю. (Встают.)

Появляются на деревьях первые почки. (Сидят.)

Переходим к применению новых знаний на практике.

Работа по учебнику страница 120 упражнение 386. Прочитайте задание к упражнению. Давайте составим алгоритм выполнения. (Прочитаем, выпишем повествовательные, затем побудительные предложения, подчеркнём глаголы)

Прочитает согласно знакам препинания…(Обучающийся читает вслух)

Какое слово с непроверяемой гласной в корне слово встретилось нам при чтении? (рябина)

Я просила вас поработать над этим словом, что у вас получилось?

На доске появляется картинка с изображением рябины.

(Например: Рябина с я пишу всегда

И не забуду никогда.

Рябина – это слово, если перевести с польского, означает: рябчик, отсюда: рябина пишется с буквой я – Этимологический словарь М. Фасмера.)

— Выполняем упр. 386, стр. 120 письменно. Взаимопроверка.

Фронтальный опрос:

— Все ли правильно выполнили? Кто допустил ошибки?

— Какие повествовательные предложения выписали?

— А побудительные?

Вывод:

— Почему данные предложения отнесли к повествовательным? (Цель: сообщение)

— Почему предложения отнесли к побудительным? (Цель: побуждение)

А сейчас поиграем: вслух доскажем слово, которое пропущено.

Игра: Первый листок подучился из почки.

В предложении поставлю я (точку).

Как зимовали? Очнулись от сна?

Если вдруг встретится образ сомнительный,

То я поставлю знак (вопросительный).

Дети, смотрите, наступила весна.

В предложении этом ставлю я (точку)

Цель побуждения сказано точно.

Молодцы, справились. Умеете применять знания на практике.

Результат: умение оперировать полученными знаниями.

6

Самостоятельная работа

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

определить уровень овладения знаниями.

Задачи:

выполнять задания по алгоритму самостоятельно;

сверить результаты выполненной работы с текстом правила;

сделать выводы по теме.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:

определить у обучающихся практический уровень овладения новым материалом.

Задачи:

работать над развитием навыка практического применения знаний;

научить работать самостоятельно с текстом и по карточкам.

Форма работы: самостоятельная.

Метод: практический.

Страница 120 – 121 упражнение 387. Прочитайте задание. Прочитайте текст про себя и затем ответим на вопросы к тексту.

Читает обучающийся вслух. А кто прочитает ещё лучше? (Спросить 3- 4 обучающихся)

. — О чём пропела коноплянка, как вы думаете: (О наступлении весны. Ей нравится весна.)

— Сколько в тексте предложений? (В тексте 6 предложений)

— Какие они по цели высказывания? (Повествовательные, а последнее – побудительное)

Прочитайте побудительное предложение. (Читают последнее предложение.)

Спишите побудительное предложение.

Мир исследований зовёт нас путешествовать дальше.

На партах у вас задание: расставьте названия предложениям. Работает по вариантам.

Возьмите карточки в руки. Обратимся к правилу: найдите в правиле сокращённые обозначения предложений по цели высказывания. Прочитайте. Читает 1 обучающийся вслух.

1 вариант Весна.

Солнце пригрело. ( )Побежали ручьи. ( )Прилетайте, грачи. ( ) Птицы выводят птенцов. ( )Весело скачет по лесу заяц? ( ) Он рад, что наступила весна. ( )

2 вариант Весной.

Лисица вышла на охоту и чует добычу. ( )Волчица вывела волчат на поляну? ( )Она безумно рада весне. ( ) Медведица рычит у берлоги. ( )Бабочки и пчелы, летите к цветам. ( ) Все рады весне. ( )

(Взаимопроверка).

Для чего нам необходимы нам предложения по цели высказывания? (Для правильного общения.)

Как раз сейчас вы пообщаетесь. Я вам разрешила сесть друг с другом на уроке не просто так, а с умыслом. Мир исследований позвал нас на творческое дело. Вам необходимо в паре, с кем вы сидите и чаще всего общаетесь составить диалог на тему: «Как я встречаю весну?» Употребляйте в диалоге как можно больше прилагательных.

