Аттестуемый педагог Работина Светлана Викторовна.
Предмет: русский язык Класс: 3 «Д».
Тема урока: Виды предложений по цели высказывания.
Цели урока:
познакомить обучающихся с особенностями предложений разных видов по цели высказывания;
развивать творческую инициативу обучающихся в устной и письменной речи.
Задачи урока:
научить определять предложения разных видов по цели высказывания;
выработать умение употреблять разные виды предложений в устной и письменной речи;
выработать умение использовать предложения данных видов при описании природы в весеннее время года, тем самым прививать любовь к русскому языку.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Вид: урок решения познавательных задач.
Метод: продуктивный.
Оснащение: учебник Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева « Русский язык» 3 класс, часть 2
Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя
Д.Н. Ушаков, С.,Е Крючков Орфографический словарь М.: Просвещение, 2001; М. С. Лапатухин. Школьный толковый словарь русского языка. М: Просвещение, 2003; Этимологический словарь М. Фасмер, с. 603.
Оборудование: таблица «Виды предложений по цели высказывания», карточки для индивидуальной работы в классе (25 штук), карточки для выполнения домашнего задания, солнышко, лучи (25 штук трёх цветов для рефлексии), картинки с изображением весны, рябины.
Этапы урока | Содержание этапа | |
1 | Организационный момент | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: включиться в учебный ритм. Задачи: эмоционально настроиться на предстоящую учебную деятельность; сосредоточить внимание.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: подготовить обучающихся к работе на уроке. Задачи: создать положительный и эмоциональный настрой у обучающихся на предстоящую деятельность; организовать внимание обучающихся на уроке.
Метод: словесный Форма работы: фронтальная.
Учитель: – Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. Для этого мне понадобится ваша помощь. Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы? Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей! Тогда начинаем! (Обучающийся читает стихотворение) Привет, привет тебе весна! — Почему сердце радостно поёт? (С наступлением весны) — Почему мы рады наступлению весны? (Природа оживает) Какие прелестные строки. И сегодня мы в это прекрасное время года отправляемся в мир исследований красивой речи. — Откроем тетради, запишем: «Третье апреля. Классная работа».
Результат: включение обучающихся в деловой ритм. |
2 | Постановка проблемы | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: увидеть проблему, осознать её. Задача: предложить способы решения проблемы.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: организовать деятельность обучающихся на поиск решения проблемы. Задачи: стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации; подвести обучающихся к решению поставленной проблемы.
Форма работы: фронтальная Метод: проблемно-поисковый
На доске: наступила, весна, ранняя как, ручьи, журчат, весенние на, посмотрите, солнце, яркое
— Какое задание нам нужно выполнить? (По опорным словам составить предложения) — Какое составили первое предложение? (Наступила ранняя весна.) — Какой знак препинания стоит в конце предложения и почему? (Точка, т.к. сообщается о том, что наступила ранняя весна.) Запишем наилучший вариант. — Какое составили второе предложение? (Как журчат весенние ручьи?) — Какой знак препинания стоит в конце предложения и почему? (Вопросительный знак, т.к. задаётся вопрос.) Запишем наилучший вариант. — Какое составили третье предложение? (Посмотрите на яркое солнце.) — Какой знак препинания стоит в конце предложения и почему? (Точка, т.к. содержится просьба.) Запишем наилучший вариант. -Итак, какие мы записали предложения? (Повествовательное, вопросительное, побудительное) — Какую вы увидели проблему? (Все предложения разные по цели высказывания.)
Результат: подведение обучающихся к решению поставленной проблемы. |
3 | Сообщение темы, целей и задач урока | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: сформулировать тему, цели и задачи урока. Задачи: учиться сотрудничать с учителем в учебном процессе; отстаивать свою точку зрения.
Цель, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: создать условия для формулирования темы, целей и задач урока обучающимися. Задача: подвести обучающихся к определению темы и целей и задач урока.
