Богдан Любовь Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №12»
Предмет: Русский язык Учебник: Русский язык. Авторы: С.В Иванов, А.О. Евдокимова. Тематический блок: Как устроен наш язык. Класс: 3 Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Тема: «Местоимение»
Цель: Создать условия для знакомства с новой частью речи – местоимением.
Задачи урока:
-
Образовательные: познакомить с ролью местоимения в речи их особенностями.
-
Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, самоконтроля и самооценки.
-
Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
УУД:
Личностные УУД: — ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.
— развитие самостоятельности.
Регулятивные УУД:- определять и формулировать цель урока,
-
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД — правильное построение речевых высказываний.
Познавательные УУД — ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного: добывать новые знания. Общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать),
— находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.
-
Технологии: проблемный диалог, здоровьесберегающие, ИКТ.
-
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, работа в парах.
-
Методы обучения: Проблемно-поисковые, практические, словесные.
Оборудование:
-
мультимедийный проектор;
-
компьютер, экран;
-
мультимедийная презентация в программе Power Point;
-
карточки для работы в парах;
-
карточки с домашним заданием;
-
карточки «Проверь себя»;
-
учебник для третьего класса. Авторы: С.В Иванов, А.О. Евдокимова.
-
№
п/п
Этапы работы
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Методические комментарии
1.
Вхождение в деятельность.
Мотивация учащихся. Психологическая подготовка к восприятию темы.
Вот звонок нам дал сигнал:
Русский наш язык настал.
Время нам нельзя терять,
Новую часть речи начнем мы изучать.
— Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и открыть новые тайны русского языка.
А какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Записывают.
Волевая саморегуляция,
действие смыслообразования.
2.
Актуализация знаний.
Цель: Создать условия для повторения изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
— Ребята, какие части речи вы уже знаете?
(Имена существительные, прилагательные и глаголы)
— Что такое имя существительное?
(имя прилагательное, глагол)
Слайд 2
-А сейчас Незнайке нужна ваша помощь. Предлагаю поработать в парах.
Задание.
-На столах у вас карточки. Вам нужно в каждой группе найти лишнее слово и объяснить свой выбор.
север
учитель
ученик
я
салют
весёлая
дружные
весенний
верный
он
писать
смотрит
удивлять
ты
работать
Организует проверку работы по слайду.
Имена существительные
Имена прилагательные
глаголы
Я он ты
Отвечают.
Работают в парах. Вспоминают изученные части речи.
Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Умение сотрудничать со сверстниками.
3.
Выдвижение проблемы.
Цель: Создать условия для постановки учебной задачи через проблемный диалог, с опорой на предыдущие знания о частях речи.
-Вот, ребята, какие части речи вы знаете: имена существительные, прилагательные, глаголы.
Я, ты, он
-Эти слова вы не отнесли ни к существительным, ни к прилагательным, ни к глаголам.
— Значит это какая-то другая часть речи.
А кто — нибудь знает, как называются эти слова?
— Эти слова называются местоимения.
Если кто то, знает — отвечает.
Постановка и формулирование проблемы.
4.
Постановка учебной задачи.
Планирование предстоящей учебной деятельности.
— Кто из вас догадался, какая тема урока?
(На слайде появляется запись после ответа детей)
Тема урока: Местоимение.
— Сегодня мы начинаем изучать новую часть речи. На стр. 133 давайте прочитаем, что вы узнаете об этой части речи.
Формулируют тему.
Ставят учебные задачи.
Умение принимать и сохранять учебную задачу.
5.
Учебные действия по реализации плана. «Открытие нового знания»
Цель: организовать наблюдение за признаками местоимения и его функциями в тексте (функция повтора), развитие умений находить ответы на проблемные вопросы.
—Итак, ребята, давайте открывать тайны новой части речи.
Давайте подумаем Слайд 3
Юля сажает цветы.
Юля (она) помогает бабушке.
Ласточка прилетела с юга.
Ласточка (она) строит дом для птенцов.
— Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения? Подумайте, а что можно изменить в каждой паре?
—О ком говорится в первом предложении? О ком говорится во втором предложении? Назовите слово, которое указывает на того, о ком говорится во втором предложении.
— Можно ли сказать, что эти слова называют того, о ком говорится в первом предложении? Было бы вам понятно, о ком говорится во втором предложении, если бы не было первого?
— Для чего же в речи мы употребляем местоимения?
(Чтобы не было повторений в предложении одного и того же слова)
Наблюдают за предложениями.
Отвечают.