— Для чего нам нужно употреблять больше прилагательных? (Для красивой речи, они придают окраску нашей речи.)

Итак, составляем диалоги, как только вы составите – поднимите руки.

Диалоги ребят выслушиваются и оцениваются.

— Все ли виды предложений по цели высказывания прозвучали?

Результат: определить практический уровень овладения материалом.

7

Рефлексия.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

оценить значимость учебных действий для самого себя.

Задача:

провести самооценку знаний.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:

развивать способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям.

Задачи:

формировать осознанность и критичность учебных действий;

выявить уровень усвоения новых знаний.

Форма работы: фронтальная

Метод: игровой.

— Мы побывали в мире исследований в весеннее время года. А сейчас вы мне подскажите, что нам удалось открыть.

— Что интересного вам запомнилось при изучении сегодняшней темы и о чем вы бы хотели рассказать своим знакомым?

— О чём хотелось бы ещё узнать?

Развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока.

Давайте позовём солнышко, чтобы нас оно обогрело: «Солнышко, приходи!» И сейчас к нему присоединим лучики. Красные лучи прикрепят те ребята, которые очень хорошо поняли сегодняшнюю тему, И они получают домашнее задание: написать сочинение на тему: «Весна», используя предложения разных видов по цели высказывания. На уроке вы получили хорошую базу для написания сочинений.

Мы работаем над проектом: «Времена года»: создали книгу: «Увлекательные путешествия снежинок», т.е. на зимнюю тему, которая будет выпущена Волгоградским издательством «Солнечный круг», а сейчас пора создать книгу на тему: «Весна», поместим туда самые лучшие работы.

Оранжевые лучи – прикрепят ребята, которые ещё будут обращаться к подсказке учебника. Они получают домашнее задание: индивидуальные карточки, в которых определят и надпишут виды предложений по цели высказывания.

Когда наступит весна Ярко засветило солнышко На лугу появились первые цветы Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка. Смотри, птица, на бабочек, но не трогай их

Жёлтые лучи – кому ещё необходима помощь учителя и они дома выполняют упражнение: 2 страница 135, определение заучивают все на с. 119.

Результат: осознание обучающимися значимости учебных действий.

8

Итог урока.

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

получить информацию о результатах знаний.

Задачи:

дать оценку своим знаниям;

проверить адекватность оценки своих достижений.

Цель, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока:

провести анализ и оценку достижения обучающимися целей и задач урока.

Задачи:

развивать самокритичность при оценке своих знаний;

дать оценку знаниям обучающихся на разных этапах урока.

Метод: устный опрос

Форма работы: фронтальная

На доске перепутана таблица – вам необходимо её собрать правильно.

А затем рассказать всем о своём открытии в мире исследований.

Предложения по цели высказывания

Сообщение Вопрос Просьба

Повеств. Вопрос. Побудит.

Точка Вопрос. знак Точка

Выполнили ли задачи урока, поставленные вами? (Научились определять предложения по цели высказывания, упражнялись в этом, читали с правильной интонацией.)

— Какие у вас возникли трудности?

— Над чем необходимо ещё работать?

Организация объективации для обучающегося, изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений.

Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку.

Организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанном на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося.

Результат: адекватность самооценки обучающегося оценке учителя. Получение обучающимися информации о результатах знаний.

9

Задание на дом

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися:

применять полученные знания в выполнении домашнего задания.

Задача:

понять цели, содержание и способы выполнения домашнего задания.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:

обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задачи:

дать обучающимся домашнее задание разного уровня;

помочь разобраться обучающимся в предполагаемом домашнем задании.

Метод: словесный.

Форма работы: фронтальная.

Задание для первой группы учащихся: написать сочинение на тему: «Весна», используя предложения разных видов по цели высказывания

для второй группы: индивидуальные карточки, в которых определят и надпишут виды предложений по цели высказывания

для третьей группы: выполняют упражнение: 2 страница 135, определение заучивают все на с. 119.

Спасибо за урок.

Результат: применение обучающимися полученных знаний на практическом уровне.

16

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here