Русский язык. 4 класс

Тема: «Склонение имён существительных».

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цели: Проверка и обобщение знаний о склонениях и падежах имён существительных, формирование умения грамотно писать падежные окончания имён существительных, уметь различать их.

Оборудование: таблица по чистописанию, картины словарных слов,

I. Оргмомент.

1) Проверь, дружок, готов ли ты начать урок

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь, с усердием трудитесь!

2) Прежде, чем запишем число и « Классная работа», мы подготовим свои пальчики к работе. Разминка для рук.

  • «Пальчики здороваются».

  • « Согреем пальчики».

  • «Пальчики ,подъём!»

  • «Пианино».

— Мы подготовились, а теперь можно и записать.

II. Минутка чистописания ( таблица по чистописанию для 4 класса)

III. Словарная работа. Картинный словарный диктант. ( На доске висит кроссворд)

-Вот кроссворд, надо будет отгадать его, вписав слова, которые вы увидите на картинках. Один ученик записывает слова у доски, а остальные в тетради. И ещё маленькое дополнение, если мы всё запишем правильно, в выделенных клетках появится тема нашего урока.

Показ картин: СИРЕНЬ, РАКЕТА, МАЛИНА, КРОВАТЬ, КАРТИНА, ПШЕНИЦА, ПАМЯТНИК, РИСУНОК, ОРЕХ.

В выделенных клетках появилось слово « СКЛОНЕНИЕ».

IV.Актуализация опорных знаний.

-Итак, тема нашего урока «СКЛОНЕНИЕ». Давайте вспомним, ребята, какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2-му, к 3-ему? Ответы детей.

На магнитной доске появляется таблица склонений существительных.

1.Работа в тетрадях.

Теперь запишем существительные в три столбика по склонениям. Один пишет у доски, а остальные в тетради. Учитель диктует слова.

ВОРОБЕЙ, МЫШЬ, МЫШКА, ПЕЧЬ, ОЛЕНЬ, ОДЕЖДА. СОЛНЦЕ, СТЕПЬ, КОШКА.

2. Слегка изменим работу. Я буду диктовать слова, вы продолжаете записывать их

в столбики. Но 1 ряд записывает только 1 склонение, 2 ряд – 2 склонение, а 3 ряд – 3склонение.

ТРУД, НОЧЬ, ЛЕСНИК, МАМА, РЫСЬ, БЕСЕДА, ДРУЖБА, ДАРЕВО, ТЕНЬ, ЦВЕТОК, ПОДРУГА, ОСЕНЬ.

-Давайте проверим, как вы написали.

3. Творческая работа.

Следующее задание, небольшая творческая работа. Нужно записать 2-3 предложения с теми словами, которые мы только что записали. Послушаем, что у вас получилось.

V. Физминутка.

VI. Повторение знаний о падежах.

1. –Послушайте стихотворение «Приключения зелёного листа».

Как-то раз с большого клёна оторвался лист зелёный,(И.п.)

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.

Закружилась голова у зелёного листа. (Р.п.)

Ветер нёс и нёс бросил только на мосту

В тот же миг весёлый пёс шмыг – к зелёному листу (Д.п.)

Лапой – хвать зелёный лист (В.П.) дескать, поиграем.

« Не хочу», — парашютист, головой качает…

Ветер вмиг с листом зелёным. (Т.п.)

Над землёй взметнулся снова, но шалун листок упал.

Я пишу в саду под клёном, стих о том листе зелёном. (П.п.)

-Какое словосочетание повторяется в этом стихотворении? ( Зелёный лист). Давайте определим его падеж. Но сначала вспомним, сколько и какие падежи в русском языке. (Ответы детей). Я читаю ещё раз стих, а мы записываем в тетрадь, определяя падеж и выделив окончание. Как мы уже сказали, в русском языке 6 падежей, а сейчас послушайте, сколько падежей существует в других языках.

2. Школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить названия 14 падежей, а Финляндии – 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Звание чемпиона по количеству падежей, могут оспаривать некоторые языки народов Дагестана, в грамматике которых может быть до 50 падежей. А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются, и никаких падежей в китайской грамматике нет! Отношения между словами передаются при помощи служебных слов и особых правил.

3. Снова возвращаемся к уроку. Посмотрите на слово лист, что с ним произошло? (Ответы детей). Верно, мы изменили его по падежам. Как можно сказать по другому? Просклоняли.

ВЫВОД: Для чего нам нужно уметь определять падеж? ( Чтобы правильно писать окончание). Что ещё помогает нам правильно писать окончание? Склонение. Давайте вспомним, правописание, каких безударных падежных окончаний нужно запомнить. ( Ответы детей). На доске появляется таблица

1 скл.

2 скл.

3скл.

Родительный падеж

-ы, -и

Дательный падеж

Предложный падеж

4. Дифференцированный подход.

Следующий этап работы. Часть класса работает по карточкам, задания в них написаны. Остальные работают по тетрадям и один с комментированием у доски. (Напоминание о правильной осанке).

Черёмуха.

Под самым окном нашего дома распустилась и цветёт черёмуха. Вся она покрыта душистым белым цветом. Мы любуемся цветущей черёмухой.

ЗАДАНИЕ: у существительных выделить окончание, определить склонение и падеж. Что нужно сделать, чтобы определить склонение? ( Поставить в начальную форму)

VII. ОБОБЩЕНИЕ:

— Какую тему мы сегодня повторили? ( Склонение имён существительных). — Сколько склонений у имён существительных? Какие существительные относятся к 1,2,3 склонениям? Как определяем склонение? В какую форму ставится имя существительное? Назови падежи. Назови безударные падежные окончания в 1,2,3 склонениях. Молодцы, мы с вами всё повторили. А сейчас послушайте ещё одно стихотворение, автор Г. Граубин «Ленительный падеж».

Спросили Лежебокина:- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты, не любишь падежи?
Давным-давно все школьники их знают назубок.
Их за два года выучить лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно: — в том не моя вина.
Пусть им сперва учёные изменят имена.
Ведь я падеж творительный нарочно не учу:
Трудиться, а тем более творить я не хочу.
Такой падеж, как дательный, я с детства не терплю:
Давать, делиться чем-нибудь с друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я: чтоб не учить урок,
Приходится придумывать какой-нибудь предлог.
А на падеж винительный и вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости всегда меня винит.
-Да, переделка, кажется, серьёзная нужна.
А сам ты смог бы новые придумать имена?
-Давно придумал: Взятельный, Грязнительный.
Лежательный, Грубительный, Ленительный
И, наконец, Просительный!

Это, конечно, шутка, на этом мы и закончим наш урок.

VIII. ИТОГ УРОКА.

Оценка работы учеников на уроке.

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Просклонять существительные 1 ряд – 3 склонение, 2 ряд – 1склонение, 3 ряд – 1 склонение.

КАРТОЧКА К УРОКУ.

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Над существительными надпишите склонение и падеж.

Летний день.

Душно и жарко. От бесе_к_ пр_мой линией шла тр_пинка к берегу р_ки. Она бл_стела на со_нц _. Лошади и к_ровы ст_яли по колено в в_де. Они л_ниво обмахивались хв_стами. В небесной лазур_ плавно кружился ястре_.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here