Умение наблюдать, анализировать, сравнивать, и делать выводы.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
6.
Физкультминутка
Цель: Создать условия для снятия утомляемости учащихся.
Мы ногами – топ-топ, мы руками – хлоп-хлоп,
Мы плечами – чик-чик, мы глазами – миг-миг.
Раз – присели¸ два – привстали,
Три, четыре – поскакали.
Пять – нагнулись, разогнулись.
Шесть – друг другу улыбнулись.
Семь – за парту тихо сесть,
А на восемь – лень отбросим.
Выполняют движения
7.
Первичное закрепление
Цель: Создать условия для умения находить местоимения в предложении в практической деятельности.
1) Работа по учебнику
— Найдите упр. 1 на стр.134. Прочитайте. Как вы поняли задание?
Выписывают слова:
Я (говорящий сам себя называет, но не известно, как зовут мальчика)
ты, он (указывает на друга)
мы (указывает на обоих ребят)
они (указывает на друзей)
-Как называются слова, которые выписали?
(Местоимения)
— Что такое местоимение?
— Что вы узнали о местоимении?
На доске опорные слова прикрепляет учитель после ответов детей.
Местоимение
часть речи
указывает на предмет, но не называет его
-Кто может сделать вывод по опорным словам, что такое местоимение?
-А теперь давайте сравним наше открытие с правилом учебника.
Прочитайте правило.
-Наш вывод совпал с правилом в учебнике?
-Расскажите правило друг другу.
-Поднимите руку, кто смог рассказать правило.
-Кто сможет рассказать вслух?
2) Работа по учебнику
— Найдите упр.2 на стр.134. Прочитайте. Как вы поняли задание?
Слайд 4
Ученик — он
липы — они
кошка – у неё
проливной — такого
рыжие и
пушистые — такие
-В первом столбике местоимения заменяют слова, какой части речи? На какие вопросы отвечают? А во втором?
На какие вопросы отвечают? Значит, местоимения, какие части речи заменяют?
(Имена существительные и прилагательные)
3) Работа с правилом.
— Прочитайте правило на стр. 134.
Какие местоимения бывают?
— Что узнали о местоимениях – существительных?
Слайд 5
— Что узнали о местоимениях –прилагательных?
Слайд 6
4) Работа по учебнику
— Найдите упр.3. Прочитайте. Как вы поняли задание?
— Чему учились, выполняя это задание?
Коллективная работа у доски с комментированием учителя.
Формулируют правило.
Рассказывают правило в парах.
Несколько человек рассказывают правило вслух.
Коллективная работа
Читают правило.
Отвечают на вопросы.
Работа у доски с комментированием.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
8.
Контроль и оценка знаний.
-Ребята, давайте вспомним, с какой частью речи познакомились?
— Выполните работу по карточке «Проверь себя» и проверьте свою работу по эталону.
Проверь себя
1. Местоимение — это часть речи, которая…
А) указывает на предмет, признак
Б) обозначает признак предмета
2. Местоимения употребляются вместо…
А) существительных
Б) прилагательных
В) существительных, прилагательных
3. Местоимения отвечают на вопросы…
А) кто? или что?
Б) какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?
В) кто? что? какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?
Самооценка:
У кого все задания сделаны правильно, поставьте «+».
-Чтобы хорошо усвоить тему урока дома надо ещё потренироваться.
Анализируют собственную деятельность на уроке.
Выполняют задание.
Проверяют по эталону.
А, В, В
Оценивают свои знания знаком «+».
Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности.
9.
Домашнее задание
Цель: Создать условия для активизации познавательной деятельности через дифференцированное домашнее задание.
— Можно выбрать задание, по вашему усмотрению.
Карточка №1.
Спиши предложения, вставь пропущенные буквы в словах. Вместо пропусков впиши местоимения подходящие по смыслу.
У школы растут красивые б.резы. …. широко раскинули свои ветви.
Уч.ник вошел в спортивный зал. … поздоровался с друзьями.
Дев.чка ходила в магазин. …. купила хлеб.
Карточка №2.
Спиши предложения с пропущенными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.
Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку.
Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей.
10.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель: Создать условия для, оценивания учащимися собственной деятельности на уроке.
— Оцените свою работу на уроке.
Слайд 7
Урок прошёл удачно. Я доволен собой.
Мне было трудно, но я справлялся с заданиями. Я вполне доволен собой!
Мне было очень трудно. Мне нужна помощь!
В тетрадях ставят кружочек нужного цвета.
Оценка, самооценка собственной деятельности на уроке.