Форма работы: фронтальная Метод: словесный (беседа)
— Как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Виды предложений по цели высказывания.). — Какую цель поставим перед собой? (Познакомиться с предложениями разных видов по цели высказывания) — Какие бы вы поставили перед собой задачи? (Уметь определять предложения данных видов, упражняться по теме и читать предложения с правильной интонацией.)
Результат: цели и задачи сформулированы обучающимися в сотрудничестве с учителем. |
4 | Открытие новых знаний | Цель которая должна быть достигнута обучающимися: в процессе работы над повествовательными, вопросительными и побудительными предложениями выяснить, почему предложения получили такие названия. Задачи: научиться определять предложения разных видов по цели высказывания; определять предложения разных видов по цели высказывания в общении.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: раскрыть понятие о видах предложения по цели высказывания. Задачи: выработать умение правильно сравнивать предложения данных видов; показать необходимость употребления этих предложений в общении.
Форма работы: фронтальная Метод: проблемно-поисковый
— Весна помогла нам определить тему урока и определить задачи. Откройте учебник на странице 118. Давайте посмотрим, какой диалог состоялся между Афанасием и дедушкой Фёдором. Афанасий, как и вы, был на весенних каникулах и прочитал новую книгу. _ Прочитайте первое предложение. (Я прочитал очень интересную книгу) — С какой целью говорит Афанасий? (С целью сообщения, он сообщил, что прочитал очень интересную книгу и поэтому в конце поставил точку) — Какое предложение по цели высказывания? (Повествовательное.) Посмотрите на вторую картинку и прочитайте предложение. (О чём эта книга? Оно вопросительное, здесь цель: задать вопрос, поэтому в конце стоит вопросительный знак.) — Прочитайте последнее предложение под третьей картинкой? (Обязательно прочитай эту книгу. Здесь просьба, в конце стоит знак точка.)
Работа с текстом определения. (страница 119) — Давайте сравним наши ответы с суждением учебника. Прочитайте про себя. Вслух прочитает… (Читает обучающийся.) — Совпали ли наши выводы с выводами авторов учебника? Правильно ли стоят знаки в конце предложений? (Правильно.)
— Уважаемые исследователи, что мы узнали новое в мире исследований? ( О предложениях разных видов по цели высказывания). (Если сообщается что-либо, то предложение повествовательное, если спрашивают, то вопросительное, если идёт побуждение к действию, то побудительное.) — Для чего это нам нужно? (Для общения друг с другом)
Результат: подведение к открытию новой темы обучающимися. |
5 | Первичное закрепление | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: научиться применять полученные знания на практическом уровне с учетом своих возможностей. Задачи: упражняться по данной теме в текстах учебника; умение находить ошибки при взаимопроверке.
Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: выработать умение у обучающихся оперировать полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи. Задачи: развивать умение логически строить цепь собственных суждений; развивать умение слушать собеседника в ходе совместной работы.
Форма работы: самостоятельная, с последующей проверкой Метод: практический, игровой
В ходе выполнения заданий установить связи между отдельными операциями, выполнять действия по алгоритму, уметь выстраивать логическую цепь рассуждении, задавать вопросы, помогающие участникам учебного процесса обнаружить ошибки и верно скорректировать дальнейшую работу. В ходе работы обучающиеся обмениваются мнениями, учитель обращает внимание на умение говорящего обосновывать собственное мнение и учитывать мнение других.
Физкультминутка: Если я назову повествовательное предложение – вы сидите, если – вопросительное – хлопаем в ладоши, а если побудительное – встаёте. Скоро прилетят первые весенние птицы. (Сидят.) Когда появится на полянке зелёная травка? (Хлопают.) Ребята, покормите птиц. (Встают.) Ты сделал волшебную полочку для птиц? (Хлопают.) Солнышко, свети ярче и отогрей землю. (Встают.) Появляются на деревьях первые почки. (Сидят.)
