МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №83

РУССКИЙ ЯЗЫК

программа «ХХI век»

«Правописание

безударных окончаний

имён существительных 1-го склонения»

( 3 КЛАСС )

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

БАСЛЫК ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА

г. Краснодар, 1-й проезд СТАНОВОЙ, д.11

моб.тел.: 8-918-632-76-86

эл.почта: elena_310372@mail.ru

КРАСНОДАР, 2013

Цель: формировать умение склонять имена существительные в единственном числе; познакомить с приёмами правописания безударных окончаний имен существительных 1-госклонения, развивать орфографическую зоркость.

Ход урока:

1. Организационный момент.

— Прозвенел звонок! Внимание! Посмотрите ребята друг на друга, улыбнитесь и

мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. Садитесь!

— Руки? (- На месте)

— Ноги? (- На месте)

— Локти? (- У края)

— Спина? (- Прямая)

— Сегодня на уроке нам необходимо

Быть – внимательными, активными, старательными;

Знать – лексическое и грамматическое значение имени существительных;

Уметь – распознавать тип склонения, падеж существительных;

Будем – продолжать учиться красиво и грамотно писать, думать и рассуждать.

— Древняя пословица гласит, что «Каждый день жизни прибавляет частицу

мудрости».

— Как вы её понимаете? ( Мы узнаём что-то новое).

— Вы знаете, что наши знания – это богатство, которые мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем.

2. Минутка чистописания.

— Я предлагаю вам поработать сейчас над красотой письменной речи, вспомнить каллиграфическое написание элементов букв. Желаю вам, чтобы вся письменная работа была выполнена также красиво и правильно, как и у меня на доске.

3. Сообщение темы урока.

— В буквах минутки чистописания спрятана тема нашего урока. Кто её прочитает?

— Сегодня по теме «Склонение» вам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие. Желаю вам творческих удач.

4. Словарная работа.

— Но сначала словарная работа «Цепочка». Взаимопроверка.

— Наш язык пополниться ещё одним новым словом.

— Загадка.

Никто не пугает, а вся дрожит. ( Осина )

— Как вы понимаете значение этого слова?

— Составим предложение

5. Введение в тему.

1. Игра «Бегущие минутки» по теме «Имя существительное».

— Что вы знаете об именах существительных?

— За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Выясним знатоков этой темы. Итак, начинаем.

  • Что такое склонение?

  • Что значит просклонять имя существительное?

  • Что такое окончание и для чего оно служит?

  • Какая форма слова для имени существительного является начальной?

  • Что такое падеж? Падежи?

  • Сколько падежей в русском языке?

  • Как определить падеж имени существительного в предложении?

  • Как распределяются имена существительные по склонениям?

  • Сформулируйте интересный вопрос по этой теме.

— Молодцы! Справились с заданием. Из всего сказанного я хотела бы выделить слова

Падежи

Склонение

Окончания

2. — Итак, повторим падежи. Сколько их?

— В каком порядке они распределены?

— С помощью каких слов их можно легко запомнить?

(Иван рубил дрова, Василиса топила печь)

— На какие вопросы отвечают падежи? Назовите вспомогательные слова к ним.

Подготовленные заранее ученики показывают «Парад падежей»

Ученик 1. У слова есть шесть падежей,

Шесть верных маленьких пажей.

Они проходят чередой,

За слово в бой готов любой!

Вверяют окончаниям

Судьбу и жизнь свою!

И про свое призвание

На ушко им поют.

Ученик 2. Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что? –

Ни с чем не спутает никто.

Ученик 3. А я – падеж родительный.

Характер мой общительный.

Кого? Чего? — и вот он я!

Предлоги часто мне друзья.

Ученик 4. Я называюсь дательным,

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я могу сказать.

Ученик 5. А я – винительный падеж,

И я во всем виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «пятерки» я ловлю.

Кого позвать, во что играть,

Готов ребятам подсказать.

Ученик 6. А я – творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Творите! Чем? Творите! С кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

Ученик 7. А я – падеж предложный!

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком? О чём я расскажу?

О чём мечтать и в чём гулять.

3. Физкультминутка.

4. – Что же такое склонение?

— Мы с вами вспомнили, что в русском языке есть 3 склонения, вспомнили, какие существительные к какому склонению относятся. Слово, однажды попав в склонение, никогда из него не выбирается. Слово верно своему склонению, значит, склонение слова – постоянный его признак.

Учитель раздает детям лист «3 склонения имён существительных».

А теперь вы будете исследователями. Интересно, кто из вас самый наблюдательный? Возьмите карточки со словом ОСИНА и карандашом впишите окончания.

Дети выполняют задание. После делается проверка.

5. – Поработав со словом «Склонение», «Падежи» переходим к слову «Окончания».

— Обратите внимание на окончания в склонении имени существительном – осина.

— В какой позиции находятся окончания у имени существительного – осина?

— В каких частях слова встречаются безударные гласные? (В корне, приставке, суффиксе).

— А у нас – окончание.

Перед нами проблема. Как правильно написать окончание?

Рассуждения детей.

— Учащиеся Петя и Женя сделали свой вывод на с.37 учебника

— Сравниваем слова «осина» и «весна» и сделаем вывод. (По ударным окончаниям можно проверить безударные).

— прочитайте правило, составленное учеными.

Дети выполняют задание.

— Что нового для себя открыли? (Безударные окончания имен существительных проверяй ударными в том же склонении).

6. Практика.

— А теперь давайте поупражняемся в правописании безударных окончаний имен существительных 1-го склонения. С.38 упр.2.

Дети работают сообща, записывая текст алгоритма в тетрадях и на доске.

На доске:

(Без) насмешки/е

I шаг: (без) насмешки/е что? насмешка

II шаг: (1-е склонение) насмешка — вода (земля)

III шаг: без воды без насмешки ы/и без земли

Далее детям выдаются листы «Вставьте пропущенные окончания, с которыми они работают на время. Можно проводить по двум вариантам:

1 вариант: Учитель читает слова, дети поднимают карточки с буквой Е или И.

2 вариант: Карандашом вписывают окончания в заготовку.

7. Итог урока.

— Какое маленькое, но очень важное открытие мы сделали на уроке?

— Кому на уроке было интересно и понятно, посигнальте зелёным светофором.

— Кому сложно и многое непонятно – красным.

— Спасибо за хорошую работу. Ваши ответы сделали нам класс светлым и красивым, а мне подарили радость.

8. Домашнее задание.

— вместе с родителями создайте свою памятку применения данного правила.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here