– Переходим к применению новых знаний на практике. Работа по учебнику страница 120 упражнение 386. Прочитайте задание к упражнению. Давайте составим алгоритм выполнения. (Прочитаем, выпишем повествовательные, затем побудительные предложения, подчеркнём глаголы) Прочитает согласно знакам препинания…(Обучающийся читает вслух) Какое слово с непроверяемой гласной в корне слово встретилось нам при чтении? (рябина) Я просила вас поработать над этим словом, что у вас получилось? На доске появляется картинка с изображением рябины. (Например: Рябина с я пишу всегда И не забуду никогда. Рябина – это слово, если перевести с польского, означает: рябчик, отсюда: рябина пишется с буквой я – Этимологический словарь М. Фасмера.) — Выполняем упр. 386, стр. 120 письменно. Взаимопроверка. Фронтальный опрос: — Все ли правильно выполнили? Кто допустил ошибки? — Какие повествовательные предложения выписали? — А побудительные? Вывод: — Почему данные предложения отнесли к повествовательным? (Цель: сообщение) — Почему предложения отнесли к побудительным? (Цель: побуждение) А сейчас поиграем: вслух доскажем слово, которое пропущено. Игра: Первый листок подучился из почки. В предложении поставлю я (точку). Как зимовали? Очнулись от сна? Если вдруг встретится образ сомнительный, То я поставлю знак (вопросительный). Дети, смотрите, наступила весна. В предложении этом ставлю я (точку) Цель побуждения сказано точно. Молодцы, справились. Умеете применять знания на практике.
Результат: умение оперировать полученными знаниями. |
6 | Самостоятельная работа | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: определить уровень овладения знаниями. Задачи: выполнять задания по алгоритму самостоятельно; сверить результаты выполненной работы с текстом правила; сделать выводы по теме.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: определить у обучающихся практический уровень овладения новым материалом. Задачи: работать над развитием навыка практического применения знаний; научить работать самостоятельно с текстом и по карточкам.
Форма работы: самостоятельная. Метод: практический.
Страница 120 – 121 упражнение 387. Прочитайте задание. Прочитайте текст про себя и затем ответим на вопросы к тексту. Читает обучающийся вслух. А кто прочитает ещё лучше? (Спросить 3- 4 обучающихся) . — О чём пропела коноплянка, как вы думаете: (О наступлении весны. Ей нравится весна.) — Сколько в тексте предложений? (В тексте 6 предложений) — Какие они по цели высказывания? (Повествовательные, а последнее – побудительное) Прочитайте побудительное предложение. (Читают последнее предложение.) Спишите побудительное предложение. Мир исследований зовёт нас путешествовать дальше. На партах у вас задание: расставьте названия предложениям. Работает по вариантам. Возьмите карточки в руки. Обратимся к правилу: найдите в правиле сокращённые обозначения предложений по цели высказывания. Прочитайте. Читает 1 обучающийся вслух. 1 вариант Весна. Солнце пригрело. ( )Побежали ручьи. ( )Прилетайте, грачи. ( ) Птицы выводят птенцов. ( )Весело скачет по лесу заяц? ( ) Он рад, что наступила весна. ( )
2 вариант Весной.
Лисица вышла на охоту и чует добычу. ( )Волчица вывела волчат на поляну? ( )Она безумно рада весне. ( ) Медведица рычит у берлоги. ( )Бабочки и пчелы, летите к цветам. ( ) Все рады весне. ( )
(Взаимопроверка).
Для чего нам необходимы нам предложения по цели высказывания? (Для правильного общения.) Как раз сейчас вы пообщаетесь. Я вам разрешила сесть друг с другом на уроке не просто так, а с умыслом. Мир исследований позвал нас на творческое дело. Вам необходимо в паре, с кем вы сидите и чаще всего общаетесь составить диалог на тему: «Как я встречаю весну?» Употребляйте в диалоге как можно больше прилагательных. — Для чего нам нужно употреблять больше прилагательных? (Для красивой речи, они придают окраску нашей речи.) Итак, составляем диалоги, как только вы составите – поднимите руки. Диалоги ребят выслушиваются и оцениваются. — Все ли виды предложений по цели высказывания прозвучали?
Результат: определить практический уровень овладения материалом. |
7 | Рефлексия. | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: оценить значимость учебных действий для самого себя. Задача: провести самооценку знаний.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: развивать способности обучающихся разумно и объективно анализировать свою деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям. Задачи: формировать осознанность и критичность учебных действий; выявить уровень усвоения новых знаний.
Форма работы: фронтальная Метод: игровой.
— Мы побывали в мире исследований в весеннее время года. А сейчас вы мне подскажите, что нам удалось открыть.
— Что интересного вам запомнилось при изучении сегодняшней темы и о чем вы бы хотели рассказать своим знакомым? — О чём хотелось бы ещё узнать?
Развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока.
Давайте позовём солнышко, чтобы нас оно обогрело: «Солнышко, приходи!» И сейчас к нему присоединим лучики. Красные лучи прикрепят те ребята, которые очень хорошо поняли сегодняшнюю тему, И они получают домашнее задание: написать сочинение на тему: «Весна», используя предложения разных видов по цели высказывания. На уроке вы получили хорошую базу для написания сочинений.
Мы работаем над проектом: «Времена года»: создали книгу: «Увлекательные путешествия снежинок», т.е. на зимнюю тему, которая будет выпущена Волгоградским издательством «Солнечный круг», а сейчас пора создать книгу на тему: «Весна», поместим туда самые лучшие работы.
Оранжевые лучи – прикрепят ребята, которые ещё будут обращаться к подсказке учебника. Они получают домашнее задание: индивидуальные карточки, в которых определят и надпишут виды предложений по цели высказывания.
Когда наступит весна Ярко засветило солнышко На лугу появились первые цветы Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка. Смотри, птица, на бабочек, но не трогай их
Жёлтые лучи – кому ещё необходима помощь учителя и они дома выполняют упражнение: 2 страница 135, определение заучивают все на с. 119.
Результат: осознание обучающимися значимости учебных действий.
|
8 | Итог урока.
| Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: получить информацию о результатах знаний. Задачи: дать оценку своим знаниям; проверить адекватность оценки своих достижений.
Цель, которые учитель хочет достичь на данном этапе урока: провести анализ и оценку достижения обучающимися целей и задач урока. Задачи: развивать самокритичность при оценке своих знаний; дать оценку знаниям обучающихся на разных этапах урока.
Метод: устный опрос Форма работы: фронтальная
На доске перепутана таблица – вам необходимо её собрать правильно. А затем рассказать всем о своём открытии в мире исследований. Предложения по цели высказывания Сообщение Вопрос Просьба Повеств. Вопрос. Побудит. Точка Вопрос. знак Точка Выполнили ли задачи урока, поставленные вами? (Научились определять предложения по цели высказывания, упражнялись в этом, читали с правильной интонацией.) — Какие у вас возникли трудности? — Над чем необходимо ещё работать? Организация объективации для обучающегося, изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку. Организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанном на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося.
Результат: адекватность самооценки обучающегося оценке учителя. Получение обучающимися информации о результатах знаний.
|
9 | Задание на дом | Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: применять полученные знания в выполнении домашнего задания. Задача: понять цели, содержание и способы выполнения домашнего задания.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока: обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Задачи: дать обучающимся домашнее задание разного уровня; помочь разобраться обучающимся в предполагаемом домашнем задании.
Метод: словесный. Форма работы: фронтальная.
Задание для первой группы учащихся: написать сочинение на тему: «Весна», используя предложения разных видов по цели высказывания
для второй группы: индивидуальные карточки, в которых определят и надпишут виды предложений по цели высказывания
для третьей группы: выполняют упражнение: 2 страница 135, определение заучивают все на с. 119.
Спасибо за урок.
Результат: применение обучающимися полученных знаний на практическом уровне. |